Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №3 (ноябрь) 2013
Разделы: Юриспруденция
Размещена 07.11.2013. Последняя правка: 08.11.2013.

Проблема миграции в Российской Федерации: теория и практика

Гареев Ильдар  Ирекович

-

Казанский (Приволжский) федеральный университет: Набережночелнинский институт

студент

Аннотация:
Миграция является одной из важнейших проблем народонаселения. На сегодняшний день данная проблема выведена в ранг государственной, и это оправданно. Так как неэффективность борьбы с ней, демонстрирует населению беспомощность государственного аппарата. Тем не менее нужно бороться в первую очередь, с незаконной миграцией во чтобы то ни стало, так как если не предпринять действенных рычагов влияния со стороны государства, это может привести к ещё более тяжелым последствиям.


Abstract:
Migration is one of the major problems of the population. To date, this problem is derived as a State, and it is justified. Since the inefficiency of control, shows the helplessness of the population of the state apparatus. However, you have to fight in the first place, illegal migration into that at all costs, because if we do not take effective levers of influence on the part of the state, it can lead to even more serious consequences.


Ключевые слова:
Миграция, мигрант, миграционная политика

Keywords:
Migration, migrant, immigration policy


УДК 325.14 (470+571)


Миграция является одной из важнейших проблем народонаселения и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни.
Как верно, отмечает Е.Г. Чистяков миграция населения – это добровольная или вынужденная смена места проживания по различным причинам, связанная с передвижением в другие регионы и страны [1, c.65].
По словам Ю.А. Симагина, миграции – это перемещения людей между населенными пунктами, в силу экономических, социальных и других причин, связанных с периодичностью времени нахождения [2, c.14].
Е.В. Тюрюканова отмечает, что миграции – это добровольный или вынужденный выезд за рубеж в целях занятости в определенной сфере работ, услуг [3, c.22].
В своем научном труде, Т.Н. Юдина пишет, что миграция – неотъемлемая часть глобализации, которая может быть охарактеризована как расширение, углубление и ускорение всемирной «межсвязности» во всех видах современной общественной жизни [4, c.16].
А.И. Щербаков, раскрывает понятие миграции как процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время места жительства [5, c.63].
Не претендуя, на совершенство в определении понятия миграция, уважая авторитетные мнения ученых-юристов, тем не менее, мы постараемся дать свое легальное определение термина миграция. Миграция – это вынужденное или добровольное перемещение людей в пространстве от одного места проживания (нахождения) в другой  (страна, регион, город либо иной пункт пребывания), вне зависимости от пересечения внешних или внутренних границ административно-территориальных образований, вне зависимости от срока пребывания (от 1 дня до нескольких лет), путем наземного, воздушного, водного или иного транспорта, осуществляемое в различных целях [6, c.141-144].
В настоящее время, мы все чаще слышим из средств телерадиовещания слово «мигрант». Но, между тем в эфире не поясняется, кто это и как этот человек оказался на территории Российской Федерации. По нашему мнению, «мигрант» – это участник административно-территориального передвижения населения, который при этом пересекает (либо не пересекает, если это внутригосударственная миграция) государственные границы, законным либо незаконным способом в различных целях.
Стоит заметить тот факт, что в научной литературе не изучена глубоко и широко проблема легальной миграции. Практически все научные труды посвящены нелегальной миграции.
Совсем недавно легальная миграция не признавалась в качестве проблемы для местного населения. Но, с течением времени, и с изменением количества пребывающих мигрантов, отношение к таким людям среди коренного населения, а также и со стороны государства, мягко говоря, стало меняться.
С одной стороны, легальная миграция необходима для привлечения специалистов из-за рубежа в какой-то определенной сфере деятельности, которая развивается и имеет потенциал дальнейшего развития. Это, к примеру, инновационный центр «Сколково», автомобильная компания «Форд Соллерс Холдинг», российская компания ОАО «Роснано» и другие. Здесь мы просто не можем без сотрудничества с иностранными рабочими кадрами, так как нет опыта, мастерства в работе по данным направлениям. Следует сказать, что весьма необходима, и так называемая культурная миграция. Приезды различных оперных певцов, театральных групп, популярных музыкантов и другой иностранной, культурной интеллигенции, все это по-нашему мнению благотворно влияет на развитие нравственно-духовной жизни российских граждан.
С другой стороны, та же законная миграция негативно сказывается на социально-экономической жизни местного населения. Вызвано это тем, что число безработных граждан России растет также как и число мигрантов в арифметической прогрессии. Работодателю выгоднее взять на работу мигранта, нежели гражданина России, ведь здесь прослеживается минимизация экономической составляющей в оплате труда, так называемая «черная бухгалтерия» и отсутствие нужды мигранта в дополнительном социальном обеспечении, ведь зачастую его интересует лишь экономическая составляющая по выполняемой им работе. Мы, считаем, что такое намеренное создание неблагоприятного положения российских граждан со стороны работодателей не просто неправильно, но и противозаконно. Ведь в статье 3 Трудового Кодекса России [7]  закреплена императивная норма, которая гласит, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Вместе  с тем, мы считаем, что те подходы, связанные с привлечением иностранной рабочей силы, которые сложились в стране, нужно существенно реформировать.  Механизм квотирования, который существует сегодня, - негибкий, и, кажется, что было бы лучше всего использовать европейскую модель. Выглядело бы это примерно так: в центре занятости вывешиваются вакансии, и если они в течение одного или двух месяцев не занимаются российскими гражданами, то организация занятости субъекта Российской Федерации имеет право разрешить иностранцу гражданину занять эту вакансию.
О внешней миграции в России мы, к сожалению, знаем мало. Определенная информация может быть предоставлена на основе регулярных статистических наблюдений. К сожалению, к миграционной статистике имеются определенные претензии. Качество ведомственной статистики ФМС России не устраивает Росстат России и экспертов: сказывается отсутствие у ФМС России соответствующих специалистов и опыта статистических разработок. Государственная информационная система миграционного учета (ГИСМ) и ее ключевой элемент – Центральный банк данных учета иностранных граждан и лиц без гражданства (ЦБД УИГ) позволяют отчасти компенсировать нехватку оперативной информации, но аналитические возможности ЦБД УИГ лимитированы ограниченным набором разрабатываемых показателей.
Что же понимается под нелегальной миграцией? Нелегальная миграция – это въезд граждан одной страны в другую с целью нелегального трудоустройства. В данном нами определении, мы раскрыли лишь одну негативную часть миграции, связано это с тем, что в настоящее время нелегальная (незаконная) миграция в Россию в основном трудовая - и осуществляется по экономическим причинам. Основные потоки нелегальных мигрантов направляются из стран СНГ (Украина, Азербайджан, Молдова, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан). Мигрантов из стран дальнего зарубежья не более 15-20% [8]. Это, по большей части, тоже трудовые мигранты, но среди них больше транзитников. Самую большую часть мигрантов из дальнего зарубежья составляют граждане Китая. Корейцы, вьетнамцы, афганцы представлены меньше. Из других государств нелегальные миграционные потоки пока достаточно слабы.
Наше государство крайне либерально в данном вопросе. Российская Федерация, открывая свои границы, поступает как иммиграционная страна, а не социальное государство европейского типа, приоритетно ориентирующееся на поддержание материального благополучия своего собственного коренного населения [9, с.81].
По данным Федеральной миграционной службы, в Российской Федерации ежегодно от 3 млн до 5 млн иностранцев трудятся без официального разрешения, при том, что квота на 2013 год составляет 1 745 584 человека, она распределяется по федеральным округам в следующем порядке: Центральный – 424 761 разрешений на работу, Дальневосточный – 109 754 разрешений на работу, Сибирский – 108 982 разрешений на работу, Приволжский – 133 063 разрешений на работу, Уральский – 145 550 разрешений на работу, Южный – 96 711 разрешений на работу, Северо-Западный – 240 823 разрешений на работу, Северо-Кавказский – 8 334 разрешений на работу. В городе Москва – 136 384 разрешений на работу, Санкт-Петербург – 166 032 разрешений на работу [10].
В России осуществляется не только и не столько наблюдение, сколько ограничение перемещений. В частности, институт прописки, местные законы и ряд законопроектов ужесточают ситуацию. Однако потребность в рабочей силе со стороны предпринимательских кругов с одной стороны и стремление найти работу с другой подталкивают к миграции, в том числе нелегальной миграции. Нелегальная миграция рассматривается как нарушение закона, а неэффективность борьбы с ней демонстрирует населению слабость государственных структур.
Теперь немного о законодательстве России по вопросу нелегальной миграции. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [11] был принят в 2006 году. Уже в то время, поток мигрантов был высок, но никаких рычагов влияния закон на сложившуюся ситуацию действенным образом не давал. Закон лишь позволил реализовать основную цель, ради которой он принимался: получение объективной информации о миграционной ситуации в стране. Закон, в нашем понимании, должен быть регулятором общественных отношений, разрешать все возникающие нарушения и пресекать сферу деятельности нарушителей.
На сегодняшний день, в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации [12] предусмотрена ответственность за нарушение иммиграционных правил, которое за уклонение иммигранта от прохождения иммиграционного контроля влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Мы считаем, что указанная норма недостаточно эффективна, и законодателю следует,  увеличить размер административного штрафа от 3 до 5 тысяч рублей, либо включить альтернативную санкцию в виде административного ареста с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Это обусловлено тем, что иммигранты за определенный промежуток времени до их привлечения к административной ответственности, зачастую накапливают денежный капитал, размеры  которого достаточно внушительны. Предложенные нами изменения, позволят Российской Федерации хотя бы в части вернуть в государственную казну денежные средства, которые у неё «отнимают» незаконным путем. А также мы предлагаем, внести изменения в Уголовный Кодекс РФ [13], и дополнить главу 32, статьей 322.2 следующего содержания: «Систематическое, неоднократное, злостное уклонение иммигранта от прохождения иммиграционного контроля, предусмотренного законодательством Российской Федерации, медицинского освидетельствования, идентификации личности, проживания в месте временного содержания, в центре временного размещения иммигрантов или в месте, определенном территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, для временного пребывания, а равно нарушение правил проживания в указанных местах либо уклонение от представления сведений или представление недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта в Российской Федерации, к которому ранее была применена мера административной ответственности в виде административного выдворения» - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
В последние 7 лет, руководство страны серьезно задумалось и начало принимать решительные шаги в направлении искоренения незаконной миграции. Огромную роль этому вопросу отдает действующий Президент России В.В. Путин. О необходимости ужесточить миграционное законодательство Владимир Путин заявил в одной из своих программных предвыборных статей, посвященной национальному вопросу. Позже Путин уже в ранге президента подписал закон [14], обязывающий мигрантов учить русский язык. Стоит отметить тот факт, что с подписанием вышеупомянутого закона, органы ФМС России начали принимать экзамены на знание русского языка у мигрантов, желающих въехать на территорию Российской Федерации.
Новеллой в российском законодательстве, явилось подписание Президентом России целого ряда документов, которые вводят более серьезные наказания за нарушения правил миграции. В частности, отныне тем, кто не уехал из России в течение месяца после окончания срока пребывания, запретятвъезд в страну на три года.
В Уголовном кодексе ужесточается статья 322 [15] («Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации»). В данной статье, законодатель наряду с известным ранее пересечением Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, говорит и о пересечении Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен непосредственно по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Законодатель довольно четко дает понять, что если мигрант желает работать в России, он обязан работать законно и пересекать границу России тоже обязан законно, иначе в отношении него будет применена государственно-властная принудительная сила и принцип неотвратимости наказания, вплоть до реального лишения свободы.
Статья 322.1 Уголовного кодекса также претерпела изменения, речь идет об усилении ответственности за организацию незаконного въезда в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства, их незаконного пребывания или незаконного транзитного проезда через территорию нашей страны. Теперь законом предусматривается увеличение размеров и сроков наказаний за организацию незаконной миграции и, таким образом, отнесение указанного деяния к преступлениям средней тяжести, а при наличии квалифицирующих признаков - к тяжким преступлениям.
Президентом России была утверждена Концепция государственной миграционной политики до 2025 года. В концепции говорится о необходимости бороться с незаконной миграцией и о принятии мер по адаптации и интеграции мигрантов. Но, конкретные меры в документе не прописаны.

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений». Закон должен служить укреплению межнационального согласия – так гласит преамбула федерального закона. В соответствии с измениями, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» статья 74.1. ч.2 дополняется п.5 следующего содержания - основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов. Мы считаем, что данные измения достаточно важны и своевременны в сложившихся условиях.


Наши предложения.

Для целенаправленного определения развития законодательства в области миграции населения представляется целесообразным нормативно закрепить основные принципы и приоритеты миграционной политики, программно-целевой метод регулирования, с помощью которого можно эффективно распределять материальные и финансовые средства, направляемые из бюджета на цели миграционной политики, контролировать достижение этих целей.
В целях решения проблем незаконной миграции целесообразно совершенствование правового регулирования противодействия незаконной миграции на евразийском пространстве по следующим направлениям:
- ужесточение контроля государством за деятельностью организаций по найму работников для осуществления трудовой деятельности;
- изменение подходов к квотированию для въезжающих в государство непостоянного места жительства трудовых мигрантов (въезжающих по иным основаниям) путем расчета квоты не из количественных показателей, а из процентного соотношения с гражданами государства – временного пребывания мигрантов;
- возобновление системы «фильтрации» на государственной границе;
- увеличение обеспечения, суммы денежных средств, необходимых для въезда, - наличием денежных средств на банковской карте;
- уточнение разнородных источников данных о мигрантах: пограничный контроль, реестры населения – данные, получаемые в паспортно-визовых отделах, консульствах, при вручении заграничных паспортов, обязательная регистрация по месту жительства или месту пребывания иностранных граждан (находящихся свыше 5 дней), перепись населения и т.д.;
- упорядочение визовых отношений государств евразийского пространства путем систематизации визового законодательства с государствами-членами СНГ, ЕврАзЭС, ШОС;
- урегулирование в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС законодательства по борьбе с незаконными мигрантами.
В целом миграционная политика в стране нуждается в совершенствовании: важно, чтобы она была в состоянии обеспечить приток нужных специалистов в нужные регионы. В условиях активизации в Российской Федерации серьезной работы в области миграции обсуждение актуальных аспектов с коллегами из различных стран, обмен опытом на разном уровне, выработка механизмов решения – все это может оказаться важным для решения возникающих проблем и уберечь нас от совершения некоторых ошибок. Воспитание кадров миграционных работников, судей, специализирующихся на миграционных делах, обучение их широким культурным представлениям, выработка навыков освоения элементов законодательства и традиций стран происхождения мигрантов и беженцев, умения находить необходимую страноведческую информацию – необходимая составная часть цивилизованной миграционной политики.
Наблюдая за этими шагами в правильном направлении в области миграции, нужно признать, что в деле улучшения положения в стране предстоит сделать еще очень много.         

Библиографический список:

1. Территориальная организация населения: учеб. пособие / под ред. проф. Е.Г. Чистякова. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 389 с.
2. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения: учеб. пособие для вузов. / под общ. ред. В.Г. Глушковой. – М.: ИТК «Дашков и К», 2005. – 423 с.
3. Тюрюканова Е.В. Женщины. Миграция. Государство: учебник / под ред. Е.В. Тюрюкановой, М.М. Малышевой. – М.: Academia, 2001. – 548 с.
4. Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления: учебник / Т.Н. Юдина. – М.: ИТК «Дашков и К», 2004. – 317 с.
5. Щербаков А.И. Основы демографии и государственной политики народонаселения: учеб. пособие для вузов / под ред. А.И. Щербакова, М.Г. Мдинарадзе. – М.: Академический Проект: Культура, 2005. – 216 с.
6. Гареев И.И. Миграция в России: проблемы и перспективы // Материалы IX Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Правовая система и вызовы современности» - 3-7 декабря 2012 года. Ч.1. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. – 369 с.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 197 – ФЗ [с изм. от 1.09.2013 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
8. «Росбизнесконсалтинг» - информационное агентство [Электронный ресурс] : информ.-аналит. материалы. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://rating.rbc.ru/article.shtml?2013/09/16/34025471.
9. Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. – М.: Статус, 2010. – 429 с.
10. Сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Официальный сайт Федеральной миграционной службы России. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа : http:// www.fms.gov.ru / about/statistics/data/details/53595/.
11. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: федер. закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ [с изм. от 7.06.2013 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 30. – Ст. 3285.
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [в ред. от 01.09.2013 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). – Ст. 1.
13. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [с изм. от 01.09.2013 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. – Ст. 2954.
14. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ // Российская газета. - № 5976. – 4 янв.
15. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [с изм. от 01.09.2013 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. – Ст. 2954.




Рецензии:

28.11.2013, 15:57 Ковбан Андрей Владимирович
Рецензия: Статья написана на актуальную тему, ее новизна не вызывает сомнений. Статья может быть рекомендована к печати.

17.12.2013, 8:36 Комарова Валентина Викторовна
Рецензия: Статья актуальна, информационно наполнена, присутствует авторский конструктивный подход. Статья может быть рекомендована к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх