Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова
аспирант факультета Государственного Управления
УДК 336.77
Необходимым условием экономического развития любого государства является успешное функционирование финансового рынка страны и эффективность осуществляемой кредитно-денежной политики. Важной составляющей и одним из инновационных инструментов развития финансово-кредитной системы страны в последние годы становится сектор микрофинансирования. Сегодня в качестве приоритетной задачи социально-экономической политики России обозначены вопросы поддержки малого и среднего бизнеса, в первую очередь, за счет развития системы микрофинансирования, являющейся в мировом сообществе альтернативой потребительскому кредитованию. Микрофинансовые организации, как и банковские структуры, являясь составной частью экономической системы страны, способствуют популяризации финансовых услуг, делая их более доступными для субъектов малого предпринимательства и широких слоев населения. Безусловно, на сегодняшний день, основную долю рынка финансовых услуг, оказываемых различным субъектам, занимает банковский сектор. Однако, в последние годы, за счет развития и расширения сети микрофинансовых организаций (МФО), осуществляющих деятельность по предоставлению микрозаймов представителям малого бизнеса и широким слоям населения, существенно возросла роль и популярность специализированных небанковских кредитных институтов, что одинаково характерно как для России, так и для зарубежных стран.
Всего несколько лет назад «микрофинансирование» трактовалось как методология финансирования с использованием эффективных способов обеспечения возвратности займов для предоставления и привлечения краткосрочных займов среди мелких предпринимателей. Сегодня термин «микрофинансирование» понимается более широко и означает вид деятельности по предоставлению финансовых услуг субъектам малого предпринимательства и широким слоям населения, являясь эффективным инструментом в достижении более свободного доступа малого бизнеса и населения к источникам финансирования.
В условиях посткризисной экономики и достаточно жестких условиях кредитования малого предпринимательства, роль микрофинансовых институтов, представляющих собой один их элементов кредитной системы страны, нельзя недооценивать.
Уже на сегодняшний день целевой аудиторией микрофинансовых организаций является более 80% взрослого населения России: более 60% заемщиков МФО – женщины, 20% - молодые люди в возрасте до 28 лет. Количество заемщиков – субъектов малого предпринимательства, получающих займы в микрофинансовых организациях, оценивается в 250 тыс. единиц.
Структура рынка микрофинансовых услуг характеризуется следующими показателями:
Состояние финансового рынка в последние годы характеризуется значительными темпами роста как микрофинансового сектора, так и его участников.
На сегодняшний день в реестре Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) на рынке микрофинансирования зарегистрировано более 3000 участников. С учетом микрофинансистов, работающих в «тени», игроков еще больше. В среднем рост рынка микрофинансирования составляет более 160 % в год. По оценке Национального Партнерства Участников Микрофинансового Рынка (НАУМИР) за период 2009-2012 гг. объемы микрофинансирования выросли примерно в 2,5 раза и достигли на сегодняшний день уровня 48 млрд. рублей, что составляет 0,9% от всего объема розничного кредитования в России и 0,7% от объема нежилищного розничного кредитования. К концу 2014 года прогнозируется рост объемов микрофинансирования до уровня 100 млрд. Имея значительный потенциал для роста, российский рынок микрофинансирования, тем не менее, значительно уступает по объемам розничных продуктов на душу населения развитым странам мирового сообщества, а уровень проникновения кредитования в розничном сегменте России является самым низким среди стран с сопоставимым уровнем доходов. По итогам 2012 года соотношение объема розничного кредитования к ВВП в России впервые превысило 12%, в то время как в странах Восточной Европы он составляет в среднем 20-30%, в наиболее развитых европейских странах – более 50%, Австралии – 69,3 %, Японии – 82%.
Согласно разработанной НАУМИР концепции повышения доступности розничных финансовых услуг и развития микрофинансирования в России на период до 2016 года предполагается, что размер рынка небанковского микрофинансирования вырастет в 4-5 раз при совокупных годовых темпах роста -77% и достигнет уровня 130 млрд. рублей, а через 5 лет – в 10 раз при совокупных годовых темпах роста – 59%, что означает среднегодовой темп роста рынка (CAGR) порядка 25%. За счет поощрения предпринимательской инициативы и занятости малообеспеченных слоев населения потенциальными потребителями микрофинансовых услуг станут около 1 млн. субъектов предпринимательской деятельности и 4 млн. физических лиц, доступ к финансовым услугам через систему банковских агентов и электронные деньги получат не менее 10 млн. человек.
Между тем, несмотря на достаточно высокие темпы развития микрофинансового рынка, достигнутые на сегодняшний день, спрос на услуги микрофинансирования значительно превышает предложение и составляет, по оценкам экспертов, 420 млрд. рублей. Только малый бизнес испытывает потребность в микрокредитах на сумму порядка 300-320 млрд. рублей (80% - на развитие существующих субъектов малого предпринимательства, 20% - на start up). Рядовые же потребители готовы предъявить спрос на микрозаймы еще на 100 млрд. руб.
На современном этапе финансовый рынок России является «заложником» общей экономической ситуации в стране. Ужесточение требований к капитализации банковского сектора РФ, наметившаяся тенденция по поглощению менее крупных банков более крупными, глобализация финансовой среды выдвигают на первый план задачу создания конкурентной среды финансового рынка, что является существенной предпосылкой для дальнейшего развития микрофинансирования, как альтернативы традиционному банковскому кредитованию.
Цель микрофинансирования состоит в создании высокодинамичной, гибкой и эффективной системы кредитования малых предприятий для дополнительного стимулирования производства, оказания финансовых услуг начинающим субъектам малого предпринимательства и широким слоям населения, у которых отсутствует доступ к традиционным банковским услугам. При этом, оказывая финансовые услуги представителям малого бизнеса и физическим лицам и используя более гибкую форму классического банковского кредита, микрофинансовые институты не должны рассматриваться как конкуренты банковскому сектору.
Проблема налаживания взаимоотношений с банками, многие из которых безосновательно рассматривают МФО в качестве конкурентов на рынке потребительского кредитования, является на сегодняшний день одной из наиболее обсуждаемой. У каждого финансово-кредитного института определена своя «ниша» на рынке предоставления кредитных услуг. Анализируя наиболее актуальные вопросы и перспективы развития рынка микрофинансирования, участники XI Национальной конференции по микрофинансированию, которая собрала представителей крупных кредитных кооперативов, микрофинансовых организаций, банков, федеральных органов власти, международных институтов развития из 14 стран, четко обозначили вектор развития МФО – в так называемую «пустую зону», которая не занята банками [1]. Согласно статистике Бюро кредитных историй только 25 % запросов в банки и МФО пересекаются. У микрофинансовых институтов своя технология и условия работы с клиентами, поэтому они не способны на серьезную конкуренцию с банками. Банки, располагающие большим количеством более дешевых ресурсов, как правило, кредитуют бизнес, который ведет текущую деятельность от 6 месяцев, тогда как МФО предоставляют кредиты начинающему бизнесу. Конкуренция между ними возможна, но определенная пограничная. В определенной степени она даже необходима и идет на благо заемщику, поскольку способствует ликвидации «пустых зон» между сегментом банковского кредитования и сегментом микрофинансирования. Клиент, начинающий свою кредитную историю в микрофинансовой организации, по мере развития своего бизнеса и приобретения опыта работы с заемными средствами и репутации добросовестного и надежного заемщика, в последующем может перейти в статус банковского клиента. Тем самым, МФО, взращивая клиентов для банков, в данном случае выступают как их надежные и ответственные партнеры.
К основным драйверам роста рынка микрофинансирования на сегодняшний день следует отнести:
Формирование в России цивилизованного рынка микрофинансирования, активное развитие и высокий потребительский спрос на его услуги, обуславливают необходимость соответствующего уровня государственного регулирования и контроля деятельности МФО, дальнейшего развития и совершенствования нормативно-законодательной базы, адаптированной к мировым стандартам, учитывающей мнения и предложения всех участников финансового рынка и социально-экономическое значение микрофинансирования для экономики России в целом.
Анализ действующих на сегодняшний день норм отечественного законодательства, регулирующих деятельность микрофинансовых институтов, изучение и обзор существующих точек зрения и сформировавшихся концепций ведущих финансовых экспертов по перспективам и тенденциям развития микрофинансового рынка позволяют выявить и систематизировать ряд актуальных проблем, препятствующих эффективному развитию легального бизнеса микрофинансовых услуг, среди которых следует выделить:
Данные проблемы в микрофинансовом секторе на фоне высоких темпов развития и широкого потребительского спроса в качестве приоритетной выдвигают задачу совершенствования законодательного и государственного регулирования деятельности микрофинансовых организаций.
Функции государства, как регулятора микрофинансового сектора экономики, заключаются, прежде всего, в разработке и установлении нормативно-правовых основ осуществления микрофинансовой деятельности. На сегодняшний день уже создана определенная законодательная и нормативная база для развития система микрофинансирования в РФ, регулирование деятельности которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 151-ФЗ от 02.07.2010 г. «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» [7]. Нормативные положения Федерального закона направлены, в первую очередь, на формирование системы правового регулирования микрофинансовой деятельности и создание механизма защиты интересов заёмщика, что, в свою очередь, обусловило создание равных условий для осуществления предпринимательской деятельности на отечественном финансовом рынке и формирование правовых условий для его дальнейшего развития. Изменения, произошедшие в законодательной сфере, безусловно, позволили достигнуть определенного прогресса: повысили регулируемость рынка микрофинансирования, и, как следствие, доверие населения к деятельности микрофинансовых институтов, сделали рынок микрофинансирования более привлекательным для инвесторов и кредиторов, придали более динамичные темпы его развитию.
В рамках Федерального закона установлены правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности; регламентированы размер, процедура и условия предоставления микрозаймов; порядок приобретения статуса МФО; права и обязанности уполномоченного органа в сфере микрофинансовой деятельности; основные рычаги регулирования сферы деятельности МФО.
Следует отметить, что законодательная база, регулирующая микрофинансовую деятельность, постоянно совершенствуется и конкретизируется. Приказом Минфина РФ № 37н от 01.03.2012 г. [6] утверждены формы и сроки отчетности для МФО, займы «до зарплаты» выделены в категорию кредитных продуктов с высокой степенью риска; подготовлен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон, в котором предлагается уравнять МФО с банками в части исполнения обязательств по раскрытию полной информации о стоимости кредита, ввести ограничения на рекламу и публичную оферту. Среди финансовых экспертов сегодня бытует мнение о необходимости дифференцирования легального и «теневого» рынка микрофинансовых услуг путем введения запрета и ограничения на рекламные услуги микрофинансовых продуктов. В определенной степени разделяя данную позицию, заметим однако, что только ограничения на рекламные компании МФО не сделают рынок в полной мере «прозрачным»; параллельно необходим комплекса жестких пруденциальных мер, направленных на раскрытие и получение объективной информации о деятельности МФО.
Каждая их предлагаемых государством инициатив в достаточной степени обоснована и направлена на очищение рынка от компаний, работающих по так называемым «серым схемам». Тем не менее, анализ действующей нормативно-законодательной базы, регулирующей деятельность МФО, свидетельствует о том, что механизмы её функционирования нуждаются в совершенствовании и серьезной доработке. Степень разработанности отдельных положений Федерального закона, возможности его практической реализации, ряд ограничений, накладываемых на сферу деятельности МФО, наглядно иллюстрируют, что микрофинансовая деятельность на сегодняшний день еще не полностью вписалась в систему правового и государственного регулирования, тем самым сохраняя возможности для функционирования рынка нелегального «теневого» микрофинансирования.
Так, в принятом Законе, несмотря на достаточно подробное правовое регулирование, не определена экономическая сущность данного вида деятельности, включая договорно-правовые аспекты; не сформулирован перечень основных требований к потенциальным заемщикам; не раскрыты особенности проведения кредитных операций, включая займы в иностранной валюте, максимальные сроки их предоставления и порядок регулирования уровня процентной ставки. Кроме того, развитие сектора микрофинансирования сдерживается отсутствием нормативно закрепленной стратегии его развития и понимание его роли в отечественной кредитной системе, в результате чего остаются открытыми вопросы по спектру оказываемых ими услуг и разграничении данных услуг с банковскими операциями. Отсутствует четкое определение базового регулятора для МФО с учетом достаточно «размытой» формализации надзорных функций в лице Банка России, ФСФР и Министерства финансов. На сегодняшний день даже у ЦБ РФ отсутствует четкое представление о том, как работает рынок микрофинансирования. Не менее критичными вопросами являются существующие формы взаимодействия и структурно-логической связи МФО и кредитных учреждений в части межбанковского кредитования, актуальность которых обусловлена проводимой ЦБ политикой по «охлаждению» рынка потребительского кредитования и, как результат, повышенным интересом банков к рынку кредитования микрофинансовых организаций.
Как вполне обоснованно отмечают ведущие финансовые эксперты: «Невозможно сделать никогда не регулируемый рынок в одночасье полностью прозрачным и полностью отвечающим всем международным стандартам» [1].
В рамках общей концепции дальнейшего развития рынка микрофинансирования, решение вопросов, связанных с организацией механизмов государственного регулирования, разработкой современной законодательной базы, регламентирующей все аспекты деятельности МФО, их место и роль в финансово-кредитной системе страны, является на сегодняшний день наиболее актуальной. Приоритетами законодательного регулирования при этом должны стать, с одной стороны, обеспечение финансовой стабильности, с другой, - защита прав потребителей, повышение прозрачности микрофинансового рынка и создание абсолютно понятных условий и для инвесторов, и для потребителей.
Анализируя основные рычаги государственного регулирования деятельности микрофинансовых организаций, следует отметить, что на современном этапе подобные организации, оказывающие существенное влияние на ряд макроэкономических показателей, в том числе и таких, как уровень жизни, нуждаются не только в эффективном регулировании их деятельности, но и в государственной поддержке, которая может быть реализована посредством предоставления МФО возможности участия в закрытых денежных аукционах Минфина РФ, в размещении страховых взносов ПФ РФ, создании системы страхования вкладов, дифференцированного подхода к оценке деятельности различных МФО в зависимости от достигнутых показателей их деятельности, предоставлении микрофинансовым организациям, деятельность которых организована строго в рамках действующего законодательства, дополнительных прав и возможностей, что, в конечном итоге, создаст дополнительные предпосылки для обеспечения потребителей более дешевыми денежными ресурсами.
Рецензии:
31.10.2013, 19:20 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Грамотный анализ. Я бы вам порекомендовала когнитивное моделирование, чтобы выделить целевые факторы и рычаги (показать сценарии)
Рекомендуется к печати.
1.11.2013, 10:26 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Работа представляет научный интерес и может быть рекомендована к печати. Однако по тексту следует сделать ссылки на источники (при определении понятия микрофинансирования и приведении аналитических и статистических данных).
5.11.2013, 19:59 Лимарева Дарья Александровна
Рецензия: Статья может быть рекомендована к публикации.
19.11.2013, 14:57 Кузнецова Кристина Валерьевна
Рецензия: Сложно для восприятия. Много-много текста и мало-мало цифр. Сократить. Добавить таблиц, графиков для наглядности. Сделать выводы. Доработать!
Комментарии пользователей:
5.11.2013, 22:03 Назарова Ольга Петровна Отзыв: Рекомендуется к печати |