ХНПУ имени Г.С. Сковороды
преподаватель, заместитель декана
УДК 378.11:37.011.3
Реалии современности требуют подготовки такого учителя, который способен создавать оптимальные условия для развития каждого ученика как личности, максимально учитывать его индивидуальные интересы, содействовать развитию у них высоконравственных качеств, которые позволяют им стать активными полноправными гражданами своего государства и их личностной самореализации. Этот факт определяет необходимость формирования у учителя системы профессиональных умений и качеств, благодаря которым он может принимать своевременные самостоятельные решения, убеждать учеников в правильности своей позиции, вести их за собой на пути достижения поставленных целей, эффективно взаимодействовать с родителями школьников и коллегами. В связи с этим появляется потребность в повышении качества профессиональной подготовки будущих учителей в направлении совершенствования их подготовки к качественному осуществлению воспитательной работы.
Допускаем, что подготовка будущих учителей к воспитательной работе выйдет на более высокий уровень при активизации работы органов студентческого самоуправления, которая базируется на привлечении студентов к совместной творческой воспитательной деятельности, повышения ответственности каждого студента за результаты своей деятеьности, его готовность к творческому поиску оригинальных путей решения учебно-воспитательных задач. Во-вторых, участие в различных видах студенческого самоуправления, в которых органично сливаются в единое целое педагогическое руководство наставника и самостоятельная деятельность студента, академической группы, обуславливает развитие и совершенствование воспитательной деятельности будущего учителя, особенно её организационных и комуникативных компонентов, формирование готовности учителя к самостоятельной педагогической деятельности, его инициативность, творческий подход. Профессионально-педагогическая направленность организации органов студентческого самоуправления обеспечивает прохождение студентами полноценной школы воспитательной деятельности, которая способствует накоплению будущими учителями необходимого практического багажа для нальнейшего решения задач воспитания, овладению содержанием, формами, методами воспитательной работы. Потенциал студенческого самоуправления при подготовке будущего учителя к воспитательной работе усиливается тем, что их участие в работе органов студенческого самоуправления базируется на принципах добровольности, обеспечивает и учитывает их личные интересы, не имеет програмных ограничений, организовывается как коллективная творческая деятельность, на принципах сотрудничества и сотворчества и всесторонне соотносится с формами и методами воспитательной работы в ученическом коллективе.
Отдельные аспекты проблемы подготовки будущих учителей к воспитательной работе отражены в работах Л. Байковой, О. Божко, А. Бойко, М. Боритко, Л. Беловой, О. Билык, В. Бутенко, В. Волковой, А. Денисенко, С. Золотухиной, Л. Зуевой, В. Караковского, И. Колесниковой, О. Кондратюка, Т. Осиповой, С. Поляковой, Е. Поповой, Н. Селивановой, Т. Танько, А. Троцко, М. Удовенко, Т. Удовицкой и других учёных. В то же время требует уточнения сущность и содержание структурных компонентов готовности будущего учителя к воспитательной работе с учетом требований реалий современности к формированию личности молодого поколения как достойного гражданина своего государства.
Цель статьи – определить суть понятия «готовность будущего учителя к воспитательной работе», раскрыть содержание его структурных компонентов.
Успешность профессиональной деятельности личности определяется многими факторами как объективными, так и субъективными. Современные условия рыночного развития общества предъявляют более высокие требования ко всем видам профессиональной деятельности, особенно к педагогической, от которой непосредственно зависит развитие современного общества. При этом овладение профессиональной деятельностью непосредственно зависит от степени готовности личности к ней.
Сегодня главная цель школы − воспитать в каждом ученике культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность. Смена приоритетов в воспитательной работе школы диктует новые требования к профессионально-педагогической подготовке будущих учителей.
Исследуя качества личности, необходимые в педагогической деятельности, Н. Кузьмина [6] и А. Щербаков [8] пришли к выводу, что успешность педагогической деятельности обеспечивается как педагогическими (коммуникативными, организаторскими, исследовательскими), так и личностными свойствами (активностью, целеустремленностью, тактичностью, выдержкой, самообладанием, самостоятельностью, любовью к детям, высоким уровнем интеллектуального развития). К числу важнейших педагогических способностей, изученных Ф. Гоноболиным [2], можно отнести следующие: способность передавать знания кратко и интересно, способность понимать ученика, способность к педагогической наблюдательности, находчивости и быстрой ориентировке, к организаторской деятельности. Ученый в педагогической деятельности выделил также общие личностные качества (честность, правдивость, нравственную чистоту, скромность, целеустремленность, настойчивость, самообладание, наблюдательность, правильную, выразительную речь) и собственно педагогические профессиональные способности (способность понимать ученика, доступно сообщать детям учебный материал, убеждать, заинтересовывать; организовывать творческое обсуждение на уроке, предвосхищать результаты своей работы). В число важнейших характеристик личности педагога вводятся: научная эрудиция, тактичность, чуткость и любовь к детям, внимание к родителям, умение быстро принимать решения.
Рассматривая проблему подготовки будущего учителя к воспитательной работе, исследователи предлагают многоуровневую систематизацию этого процесса. В частности такие уровни: мировоззренческий, целью которого является формирование профессионального сознания и самосознания будущих специалистов; профессиональный, направленный на овладение необходимой системой знаний, стратегией и тактикой практической деятельности будущего педагогаформирование его психолого-педагогической культуры; личностный, целью которого является формирование у студентов профессионально значимых качеств личности, гуманистической направленности, «диалогичности» как центрального компонента, способности к профессиональной идентификации [4].
Инструментарий профессиональной деятельности педагога включает профессиональные знания и опыт. Профессия будущего специалиста предусматривает конкретную деятельность, которая реализуется в определенной функционирующей системе учебно-воспитательной работы.
Эффективность педагогической деятельности, как и любой другой, обуславливается готовностью личности к ней. Успешность овладения этим тем или иным видом деятельности зависит от личностных, интеллектуальных, коммуникативных качеств, а также тех параметров, которые воплощаются в продуктах деятельности (знания, умения, навыки) и профессиональных педагогических способностях, от профессиональной пригодности. Для решения проблемы профессиональной готовности будущего специалиста необходимо ее комплексное изучение на разных этапах, установление взаимосвязей и динамики развития. При этом следует иметь ввиду, что профессионализм учителя, его педагогическое мастерство требует постоянного самосовершенствования.
Как активное целостное личностное образование, которое является синтезом ее мотивационной, эмоционально-волевой, умственной, операционной подготовленности к осуществлению профессиональной деятельности рассматривает готовность Л. Вейланде [3].
Е. Ильин [6] определяет готовность как оптимальное рабочее состояние, которое характеризуется длительным сохранением работоспособности, наиболее быстрым втягиванием и возобновлением сил; адекватной реакцией на внешнее влияние; сложностью в работе всех систем, ритмичностью, синхронностью.
Мы разделяем позицию В. Сластенина, в которой соединяются оба из указанных подходов. Ученый выделяет такие компоненты профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности:
1) психологическую готовность – сформированная направленность на педагогическую деятельность, наличие интереса к предмету и потребность самообразования в этой отрасли знания, развитие профессионального мышления;
2) научно-теоретическую готовность – наличие необходимого объема общественно-политических, психолого-педагогических и специальных знаний, необходимых для профессиональной деятельности;
3) практическую готовность – наличие сформированных на нужном уровне профессиональных умений и навыков;
4) психо-физическую готовность – наличие эмоционально-волевых предпосылок для овладения педагогической деятельностью и определенной педагогической специальностью, формирования профессионально значимых личностных качеств [7].
Очевидно, есть смысл рассматривать готовность как цель профессиональной подготовки, которая интегрирует ее результаты, поскольку является совокупным выражением специально направленного развития личности, влияния на разные стороны психики студента, и являет собой совокупность мотивов, знаний, умений и навыков, а также профессионально важных качеств личности, которые должен иметь будущий педагог для успешного осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, профессиональную готовность будущего учителя к воспитательной работе мы определяем как стойкое личностное образование, в котором интегрированные мотивы, ценности, знания, умения и личностные качества будущего специалиста, который предопределяет эффективное решение воспитательных задач в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Готовность будущего учителя к воспитательной работе имеет определенную структуру, в составе которой мы выделили мотивационно- ценностный, когнитивно-мировоззренческий, деятельностно-поведенческий и личностный компоненты.
Мотивационно-ценностный компонент занимает ведущее место в структуре профессиональной готовности будущих учителей к воспитательной работе, поскольку мотив является побудительной причиной любого действия, решающим элементом поступка. Именно через мотив информация всех побудителей человеческого поведения получает выход, реализуется в практических действиях.
Когнитивно-мировоззренческий компонент готовности будущего учителя к воспитательной работе характеризуется совокупностью знаний, необходимых для эффективного осуществления воспитательного процесса. Мы согласны с В. Гриневой [3], что научные педагогические знания являются определенным образом упорядоченной и организованной системой знаний-ценностей , которая создает основу для творчества в целостном педагогическом процессе, содействует развитию педагогической культуры вообще и рефлексивной культуры в частности.
Подготовка будущего учителя к практической деятельности требует обеспечения процесса перехода от теории к практике, другими словами – превращения знаний в умения и навыки. Учитывая это, в структуре готовности будущего учителя к воспитательной работе важное место занимает деятельностно-поведенческий компонент.
Личностный компонент готовности будущего учителя к воспитательной работе характеризует его профессиональную направленность, личностные профессионально значимые качества, которые помогают положительно влиять на учеников, характеризует личностные качества специалиста. На основании изучения научной литературы по исследуемой проблеме мы пришли к выводу, что исключительно важным для формирования готовности будущих учителей к воспитательной работе есть рассмотрение добытых им знаний и выработка навыков сквозь призму его профессионально личностного развития и саморазвития, совершенствования его, личностных качеств.
При определении содержания структурных компонентов готовности будущих учителей к воспитательной работе мы учли профессиограмму учителя, образовательно-квалификационную характеристику (ОКХ) будущего специалиста, а также цель, задачи и содержание воспитания в современной школе.
Выводы. Подготовка будущих учителей к воспитательной работе является одним из важных заданий современного высшего педагогического образования. Будучи нацеленным служить обществу, будущий педагог должен быть образцом поведения, общество ожидает от его деятельности четко определенного эффекта, предполагает, что он будет именно таким, будет действовать так, как это представляет себе сознательный гражданин независимого государства. Основные принципы подготовки будущих учителей к воспитательной работе основываются на идеях гуманизма и демократизма, уважении к достоинству человека; признании приоритетности общечеловеческих ценностей как главной методологической предпосылки; сочетании личностных, национальных и общечеловеческих ценностей; признании свободомыслия и прав человека.
Проблема формирования готовности будущих учителей к воспитательной работе является многосторонней, поскольку объединяет в себе психологические, социологические и педагогические аспекты. Из проведенного нами анализа относительно проблемы профессиональной подготовки будущего учителя мы можем вывести понятие его профессиональной готовности к работе как устойчивого личностного образования, в котором интегрированы мотивы, ценности, знания, умения и личностные качества будущего специалиста, который предопределяет эффективное решение воспитательных задач в процессе учебно-воспитательной деятельности. Сущность готовности будущего учителя к воспитательной работе дает основания представить структуру этого феномена как совокупность мотивационно-ценностного, когнитивно-мировоззренческого, деятельностно-поведенческого и личностного компонентов.
Изучение теории и практики воспитательной работы свидетельствует о необходимости : научного обоснования целеполагания в воспитательной работе , что особенно актуально в период социальных изменений ; разработки содержания воспитательной работы , адекватного цели и задачам воспитания гражданина Украины ; обновление форм и методов работы с молодежью ; разработки критериев оценки воспитанности личности, является важным компонентом всей системы воспитательной работы ; теоретического и научно - методического обеспечения деятельности молодежных , детских и юношеских организаций , на уровне конкретных учебных заведений , районов , области , на государственном уровне.
Рецензии:
4.02.2014, 14:08 Ланин Борис Александрович
Рецензия: Статья не отвечает названию. Структура готовности учителя пересказана по В. Сластенину. Непонятен личностный вклад автора. "Суть готовности" - сомнительный термин, и его содержание определяется в статье через структуру, что методологически неверно. Нужно иначе назвать статью, выделить личный вклад автора в разработку структуры понятия, уточнить выводы (из АНАЛИЗА никогда не выводится ПОНЯТИЕ, наоборот, понятие анализируется), и представить на рецензию еще раз.