Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №6 (февраль) 2014
Разделы: Медицина
Размещена 31.01.2014. Последняя правка: 31.01.2014.
Просмотров - 3424

Изучение динамики знаний школьников в процессе проведения противовенерической пропаганды

Вавула Анна Ивановна

БГМУ

студентка

Навроцкий Александр Людгерович, Белорусский государственный медицинский университет, доцент, кафедра кожных и венерических болезней, кандидат медицинских наук, доцент


Аннотация:
Приведены результаты анонимного социологического анкетирования учащихся старших классов общеобразовательных школ г. Минска до и после чтения лекции по вопросам профилактики инфекций, передаваемых половым путём


Abstract:
Results of anonymous sociological questioning of pupils of the senior classes general education schools of Minsk before reading lecture on questions of prevention of sexually transmitted infections are given


Ключевые слова:
Инфекции, передаваемые половым путем, синдром приобретенного иммунодефицита, школьники старших классов, противовенерическая пропаганда, уровень знаний

Keywords:
Sexually transmitted infections, acquired immunodeficiency syndrome, pupils of the senior classes, antivenereal propaganda, level of knowledge


УДК 616.97

Введение

В Республике Беларусь на фоне снижения сохраняется достаточно высокий уровень заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путём (ИППП) [1]. Молодёжь в возрасте 15-29 лет составляет большинство из заболевших (60-70%). Удельный вес больных в возрасте 15-17 лет составляет 1-2%. Важной мерой снижения заболеваемости ИППП является их первичная профилактика – мероприятия по повышению информированности и формированию безопасного сексуального поведения молодёжи. В связи с этим весьма актуальным является изучение исходного уровня знаний и его динамики у школьников старших классов после чтения лекции по профилактике синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД) и ИППП. 

Известно, что усвоение информации зависит, в большей степени, от способа ее подачи. Наиболее эффективными формами являются: обучение других, практические действия, дискуссионные методы, что наглядно представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – «Пирамида познания» по Дж. Мартину

Экспериментальное исследование памяти было начато немецким психологом Генри Эббингаузом (1885)  [2]. Материалом для этих исследований послужили так называемые бессмысленные слоги – искусственные сочетания речевых элементов (двух согласных и гласной между ними), образованные таким образом, чтобы не вызывать никаких смысловых ассоциаций [3].  

Генри Эббингаузом были установлены следующие факты. Выявлен объём непосредственного запоминания – выражается количеством единиц материала, которые человек может воспроизвести после однократного предъявления. Этот объём равен 6-8 бессмысленным слогам.  Оказалось, что уже при незначительном увеличении материала количество повторений, которое требуется для его запоминания, возрастает во много раз. Из этого следовало, что увеличение нагрузки на память приводит к снижению работоспособности. Было установлено, что то время, которое требуется для заучивания материалов, целесообразно распределять на несколько сроков, разделенных интервалами. Эта закономерность в эксперименте, выполненном в лаборатории Г. Мюллера А. Йостом (1897), получила название «закона Йоста», в соответствии с которым более старая ассоциация больше укрепляется повторением и лучше актуализируется, чем только что образовавшаяся.

Эббингауз установил, что после того, как материал выучен полностью, необходимо возвращаться к нему, чтобы он не был забыт: необходимо не только заучивание, но и переучивание. Показано, что забывание – такой же закономерный процесс, как и запоминание, и происходит следующим образом: сразу после запоминания забывание идёт быстро, затем процесс замедляется и через определённое время останавливается. Этот факт получил графическое изображение в виде «кривой забывания» (рисунок 2). Для ответа на вопрос о том, что является решающим для памяти – элементы или связи между ними, – предъявлялись ряды с постоянным набором элементов, но отличавшихся их порядком. Был обнаружен факт ослабления связей в середине ряда («фактор края»). Был обнаружен факт упражняемости памяти: тренировка в запоминании одного материала приводила к улучшению запоминания материала другого рода [4].
Рисунок 2 -

Рисунок 2 – «Кривая забывания»

Объект исследования

Учащиеся старших классов (92 человека) общеобразовательных школ г. Минска.

 

Цель работы

Изучить динамику уровня знаний школьников в процессе проведения противовенерической пропаганды. 

Задачи

1. Разработать специальную анкету для оценки уровня знаний;

2. Разработать методику оценки уровня знаний в баллах;

3. Провести анонимное анкетирование школьников старших классов до и после чтения лекции по профилактике ИППП;

4. Оценить динамику изменения уровня знаний школьников в процессе исследования.

Материалы и методы исследования

Предметом исследования был уровень знаний учащихся до и после чтения лекции по профилактике ИППП.

Методы исследования:

- анонимное социологическое анкетирование;

- статистическая обработка и сравнение полученных результатов с помощью методов вариационной статистики.

Методология проведения работы

1-й этап. Разработка анкеты и способа оценки знаний.

Для оценки уровня знаний учащихся по различным аспектам синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД) и инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), была разработана специальная анкета медико-социологического исследования. Она включала в себя 10 вопросов непосредственно по СПИДу и ИППП. Уровень знаний оценивали по специально разработанной методике в баллах. Она заключалась в следующем:

- правильный ответ на вопрос оценивался в 30 баллов;

- на вопрос с множественными вариантами ответа за каждый правильный ответ  давалось 30/n баллов, а за каждый неправильный вариант отнималось 30/n баллов, где n – количество правильных вариантов ответа;

- максимальное количество баллов, которое могли получить учащиеся при правильном ответе на все вопросы – 300 баллов.

2-й этап. С помощью анкетирования был изучен исходный уровень знаний учащихся.

3-й этап. Проведение противовенерической пропагады. Для учащихся автором настоящей работы была прочитана лекция по вопросам профилактики СПИДа и ИППП, демонстрировались слайды, проведена дискуссия по теме лекции.

4-й этап. Было проведено повторное анкетирование школьников.

5-й этап. Результаты анкетирования «до» и «после» лекции были обработаны статистически и оценены в баллах.

6-й этап. Проведено сравнение уровня знаний школьников «до» и «после» прослушивания ими лекции.

Результаты исследования и их обсуждение

Характеристика испытуемой группы

Всего было опрошено 92 человека, из них 53,3% составили девушки (средний возраст 15,3 года) и 46,7% – юноши (средний возраст 15,5 лет).
Мнение юношей о добрачных сексуальных отношениях: 65,0% одобряли, 10,0% не одобряли, 25,0% допускали в случаях любви. Мнение девушек о добрачных сексуальных отношениях: 31,8% одобряли, 18,2% не одобряли, 50,0% допускали в случаях любви.
Наличие сексуального опыта у юношей: имелся у 37,2%, отсутствовал у 41,9%, 20,9% отказались от ответа. Наличие сексуального опыта у девушек: имелся у 20,4%, отсутствовал у 67,4%, 12,2% отказались от ответа.
Возраст начала половой жизни у юношей: у 12,5% до 12 лет, у 37,5% в 12-14 лет, у  37,5% в 15-16 лет, у 6,2% в 17-18 лет, 18,6% отказались от ответа. Время начала половой жизни у девушек: у 10% до 12 лет, у 10% в 12-14 лет, у 60% в 15-16 лет, у 20% в 17-18 лет.
Мотивы для добрачных сексуальных отношений у юношей: влюбленность или любовь у 58,1%, любопытство у 18,6%, желание приобрести сексуальный опыт у 27,9%, стремление не отстать от сверстников, друзей  у 2,3%, влияние алкоголя у 16,3%, страх потерять любимого человека у 7,0%, по принуждению 14%, отказались от ответа  16,3%. Мотивы для добрачных сексуальных отношений у девушек: влюбленность или любовь у 81,6%, любопытство у 10,2%, желание приобрести сексуальный опыт у 14,3%, влияние алкоголя у 4,1%, страх потерять любимого человека у 8,2%, отказались от ответа 4,1%. 
Основными источниками получения юношами информации по вопросам СПИДа и ИППП были: интернет у 55,8%, научно-популярная литература у 9,3%, телевидение у 30,2%, родители у 9,3%, учителя у 34,9%, друзья у 23,2%, врачи у 44,2%. Основными источниками получения девушками информации по вопросам СПИДа и ИППП были: интернет у 46,9%, научно-популярная литература у 16,3%, телевидение у 20,4%, родители у 22,4%, учителя у 61,2%, друзья у 14,3%, врачи у 42,9%.
2,3% юношей болели в прошлом ИППП, у 4,7% были похожие симптомы. Девушки не болели в прошлом ИППП, у 2,0% были похожие симптомы.

Оценка уровня знаний по отдельным вопросам

Знания учащихся по проблеме СПИДа и ИППП оценивались в баллах «до» и «после» проведения противовенерической пропаганды по нижеследующим вопросам:

1. Какие заболевания относятся к ИППП?

До чтения лекции средний балл 11,2. После чтения лекции средний балл 19,3. Динамика информированности +72,3%.

2. Какие Вы знаете пути передачи ИППП?

До чтения лекции средний балл 15,1. После чтения лекции средний балл 24,6. Динамика информированности +62,9%.

3. Какие Вы знаете симптомы ИППП?

До чтения лекции средний балл 13,3. После чтения лекции средний балл 24,6. Динамика информированности +85,0%.

4. Какие Вы знаете меры профилактики ИППП?

До чтения лекции средний балл 10,8. После чтения лекции средний балл 20,5. Динамика информированности +89,8%.

5. Как лечат ИППП?

До чтения лекции средний балл 16,5. После чтения лекции средний балл 24,9. Динамика информированности +50,9%.

6. Как устанавливают диагноз ИППП?

До чтения лекции средний балл 8,5. После чтения лекции средний балл 11,1. Динамика информированности +30,6%.

7. Может ли человек заболеть сразу несколькими ИППП?

До чтения лекции средний балл 14,7. После чтения лекции средний балл 26,1. Динамика информированности +77,6%.

8. Существует ли в настоящее время лекарство, позволяющее вылечить человека с ВИЧ-инфекцией?

До чтения лекции средний балл 18,8. После чтения лекции средний балл 23,6. Динамика информированности +29,0%.

9. У кого выше биологический риск заражения ИППП?

До чтения лекции средний балл 5,9. После чтения лекции средний балл 22,5. Динамика информированности +201,4%.

10. Два презерватива защищают от ИППП лучше одного?

До чтения лекции средний балл 11,4. После чтения лекции средний балл 24,3. Динамика информированности +113,2%.

 

Итоговая оценка уровня знаний

71,4% учащихся считали, что данная лекция была полезной для них.

Сравнение  уровня знаний в баллах, «до» и «после» проведения противовенерической пропаганды показало следующие результаты:

Уровень знаний юношей (средний балл):

- до чтения лекции 122,8;

- после чтения лекции 214.

Динамика уровня знаний +74,3%.

Уровень знаний девушек (средний балл):

- до чтения лекции 128,4;

- после чтения лекции 226,9.

 Динамика уровня знаний +76,7%.

Выводы

1 Среди опрошенных 92 школьников преобладали девушки (53,3%). Средний возраст юношей был 15,5 лет, а девушек – 15,3 года.

2 Из опрошенных 65,0% юношей и 31,8% девушек одобряли добрачные сексуальные отношения, 25,0% и 50,0%, соответственно, – допускали их в случаях любви.

3 37,2% юношей и 20,4% девушек имели сексуальный опыт. 20,9% юношей и 12,2% девушек отказались отвечать на данный вопрос, причём, юноши чаще всего начинали половую жизнь в возрасте 12-14 и 15-16 лет (по 37,5%), а девушки – в возрасте 15-16 лет (60,0%).

Основными мотивами для добрачных сексуальных отношений у юношей и у девушек являлись: влюбленность или любовь, желание приобрести сексуальный опыт, любопытство. Вариант «влияние алкоголя» отметили 16,3% юношей и 4,1% девушек.

4 2,3% юношей болели в прошлом ИППП, а у 4,7% были похожие симптомы. Девушки не болели в прошлом ИППП, но у 2,0% были похожие симптомы.

5 Начальный уровень знаний по вопросам СПИДа и ИППП являлся недостаточным у лиц обоего пола. У девушек он составил 128,4 баллов, что несколько выше, чем у юношей (122,8 балла).

6 Повышение уровня знаний после проведения противовенерической пропаганды носило существенный характер и у девушек было несколько выше (+76,7%), чем у юношей (+74,3%).

7 Проведение противовенерической пропаганды среди учащихся старших классов является эффективным методом повышения их уровня знаний по проблеме СПИДа и ИППП. С целью повышения эффективности противовенерической пропаганды требуется использование разнообразных способов и форм профилактической работы. Наиболее эффективными являются наглядные пособия (фотографии, мультимедиа-презентации), обсуждение проблемы СПИДа и ИППП в группах (акции в учебных заведениях), практика (решение тестов, ситуационных задач), а также участие в обучении других по принципу «равный обучает равного» (волонтерство). Противовенерическая пропаганда в учебных заведениях среди старших школьников должна носить непрерывный характер с неоднократными повторениями.

 



Библиографический список:

1 Лукьянов, А.М. Дерматовенерологическая служба Республики Беларусь на современном этапе/ А.М. Лукьянов // Актуальные вопросы дерматовенерологии и косметологии : материалы VI съезда дерматовенерологов Республики Беларусь. – Опубл. ARS медика. – 2011. – № 15. – С. 15-18.
2 Унадзе, Д.Н. Общая психология / Д.Н. Унадзе. – СПб: Питер, 2004. – 413 с.
3 Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. – М.: Мысль, 1985. – 575 с.
4 Ждан, А.Н. История психологии. От античности до наших дней / А.Н. Ждан. – М.: Академический проект, 2004. – 576 с.




Рецензии:

4.02.2014, 16:55 Лахтин Юрий Владимирович
Рецензия: Представлена актуальная работа. Для эффективной профилактики ИППП необходима мотивация в популяции. Проведение анонимного социологического исследования среди молодежи по этим вопросам раскрывает новые возможности разработки программ профилактики. Цель и задачи ясны, методы их решения адекватны. Выводы согласуются с поставленными задачами. Рекомендую статью для публикации в журнале.

7.03.2014, 0:23 Остапенко Ольга Валериевна
Рецензия: Статья актуальна и своевременна. Будет интересна и полезна широкому кругу читателей. Рекомендую статью для публикации в журнале.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх