Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №4 (декабрь) 2013
Разделы: Социология
Размещена 10.12.2013. Последняя правка: 16.12.2013.

ВНУТРЕННИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИМИДЖ РЕГИОНА ВО ВЗГЛЯДАХ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА ВОРОНЕЖ

Курбатова Ольга Викторовна

Воронежский государственный университет

студент

Доктор философских наук, профессор кафедры социологии и политологии Воронежского государственного университета Рахманин В. С.


Аннотация:
Исследования имиджа в России набирает всё большую популярность. В первую очередь, имидж является средством «продвижения» объекта. В статье поднимается актуальная и интересная проблема формирования имиджа региона.


Abstract:
Researches of the image in Russia are gaining popularity. Primarily, the image is a means of "promoting" the object. This article focuses on relevant and interesting problem of image formation region.


Ключевые слова:
имидж, имидж региона, социальный имидж

Keywords:
image, image of the region, the social image


УДК 316

1. Определение понятия «социальный имидж региона»

Термин «имидж» (от англ. image) –искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия [1]. На сегодняшний момент в различных научных направлениях сложился давний спор по поводу трактовки термина «имидж». Данное понятие у некоторых ученых сводится к понятию «образ», у других – «представление», у третьих «имидж» – отдельное понятие. На данный момент можно встретить несколько различных точек зрения на это высказывание.

 

Слово «образ» в русском языке имеет как минимум 6 различных значений. И во многом это понятие слова «образ» связано лишь с внешними характеристиками объекта и является составной частью имиджевой структуры. Следовательно, термин «имидж» если и может употребляться как синоним слова «образ», то только в связке с какой-либо частью имиджа, определяемой внешним видом. «Образ» нельзя считать полным синонимом термина «имидж», правильнее определить имидж как разновидность образа, а именно такой образ, прообразом которой является часть явления [2, 12-17].

 

Понятие «представление» в русском языке имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов. Представление – это процесс мысленного воссоздания образов предметов (возможно когда-то увиденных) и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Представление так же является элементом имиджевой структуры.

 

 «Имидж объекта – это мнение рационального или эмоционального характера об объекте (человеке, предмете, системе), возникшее в психике – в сфере сознания или подсознания определенной (неопределенной) группы людей на основе образа, сформированного целенаправленно или непроизвольно в психике в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного с целью возникновения аттракции – притяжения людей к данному объекту» [2, 11].

 

Имидж региона – это комплекс качеств и свойств, которые чаще всего невозможно представить в качестве зрительного образа. Он возникает в сознании людей, и измерить его можно лишь по оценкам людей. Чаще всего это комплекс ассоциативных представлений, соотносимый индивидом с регионом. Целенаправленное, продуманное создание образа приводит к позитивному результату. Имидж определенной территории зависит от многих факторов. Таким образом, имидж региона – это совокупность всех уникальных особенностей региона в осознании и подсознании людей, отличающих представление о нем от образов других регионов [3, 163].

 

Социальный имидж региона – это представления широкой общественности о социальных целях и роли региона в экономической, социальной, политической и культурной жизни человека и общества [4, 15]. В его формировании большую роль играют географические, климатические, национальные и другие различия, связанные с большой протяженностью и другими параметрами страны, которые необходимо учитывать. В итоге все это обеспечивают богатый набор возможных вариаций в их классификации.

2. Исследование внутреннего социального имиджа Воронежа среди молодежи

Восприятие внутреннего социального имиджа среди разных групп населения может различаться в зависимости от ценностей, приоритетов и установок. В практической жизни имидж региона представлен как ряд относительно самостоятельных образов у различных групп населения, включая жителей, туристов, предпринимателей, СМИ, органов управления.

 

Как нам рисуют средства массовой информации, реклама и политическая пропаганда, Воронеж – это крупнейший экономически развитый город, с населением более 1 млн. человек. Богатейшее историко-культурное наследие позволяет называть наш город культурной столицей Черноземья. Более 30 высших учебных заведений, развитая транспортная структура, ориентация на инновации и богатые природные ресурсы вызывают неподдельный интерес к Воронежу со стороны наших соседей. В данной ситуации, нам представляется интересным, исследовать внутренний социальный имидж г. Воронеж среди молодежи. Ведь именно сегодняшней молодежи строить наше будущее. Как и что они будут делать, зависит от тех проблем, с которыми они сталкиваются сегодня.

Для изучения внутреннего социального имиджа г. Воронеж была разработана раздаточная анкета. Для проведения пилотажа была выбрана удобная выборка [5, 170], количество респондентов – 50. Использование данного типа выборки оправдано тем, что является менее затратным и трудоёмким, чем другие типы выборок. Единственное с чем мы сталкиваемся, так это с тем, что не представляется возможным обобщение полученных данных. Но по результатам мы можем обозначить наметившиеся тенденции в развитии проблемной ситуации.

 

В результате проведенного пилотажного исследования были обозначены определенные тенденции во внутреннем социальном имидже Воронежа среди молодежи. Первое: подавляющее число респондентов отметили, что хотят уехать из Воронежа. Прочной взаимосвязи с местом рождения респондента не было обнаружено, скорее всего, это зависит от внутренних побуждений. Более половины опрошенных, отвечая на вопрос №3 «Удовлетворены ли вы состоянием города Воронеж в целом (экономика, социальные вопросы, экология, безопасность)», отвечали, что в большей степени не удовлетворены состоянием города. Так же были ответы, где молодые люди отмечали, что Воронеж является опасным для проживания, криминальным городом. При ответе на вопрос-меню наиболее значимыми характеристиками стали безопасность и возможность заработка. Проблема трудоустройства и материального обеспечения очень волнует молодежь, это показали также ответы на вопросы 18, 19, 21.

 

Второе: более половины ответов на вопрос №13 «Изменился ли наш город за последние 5 лет?» отмечают позитивные изменения в городской среде. Вопрос №14 предполагал собственный вариант ответа, поэтому полученные данные были разделены по группам. Респонденты отметили улучшение состояния дорог, реставрация парков, поддержание чистоты в городе, ремонт тротуаров, строительство ТРЦ «Град». Из негативных изменений города – строительство многоэтажек в центре города, пробки, расширение дороги за счет вырубки деревьев.

 

Третье: одной из составных частей внутреннего социального имиджа является его представитель в лице мэра. Поэтому респондентам был задан вопрос об участии в выборах и их мнении, сможет ли новое руководство города изменить существующую ситуацию. Результаты оказались не самыми приятными для власти, т.к. 2/3 опрошенных не принимали участия в выборах и не возлагают надежды на разрешение сложившихся проблем новым мэром. При этом у опрошенных Воронеж не ассоциируется с градоначальником Гусевым А.В. и губернатором Гордеевым А.В. Так же молодые люди с недоверием относятся к информации о своём городе, полученной по средствам местных радиостанции и телевидения.

 

В сознании людей прочно засели образы Воронежа как родины морского флота, столицы Черноземья и одного из брендов – котёнка с улицы Лизюкова. Приятно отметить, что новый проект Воронежа – Платоновский фестиваль искусств, является 4 позицией в ряде ассоциаций. Следовательно, этот проект на сегодняшний день является успешным и привлекательным для молодежи.

 

Таким образом, проведенный пилотажный опрос показал наметившиеся тенденции в восприятии города Воронежа молодежью. В дальнейшем, планируется доработка анкеты и её использование для исследования другого региона. Неизменными останутся смысловые блоки анкеты, которые отвечают за целостность понятия «социальный имидж региона».

 

Библиографический список:

1. Толковый словарь Ожегова: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/73610
2. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники / А. Ю. Панасюк. – Москва : «Омега-Л», 2007. – 266 с.
3. Попов А.В. Инвестиционный имидж регионов России. Пермский Государственный университет. 3 стр., с. 163 –165. // Материалы V Международной молодежной научно-практической конференции «Политика и бизнес в меняющемся мире»: Научное издание. - Обнинск, ГУУ, ФРИДАС, 2006. – 320 с.
4. Моисеева, Н.К. Маркетинг/ Н.К. Моисеева // Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения/./№5, 1999. – 77 c.
5. Браймен А., Белл Э. Методы социальных исследований. Группы, организации и бизнес / Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2012. – 776 с.




Рецензии:

11.12.2013, 0:42 Оганян Карина Каджиковна
Рецензия: Тема исследования актуальна, статья интересная. Но требуется доработка: в п. 1 - необходим более расширенный и углубленный анализ теоретико-методологической основы исследования, т.е. концепций, подходов к рассматриваемой проблеме, а не просто рассмотранеие некоторых основных понятий; рекомендую усилить интерпретацию полученных данных в исследовании, и сделать более обстоятельный социологический анализ полученных результатов, в частности, характеристика причин, факторов, определяющих этот имидж; далее необходимо тщательно просмотреть стиль изложения материала: например, выборка не может быть удобной, существует много ее разновидностей: квотная например и т.д. Считаю, что можно представить графики, диаграммы или другие аспекты, наглядно характеризующие проведенное исследование. С учетом вышесказанныех замечаний, и доработки, статья может быть рекомендована к публикации.

12.12.2013, 6:16 Салморбекова Рита Бобуевна
Рецензия: Автор начинал хорошую работу. Но к сожалению со стороны научного руководителя требуется доработки. Введение отсутствует, место интерпретации основных понятий описали бы актуальность, цель-задачи исследования. А также, в самом содержании цифровой анализ отсутствует. Например: "Проблема трудоустройства и материального обеспечения очень волнует молодежь, это показали ответы на вопросы 17, 20, 23". Извините, как звучит вопрос только Вы знаете, нам читателям не понятно. С учетом исправлений можно рекомендовать.

13.12.2013 13:13 Ответ на рецензию автора Курбатова Ольга Викторовна:
Спасибо за рецензию. Анкету прикреплю в ближайшее время.

19.12.2013, 19:19 Поляков Евгений Михайлович
Рецензия: Также как в случае с А.Сысоевым, вынужден по этическим причинам отказаться от рецензирования, ибо В.С.Рахманин - профессор нашей кафедры (и мой бывший науч.рук), а О.Курбатова - студентка-выпускница. Надеюсь на понимание коллег, которые простят мне эту "ленивость".



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх