Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Статьи пользователя Бескровная Елена Наумовна

1. К проблеме взаимовлияния и взаимодействия культур (еврейский след) Статья опубликована в №11 (июль) 2014
В статье рассматриваются проблемы взаимодействия культур народов, которые испокон веков жили вместе, украинской и еврейской. Особое внимание обращено на тот факт, что мы не можем говорить о чистой первозданной культуре народов и наций. Смешение людей между собой, их проживание на разных территориях мира приводит к созданию новой массовой культуры. Идет процесс не углубленного изучения культуры, а поверхностной схватки идей. Это опасный процесс, так как исчезает культура в ее первозданной красоте и на смену традиции приходит давление одной культурой другой. Не может быть главенствующей культуры на территории одного государства. Термины политологии и культуры требуют размежевания и отделения, и только заповедь «Не сотвори себе кумира» должна остаться неизменной в традиции изучения основного вопроса философии.
Категория: Лингвистика, Культурология, Литература
Размещена: 02.07.2014. Отзывов - 0. Просмотров - 3702.

2. Проблема идентичности иудаизма и христианства в романе Мигеля де Сервантеса Сааведры «Дон-Кихот»
Традиции Вавилонского и Иерусалимского Талмудов, вступивших в противоречие с католическим христианством, по мнению испанского исследователя Авраама Хаима, хорошо раскрыты в произведении Мигеля де Сервантеса Сааведры «Дон Кихот». Это произведение, основанное на трансформации Торы в еврейской литературе, несет на себе отпечаток каббалистических традиций ХШ-ХУ1 веков. Его автор на примере одного героя – Дон Кихота – раскрывает насколько святы для еврея традиции иудаизма и как сквозь века инквизиции они остаются живыми для нас и на сегодняшний день. Именно этому посвящена статья Е.Н. Бескровной «Проблема идентичности иудаизма и христианства в романе Мигеля де Сервантеса Сааведры «Дон-Кихот».
Категория: Литература, Филология, Философия
Размещена: 15.07.2014. Отзывов - 0. Просмотров - 3395.

3. Куда же девался основной источник марксизма?
В статье Бескровной Е.Н. рассматривается проблема изучения Вавилонского Талмуда классиками марксизма-ленинизма. Особое внимание обращается на книгу Жан Жака Лонге «Карл Маркс – мой прадед», в которой подчеркивается тот факт, что в молодые годы Карл Маркс изучал Вавилонский Талмуд.
Категория: Философия
Размещена: 28.10.2014. Отзывов - 1. Просмотров - 2308.

4. К проблеме перевода фразеологизмов с идиша на русский язык в текстах праздника Пурим («Сефер-Гаагаде» Х.Н.Бялика и И.Х.Равницкого.) Статья опубликована в №57 (май) 2018
В статье рассматриваются синтаксические особенности фразеологизмов в языке идиш конца Х1Х – начала ХХ века. Особое внимание уделяется трансформации текста как на синтаксическом уровне, так и на уровне гипертекста. В статье указана главенствующая роль традиции иудаизма в формировании агадического предания.
Категория: Лингвистика, Культурология
Размещена: 25.05.2018. Отзывов - 0. Просмотров - 1426.

5. К проблеме образа нищего в романе Эли Визеля «Иерусалимский нищий» Статья опубликована в №25 (сентябрь) 2015
В статье «К проблеме образа нищего в романе Эли Визеля «Иерусалимской нищий» рассматривается образная система как литературная категория, которая, наряду с сюжетом стала ведущим фактором при рассмотрении мировой литературы. Особое внимание уделяется образной системе в творчестве лауреата Нобелевской премии Эли Визеля на примере его романа «Иерусалимский нищий». В своем произведении писатель не просто обращается к проблеме Холокоста. Он прокладывает мост между иудаизмом и христианством, сопоставляя образ Девы Марии и простого еврея, который пережил Холокост.
Категория: Литература
Размещена: 08.08.2015. Отзывов - 0. Просмотров - 2444.

6. Еврейская тема в творчестве Ф.М. Достоевского (на примере романа «Братья Карамазовы»)
Еврейская тема является одной из самых интересных в мировой литературе. Именно она, пройдя сквозь Библию, нашла свое отражение в мировой культуре. Не обошла эта проблема и творчество великого русского писателя Ф.М. Достоевского. В нашей статье «Еврейская тема в творчестве Ф.М. Достоевского» мы попытались посмотреть на творчество писателя и, особенно, на его роман «Братья Карамазовы» с позиции богословия. Христианство возникает в душе писателя и тесно связано, с одной стороны, с «Евангелием от Луки», а, с другой, с непосредственным описанием фактов, которые существовали в жизни, окружающей Достоевского. Роман «Братья Карамазовы» был написан писателем в том возрасте, когда можно говорить именно о зрелости человека. Зрелость как раз и характеризует сюжетную канву романа и художественные образы «Братьев Карамазовых» лежат в осмыслении писателем Библии.
Категория: Литература
Размещена: 21.02.2017. Отзывов - 3. Просмотров - 2017.

7. Проблема изображения темы Холокоста в романе Эли Визеля «Легенды нашего времени»
Тема Холокоста в последнее время становится одной из ведущих в мировой литературе. В статье «Проблемы изображения темы Холокоста в романе Эли Визеля «Легенды нашего времени» рассматриваются проблемы изображения Холокоста в творчестве лауреата Нобелевской премии Эли Визеля. На примере его романа «Легенды нашего времени», который по жанру можно определить как роман-воспоминание, автор показывает, какой моральный урон, нанес Холокост еврейскому народу. Эли Визель считает, что только обращение к истокам иудаизма, к Десяти Заповедям, которые Моисей получил на горе Синай вернут еврейский народ к жизни и возродят традиции митнагдим.
Категория: Литература
Размещена: 10.01.2016. Отзывов - 0. Просмотров - 1992.

8. Трансформация Торы в творчестве Марка Шагала Статья опубликована в №30 (февраль) 2016
Трансформация Торы также как и трансформация агады в творчестве витебского художника и поэта Марка Шагала является ведущим фактором хасидизма. В своих произведениях Шагал объединяет традиции хасидов и литваков и обращается непосредственно к хасидизму на уровне медитации. Поэт Марк Шагал – это традиция еврейского народа, воплотившая в себя не только хасидизм, но и трагедию социально-политического положения жизни евреев России второй половины Х1Х начала ХХ века. Особое место в произведениях Марка Шагала занимает тема Катастрофы европейского еврейства, тема Холокоста. В своих произведениях Шагал проводит параллель между собой и убитыми фашистами евреями. При этом тема Катастрофы в стихотворениях Марка Шагала перекликается с темой Холокоста в произведениях Ицика Фефера, Переца Маркиша и Давида Бергельсона. Именно эти проблемы и рассматриваются в статье.
Категория: Филология
Размещена: 10.02.2016. Отзывов - 0. Просмотров - 2323.

9. Особенности трансформации Торы в романе Анатолия Рыбакова «Тяжелый песок»
Проблема трансформации Торы не раз обсуждалась в мировой культуре. Фактически этот термин входит в историю литературоведения еще в библейский период истории еврейского народа и развивается в движении от непосредственно Устной Торы к Вавилонскому Талмуду и от него к Зохару. Трансформация Торы в современный период развивается как на основании респонсов методом «пиллпул-хиллуким», так и как литературоведческая категория в произведениях, в частности, писателей русско-еврейской литературы второй половины ХХ начала ХХI века. Именно к последним и принадлежит писатель Анатолий Рыбаков, который в своем произведении «Тяжелый песок» раскрыл как раз специфику трансформации Торы. Позиция писателя в романе «Тяжелый песок» раскрывается, с одной стороны, с точки зрения обращения к Агадической притче Вавилонского Талмуда, а, с другой, соизмеряется с трагедией Холокоста во Второй мировой войне. Автор показал как народ Советского Союза несмотря ни на что умел жить и радоваться в начале 30-х годов.
Категория: Литература
Размещена: 06.04.2016. Отзывов - 1. Просмотров - 2300.

10. Библейская тема в творчестве Александра Блока Статья опубликована в №42 (февраль) 2017
Творчество Александра Блока неразрывно связано с библейской тематикой, с Ветхим и Новым Заветом. Обращаясь непосредственно к Библии он черпает из нее сюжеты для своих произведений. Образ блоковской Прекрасной Дамы тесно связан у поэта с образом Девы Марии, несущей Иисуса Христа людям. Образ Девы Марии у Блока переплетается с женской темой в русской литературе и поэт обращается к ней, рисуя женщину-современницу, женщину «Серебряного века». Блок неотделим от русской философии ХХ века, от философии Бердяева, Булгакова, Гершона, в которой Иисус Христос как человек достигает высшей ступени своего развития тесно переплетаясь с поэтическим мировоззрением поэта. Где бы он ни был, Блок движется от Иисуса Христа-ребенка к Иисусу Христу-вождю и эта традиция обретает высшую поэтическую форму в поэме «Двенадцать». Его неоднозначное отношение к революции 1917 года проявляется в восприятии Блоком Ветхого и Нового Завета и тема «Человек – Бог» находит свое отражение в его поэтическом мировидении.
Категория: Литература
Размещена: 10.01.2017. Отзывов - 0. Просмотров - 3729.

11. Семантико-синтаксические особенности украинского диалекта идиша при переводе на русский и украинский языки Статья опубликована в №45 (май) 2017
В статье рассматриваются проблемы фразеологии еврейского (идиш) языка. Обращается внимание, как на кальки, так и на полукальки в идише. Особое внимание уделяется проблеме перевода с идиша на русский язык.
Категория: Лингвистика
Размещена: 10.04.2017. Отзывов - 1. Просмотров - 2544.

12. Ветхий Завет и его трансформация в творчестве Генри Райдера Хаггарда Статья опубликована в №54 (февраль) 2018
Проблема происхождения сюжетов Ветхого Завета и их трансформации одна из самых интересных в мировой литературе. По-особому она проявляется в творчестве Г.Р.Хаггарда, где трансформацию библейского источника автор проводит на примере жизни африканских племен, что роднит его книги с философским трактатом Д.Д. Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете». Особую роль в трансформации Ветхого Завета Хаггард отводит женскому образу. Об этом свидетельствуют его книги «Луна Израиля», Перстень царицы Савской» и другие.
Категория: Филология
Размещена: 04.01.2018. Отзывов - 0. Просмотров - 1593.

13. Трансформация Торы в творчестве Иосифа Бродского Статья опубликована в №56 (апрель) 2018
Элементы трансформации Торы характеризуют и поэзию Иосифа Бродского. Творческое наследие лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского в целом базируется на Христианстве, но всего лишь три произведения, как отмечал сам автор, посвящены еврейской тематике. В них можно выделить такие литературно-социальные элементы как: а) отражение обстановки, которая с детских лет окружала Бродского; б) отражение каббалистических элементов в творчестве поэта; в) влияние русской литературы на поэзию Бродского. Творческое наследие И.Бродского в целом многогранно. У него нет чисто хасидских и талмудических мотивов, но это главная черта всех русскоязычных еврейских поэтов, которая соединяет в себе иудаизм и Христианство. Именно этой проблеме посвящена статья Е.Н. Бескровной «Трансформация Торы в творчестве Иосифа Бродского».
Категория: Литература, Филология
Размещена: 02.04.2018. Отзывов - 0. Просмотров - 1606.

14. Особенности трансформации Торы в реалистических произведениях Эли Люксембурга Статья опубликована в №55 (март) 2018
Реализм Трансформации Торы развивается в творчестве современного израильского писателя Эли Люксембурга, в рассказах и повестях которого «проблема маленького человека» и его роль в жизни возрождения Израиля становятся решающими. Стремление подойти к Вавилонскому Талмуду, как к решающему фактору в жизни каждого еврея проходит и через реалистические рассказы Эли Люксембурга. Писатель обращает своих героев к проблеме Третьего Храма в своих произведениях «Третий Храм», «Прозрение», «Шамес Кожгарки» показывает как заново рождается человек, возвратившийся к истокам своей культуры.
Категория: Филология
Размещена: 02.03.2018. Отзывов - 0. Просмотров - 1243.

15. Библейские мотивы в творчестве М. Горького
В мировой культуре процесс формирования мировой литературы проходит в основном через Ветхий и Новый Завет. Особенно ярко отразилась традиция Агады Вавилонского Талмуда в рассказах писателя А.М. Горького. Для нас становится очевидным, что свои произведения он писал под влиянием «Сефер Гаагады», переведенной на русский язык русско-еврейским поэтом Семеном Фругом. Так «Песнь о буревестнике» написана под влиянием притч о праотце Ное, «Старуха Изергиль под влиянием трактатов Вавилонского Талмуда «Брашит» и «Гитин». Главный упор при этом в творчестве Горького делается на сюжетную и образную трансформацию.
Категория: Филология
Размещена: 07.02.2018. Отзывов - 2. Просмотров - 4047.

16. Трансформация Торы в сказках о Беште Статья опубликована в №66 (февраль) 2019
Трансформация Торы как наивысший уровень развития иудаизма характеризует всю мировую еврейскую литературу. На территории Польши и Украины она получает свое отражение в хасидизме, и в частности в преданиях о Беште. Задачей исследования в статье Бескровной Е.Н. «Трансформация Торы в сказках о Беште» является необходимость проследить специфику трансформации трактатов Вавилонского Талмуда и Зохара в ранних притчах хасидизма о цадике Беште.
Категория: Литература
Размещена: 05.01.2019. Отзывов - 0. Просмотров - 880.

17. Проблемы ТаНаХа в произведениях Саади. Статья опубликована в №67 (март) 2019
Трансформация Торы, получившая свое широкое развитие в трех мировых религиях, не обходит и творчество таджикско-еврейского поэта Саади Ширази. Очевиден тот факт, что имя Саади Ширази тесно связано, с точки зрения израильских ученых, с творчеством еврейско-испанского поэта Саади Гаона, поэтический размер произведений которого открывает новую страницу в истории еврейско-испанской поэзии ХП-ХШ века. Одной из главных особенностей поэзии Саади является ее влияние на творчество Иегуды бен Галеви, где тема любви к древнему Израилю соседствует со многими моральными проблемами, которые ставит Галеви. Поэзия Саади Гаона, оказав огромное влияние на поэзию Испании ХП-ХШ века, также не обошла стороной и влияние трансформированных образов агады Вавилонского Талмуда периода Раши.
Категория: Литература
Размещена: 07.03.2019. Отзывов - 0. Просмотров - 847.

18. Еврейская тема в творчестве Джеймса Джойса Статья опубликована в №67 (март) 2019
В творчестве классика ирланской литературы Джеймса Джойса еврейская тема играет одну из ведущих ролей. Он остается ее приверженцем и в романе «Улисс» и в рассказе «Джакомо Джойс». В целом автор верен образу «Сиксинской мадонны» Рафаэля.
Категория: Литература
Размещена: 03.02.2019. Отзывов - 0. Просмотров - 1097.

19. Литературная биография Александра Галича как элемент формирования жанра «респонс» Статья опубликована в №68 (апрель) 2019
В истории развития мировой еврейской литературы особое место занимает изучение трансформации Торы, проходящее через ТаНаХ, Галахический и Агадический Мидраш и современный респонс. Очень хорошо развитие и формирование жанра респонс видно на примере творчества одного из корифеев русско-еврейской литературы ХХ века Александра Галича. Прежде всего, именно творческая биография является центральным звеном в формировании мировоззрения поэта. Отношение к классической еврейской культуре на территории СССР отразилось в произведениях поэта. Галич в своем творчестве соединяет отказ в отказе о том, что в Советском Союзе, по мнению Сталина, не существует «еврейский вопрос» и проблема Холокоста. Именно тема страданий еврейского народа охватывает такие произведения Галича как «Реквием по не убитым, или песня, написанная по ошибке», «Поезд». Этой проблеме и посвящена статья Е.Н. Бескровной «Литературная биография Александра Галича как элемент формирования жанра «респонс».
Категория: Литература
Размещена: 04.04.2019. Отзывов - 0. Просмотров - 771.

20. Библейская тема «Не убий» в романе Эрих Марии Ремарк «Триумфальная арка» Статья опубликована в №74 (октябрь) 2019
В статье обращено внимание на художественный и литературоведческий анализ проблем евреев-беженцев из фашистской Германии в годы второй мировой войны с позиции текста ТаНаХа (ветхого Завета). Особое внимание автор статьи обращает на трансформацию Заповедей, данных Моисею на горе Синай в романе немецкого писателя.
Категория: Литература
Размещена: 08.10.2019. Отзывов - 0. Просмотров - 1340.