аспирант
Николаевский национальный аграрный университет/аспирант кафедры социальной педагогики и информационных технологий в образовании Национального университета биоресурсов и природопользования Украины
преподаватель кафедры информационных систем и технологий
Тверезовская Нина Трофимовна доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и информационных технологий в образовании, Национального университета биоресурсов и природопользования Украины
УДК 004.73:378,633
Введение. В современном мире информационно-коммуникационные технологии проникают во все сферы общественной и личной жизни. Объединение компьютеров в глобальную сеть Интернет обусловило интеграцию информационных ресурсов в виртуальном пространстве. Сейчас Интернет – одно из важнейших средств обмена информацией с широкой сферой влияния, предлагающее все новые сервисы, услуги, способы получения информации. В последние годы активно развиваются и выходят на первые позиции в средствах обмена информацией сервисы, получившие общее название «социальные сети». К ним относятся сайты, предоставляющие возможность находить деловые контакты, друзей, одноклассников, коллег и т.д. Наблюдается выраженная сегментация групп пользователей, входящих в ту или иную социальную сеть.
Психолого-педагогические особенности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения исследуют В. Быков, Б. Гершунский, М. Головань, М. Жалдак, Н. Тверезовская, Ю. Жук, В. Лапинский, И. Мархель и др. Однако недостаточно внимания уделено исследованию роли социальных сетей в формировании образовательной среды современного учебного заведения.
Изложение основного материала. Программное обеспечение (социальные сервисы), компьютерная сеть (Интернет), сеть документов (Всемирная паутина) связывают между собой не только компьютеры и документы, но и людей, которые пользуются этими сервисами, компьютерами, документами. Благодаря сетевым связям невольно формируются новые социальные объединения. С быстрыми темпами развития компьютерных технологий и сообществ появляются новые формы для обмена, хранения и дальнейшего использования знаний, современные программные сервисы обеспечивают легкое управление коллективными знаниями, находящихся на периферии сообщества.
Педагогические сетевые сообщества дают возможность самостоятельно создавать цифровые учебные объекты, обсуждать педагогическую деятельность с другими участниками сетевого общества, делиться коллекциями файлов, совместно использовать цифровые объекты и программные агенты, доверять свои записи цифровой памяти, получая доступ с любого местоположения. Фактически снимаются все географические границы для сотрудничества со студентами, педагогами, учеными, образуя огромное виртуальную педагогическую общественность.
Методика использования сетевых технологий является актуальным направлением теории обучения, которая основывается на таких положениях:
- обучение определяется инструментами и объектами, которыми пользуется студент;
- обучение определяется средой, в которой происходит усвоение новых знаний для человека. Жизненно необходимо не просто воспринимать и потреблять информацию, но действовать активно, получая результат как вознаграждение за свои действия;
- обучение происходит в сообществе обмена знаниями, где новички постепенно становятся экспертами через практическое участие в решении проблем внутри конкретной отрасли знаний;
- коллективизм основывается на теории самоорганизующихся сетей.
Сетевые сообщества, являясь формой самоорганизации гражданского общества и возможным инструментом взаимодействия между властью и обществом, облегчают коммуникацию и интеграцию между представителями различных социальных групп.
Как результат совместной деятельности пользователей социальных сервисов, в виртуальной педагогической сети накапливается огромное количество учебных материалов, доступных всем пользователям.
Создание и размещение в Интернете ресурса обеспечивает доступ к основным и вспомогательным учебным, научным и учебно-методическим материалам, доступ к информации организационного плана (расписание занятий, дата и время консультаций и сдачи модульных контролей и т.д.), позволяет студенту лучше планировать свое время, прокладывая собственную траекторию учебной деятельности, помогает структурировать знания и совмещать учебу с личной жизнью.
В состав интерактивного сетевого учебно-методического комплекса, построенного на программном обеспечении, адаптированным к Интернет, входят: электронный курс учебной дисциплины с гипермедийным опорным конспектом и глоссарием, интерактивные компьютерно-ориентированные средства обучения, база тестов текущего и модульного контроля знаний, информация организационного плана, дополнительные цифровые информационные образовательные Интернет-ресурсы к каждой теме учебной программы.
Кроме того, информационный ресурс сайта является полезным инструментом для исследования студенческой аудитории относительно траекторий серфинга в Интернете, в частности их активности в социальных сетях.
Привлекательными чертами социальных сетей являются: бесплатность подключения, большое количество пользователей, однородный контингент пользователей (в рамках групп), а также большое количество дополнительных сервисов, благодаря которым каждый может разнообразить свое виртуальное пространство. Итак, участники сети создают комфортную виртуальную среду, в которой могут находиться несколько часов в день в течение длительного промежутка времени.
Проведенное в рамках исследования анкетирование (198 студентов) позволило получить ответы на ряд вопросов.
Во-первых, мы пытались выяснить структуру доступа студентов к глобальной сети. 55% респондентов имеют выход в Интернет дома, 24% в Интернет-кафе, 19% у друзей, и только 2% студентов не имеет доступа к сети.
Второй аспект исследования касался использования студентами социальных сетей. По данным анкетирования 68% студентов используют популярную социальную сеть «ВКонтакте», 19% являются пользователями сетей «Одноклассники», 8% – «МойМир» и лишь 5% обращаются к другим ресурсам, в частности «Facebook», «Twitter», «Мир тесен» и т.д. Это позволяет преподавателю объединять студентов в группы по интересу, создавать форумы с изложением дополнительной информации по темам занятий и проводить on-line дискуссии по этим материалам, используя наиболее популярную среди своих студентов социальную сеть.
Вовлечение студентов в социальные сети имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Существует мнение, что длительное пребывание студентов в социальных сетях негативно сказывается на успешности их обучения, поскольку использование этих ресурсов не имеет никакой образовательной значимости, поэтому никакой пользы студенту не приносит. Учитывая это, одним из направлений нашего исследования был анализ характера целевого использования социальных сетей. Из 198 опрошенных студентов 92% используют социальные сети в основном для общения и досуга, 80 % опрошенных используют социальные сети для обмена информацией, 28 % общаются там по интересам. Этот потенциал, по нашему мнению, может быть продуктивно использован при организации учебного процесса.
Также, блоги типа «Вконтакте», «Одноклассники» и др., помогают преодолеть психологический дискомфорт, обусловленный изменением места жительства для многих студентов, впервые покинувших привычную среду обитания, потеряв при этом непосредственный контакт с друзьями и родителями.
Социальная сеть для такого студента – способ снова почувствовать себя дома, пообщаться с близкими ему людьми, поделиться эмоциями и даже попросить совета в какой-то сложной для него жизненной ситуации.
Выявлено, что одной из проблем является соответствие уровня ресурсного обеспечения учебного процесса и уровня коммуникации между студентами. При этом интерактивные учебно-методические пакеты по учебным дисциплинам на электронных носителях разрабатываются так, чтобы не дублировать функции бумажных ресурсов, как основного источника знаний, а активно использовать преимущества сетевых технологий:
- динамичность изменения и наполнения информацией;
- интерактивность;
- управляемость, индивидуализация траектории обучения;
- возможность мультимедийного сопровождения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Исследование целевого использования социальных сетей студентами Николаевского национального аграрного университета свидетельствует о большой доле такой активности, как обмен информацией. Это указывает на перспективы интеграции учебно-образовательной среды в социальные сети с целью направления on-line деятельности студента в учебное русло.
2. Анализ анкетирования указывает на значительное количество пользователей портала «ВКонтакте» среди студентов ВУЗов, что позволяет говорить об активном использовании ими социальных сетей. Таким образом, интеграция учебно-методических материалов в социальные сети может значительно повысить интерес студентов к такого вида нагрузке, как самостоятельная внеаудиторная работа.
3. Учитывая, что большинство посещений сайта приходится на выходные дни, размещения учебно-методических и вспомогательных материалов в Интернете позволяет усилить интеграцию студентов в учебный процесс, распространяя его на свободное время студента.
Использование социальных сетей как вспомогательных средств в процессе объединения учебно-методической и коммуникационной сфер жизни студента может положительно влиять на эффективность процесса обучения.
Актуальным направлением дальнейшей работы является разработка рекомендаций по применению и теоретическое обоснование психолого-педагогических принципов использования социальных сетей в учебных заведениях Украины для повышения познавательной активности студентов.
Рецензии:
28.01.2014, 18:28 Гайдученко Юрий Сергеевич
Рецензия: В статье отсутствуют цель и задачи исследования. Работа содержит качественный фактический материал и адекватные выводы. Может быть опубликована после внесения автором цели и задач.
28.01.2014, 18:28 Левкин Григорий Григорьевич
Рецензия: Статья соответствует всем предъявляемым требованиям. Рекомендуется к печати в сборнике.
9.02.2014, 20:19 Левкин Григорий Григорьевич Отзыв: Для Назаровой Ольги Петровны. У аграрного университета может быть специфика в части удаленности мест практики, привлечения абитуриентов, а также возможность использования дистанционного обучения как в рамках очного, так и заочного обучения. |