Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №5 (январь) 2014
Разделы: Социология, Экономика
Размещена 28.01.2014. Последняя правка: 28.01.2014.
Просмотров - 2943

Общество потребления сквозь призму метода наблюдения

Гришина Мария Владимировна

магистр социологических наук

Самарский Государственный Университет

главный специалист по подбору персонала

Аннотация:
Вопрос потребительских практик сегодня интересует практически каждого исследователя. В рамках социологической работы методом наблюдения были изучены основные мотиваторы, благодаря которым современный человек посещает продуктовые магазины.


Abstract:
The issue of consumer practices today are interested in virtually every researcher. In the framework of the sociological method, the observations were the main motivators, thanks to which modern man visits the grocery stores.


Ключевые слова:
потребление, мотивация, практики, рынок

Keywords:
consumption, motivation, practices, market



УДК 316.42

В рамках социологического исследования на тему "мотивация посещения продуктового магазина" нами были рассмотрены несколько задач, которые представляют высокий исследователький интерес в процессе становления или развития общества потребления в России. .

Объектом исследования выступали посетители магазина, люди любого возраста и пола.

Предмет исследования - поведение людей в продуктовых магазинах.

Целью исследования было определеление  на основании поведения людей  степень мотивированности посещения  ими магазина.

В рамках исследования, которое проводилось в 2010 году понятие Мотивация (мотив) рассматривалось нами как побудительная причина, повод к определенному действию [1, с.12]. Нас заинтересовал вопрос мотивации каждого из покупателя магазина, т.е. осмысленный приход в магазин. Мы решили проверить на выборочной совокупности, насколько современные люди мотивированно посещают продуктовые магазины.

Были выделены элементы  наблюдения:

1. Ходит просто так  вдоль прилавка.

2. Изучает упаковку  продукта.

3. Покупает бездумно, сметает все с полки.

4. Интересуется  о продукте у продавца-консультанта.

5. Разговаривает по  телефону.

6. Пришел в магазин с другим человеком.

7. Изучает ценники.

8. Выбирает продукты.

9. Зашел в магазин на пару минут (погреться).

10.Недоволен работой  продавца-консультанта.

 картография


карт 2

Существует предположение, что каждый поступок человека должен быть обдуманным, даже такой, на первый взгляд простой, как поход в магазин за продуктами [2, с.34]. Имея точное представление о том, что нужно купить, гораздо легче сделать выбор «на месте», при сегодняшнем обилии продуктовой продукции на прилавках. Часто мы  заглядываем в магазин просто так, без определенной цели. Почти всегда мы  что-то приобретаем, даже если нам эта вещь и не нужна вовсе. Именно этим и пользуются современные предприниматели. Мы решили проверить верность  выдвинутых нами  2 гипотез с помощью индикаторов мотивированности.

 
Гипотезы:

1)  Половина покупателей посещают магазин ради своего удовольствия.

2)  Большая часть покупателей мотивировано пришли в магазин, т.е точно имеют представление о том,  что хотят приобрести.

 

индикаторы максимальной мотивированности:

1. Изучает упаковку  продукта.

2. Интересуется  о продукте у продавца-консультанта.

3. Изучает ценники.

4.  Выбирает продукты.

5. Недоволен работой  продавца-консультанта.

 

индикаторы минимальной мотивированности:

1. Ходит просто так  вдоль прилавка.

2. Покупает бездумно, сметает все с полки.

3. Разговаривает по  телефону.

4. Пришел в магазин с другим человеком.

5. Зашел в магазин на пару минут (погреться).

 

По результатам проведенного нами  наблюдения на тему мотивации посещения продуктовых магазинов, мы получили следующие данные:

  1. 10, 7 %   - ходит без определенной цели вдоль прилавка
  2. 12,9 %    - изучает упаковку продукта
  3. 3, 2 %     - покупает все подряд
  4. 10,7 %    - интересуется о продукте у продавца-консультанта
  5. 9,7 %      - разговаривает по телефону
  6. 6, 4 %     - не один в магазине
  7. 7, 5 %     - изучает ценники
  8. 19, 3 %   - выбирает продукты
  9. 5, 4 %     - зашел погреться в магазин
  10. 10. 13, 9 %   -  недоволен работой продавца-консультанта

 

          Просуммировав данные, относящиеся к  индикаторам максимальной мотивированности, мы получили,  что подтверждается одна из выдвинутых нами гипотез о том, что большинство покупателей мотивированно пришли в магазин, то есть имеют представление о том,  что хотят приобрести (64, 3 % посетителей).

          Исходя из полученных  данных, мы сделали вывод, что подтверждается вторая гипотеза, и большая часть покупателей мотивировано пришли в магазин, точно имеют представление о том,  что хотят приобрести. Современный человек очень ценит свое свободное время, поэтому в каждом его поступке присутствует смысл. Мы заключили, что такое явление как социальная мотивация имеет большое влияние на поступки людей и тем более это отражается на походах людей в магазины.

              Вещи приобретают огромную ценность для современного челоека, не в плане свойства "незаменимости", отнюдь, а в том смысле, Что человек превращается робоподобное существо, которое функционирует благодаря отдельно приобретенным вещам. Вещи заменяют конкретные межличностные и социальные отношения, перестают быть просто способом решения определенной практической проблемы, а вполне способны разрешить и некий психологический, более того, социальный конфликт. Когда для каждой проблемы есть своя вещь, она даже не столько разрешает эти конфликты, сколько подменяет их иллюзией благополучного разрешения.
В современном обществе принято говорить о свободе выбора, но является ли этот выбор действительно свободным? – Мы вовсе не так свободны в своем выборе, как нам это представляется, более того, мы прямо обречены выбрать определенную для нас вещь. Так и общество в целом навязывает нам свою власть. «Выбирая ту, а не другую автомашину, вы, быть может, и утверждаете свою личность, – пишет Бодрийяр, – но главное – самим фактом своего выбора вы связываете свою судьбу с экономическим строем...» [3].

По мысли Бодрийяра, общество превратилось в подобие рекламной картинки – люди в нем взаимодействуют как герои клипа, вещи лишь обозначают присутствие и более того, их вовсе необязательно использовать –достаточно лишь обозначить, что они были «употреблены». Именно заранее подготовленный список товаров, которые необходимо купить, человек программирует себ яна будущее действие, будто собирая пазлы предстоящей трапезы или праздника.
Вещи в современной мире, в частности, продукры питания, без которых априори невозможно существования, превращаются в идолов для поклонения и обожествления.

Библиографический список:

1. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Знание, 1999
2. Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. Т. XIV. № 2.
3. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995. – С.117




Рецензии:

28.01.2014, 18:13 Гайдученко Юрий Сергеевич
Рецензия: Статья содержит результаты собственных исследований, выполнена на актуальную тему, содержит четко сформулированную цель исследования, может быть опубликована в журнале.

29.01.2014, 22:29 Круг Элеонора Александровна
Рецензия: Статья интересная, соответствует предмету и объекту исследования. Автору хотелось бы порекомендовать в дальнейшем углубить исследование в области изучения потребительских мотиваторов, влияющих на посещение конкретного торгового предприятия, определить степень удовлетворенности от посещения магазина. Статья рекомендуется к публикации.

3.02.2014, 0:17 Оганян Карина Каджиковна
Рецензия: Статья актуальна и интересна. Представлены результаты собственного исследования, грамотно методически все выстроено. Однако, рекомендую автору усилить теоретико-методологическую часть статьи, рассмотрев больше концепций, подходов современных российских авторов по рассматриваемой проблеме (и соответственно это изменится увеличится в списке литературы). С учетом некоторой доработки, статья может быть рекомендована к публикации.

3.02.2014, 13:52 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья рекомендуется к печати

3.02.2014, 21:32 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Статья интересная, но убрать последние два абзаца (размышления!!!, пропадает логичный научный стиль.)Доработать.

24.02.2014, 9:18 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

4.02.2014, 16:15 Семина Наталия Борисовна
Отзыв: Статья, безусловно, рекомендована к публикации:отражены поведенческие модели современного потребителя, его запросы и ожидания. Можно посоветовать автору обратиться в свете изучаемой проблемы к вопросу соотношения статусности покупателя и выбору магазина/товаров


Оставить комментарий


 
 

Вверх