Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №1 (сентябрь) 2013
Разделы: Управление инновациями
Размещена 24.09.2013.

Управление знаниями в компании: интеллектуальный капитал как источник инноваций

Грошева Надежда Борисовна

Д.э.н., доцент

САФ БМБШ ИГУ

Декан

Аннотация:
Управление знаниями принято понимать как комплексный механизм преобразования интеллектуальных активов компании, в том числе данных (имплицитных и эксплицитных) и информации в новые ценности бизнеса, рост конкурентоспособности и производительности, укрепление стратегических позиций. Для определения данного понятия следует исследовать термин «интеллектуальные активы компании», совокупность которых может трактоваться как интеллектуальный капитал.


Abstract:
Knowledge management is commonly understood as a complex transformation mechanism of intellectual assets of the company, including data (implicit and explicit) and information in the new business value, growth of competitiveness and productivity, strengthening of strategic positions. For definition of this concept should be investigated, the term «intellectual assets of a company, the combination of which can be treated as the intellectual capital.


Ключевые слова:
Управление знаниями, инновации, интеллектуальный капитал

Keywords:
Кnowledge management, innovation, intellectual capital


УДК: 338.242.2

Актуальность темы определена вызовами новой экономики – экономики знаний, основными чертами которой можно считать:

- новые требования клиентов (ускорение жизненных циклов продукции);

- глобализация конкуренции и необходимость новых моделей бизнеса;

- ускорение смены технологий и потребность в постоянном обновлении технических и технологических процессов;
- рост количества непредсказуемых инноваций.

Следовательно, только научающиеся компании, которые трансформируют, используют и генерируют знания, могут быть стратегически устойчивы. Если оценивать инновации как монетизируемые знания, то у компаниях есть потребность в пяти видах инноваций:

- внешние стратегические инновации (создание принципиально новых технологий, концепций, моделей, предпосылки для внедрения которых в текущий момент отсутствуют);

- внешние продуктовые инновации (разработка или совершенствование товаров, работ или услуг под перспективные потребности клиентов);

- технологические инновации (совершенствование технологий или техник производства);

- внутренние процессные инновации (изменение бизнес-процессов, их реинжиниринг либо создание принципиально новых процессов);

- внутренние управленческие инновации (в том числе изменение подходов к управлению активами компании).

Интеллектуальный капитал – это часть активов компании, которая и влияет на качество управления знаниями и инновационный потенциал компании, следовательно, новые подходы к управлению им не только являются инновациями сами по себе, но и позволяют генерировать внешние инновации.

Принято выделять три основных блока интеллектуального капитала: человеческий капитал, клиентский капитал, структурный (организационный) капитал [1].

Человеческий капитал представляет собой совокупность навыков, опыта, творческих решений, связей, ценностей и культуры персонала. Корпоративная культура как комплекс разделяемых персоналом ценностей определяет возможность обмена знаниями, механизмы коммуникаций между носителями знаний,  а качество человеческого капитала в целом определяет способность компании к генерированию инноваций.  Задачей компании в управлении человеческим капиталом является привлечение и удержание специалистов, которые могут создавать и транслировать новые знания, делиться полученными компетенциями, воспринимать новые знания. Кроме того, управление корпоративной культурой в данном случае имеет задачу снижения уровня сопротивления, повышения открытости в компании, содействия добровольному обмену знаниями.

Структурный (организационный) капитал кроме совокупности нематериальных активов компании (гудвила, брендов, патентов и лицензий) включает в себя качество бизнес-процессов и определяет восприимчивость компании к инновациям и скорость внедрения инноваций. 

Восприимчивость к инновациям в данном случае это готовность к изменению бизнес-процессов и внедрению новых технологий и продуктов, скорость внедрения инноваций – этап жизненного цикла между предложением инновации и ее реализацией в компаний.

Клиентский капитал – база данных клиентов, качество удовлетворения их потребностей – позволяет моделировать товары и услуги, которые могут быть востребованы в будущем, и определяет «заказ на инновации». Уровень развития клиентского капитала и управление им может не только снизить риски появления в компании «убыточных инноваций», но и создать  спрос на инновации, предлагаемые компанией.

Таким образом, управление интеллектуальным капиталом компании позволит повысить операционную конкурентоспособность, сократить стратегические риски бизнеса, создать принципиально новый тип компании – инновационную компанию.

Библиографический список:

1. Дж.Харрингтон. Совершенство управления знаниями /Дж.Харрингтон, Ф.Воул.- М.:Стандарты и качество. – 2008 г. – 272 с.
2. Бобкова Н. Г. Образование как фактор, определяющий качество рабочей силы в инновационной экономике / Н. Г. Бобкова // Современные практики формирования профессиональных компетенций и освоения российскими вузами инновационных продуктов и технологий: науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ»; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. – С. 28-34.
3. Бобкова Н. Г., Грошева Н. Б. Роль открытого дистанционного образования в формировании качества рабочей силы в инновационной экономике / Н. Г. Бобкова, Н. Б. Грошева // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2012): Материалы XIV Международной научно-практической конференции 7 декабря 2012. –М.: МГИУ, 2012. – С. 26-29.




Рецензии:

23.10.2013, 15:49 Смирнова Юлия Георгиевна
Рецензия: Уважаемая Надежда Борисовна! Спасибо Вам за статью - в ней изложен сравнительно новый материал. Представляет ли гудвил, по Вашему мнению, какую-либо ценность в коллективном сознании постсоветского общества в сравнении с западным? Есть смысл пересмотреть библиографию: 50% самоцитирования - не лучший показатель с точки зрения наукометрии. Рекомендую к публикации с учётом замечаний.

26.11.2013, 17:56 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Такой интересный материал, а изложен в виде тезисов. Хотелось бы, чтобы статья была доработана в части анализа передового опыта.

16.12.2013, 10:45 Левкин Григорий Григорьевич
Рецензия: Статья очень интересно начинается, но потом резко заканчивается, обрывается. Самое главное, что в названии статьи обозначено "управление", а в тексте статьи ничего не говорится об управлении знаниями в компании, только общие сведения, характеристика понятий. С учетом доработки статья может быть опубликована.

23.02.2014, 19:49 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Ув. Надежда Борисовна! Статья заслуживает внимания и является актуальной. Но соглашусь с коллегами, что она интересно начинается, но потом резко заканчивается, обрывается.

14.03.2015, 13:24 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Необходимо расширить статью. В данном виде это не статья, а скорее лишь тезисы.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх