Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №2 (октябрь) 2013
Разделы: Педагогика, Социология, Управление инновациями
Размещена 10.10.2013. Последняя правка: 02.11.2013.

Современный город как площадка для развития креативного класса

Гришина Мария Владимировна

магистр социологических наук

Самарский Государственный Университет

главный специалист по подбору персонала

Аннотация:
Город всегда интересовал социологов, психологов, экономистов и др. ученых. Сегодня в рамках традиции "Креативной экономики", актуально рассмотреть феномен городского пространства, как возможность создания и развития активных площадок для коммуникации современного гражданина. В статье предложен вариант анализа городского потенциала сквозь призму точки зрения Саския Сассен.


Abstract:
The city has always interested sociologists, psychologists, economists and other scientists. Today, the tradition of the "Creative economy", is relevant to examine the phenomenon of urban space, as the ability to create and develop active communication sites of the modern citizen. In the article the analysis of the municipal capacity through the prism in terms of Saskia Sassen.


Ключевые слова:
социология города, креативный класс, инновации, воспитание

Keywords:
Urban Sociology, the creative class, innovation, education


УДК 796.5 (470.45)


Социология города (Urban Sociology) представляет собой отрасль социологии, где ученые, опираясь на теоретические разработки и эмпирические исследования, изучают социальную структуру и стратификацию городского населения, формы и пути его миграции, проблемы занятости и безработицы в городе, бедности и неравенства, образ и стиль жизни горожан, типы городов и формирование территориальных общностей, «революция пригородов», городские субкультуры, роль общественного транспорта в социальной жизни города, проблема мигрантов из сельской местности, городские бунты и их причины, отклоняющееся поведение в городе, поведение людей в доме и микрорайоне, соседство и домашнее хозяйство, урбанизацию как глобальный исторический процесс и урбанизм как совокупность ценностных ориентаций и менталитет горожан, влияние городской среды на поведение и взаимоотношения людей, патологические процессы, вызываемые урбанизацией (отчуждение, переуплотненность, аномию и анонимность, бездомность, геттоизацию), городскую экологию, роль мегаполисов и метрополий в современном обществе, планирование городской среды и работу городских служб, качество жизни горожан и др. [1]

В современном мире роль города как носителя культуры остается неизменной, а его многогранность открывает для каждого исследователя определенные смыслы, образы и знаки. «Трудно сказать, человек ли создаёт город или город создаёт человека. Скорее и то и другое, город – самостоятельная субстанция, которая с определенного момента начинает собственную жизнь, формируя мировосприятие людей, живущих в нем» [2, с. 28].
Многочисленные работы по исследованиям феномена «город» затрагивают важнейшие фундаментальные проблемы: социокультурные, экономико-политические; а также частные аспекты развития городского пространства: архитектуру, типологию, эстетику, художественный образ, проблемы соотношения традиций и новаторства в городском пространстве, условия сохранения историко-культурного наследия и т.п.
Город всегда интересовал социологов, психологов, экономистов и др. ученых.
Среди теоретических подходов к изучению города можно выделить террито­риально-поселенческий (город как особый вид поселения; см. М. Вебер, Л. Вирт); экологический (город как соотношение естественных и искусственных компо­нентов среды; см. Р. Парк); экономический (типологии городов по производственно-экономическим функциям и выявление морфологической структуры городской территории; см. В. Кристаллер); градос­троительный (город как система соци­ально-функционального расселения; см. А.В. Иконников); историко-культурный (город в эволюционном развитии и городская ментальность; см. А. Лефевр, Ж. Ле Гофф); социологический (город как место развития социальных отношений и коммуникативное пространство, струк­тура и особенности города как среды обитания; особенности городского образа жизни; см. Г. Зиммель, Ф. Теннис, А.Ф. Филиппов).
Западные социологи-урбанисты создали множество моделей для описания структур городов и городского роста — концентрическая (Э. Бёрджесс), многоядерная (К. Харрис), секторальная (X. Хойт). В рамках неомарксизма город рассматривается как место «коллективного потребления» (М. Кастельс).
В отечественной науке городская социология представлена такими учеными как С. Барсукова, В. Гришаева, Ю. Веш-нинский, А. Чешкова, О. Яницкий, В. Глазычев, Л. Павлова и др.
Для нас исследовательский интерес представляет собой труд  Саския Сассен. В статье «Глобальный город: стратегичекий пункт - новый предел» Сассен развивает демографический и экономико-географический аспекты темы. Она описывает изменения демографической структуры глобальных городов, связывая это с изменениями их функций в глобальной системе. Сассен вводит стратегически важное понятие «информализация» (от англ. informal). Под информализацией она понимает специфический для глобального города экономический эффект, выражающийся в изменении структуры производства и потребления. Функциональные сдвиги повлекли за собой и трансформацию отношения «город - регион», что проявилось в возникновении новой иерархии локальностей. Сегодня можно говорить о восстановлении соотношения центр-провинция, но только уже под другим углом зрения, если раньше этот вопрос в своей основе держал только экономические характеристики региона, то сегодня по большей части – культурные и эстетические.
Город – сложный динамический процесс, определяющий и обозначающий границу между городским и не городским пространством (в широком смысле: между культурой и природой). В нашем случае он рассматривается, как результат взаимодействия трех знаковых систем: антропогенной среды, пространства архитектурных объектов и социокультурной коммуникации. Эти системы образуют определенную структурную взаимосвязь – семиотическую модель. Исходя из представлений семиотики, построение новой модели формирования городской среды как особой знаковой системы будет неким суммирующим потенциалом по отношению ко всем предшествующим представлениям.
Не стоит забывать, что город — это, прежде всего, особое пространство. При этом городское пространство существует не только физически, его можно воспринимать многомерно, на уровне социума (пространство для социальных отношений), культуры (пространство, где разворачиваются ис­торические события или происходит диалог сообществ) и т.д. Так, немецкий социолог Г. Зиммель говорит о городе как о центре кристаллизации новых социальных связей и пространстве, которое является местом локализации отно­шений по поводу обмена взглядами. Городское пространство, таким образом, упорядочивает и саму жизнь горожан, задавая им траектории поведения и жизненного пути. М. Вебер и Ф. Теннис сформировали представление о городе как о пространстве коммуникации, отличном от традиционного (общинного). А. Лефевр и Ж. Ле Гофф увидели в городском пространстве отражение особой ментальности, для которой характерен прагматизм, профессионализм, стремление к рационализации времени.
Концепция «креативной экономики» рассматривает культуру и творчество как главные ресурсы обновления и развития.
Главная черта современного мира обозначилась с появлением персонального компьютера – это стирание непроходимой границы между производителем и потребителем продуктов любого типа, включая культурные. Неслучайно современные исследователи сейчас озабочены изучением феномена «содержания, созданного пользователем» («user generated content»). Потребитель стремится сегодня получить не столько готовый продукт, сколько инструментарий и операционную среду для создания собственных продуктов; и готовый продукт предлагается человеку не как нечто законченное и неизменное, а как материал для сотворчества, будь то автомобиль, костюм или постмодернистский художественный текст. От персональных страничек в Интернете до собственного стиля в одежде, от микширования музыки в мобильном телефоне до формирования собственного стиля жизни. Город не стоит в стороне от этой реальности, современный город сам становится «интерактивным сервисом», интерфейсом для создания творческого продукта.
Город выступает как коммуникативная площадка множества творческих личностей, свободно и динамично объединяющихся для решения разнообразных задач.
Эта общая тенденция характерна не только для культуры, но именно культура выступает лидером процесса, предоставляя всем остальным сферам свой громадный арсенал креативного опыта.
Именно в новой, формирующейся пока еще в России модели происходит также становление или зарождение нового класса – так называемого, креативного класса.
Город станет площадкой для реализации одного из социальных проектов – «Креативные дети».
Нами будет предложено развитие детских площадок как объекта коммуникации не только маленький детей. Но и их матерей в организованной форме.
Так, например, современные мамы смогут обмениваться знаниями, рецептами, умениями, просто опытом общения с детьми под четким руководством куратора.
Сегодня воспитание детей не обременено хозяйственными вопросами так, как это было, к примеру 20 лет назад, создано множество дополнительных услуг и возможностей для воспитания ребенка в комфорте. Современное воспитание, скорее всего, носит творческий характер, и эта тенденция должна поддерживаться в обществе.
Одна из важнейших задач нашего социального проекта – развитие городского пространства как площадок функционирования креативного класса, основы креативной экономики.
Диалог  экономически отчуждённой социальной группы такой как – молодые мамы, между собой может спровоцировать рождение новых услуг, не менее востребованных, чем доставка воды на дом, мытье окон на заказ и так далее.
Семиотика предлагает два методологических подхода к этому вопросу. Первый – структурный анализ знаковых систем архитектуры и пространства города, изучение и вычленение отдельных взаимосвязей. Результатом будет являться совокупность неких признаков, присущих конкретному анализируемому городу. На более широком уровне – «город как знак» будет суммой отдельных, но взаимосвязанных компонентов – пластов городской среды в различные периоды городской истории, т.е. модели в не ком движении, развитии.
В данном случае, нами как предмет городского пространства будет рассматриваться детская площадка. Увы, они бывают разными, но за основы всегда ложится одна и та же модель. (рис. 1)
 площадки
Рис. 1 «Площадки бывают разные»
 
Второй методологический подход – феноменологический анализ знаковых процессов, в котором освещается роль субъектов восприятия и использования городских признаков и, тем самым, стабилизации или изменения городских процессов. С этой точки зрения, знаки анализируются относительно некоего воспринимающего субъекта (горожанина).
В данном случае будет идти речь о том, чтобы изменить восприятие детской площадки как некого места, где дети играют в песочнице, а преобразовать данный объект городского пространства в понимании горожанина в площадку для диалога активных родителей.
При семиотическом анализе города мы также будем опираться на идеи Ролана Барта и Фердинанда де Соссюра. По словам Соссюра, языковой знак объединяет акустический образ (означающее) и понятие (означаемое) [2].
Ролан Барт указывает, что для любого семиотического анализа необходимо две операции: соединение (вычленение) и артикуляция [1]. Первая включает в себя поиск фрагментов (элементов) городской среды, связанных друг с другом в определенной смысловой последовательности. Вторая – определение правил комбинации.
Стоит сказать, что действенные инструменты развития городов – креативных городов – поддержка бизнеса в сфере культуры и творчества, создание «коммуникативных площадок», в число которых могут войти новые творческие и культурные центры, соединяющие функции культурного производства и культурного потребления. Поэтому для реализации предложенного социального проекта будет необходима как финансовая, так и ресурсная поддержка органов власти, хотя бы местного порядка. Известно, что ориентированные на потребности и интересы современного горожанина, новые культурные площадки становятся «точками притяжения» на карте города за счет концентрации художественно-культурной предпринимательской активности и создания системы новых рабочих мест. В нашем случае рабочие места возможны для экономически отчужденных женщин за счет своего материнства, что может стать не малозначимым подспорьем для поддержки современной семьи.
Ощущение общественного пространства может быть создано множеством способов. Креативный город должен испробовать их все, - будь то место проведения конференции или публичной лекции, зал для семинаров; кафе, бар или клуб; открытая сеть общения, такая, как набирающие популярность дискуссионные клубы.

Библиографический список:

1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., ред. Г.К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989. – 616 с
2. Бенвенист Э. Природа языкового знака // Бенвенист Э. Общая лингвистика. – М., 1974. – С. 90-96. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.philology.ru/linguistics1/benvenist-74e.htm
3. Ватулина О. В.К проблеме реконструкции сложившейся городской среды // «Социология и социальная работа». Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. – Нижний Новгород, № 1 (9), 2008. – № 1 (9). - С. 28-33.
4. Раппапорт А.Г. Архитектура и общество (трехэтажная парадигма) / А.Г. Раппапорт // Иконниковские чтения. – Москва, 21.01.2010. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://papardes.blogspot.com




Рецензии:

10.10.2013, 18:54 Оганян Карина Каджиковна
Рецензия: Статья может быть рекомендована к публикации.

12.10.2013, 12:31 Хазова Снежана Александровна
Рецензия: Материалы предложенной статьи, отражающие социологическую, в целом, проблематику, содержан достаточно серьезный педагогический потенциал. Связан он с тем, что, по нашему мнению, в настоящее время к наиболее опасным "зонам кризисности общества" относится кризис воспитания подрастающего поколения и, прежде всего, кризис семейного воспитания. Не смотря на то, что за последние 20 лет существенно изменились не только экономические, но и социальные, духовные составляющие нашей жизни и, как следствие, изменились ценностные и целевые установки воспитания и развития детей, подростков, молодежи, педагогическая наука продолжает ориентировать воспитателей (и родителей в том числе) на прежние, уже практически не действенные формы, методы и средства воспитания детей. при этом не учитывается, что нынешнее поколение родителей уже совершенно иное, чем предыдущее поколение (с иными интересами, жизненными целями и ценностями, представлениями о будущем своих детей и пр.). Чтобы воспитание было действенным, оно должно быть процессом радостным, творческим, отвечающим потребностям не только детей, но и родителей. Нынешние молодые родители, по существу, вынуждены черпать информацию о новых способах педагогического взаимодействия со своими детьми не из данных педагогической науки (их, практически, нет), не из специально созданных программ в СМИ (они также фрагментарны), а путем обмена опытом друг с другом. Объективно не имея возможности воспользоваться опытом старших поколений по семейному воспитанию (повторюсь, поскольку этот опыт во многих аспектах просто не применим в современных условиях - за исключением, пожалуй, глобальной нравственной основы нашей жизни), молодые родители обречены на серьезные ошибки. Чтобы избежать этого необходимо и организационно, и методически, и информационно обеспечить возможность родителям общаясь между собой, делиться опытом семейного воспитания, анализировать удачи и ошибки. В данном контексте исследование К.К.Оганян, первые, по-видимому, результаты которого приведены в статье представляется интересным, актуальным, личностно- и общественно- значимым. Статья может быть рекомендована к публикации.

18.10.2013, 0:10 Кузнецова Ирина Павловна
Рецензия: Социологические теоретические и эмпирические подходы к изучению городской среды продолжают прогрессировать, увеличивать свой потенциал с каждым годом. Автор статьи показывает важность социального проекта - развитие городского пространства, точнее разнообразных моделей детских площадок. По мнению автора, креативный город может включать в себя различные варианты общественного пространства. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

20.10.2013, 13:11 Тимофеева Людмила Алексеевна
Рецензия: Проблематика статьи интересна, необычна. Понятие "город" в данном контексте проработана и разработана , на наш взгляд, недостаточно. Статья может быть рекомендована к публикации

1.11.2013, 12:35 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Статья может быть рекомендована к печати. Но автору необходимо обратить внимание на опечатки в тексте, стилистические ошибки, например,"В отечественной науке городская социология поставлена такими учеными","Нами будет предложение", конкретнее определить пути решения поставленной автором задачи "развитие городского пространства как площадок функционирования креативного класса, основы креативной экономики". Раскрыто понятие "город", определены общие методололгические подходы, но конкретных авторских предложений нет. В целом статья оставляет благопрятное впечатление.

02.11.2013 12:12 Ответ на рецензию автора Гришина Мария Владимировна:
Буду рада отредактировать тест. Спасибо за совет

2.11.2013, 17:26 Лимарева Дарья Александровна
Рецензия: Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно актуальную тему. Статья может быть рекомендована к печати.

26.11.2013, 17:54 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья может быть рекомендована к печати

4.12.2013, 1:51 Поляков Евгений Михайлович
Рецензия: Статья, безусловно, заслуживает внимания, но и вызывает некоторое недоумение: вынесенное в заголовок и список ключевых слов понятие "креативный класс", по сути, не раскрыто в тексте. Отсутствуют в списке литературы работы ученых по данной проблеме (напр., Ричарда Флориды). Возможно, статью следует переименовать например, так: "Современный город как объект социологического исследования".

12.12.2013, 6:05 Салморбекова Рита Бобуевна
Рецензия: Мария Владимировна поднимали хороший вопрос, но в теме "креативный класс" не раскрыто. Необходимо тему отредактировать. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

14.01.2014, 20:54 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: рекомендуется к печати

16.02.2014, 22:27 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Статья может быть рекомендована к печати

14.03.2015, 13:29 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Статья написана на актуальную тему, содержит все элементы научной статьи. Рекомендуется к опубликованию.

20.05.2015, 11:06 Назаров Равшан Ринатович
Рецензия: Ряд утверждений автора спорен, например к негативным факторам урбанизации наряду с отчуждением, переуплотненностью, аномией, бездомностью, геттоизацией и т.д. отнесена и анонимность, а это большой вопрос. Ведь в сельской местности (или в условичх малых городов) отсутствие анонимности фактически приводит к почти полному отсутствию у индивида личного пространства, что нельзя признать фактором позитивным. В целом автор показал хорошее знание трудов западных ученых-урбанистов, но было бы хорошо привести также данные по российским урбанистам, т.к. специфика городской жизни в России все таки отличается от западной (там, например, очень мало моногородов, завязанных на одно крупное предприятие и т.д.). В целом статья интересная, может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх