Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 25.12.2013.

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

Лысенко Анна Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент ВАК

Адыгейский государственный университет

Доцент кафедры музыкально-исполнительских дисциплин

Аннотация:
Автор статьи рассматривает основные формы, дает различные характеристики стилей педагогического общения на уроке музыки; по результатам наблюдения и анкетирования, автор определяет круг ошибочных, по его мнению, коммуникативных действий учителя музыки и выявляет наиболее эффективные приемы и способы педагогического общения на различных ступенях обучения в общеобразовательной школе.


Abstract:
The Author considers the main forms, gives various characteristics of the style of pedagogical communication at the lesson of music; observation and questioning, the author defines the circle of incorrect, in his opinion, communicative actions of the teacher of music and identifies the most effective methods of pedagogical communication at different levels of schooling in secondary school.


Ключевые слова:
педагогическое общение, урок, учитель музыки, учащиеся, приемы воздействия, дисциплина, организация, творчество, музыкальное произведение, эмоциональная реакция, диалог, интерес

Keywords:
pedagogical communication, a lesson, a teacher of music, students, techniques of influence, discipline, organization, creativity, musical, emotional reaction, dialogue, interest



УДК  378

           Профессия любого учителя, в частности учителя музыки,  является по определению творческой. Каждый эффективный шаг в работе с учащимся связан с открытием нового в музыке, в школьнике, в самом себе. Всего этого невозможно достичь, если учитель не умеет общаться на высоком творческом уровне с классом в целом и с каждым учеником в отдельности. Одним из надежных направлений оптимизации и совершенствования качества учебно-воспитательного процесса было и остается развитие, углубление взаимодействия в общении учителя и ученика.

По мнению Г.М. Цыпина, «педагогическое общение учителя музыки общеобразовательной школы осуществляется в русле главной цели музыкального воспитания и предполагает целенаправленные педагогические воздействия на индивида, и рассматривается как средство общего гармоничного развития личности, формирования нравственно-эстетических чувств, идеалов, музыкального вкуса и потребностей».

Рассматривая общение как комплексную полипредметную деятельность, включающую в себя, помимо коммуникации (обмен информацией), также перцепцию (взаимное восприятие субъектов) и взаимодействие (интеракция), многие авторы утверждают, что именно интерактивная форма общения выступает в деятельности учителя музыки на передний план. Коммуникативный аспект общения является лишь средством организации взаимодействия субъектов образовательного процесса [5, с.32].

Для знакомства с работой учителей, нами было организовано посещение уроков музыки в рамках прохождения студентами  педагогической практики в школах города. Для определения стиля педагогического общения учителя, нами были разработаны основные показатели, характеризующие стиль общения на уроке:

1)         характер отношения к ребенку (доброжелательность, недоброжелательность);

2)         приёмы воздействия (одобрение, поощрение, доверие; укор, порицание; убеждение, внушение, подражание, заражение); вербальные и невербальные средства общения;

3)         возможный результат общения на уроке:

«+» - открытость, проявление инициативы, интерес, установление атмосферы сопереживания, удовлетворенность процессом общения, организованность, диалогичность всех партнеров по общению;

«-» - отчужденность ребенка, отсутствие интереса к уроку, проявление скуки, отсутствие эмоциональной реакции и оценки в процессе общения на уроке и т.д.

В ходе наблюдения было установлено, что наиболее распространенная ошибка, которую допускают начинающие учителя это отсутствие умения организовать педагогическое общение целостно. Например, планируя урок, прежде всего как передачу информации, учитель не всегда задумывается над другими функциями общения. В результате учитель методически готов к уроку, хорошо владеет музыкальным материалом, а урок «не клеится», нет контакта с классом, нет «атмосферы» урока. Все дело в том, что у такого учителя отсутствует потребность в эмоциональном, открытом выражении перед школьниками своих мыслей и чувств, в стремлении достичь в ходе общения духовно-личностного контакта с музыкой и учащимися, в проявлении настойчивости и целеустремленности при решении художественно-коммуникативных задач.

Выстраивая педагогическое общение на уроке, учитель решает ряд задач, главная из которых  - создание в школьных музыкальных занятиях ситуации эстетической коммуникации. Содержанием данной ситуации является, по сути, процесс художественно-эстетического общения и идентификации учителя и учащихся с художественным миром музыкального произведения [5,с.34]. Создание данной ситуации напрямую связано с организацией педагогической общения на уроке музыки, которое можно определить как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней.

Посещая уроки разных учителей музыки, мы выявили, что эффективный урок музыки – это, прежде всего урок творческий. Нельзя выработать определенный алгоритм общения на уроке музыки, так как каждый раз на уроке открывается что-то новое в постижении музыки, в постижении самого себя. Наблюдения показали, что именно творческий подход к построению педагогического общения на уроке позволяет учителю наиболее эффективно решать задачи музыкального воспитания школьников.

Накапливая педагогический опыт, учитель приобретает педагогическое чутье, которое позволяет мгновенно оценивать ситуацию, определять внутреннее состояние учащихся, интуитивно находить правильный способ педагогического воздействия. И в этом учителю помогают такие его способности как воображение, внимание, аффективная память, эмоциональность и др.[5, с.36].

Но учителя музыки часто сталкиваются с такой проблемой, как дисциплина. Посещая уроки, мы отметили, что вопрос дисциплины является наиболее острым для учителей, оказывающих воздействия именно дисциплинирующего характера. На протяжении всего урока педагог делает замечания, указания учащимся, причем в этих замечаниях преобладает вербальная активность учителя в ущерб вербальной активности учащихся. У учителя преобладает монологический тип общения, учащиеся на уроке не организованы в общении, следовательно, пассивны и даже хорошие дети на уроке не проявляют себя активно в деятельности.

Совсем другую картину можно наблюдать на уроках учителя, который с самого начала урока стремится вовлечь учащихся в процесс постижения музыки. Ситуации дисциплинарного характера у него тоже возникают на уроке, но он мгновенно оценивает ситуацию, применяя различные приемы активизации деятельности учащихся. У такого учителя преобладает диалогичность педагогического общения, что выражается в постоянном художественном общении участников педагогического процесса [1, с.68]. Во всех видах музыкальной деятельности на уроке учитель вовлекает детей в процесс активного слушания, пения, музицирования, рассуждения, поощряя всякое проявление инициативы со стороны учащихся. В таких условиях общения на уроке нет необходимости в назойливом многократном повторении одних и тех же замечаний дисциплинарного характера.

           Таким образом, мы выявили, что наиболее эффективным будет то педагогическое общение на уроке музыки, где учитель, прежде всего, организует деятельность детей, включая их в активную работу на уроке, поощряя проявления инициативы в выражении своих мыслей и чувств. Приемами эффективного педагогического общения на уроке, по нашему мнению, являются приемы: активизации внимания ученика через индивидуальные задания, привлечение внимания через вступительное слово, наводящих вопросов и др.

Важное стимулирующее действие оказывает создание ситуации успеха. В результате наблюдения мы выявили, что ситуации успеха,особенно необходимы тем детям, которые проявляют старание, но испытывают затруднения (например, из-за отсутствия координации между слухом и голосом), а также неуверенность, боязнь при выполнении творческих заданий («сочинить» свою песню или танец). Прием ободрения и поощрительная оценка помогают создать обстановку раскованности, непринужденности, так необходимую для творчества[3, с.84].

Но всегда ли дети испытывают комфорт, удовлетворение, чувство радости от общения на уроке музыки? Для выявления отношения детей к уроку музыки, мы использовали методику неоконченных предложений. Анкета содержит 3 группы вопросов. Первая группа помогает выяснить, насколько урок музыки вызывает интерес у ребят; вторая группа направлена на выявление приемов педагогического общения на уроке музыки; в третьей группе мы рассматривали степень психологического комфорта детей в процессе педагогического общения на уроке музыки.

Анализ ответов на вопросы анкеты показал, что интерес к уроку музыки падает с переходом ученика в последующий класс. Мы выявили, что половина (52%) старшеклассников 6-7 классов к уроку музыки относятся несерьезно. Они пишут в ответах, что очень устают на «основных» предметах, и поэтому урок музыки воспринимают как «паузу в работе». И лишь 35% старшеклассников ждут урока музыки, чтобы «послушать хорошую классическую музыку»; «свободно поговорить о ней»; «узнать что-то новое об искусстве»; «высказать свои мысли»; «от души попеть»; «когда отменяют урок, они огорчаются». Отношение учащихся  к учителю проявляется в следующих ответах: «если я ошибаюсь в ответе, то учитель задает такие вопросы, что я сразу нахожу ответ»; «мне нравится, когда учитель садится за фортепиано, хорошо играет и поет, я очень ему завидую, ведь когда-то я бросила музыкальную школу…»; «мне нравится, когда учитель с нами советуется»; «…когда хвалит и говорит, что у меня все получится» и т.д.

Самым неутешительным явилось признание 13% старшеклассников, в котором говорится: «когда урок музыки отменяют, то я радуюсь», «учитель все время заставляет замолчать», некоторые из них считают урок музыки «пустым времяпровождением». Мы выявили, что 42% учащихся старших классов отмечают такие действия учителя: «кричит», «заставляет замолчать», «разговаривает как с детьми» и т.д.

Несколько другую картину в ответах мы видим у учащихся 3-5 классов. 72% учащихся отмечают, что они с удовольствием посещают урок музыки потому, что: «мы часто играем на уроке, учитель придумывает всякие шутки, нам весело», «нравится петь хором», «…когда учитель рассказывает интересные истории»; на вопрос «мне запомнился тот урок музыки, на котором…» большинство учащихся ответили: «Во время прослушивания пьес  «Болезнь куклы» и «Похороны куклы»  из «Детского альбома» П.И.Чайковского, «я чуть не заплакала, мне было очень грустно…», так ответили в основном девочки. А вот мальчикам запомнился урок, на котором «учитель пел под баян песни о войне, о солдатах»; « к нам пришел старенький ветеран и рассказывал, как он воевал, мой прадед тоже воевал, но он погиб…»

20% учащихся младших классов изъявили желание учиться в музыкальной школе, мы это связываем с влиянием личности учителя музыки, умелой организацией педагогического общения на уроке музыки. Однако 28% учащихся младших классов отмечают: «мне не нравится, когда учитель музыки кричит на меня». Из этого следует вывод: дети воспринимают урок музыки в основном через отношение к учителю; через его умение не только интересно рассказывать о музыке, профессионально и эмоционально играть и петь, но и строить общение по поводу услышанного; привлекать учащихся к инициативному обсуждению, причем давать возможность высказываться всем желающим, не отчитывая и не повышая голос на уроке, а стараться увлекать детей, активизируя внимание и интерес к музыке.

Опрос выявил, что чем старше становятся дети, тем сложнее их заинтересовать на уроке. Урок музыки в старших классах предъявляет к учителю завышенные требования, не только в плане организации обучения, но и организации воспитания и развития личности учащихся. Мы объясняем это тем, что нынешний подросток находится под неустанным влиянием различных средств массовой информации, музыкальных (часто низкопробных)  пристрастий молодежной среды, также «компьютеромания» не оставляет подростку времени на «живое общение с настоящим искусством». Цель урока музыки – заполнить пробел в воспитании нравственно-эстетических чувств, формировании музыкального вкуса, взглядов, убеждений и духовных потребностей подростков. Задача педагога – найти способы, с помощью которых он сможет приобщить школьника к ценностям музыкального искусства, обращаясь к чувствам и мыслям учащихся, развивая их творческие музыкальные способности,  приучая понимать и ценить прекрасное.

Также в рамках нашего исследования было проведено анкетирование учителей музыки школ города.   Анкета содержит вопросы, с помощью которых мы решили узнать: как учителя музыки организовывают педагогическое общение, какие приемы, способы и средства при этом используют?

Анализ ответов на вопросы показал, что 42% учителей в основном задумываются над проблемой педагогического общения на уроке, что «успешность урока напрямую зависит от правильных приемов педагогического общения»; 44% из них указали, что «стремятся на уроке привлечь учащихся к общению», «…к диалогу», «поощряю ребенка за любое творческое проявление, подбадриваю его»; 54% учителей отмечают важность использования в своей работе вступительного слова как важного приема для восприятия музыки; 35% учителей не смогли ответить, какие средства невербального общения они используют на уроке; 52% учителей отметили, что главным на уроке музыки для них является: «постоянное общение с детьми»; «дети разные, приходится к каждому «находить свой ключик», «все время приходится их привлекать к размышлению, к активной работе во время урока».

Ответы на первые вопросы анкеты показали, что почти половина всех опрошенных учителей музыки недооценивает важность именно интерактивной стороны педагогического общения на уроке музыки; редко задумываются над выбором приемов и способов педагогического общения, влияющих на эффективность урока музыки; редко анализируют и планируют педагогическое общение; низкую эффективность своих уроков музыки связывают, как правило, с проблемами дисциплины, не прослеживая взаимосвязь педагогического общения с результативностью педагогического процесса.

В связи с этим были обозначены проблемы, отрицательно влияющие на педагогическое общение и, следовательно, снижающие эффективность педагогического процесса на уроке музыки: преобладание в педагогическом общении воздействий дисциплинирующего характера;

преобладание монологического способа подачи информации;  предпочтение отдаётся информативной стороне педагогического общения, недооценивается роль перцептивной и интерактивной; неразвитость невербальной сферы педагогического общения; неумение рефлексировать собственную деятельность по организации педагогического общения на уроке.

Разрешение проблем педагогического общения на уроке музыки напрямую зависит от того, какие приемы воздействия и средства изберет учитель для организации педагогического общения на уроке, будут ли выбранные им способы эффективными?

В результате изучения литературы и наблюдения мы выявили приемы и средства эффективного педагогического общения, способствующие оптимизации учебно-воспитательного процесса на уроке музыки. Это приёмы методического направления: активизация внимания ученика через  индивидуальные задания; привлечение внимания через вступительное слово; наводящие вопросы; создание эффекта удивления. Приёмы воспитательного характера: поощрение; подбадривание и положительная оценка; создание ситуации успеха; использование юмора [2, с.127]. С точки зрения средств, педагогическое общение подразделяется на вербальное и невербальное. В педагогическом общении учителя музыки велика роль невербальных средств, как и в актёрской профессии, являющихся индикатором эмоциональных проявлений, тонким регулятивным «инструментом» общения ( смена темпа, динамики  голоса, взгляд, мимика, поза и т.д.). Однако нельзя не отметить, что вербальное общение также очень важно на уроке музыки. Речь – это важный и неотъемлемый «инструмент» педагога-музыканта. Речь педагога призвана предвосхищать и подчеркивать особенности содержания музыки [5, с.34].Слово, одухотворённое учителем как бы продолжает саму музыку, следовательно, окрашивается в присущие эмоционально-образному строю этой музыки тона и краски.

Результатом эффективного использования данных приемов в педагогическом общении являются проявления у детей познавательного интереса на уроке музыки, желания более глубокого постижения музыкального материала, активизация слушательского интереса (желание посещать концерты классической музыки в рамках филармонического абонемента, выезды в оперный театр); желание записаться в музыкальную школу; посещение музыкального отдела Республиканской детской библиотеки, а также проявление инициативы, желание свободно высказать свои мысли и чувства, уверенность в своих силах, проявление дружественности в общении. Все эти проявления будут постоянны, если центром внимания учителя музыки становится духовный мир ребенка, следовательно, процесс взаимодействия учителя с учащимися можно рассматривать как обмен не только знаниями и приобретение последними умений и навыков, но и как духовное общение, в котором учащиеся включаются в духовную деятельность[6, с.92]. В процессе  духовного общения установками учителя музыки являются: установка на ребенка как на цель, а не как на средство; установка на сотрудничество с детьми, стремление к совместному с ними личностному росту и развитию; готовность к диалогическому общению с учащимися, открытости, искренности во взаимодействии; установка на познание себя и своих воспитанников, на адекватное эмпатическое понимание каждого ученика[4, с.49].

В рамках проведения  I республиканской  олимпиады школьников  по музыке и учебно-методического семинара «Проблемы современной музыкальной педагогики» нами было проведено анкетирование учителей музыки, принимающих участие в олимпиаде. Цель анкетирования - выявить: насколько учителя владеют методикой организации педагогического общения, насколько они понимают важность  педагогического общения в решении проблем оптимизации учебного процесса.

           Учителя заявили, что организации педагогического общения на уроке  необходимо уделять внимание, выстраивая его в соответствии с ходом урока. Многие учителя в организации педагогического общения  в  младших и старших классах наиболее эффективным считают дифференцированный подход, требующий подбора различных приёмов и форм педагогического общения:  «подходы должны быть различны, так как меняются интересы детей»; «в младших классах – больше игровых форм общения»; «в старших следует находить такие формы построения общения на уроке, с помощью которых можно было бы заинтересовать ребят, учитывая их возраст, когда идет «интенсивная, неосознанная борьба между вкусом и модой», «помочь учащимся разобраться в качестве» окружающей их музыки, оценить ее эстетические и нравственные достоинства». Многие учителя также высказали пожелание, что они хотели бы увидеть открытый урок с демонстрацией приемов и способов организации педагогического общения на уроке музыки.                   

         Изучение психолого-педагогической литературы, наблюдение и анализ педагогической деятельности, анкетирование учащихся и учителей  позволили нам сделать следующие  выводы:   

           1.Педагогическое общение - это профессиональное общение учителя и учащихся на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, имеющее определённые педагогические функции.  

            2. Педагогическое общение на уроке музыки мы рассматриваем как деятельность, направленную на создание в школьном музыкально-педагогическом процессе таких коммуникативных связей и отношений, которые в наибольшей мере отвечают природе музыкального искусства, художественно-творческим способам общения с ним. Осознание важности этих задач и готовность учителя музыки к их выполнению позволят ему своевременно вносить необходимые коррективы в музыкально-педагогический процесс, эффективно организовать педагогическое общение на уроке музыки.

           3.Педагогическое общение учителя на уроке рассматривается нами исключительно как деятельность организующего характера, что является важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе общения на уроке музыки происходит направленное и ненаправленное влияние, психологическими механизмами которого являются убеждение, внушение, заражение и подражание. Важнейшим элементом этого влияния выступает воздействие на эмоциональную сферу учащихся.

            4.Умение организовать педагогическое общение на уроке музыки             необходимо формировать у студента еще во время учебы в вузе, одновременно развивая  такие способности и качества, как артистизм, воображение, внимание, эмпатийность, общительность, чувство юмора и др., наличие которых поможет будущему учителю музыки добиться высоких результатов в его дальнейшей  профессионально-творческой деятельности.

Библиографический список:

1. Ершов П.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М.: Флинта, 1998. – 336 с.
2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987. – 190с.
3. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1984. – 126 с.
4. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
5. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 415 с.
6. Щуркова Н.Е. Духовная культура школы. – Петрозаводск, 1992. – 226 с.




Рецензии:

25.12.2013, 21:07 Малякова Наталия Сергеевна
Рецензия: В статье рассматриваются задачи, эффективные приемы активизации детей на уроках музыки, ставятся проблемы дисциплины и отношения учащихся к данному предмету. В то же время, заявленная тема раскрыта недостаточно. Из содержания статьи трудно понять, как автор определяет "организацию педагогического общения", какие способы организации выделяются, в чем заключаются их характеристики. Недостаточность раскрытия ключевого понятия статьи "организация педагогического общения" обусловлена слабостью теоретического анализа педагогического общения, отсутствием ссылок на прилагаемые в списке литературы концепции. При этом, обращает на себя внимание отсутствие современных концепций, как педагогического общения, так и музыкального образования. Прилагаются издания от 1987 по 2000 гг. Статья может быть опубликована при условии углубления теоретического анализа, раскрывающего смысл и современное звучание заявленных понятий; либо при изменении названия: "Решение задач педагогического общения на уроках музыки"

28.12.2013, 12:24 Сыромятникова Юлия Алексеевна
Рецензия: Статья характеризует важность организации педагогического общения на уроках музыки. Сквозной нитью в содержании материала проходит психологическая составляющая процесса организации общения, хотя напрямую об этом не говорится. Важность психологической составляющей педагогического общения нельзя отрицать и статья выиграла бы, если эту скрытую линию можно было бы увидеть четче, может быть, через корректировку названия, к примеру "Психологические особенности организации педагогического общения на уроке музыки". В целом, материал исследования очень интересный и актуальный и может быть рекомендован к публикации

9.01.2014, 13:47 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: Автору следует исправить пунктуационные ошибки в статье. Кроме того, подумать об изменении названия: поскольку автором предлагаются конкретные приёмы и методы организации педагогического общения, то, может быть, имеет смысл озаглавить работу "Методика организации педагогического общения на уроках музыки"? После устранения недостатков статью можно рекомендовать к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх