Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №6 (февраль) 2014
Разделы: Социология
Размещена 24.01.2014. Последняя правка: 22.02.2014.
Просмотров - 4165

Уровень образования как фактор проявления степени религиозности молодежи Астраханской области.

Танасогло Инна Федоровна

студент

Астраханский государственный университет

студент

Аннотация:
Актуальностью данного исследования является выявление конфессиональной самоидентификации молодежи, а также соотношение уровня религиозности и уровня образования. На сегодняшний день вопросы религиозности занимают большое место на исследовательской площадке социологии, политологии и философии.


Abstract:
The relevance of this article is a detection of confessional identity of youth and also correlation of the level of religiosity and educational level. Today the questions of religion occupy an important place in the research area of sociology, politology and philosophy.


Ключевые слова:
религиозность, православие, ислам, уровень образования.

Keywords:
religiosity, orthodoxy, Islam, educational level



УДК - 31

Значительные изменения в обществе, произошедшие за последние годы  в  российской социально-политической реальности, оказали влияние на все сферы жизни и  в большей степени на духовную сферу народа, его отношение к религии. Анализируя данный период, следует отметить, что он характеризовался довольно значимыми преобразованиями в системе государственно-правового регулирования религиозных процессов. Религиозный индифферентизм советской эпохи уступил место отношениям, где религиозное сознание стало рассматриваться государством как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство духовно-нравственного возрождения. Это вывело острые проблемы духовной жизни общества и привело к созданию новой системы регулирования религиозных процессов [1, c.88-98].

В первую очередь, в данной работе мы обратим внимание на исследование Е.Н. Кафанова, М.М. Мчедлова. При определении степени религиозности россиян выяснилось, что российское общество скорее светское. Около половины опрошенных в России, по данным ESS, не религиозны, в их числе 7% в целом не религиозны, 14% отмечают, что они совершенно не религиозны, и 32% – скорее нет. 22% респондентов колеблются при определении меры своей религиозности. В целом религиозными себя считают менее трети россиян – 29%,  среди них 26% склоняются к такому мнению, и лишь 3%, по собственным оценкам, глубоко религиозны.

Если обратить внимание на степень религиозности последователей различных конфессий в России, то доля очень религиозных мусульман в 2,5 раза больше доли глубоко религиозных последователей православия – 12% против 5%. Одновременно среди позиционирующих себя последователями российских религиозных течений около 10% совсем не считают себя религиозными, а еще около 45% скорее не религиозны, чем религиозны  [2, c.208].

Исследования Климова С. М., Мартынова Г. В. В работе «Уровень и характер религиозности студенческой молодежи в переходный период (размышления по результатам анкетирования)» [3, c. 245] говорят о следующих результатах. Исследователи отмечают, что  в сознании молодежи и общества соединяются так называемые традиционные и формальные религиозности, что, по их мнению, соответствует переходному уровню их формирования.

В первом случае мы имеем ориентацию на традиционное мировоззрение не зависимо от принадлежности к конфессии, с точки зрения которой, вера непосредственно связана с восприятием  этической самоидентичности. Как правило, традиционная религиозность представлена такими фактами как: массовое крещение, соблюдением традиций трактуемых религией.  Ученые, в то же самое время, определяют данную традиционность и как базовый элемент формальной религиозности. Она не обогащена чувствами, ни знаниями, которые могли бы приобщать молодежь к религиозности.

Следующее исследование было проведено на базе Астраханского государственного университета. Исследование, целью которого являлось  выявление характеристик конфессиональной самоидентификации молодежи, и выявить закономерность прямо пропорциональной зависимости уровня религиозности с уровнем образования. На наш взгляд, уровень образования молодежи по-разному освещает проблематику современного общества. Оценивая отношение молодого поколения к той или иной социальной проблеме исследователи не задумываются о том, насколько антагонистичны могут быть мнения у одной категории общества.   Всего было опрошено 1068 респондентов
В качестве респондентов в исследовании привлекались молодые люди от 16 до 27 лет. Из них 50% составляли молодые люди с высшим образованием и 50% с начальным или среднем уровнем образования.

Результаты анкетного опроса позволили выявить уровень религиозности среди молодежи: атеистами среди всех опрошенных являются 22,1%,  а оставшиеся 77, 9 опрошенных относят себя к верующим.

Следующий показатель демонстрировал зависимость уровня религиозности от уровня образования. По данным опроса, выяснилось, что в целом уровень религиозности достаточно высокий у обеих категории респондентов. Следует при этом обратить внимание  на то, что  опрашиваемые с высшим образованием, уровень религиозности выше.

На сегодняшний день весьма актуальной темой является допустимость вмешательства государственной  власти  в политику религиозных конфессий. Важность данного вопроса на повестке прошедшего года  отразилась на молодежи и её отношении к институту церкви. Принятие закона «Об оскорблении чувств верующих» заставило общественность обратить внимание на чрезмерное внимание со стороны государства  к вопросам религии. Являясь светским государством, данный законопроект, по мнению более чем 50% респондентов не является правомерным.

Представление отношения молодежи к проблеме влияния государства на внутреннюю политику конфессиональных групп  показало разницу  в 2,5%. Опрос выявил, что 51,5% опрошенных с наличием высшего образования выступает за контроль со стороны государства, с позицией «против» выступили - 47%.Проанализируем зависимость отношение к данному вопросу людей с высшим и средним образованием.

По ответам на вопрос: «Имеет ли государство влиять на внутреннюю политику конфессиональных групп?» видно что,  большинство людей со средним образованием склонно считать, что государство имеет право влиять на политику конфессиональных групп(61%). В отличие от них, респонденты с высшим образованием, молодые люди со средним образованием, не считающие правильным вмешательства государства в политику религиозных  сообществ составляет 32%. Оставшиеся 7% опрашиваемых воздержались от ответа. Также следует отметить, что затруднились ответить на данных вопрос только люди с высшим образованием.

Частота посещения церквей и мечетей молодежью астраханской области выглядит следующим образом: 11,8% респондентов регулярно (1 раз в неделю посещают) посещают церкви и мечети, 44, 1% посещают с периодичностью 1 раз в месяц и такой же процент не посещают вообще. Далее следует представить зависимость посещения церквей и мечетей в зависимости от уровня образования. Данные показывают нам, что вне зависимости от образования регулярно (раз в неделю) посещают мечети и церкви одинаковое количество людей. Периодически (раз в месяц) посещают мечети, и церкви с большой разницей посещают люди с высшим образованием (в 2 раза чаще, по данным опроса, чем люди со средним образованием). И не посещают церкви  и мечети вообще с большей интенсивностью люди со средним образованием.

Так же в результате исследования были  представлены данные ответа на вопросы:  «Должно ли прививается религиозное воспитание? и Кем должна осуществляться данная функция?». 38,2% респондентов придерживаются мнения о том, что религиозное воспитание не должно прививаться в принципе, оставшиеся 61,8%  в свою очередь считают, что религиозное воспитание необходимо прививать в семье – 51,5%, в школе – 7,4,  в спец. учреждениях – 8,8, оставшиеся же 32,4%, затрудняются ответить, какой институт мог бы взять на себя данную функцию. (от 61,8% отпрошенных изначально).

Далее  отметим отношение к прививанию религиозного воспитания у людей с высшим и средним образованиями. По данным графика и таблицы видно, что мнения респондентов с высшим и средним образованиями считающих, что воспитание должно прививаться совпадают, как и ответы отрицающие влияние на людей в  вопросах религиозного воспитания. Ответы на данный вопрос являются единственным показателем, где мнения респондентов с высшим и средним образованием имеют одинаковые количественные результаты.

Исходя из этих данных, ответило положительно на вопрос о возможности увеличения уровня религиозности 54,4% молодых людей и 45,6% считают, что невозможно искусственно поднять уровень религиозности молодежи РФ.
Рассмотрим результаты опроса в зависимости от уровня образования. По результатам опроса, можно пронаблюдать следующее отношение. Люди с высшим образование, придерживаются мнения, что в России, можно поднять уровень религиозности (71%). Более сомневающейся является категория респондентов   со средним уровнем образования. На вопрос можно ли поднять уровень религиозности в России отрицательно ответили 50%  респондентов из общего количества людей со средним образованием, что составляет 267 человек.

В заключении сравним наше исследование с всероссийскими показателями исследование ассоциация Gallup International WIN. [4] В 2012 году их показатели имели следующие значения: 55% отпрашиваемых определили себя религиозными, 26% - не религиозными и всего 6% респондентов ответили, что являются атеистами. Если сравнить данные ассоциация Gallup International WIN с нашим исследованием, то атеистами среди всех опрошенных являются 22,1%,  а оставшиеся 77, 9 опрошенных относят себя к верующим.

Исследование подтвердило предположение о том, что преобладающей тенденцией в сознании молодого поколения является добровольность в выборе религиоведческих, религиозных взглядов. При этом значимым фактором является специфика Астраханской области. При анализе следует учитывать многие субъективные факторы влияния на общество.
Проводя в дальнейшем анкетирование молодых людей в других регионах России, смею предположить довольно значительную разницу  в результатах. Мультикультурность Астраханского края с выступает стимулом для повышения религиозности  внутри конфессий, что в свою очередь и показало исследование. 

Социологический анализ выявил потребность в получении образования с религиоведческой/религиозной компонентой в семье или в специальных учреждениях. Отметим, что молодое поколение в большей своей степени религиозно. Рассмотрение вопроса взаимодействия государства с институтов церкви  позволит не только преодолеть политическую ангажированность темы, но и совершенствовать систему государственного образования, сформировать толерантные установки в сознании и поведении  молодёжи.
 
Значительные изменения в обществе, произошедшие за последние годы  в  российской социально-политической реальности, оказали влияние на все сферы жизни и  в большей степени на духовную сферу народа, его отношение к религии. Анализируя данный период, следует отметить, что он характеризовался довольно значимыми преобразованиями в системе государственно-правового регулирования религиозных процессов. Религиозный индифферентизм советской эпохи уступил место отношениям, где религиозное сознание стало рассматриваться государством как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство духовно-нравственного возрождения. Это вывело острые проблемы духовной жизни общества и привело к созданию новой системы регулирования религиозных процессов [1, c.88-98].

В первую очередь, в данной работе мы обратим внимание на исследование Е.Н. Кафанова, М.М. Мчедлова. При определении степени религиозности россиян выяснилось, что российское общество скорее светское. Около половины опрошенных в России, по данным ESS, не религиозны, в их числе 7% в целом не религиозны, 14% отмечают, что они совершенно не религиозны, и 32% – скорее нет. 22% респондентов колеблются при определении меры своей религиозности. В целом религиозными себя считают менее трети россиян – 29%,  среди них 26% склоняются к такому мнению, и лишь 3%, по собственным оценкам, глубоко религиозны.

Если обратить внимание на степень религиозности последователей различных конфессий в России, то доля очень религиозных мусульман в 2,5 раза больше доли глубоко религиозных последователей православия – 12% против 5%. Одновременно среди позиционирующих себя последователями российских религиозных течений около 10% совсем не считают себя религиозными, а еще около 45% скорее не религиозны, чем религиозны [2, c.208].

Исследования Климова С. М., Мартынова Г. В. В работе «Уровень и характер религиозности студенческой молодежи в переходный период (размышления по результатам анкетирования)» [3, c. 245] говорят о следующих результатах. Исследователи отмечают, что  в сознании молодежи и общества соединяются так называемые традиционные и формальные религиозности, что, по их мнению, соответствует переходному уровню их формирования.

В первом случае мы имеем ориентацию на традиционное мировоззрение не зависимо от принадлежности к конфессии, с точки зрения которой, вера непосредственно связана с восприятием  этической самоидентичности. Как правило, традиционная религиозность представлена такими фактами как: массовое крещение, соблюдением традиций трактуемых религией.  Ученые, в то же самое время, определяют данную традиционность и как базовый элемент формальной религиозности. Она не обогащена чувствами, ни знаниями, которые могли бы приобщать молодежь к религиозности.

Следующее исследование было проведено на базе Астраханского государственного университета. Исследование, целью которого являлось  выявление характеристик конфессиональной самоидентификации молодежи, и выявить закономерность прямо пропорциональной зависимости уровня религиозности с уровнем образования. На наш взгляд, уровень образования молодежи по-разному освещает проблематику современного общества. Оценивая отношение молодого поколения к той или иной социальной проблеме исследователи не задумываются о том, насколько антагонистичны могут быть мнения у одной категории общества.   Всего было опрошено 1068 респондентов
В качестве респондентов в исследовании привлекались молодые люди от 16 до 27 лет. Из них 50% составляли молодые люди с высшим образованием и 50% с начальным или среднем уровнем образования.

Результаты анкетного опроса позволили выявить уровень религиозности среди молодежи: атеистами среди всех опрошенных являются 22,1%,  а оставшиеся 77, 9 опрошенных относят себя к верующим.

Следующий показатель демонстрировал зависимость уровня религиозности от уровня образования. По данным опроса, выяснилось, что в целом уровень религиозности достаточно высокий у обеих категории респондентов. Следует при этом обратить внимание  на то, что  опрашиваемые с высшим образованием, уровень религиозности выше.

На сегодняшний день весьма актуальной темой является допустимость вмешательства государственной  власти  в политику религиозных конфессий. Важность данного вопроса на повестке прошедшего года  отразилась на молодежи и её отношении к институту церкви. Принятие закона «Об оскорблении чувств верующих» заставило общественность обратить внимание на чрезмерное внимание со стороны государства  к вопросам религии. Являясь светским государством, данный законопроект, по мнению более чем 50% респондентов не является правомерным.

 Представление отношения молодежи к проблеме влияния государства на внутреннюю политику конфессиональных групп  показало разницу  в 2,5%. Опрос выявил, что 51,5% опрошенных с наличием высшего образования выступает за контроль со стороны государства, с позицией «против» выступили - 47%.Проанализируем зависимость отношение к данному вопросу людей с высшим и средним образованием.

По ответам на вопрос: «Имеет ли государство влиять на внутреннюю политику конфессиональных групп?» видно что,  большинство людей со средним образованием склонно считать, что государство имеет право влиять на политику конфессиональных групп(61%). В отличие от них, респонденты с высшим образованием, молодые люди со средним образованием, не считающие правильным вмешательства государства в политику религиозных  сообществ составляет 32%. Оставшиеся 7% опрашиваемых воздержались от ответа. Также следует отметить, что затруднились ответить на данных вопрос только люди с высшим образованием.

Частота посещения церквей и мечетей молодежью астраханской области выглядит следующим образом: 11,8% респондентов регулярно (1 раз в неделю посещают) посещают церкви и мечети, 44, 1% посещают с периодичностью 1 раз в месяц и такой же процент не посещают вообще. Далее следует представить зависимость посещения церквей и мечетей в зависимости от уровня образования. Данные показывают нам, что вне зависимости от образования регулярно (раз в неделю) посещают мечети и церкви одинаковое количество людей. Периодически (раз в месяц) посещают мечети, и церкви с большой разницей посещают люди с высшим образованием (в 2 раза чаще, по данным опроса, чем люди со средним образованием). И не посещают церкви  и мечети вообще с большей интенсивностью люди со средним образованием.

Так же в результате исследования были  представлены данные ответа на вопросы:  «Должно ли прививается религиозное воспитание? и Кем должна осуществляться данная функция?». 38,2% респондентов придерживаются мнения о том, что религиозное воспитание не должно прививаться в принципе, оставшиеся 61,8%  в свою очередь считают, что религиозное воспитание необходимо прививать в семье – 51,5%, в школе – 7,4,  в спец. учреждениях – 8,8, оставшиеся же 32,4%, затрудняются ответить, какой институт мог бы взять на себя данную функцию. (от 61,8% отпрошенных изначально).

Далее  отметим отношение к прививанию религиозного воспитания у людей с высшим и средним образованиями. По данным графика и таблицы видно, что мнения респондентов с высшим и средним образованиями считающих, что воспитание должно прививаться совпадают, как и ответы отрицающие влияние на людей в  вопросах религиозного воспитания. Ответы на данный вопрос являются единственным показателем, где мнения респондентов с высшим и средним образованием имеют одинаковые количественные результаты.

Исходя из этих данных, ответило положительно на вопрос о возможности увеличения уровня религиозности 54,4% молодых людей и 45,6% считают, что невозможно искусственно поднять уровень религиозности молодежи РФ.

Рассмотрим результаты опроса в зависимости от уровня образования. По результатам опроса, можно пронаблюдать следующее отношение. Люди с высшим образование, придерживаются мнения, что в России, можно поднять уровень религиозности (71%). Более сомневающейся является категория респондентов   со средним уровнем образования. На вопрос можно ли поднять уровень религиозности в России отрицательно ответили 50%  респондентов из общего количества людей со средним образованием, что составляет 267 человек.

В заключении сравним наше исследование с всероссийскими показателями исследование ассоциация Gallup International WIN [4]. В 2012 году их показатели имели следующие значения: 55% отпрашиваемых определили себя религиозными, 26% - не религиозными и всего 6% респондентов ответили, что являются атеистами. Если сравнить данные ассоциация Gallup International WIN с нашим исследованием, то атеистами среди всех опрошенных являются 22,1%,  а оставшиеся 77, 9 опрошенных относят себя к верующим.

Исследование подтвердило предположение о том, что преобладающей тенденцией в сознании молодого поколения является свобода выбора религиозных взглядов.  При анализе следует учитывать многие субъективные факторы влиянияющие на общество.
Проводя в дальнейшем анкетирование молодых людей в других регионах России, смею предположить довольно значительную разницу  в результатах. Мультикультурность Астраханского края выступает "стимулом" для повышения религиозности  внутри конфессий, что в свою очередь и показало исследование. 

Рассмотрение вопроса взаимодействия государства с институтов церкви  позволит не только преодолеть политическую ангажированность темы, но и совершенствовать систему государственного образования, сформировать толерантные установки в сознании и поведении  молодёжи.

Библиографический список:

1.Беляев Д.О. Опыт эмпирического исследования гетеродоксальной религиозности в современной России // Социологические исследования. – 2009. – N 11. – С.88–98
2.Кафанова Е.Н., Мчедлова М.М., Религиозность россиян и европейцев, Мониторинг общественного мнения № 4 (98) 2010 с. 208
3.Климова С. М., Мартынова Г. В. Уровень и характер религиозности студенческой молодежи в переходный период (размышления по результатам анкетирования), Научные ведомости Белгородского государственного университета. № 2 2007г. С. 245
4.Исследование Gallup International: Мир становится менее религиозным. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2012/08/02/4743 (дата обращения 2.08.2012)




Рецензии:

3.02.2014, 0:22 Оганян Карина Каджиковна
Рецензия: Статья актуальная в контексте духовно-нравственного кризиса современной России. Содержит результаты собственного исследования. Однако, есть некоторые замечания: возможно стоит подумать над названием статьи, выделив более конкретные аспекты или аспект в проблеме религиозности молодежи. И поскольку, статья претендует на публикации в рубрике Социология, то считаю необходимым усилить теоретико-методологическую основу исследования и включить анализ рассматриваемой проблемы в концепциях российских и зарубежных мыслителей в рамках социологии религии, это отразится и на расширении списка литературы. С учетом доработки, статья может быть рекомендована к публикации.

22.02.2014 2:02 Ответ на рецензию автора Танасогло Инна Федоровна:
Благодарю

19.02.2014, 22:41 Кузнецова Ирина Павловна
Рецензия: Считаю, что данная статья может быть рекомендована к публикации после некоторой корректировки. Настоятельная рекомендация к автору статьи внимательно прочитать ее в очередной раз и исправить ряд грамматических, стилистических ошибок. Особенно ваше заключение, точнее последние два абзаца читать просто невозможно, неясен смысл предложений, логика изложения, стилистика и грамматические ошибки(опечатки, если вам так больше нравится),т.е. активно поработать над заключительной частью.
22.02.2014 2:02 Ответ на рецензию автора Танасогло Инна Федоровна:
Благодарю!

1.06.2015, 11:07 Назаров Равшан Ринатович
Рецензия: Статья нуждается в серьезной доработке начиная с того, что в ней есть прямые повторы, например фраза "Если обратить внимание на степень религиозности последователей различных конфессий в России, то доля очень религиозных мусульман в 2,5 раза больше доли глубоко религиозных последователей православия – 12% против 5%" повторяется. Так же повторяется "атеистами среди всех опрошенных являются 22,1%, а оставшиеся 77, 9 опрошенных относят себя к верующим". И почему автор всех кто не считает себя атеистом автоматически относит к "верующим". Кто такие "безрелигиозные"? Не полные атеисты? А где известная всем религиоведам категория "колеблющиеся"? Где категория "неактивные верующие"? Если в советские времена социсследования подгоняли под уменьшение числа верующих, то в постсоветский период идет обратная тенденция - желание всячески завысить число верующих, и это тоже надо учитывать при любых опросах и использования соцданных! Так что автору надо серьезно поработать над имеющейся классической литературой по религиоведению и методике социсследований!



Комментарии пользователей:

4.02.2014, 11:39 Левкин Григорий Григорьевич
Отзыв: Религиозность как проблема - звучит, что если молодежь религиозная, то это плохо.


4.02.2014, 14:09 Танасогло Инна Федоровна
Отзыв: С точки зрения научной философии понятие «проблема» трактуется как объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.


16.02.2014, 13:45 Надькин Тимофей Дмитриевич
Отзыв: Содержание статьи представляет несомненный интерес. Но название стоит отредактировать. Я уже однажды указывал, чтобы статьи студентов все-таки рассматривались редакцией для включения в журнал при наличии научных руководителей. Странно, что присутствует всего лишь один отзыв коллег по направлению социология, могли бы откликнуться специалисты по религиоведению. С одним отзывом. думаю, стоит повременить с рекомендацией к публикации.


Оставить комментарий


 
 

Вверх