БГМУ
студентка
Навроцкий Александр Людгерович, Белорусский государственный медицинский университет, доцент, кафедра кожных и венерических болезней, кандидат медицинских наук, доцент
УДК 616.97
Экспериментальное исследование памяти было начато немецким психологом Генри Эббингаузом (1885) [2]. Материалом для этих исследований послужили так называемые бессмысленные слоги – искусственные сочетания речевых элементов (двух согласных и гласной между ними), образованные таким образом, чтобы не вызывать никаких смысловых ассоциаций [3].
Генри Эббингаузом были установлены следующие факты. Выявлен объём непосредственного запоминания – выражается количеством единиц материала, которые человек может воспроизвести после однократного предъявления. Этот объём равен 6-8 бессмысленным слогам. Оказалось, что уже при незначительном увеличении материала количество повторений, которое требуется для его запоминания, возрастает во много раз. Из этого следовало, что увеличение нагрузки на память приводит к снижению работоспособности. Было установлено, что то время, которое требуется для заучивания материалов, целесообразно распределять на несколько сроков, разделенных интервалами. Эта закономерность в эксперименте, выполненном в лаборатории Г. Мюллера А. Йостом (1897), получила название «закона Йоста», в соответствии с которым более старая ассоциация больше укрепляется повторением и лучше актуализируется, чем только что образовавшаяся.
Эббингауз установил, что после того, как материал выучен полностью, необходимо возвращаться к нему, чтобы он не был забыт: необходимо не только заучивание, но и переучивание. Показано, что забывание – такой же закономерный процесс, как и запоминание, и происходит следующим образом: сразу после запоминания забывание идёт быстро, затем процесс замедляется и через определённое время останавливается. Этот факт получил графическое изображение в виде «кривой забывания» (рисунок 2). Для ответа на вопрос о том, что является решающим для памяти – элементы или связи между ними, – предъявлялись ряды с постоянным набором элементов, но отличавшихся их порядком. Был обнаружен факт ослабления связей в середине ряда («фактор края»). Был обнаружен факт упражняемости памяти: тренировка в запоминании одного материала приводила к улучшению запоминания материала другого рода [4].Рисунок 2 – «Кривая забывания»
Объект исследования
Учащиеся старших классов (92 человека) общеобразовательных школ г. Минска.
Цель работы
Изучить динамику уровня знаний школьников в процессе проведения противовенерической пропаганды.
Задачи
1. Разработать специальную анкету для оценки уровня знаний;
2. Разработать методику оценки уровня знаний в баллах;
3. Провести анонимное анкетирование школьников старших классов до и после чтения лекции по профилактике ИППП;
4. Оценить динамику изменения уровня знаний школьников в процессе исследования.
Материалы и методы исследования
Предметом исследования был уровень знаний учащихся до и после чтения лекции по профилактике ИППП.
Методы исследования:
- анонимное социологическое анкетирование;
- статистическая обработка и сравнение полученных результатов с помощью методов вариационной статистики.
Методология проведения работы
1-й этап. Разработка анкеты и способа оценки знаний.
Для оценки уровня знаний учащихся по различным аспектам синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД) и инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), была разработана специальная анкета медико-социологического исследования. Она включала в себя 10 вопросов непосредственно по СПИДу и ИППП. Уровень знаний оценивали по специально разработанной методике в баллах. Она заключалась в следующем:
- правильный ответ на вопрос оценивался в 30 баллов;
- на вопрос с множественными вариантами ответа за каждый правильный ответ давалось 30/n баллов, а за каждый неправильный вариант отнималось 30/n баллов, где n – количество правильных вариантов ответа;
- максимальное количество баллов, которое могли получить учащиеся при правильном ответе на все вопросы – 300 баллов.
2-й этап. С помощью анкетирования был изучен исходный уровень знаний учащихся.
3-й этап. Проведение противовенерической пропагады. Для учащихся автором настоящей работы была прочитана лекция по вопросам профилактики СПИДа и ИППП, демонстрировались слайды, проведена дискуссия по теме лекции.
4-й этап. Было проведено повторное анкетирование школьников.
5-й этап. Результаты анкетирования «до» и «после» лекции были обработаны статистически и оценены в баллах.
6-й этап. Проведено сравнение уровня знаний школьников «до» и «после» прослушивания ими лекции.
Результаты исследования и их обсуждение
Характеристика испытуемой группы
Оценка уровня знаний по отдельным вопросам
Знания учащихся по проблеме СПИДа и ИППП оценивались в баллах «до» и «после» проведения противовенерической пропаганды по нижеследующим вопросам:
1. Какие заболевания относятся к ИППП?
До чтения лекции средний балл 11,2. После чтения лекции средний балл 19,3. Динамика информированности +72,3%.
2. Какие Вы знаете пути передачи ИППП?
До чтения лекции средний балл 15,1. После чтения лекции средний балл 24,6. Динамика информированности +62,9%.
3. Какие Вы знаете симптомы ИППП?
До чтения лекции средний балл 13,3. После чтения лекции средний балл 24,6. Динамика информированности +85,0%.
4. Какие Вы знаете меры профилактики ИППП?
До чтения лекции средний балл 10,8. После чтения лекции средний балл 20,5. Динамика информированности +89,8%.
5. Как лечат ИППП?
До чтения лекции средний балл 16,5. После чтения лекции средний балл 24,9. Динамика информированности +50,9%.
6. Как устанавливают диагноз ИППП?
До чтения лекции средний балл 8,5. После чтения лекции средний балл 11,1. Динамика информированности +30,6%.
7. Может ли человек заболеть сразу несколькими ИППП?
До чтения лекции средний балл 14,7. После чтения лекции средний балл 26,1. Динамика информированности +77,6%.
8. Существует ли в настоящее время лекарство, позволяющее вылечить человека с ВИЧ-инфекцией?
До чтения лекции средний балл 18,8. После чтения лекции средний балл 23,6. Динамика информированности +29,0%.
9. У кого выше биологический риск заражения ИППП?
До чтения лекции средний балл 5,9. После чтения лекции средний балл 22,5. Динамика информированности +201,4%.
10. Два презерватива защищают от ИППП лучше одного?
До чтения лекции средний балл 11,4. После чтения лекции средний балл 24,3. Динамика информированности +113,2%.
Итоговая оценка уровня знаний
71,4% учащихся считали, что данная лекция была полезной для них.
Сравнение уровня знаний в баллах, «до» и «после» проведения противовенерической пропаганды показало следующие результаты:
Уровень знаний юношей (средний балл):
- до чтения лекции 122,8;
- после чтения лекции 214.
Динамика уровня знаний +74,3%.
Уровень знаний девушек (средний балл):
- до чтения лекции 128,4;
- после чтения лекции 226,9.
Динамика уровня знаний +76,7%.
Выводы
1 Среди опрошенных 92 школьников преобладали девушки (53,3%). Средний возраст юношей был 15,5 лет, а девушек – 15,3 года.
2 Из опрошенных 65,0% юношей и 31,8% девушек одобряли добрачные сексуальные отношения, 25,0% и 50,0%, соответственно, – допускали их в случаях любви.
3 37,2% юношей и 20,4% девушек имели сексуальный опыт. 20,9% юношей и 12,2% девушек отказались отвечать на данный вопрос, причём, юноши чаще всего начинали половую жизнь в возрасте 12-14 и 15-16 лет (по 37,5%), а девушки – в возрасте 15-16 лет (60,0%).
Основными мотивами для добрачных сексуальных отношений у юношей и у девушек являлись: влюбленность или любовь, желание приобрести сексуальный опыт, любопытство. Вариант «влияние алкоголя» отметили 16,3% юношей и 4,1% девушек.
4 2,3% юношей болели в прошлом ИППП, а у 4,7% были похожие симптомы. Девушки не болели в прошлом ИППП, но у 2,0% были похожие симптомы.
5 Начальный уровень знаний по вопросам СПИДа и ИППП являлся недостаточным у лиц обоего пола. У девушек он составил 128,4 баллов, что несколько выше, чем у юношей (122,8 балла).
6 Повышение уровня знаний после проведения противовенерической пропаганды носило существенный характер и у девушек было несколько выше (+76,7%), чем у юношей (+74,3%).
7 Проведение противовенерической пропаганды среди учащихся старших классов является эффективным методом повышения их уровня знаний по проблеме СПИДа и ИППП. С целью повышения эффективности противовенерической пропаганды требуется использование разнообразных способов и форм профилактической работы. Наиболее эффективными являются наглядные пособия (фотографии, мультимедиа-презентации), обсуждение проблемы СПИДа и ИППП в группах (акции в учебных заведениях), практика (решение тестов, ситуационных задач), а также участие в обучении других по принципу «равный обучает равного» (волонтерство). Противовенерическая пропаганда в учебных заведениях среди старших школьников должна носить непрерывный характер с неоднократными повторениями.
Рецензии:
4.02.2014, 16:55 Лахтин Юрий Владимирович
Рецензия: Представлена актуальная работа. Для эффективной профилактики ИППП необходима мотивация в популяции. Проведение анонимного социологического исследования среди молодежи по этим вопросам раскрывает новые возможности разработки программ профилактики. Цель и задачи ясны, методы их решения адекватны. Выводы согласуются с поставленными задачами. Рекомендую статью для публикации в журнале.
7.03.2014, 0:23 Остапенко Ольга Валериевна
Рецензия: Статья актуальна и своевременна. Будет интересна и полезна широкому кругу читателей. Рекомендую статью для публикации в журнале.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий