Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №6 (февраль) 2014
Разделы: Педагогика, Информационные технологии
Размещена 02.02.2014. Последняя правка: 05.02.2014.
Просмотров - 4053

Проблемное обучение будущих учителей технологий с помощью информационно-технических средств

Трегуб Ольга Дмитриевна

кандидат педагогических наук

Украина, г. Киев, Национальный педагогический университет имени М.П.Драгоманова

преподаватель

И. Г. Трегуб – кандидат физико-математических наук, профессор кафедры информационных систем и технологий НПУ имени М. П. Драгоманова


Аннотация:
В статье освещена тема формирования знаний, умений и навыков в проблемном обучении с помощью информационно технических средств. Раскрыта суть проблемного обучения для будущих учителей технологий. Рассматривается значение проблемного обучения в работе с компьютерными курсами и их роль в обучении студентов.


Abstract:
In the article the theme of forming of knowledge's, abilities and skills is lighted up in problem studies by informatively hardwires. Essence of problem studies is exposed for the future teachers of information direction. The value of problem studies in - process with computer courses and their role is examined for education of students.


Ключевые слова:
Ключевые слова: технические средства, проблемное обучение, инновационные технологии, учебный процесс, информационно технические средства обучения.

Keywords:
Keywords: hardwires, problem studies, innovation technologies, educational process, informatively hardwires of studies.


 

УДК 378.091.12.011.3-051:62/64

Образование - одно из важнейших сфер человеческой деятельности, что определяет фактор развития человечества. Это обусловливает необходимость внедрения в образовательную практику новейших технологий, которые предусматривают обучение, воспитание, формирование навыков научной работы и управления системой образования.
Постановка проблемы. Для успешного социального развития общества, учебные заведения образования должны готовить высококвалифицированных специалистов, которые будут отвечать требованиям информационного общества, будут конкурентоспособными на современном рынке труда, эффективно будут действовать в профессиональной и социальной сферах и будут способны обучаться в течение жизни. На сегодня, будущие специалисты должны свободно владеть новейшими информационными технологиями, с помощью которых решение любых социальнопедагогических заданий будет происходить методически взвешенно, на основе приобретенных знаний, умений и навыков.
Анализ последних исследований. Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как производительного процесса, выдвинутая С. Л. Рубинштейном. Значительный взнос в раскрытие интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М.  Матюшкин, И. С.  Якиманская и др.
Цель статьи. Обосновать и описать суть проблемного обучения с помощью информационно-технических средств при обучении будущих учителей технологий.
Изложение основного материала. Проблема развития новых технологий обучения заключается в разработке и реализации принципиально новых подходов к их организации. Много современных технологий обучения базируются на принципах оптимизации. Они направлены на совершенствование и перспективное развитие. Высокоэффективные технические средства дают возможность создавать интерактивную информационно-коммуникационную среду и использовать как традиционные, так и инновационные педагогические технологии обучения.
В условиях нынешнего времени компьютер является эффективным инструментом обработки и анализа информации. В сочетании с современными технологиями он превратился в полноценный элемент обучения, который позволил специалистам, не выходя из учебной аудитории, офиса, присутствовать на лекциях, участвовать в конференциях, диалогах, международных проектах и тому подобное.
Достижение новой целевой основы подготовки специалистов предусматривает активный переход от школы памяти, к школе мышления. Суть этой подготовки, вместо традиционной организации и технологии обучения по принципу накопления знаний и умений студентами, используются новые технологии индивидуальной подготовки специалиста, как творческой личности.
За последние годы ученые-педагоги и учителя-практики проявляют серьезную заинтересованность к формам и методам группового или проблемного обучения. В настоящее время оно стало одним из популярных методов обучения в начальной, средней и высшей школе.
Исследования педагогов и психологов показывают, что проблемный метод обучения благоприятно влияет на развитие языка, коммуникативности, мышления и интеллекта. Кроме того, его приложение приносит высшие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами.
Большое значение для проблемного обучения имеет формирование приемов умственной деятельности. Одним из важнейших моментов, что связан с формированием умений и усвоением знаний есть положение о том, что в процессе использования информационно-технических средств обучения, процесс получения знаний и формирования умений и навыков является органическим. Знания усваиваются, а умения формируются без предыдущего заучивания в процессе решения заданий формуемого действия. Это предопределено тем, что в содержании обучения при работе с компьютерным учебным курсом используются умственные и практические действия, которые сочетают в себе знание об исследуемом объекте и самостоятельном решении проблемы во время работы с ним [1].
Специфическая особенность использования информационно-технических средств для реализации заданий проблемных ситуаций заключается в том, что применение этих средств требует самостоятельного включения студента в процесс воссоздания фрагмента учебной деятельности явно или неявно. Именно наличие индивидуальной постановки задания и его решения является необходимым условием того, что воссоздание компьютером деятельности, выступает как учебное влияние, то есть имеет место обучение, а не демонстрация деятельности. Учебный материал при этом включается в контекст проблемного задания, решение которого студент ставит перед собой.
Это позволяет использовать такие проблемные ситуации, которые в условиях традиционного обучения вообще не могли реализовываться или рассматривались в значительно упрощенном виде. В частности, появилась возможность использования в проблемном обучении специальных заданий на планирование и контроль, которые  позволяют построить проблемную ситуацию таким образом, чтобы прямым продуктом деятельности студента было усвоение знаний, умения определять стратегию решения ситуации, планировать процесс усвоения, контролировать правильность пути решения, находить и исправлять ошибки. При этом, исключительно важной является возможность использования в проблемном обучении ситуаций на рефлексию студентом своей деятельности, примером которого является обсуждение им стратегии хода своих рассуждений после того, как ситуация была решена.
При использовании в проблемном обучении интегративной технологии создания, с помощью программных средств и разных технических устройств, иллюзии реальности в компьютерной среде, при активном участии в ней пользователя (виртуальная реальность). Возникает возможность передачи информационных материалов студенту через его непосредственное столкновение с исследуемыми объектами и явлениями. Это позволяет, например, создавать ситуации, в которых студенту надо самостоятельно принимать решение и применять исследовательские эксперименты, которые дают возможность изменить место и роль студента в организации проблемной ситуации.
Применения информационно-технических средств обучения предоставляют возможность использовать в проблемном обучении такие ситуации, что решение их возможно только при "погружении" в определенную среду, когда студент своими действиями сам изменяет ситуацию, становясь ее активным участником. Это касается и решения тех ситуаций, которые студент ставит самостоятельно и решение которых происходит по правилам, им же и созданными. Это значительно расширяет возможности студента в решении проблемной ситуации. Он может самостоятельно взаимодействовать с группой студентов, изменяя условия созданной ситуации, или параметры процесса ее решения.
Принципиальное значение имеет то, что информационно-технические средства не только значительно обогащают теорию обучения, но и призывают к жизни принципиально новые формы организации учебного процесса. Прежде всего это касается процесса усвоения учебной информации, где студент выступает как субъект учебной деятельности, самостоятельно изучая компьютер, решать разные проблемные ситуации с помощью эвристических средств. В процессе обучения студент, с помощью решения проблемной ситуации, формирует необходимые учебные умения и навыки, которые обеспечивают индивидуальный подход в учебной деятельности, изменяя статус студента, который осознает себя как человека, способного самостоятельно принимать определенные решения, и обеспечивать решение выхода из любой ситуации. Это раскрывает новые возможности в практической реализации принципа гуманизации обучения, сущность которой - формирование полноценной личности.
Важным условием использования информационно-технических средств для реализации проблемных ситуаций является наличие программных средств психологически-адекватного, эстетического, минимально сложного интерфейса пользователя. Это связано с тем, что при значительном росте мощности вычислительной техники узким местом в системе человек-компьютер остается способ их взаимодействия. Традиционные устройства введения информации - клавиатура и мышь перестают отвечать растущим требованиям. Учащие системы требуют более естественных для человека интерфейсов. Решением этой проблемы могут стать системы распознавания вещания [2].
Использование информационно-технических средств вносит существенные изменения в применение проблемного обучения в учебном процессе, место которой в значительной степени предопределяется технологией, которая используется для обучения, типом учебной системы и путями ее приложения, а также тем, какие учебные функции полагаются на компьютер в конкретной учебной ситуации [3].
Информационно-технические средства обучения существенно меняют методы учебной работы, благодаря тому, что имеют возможность показать явление в динамике, сообщать учебную информацию определенными кадрами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они уже по-другому организуют и направляют восприятие студентов, делают содержание более объективным, выполняют функции источника и меры учебной информации в их единстве, стимулируют познавательные интересы учеников, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учеников к учебной работе, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения. Обучение с использованием информационно-технических средств — это новый вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и обучения, разного вида знаковые и графические модели, средства мультипликации.
Учебный процесс на базе информационно-технических средств может быть организован как традиционно, за классическими принципами аудиторно-лекционной системы, так и по принципу реализации индивидуальной образовательной системы студентов. Это обусловлено возможностью информационно-технических средств работать как в аудитории, так и удалено на любое расстояние. Второй случай получил название дистанционного обучения (ДО). Обучение для студента может быть связанно с компьютером (сервером) управлением преподавателя по телефону или специальной связи, а может работать в автономном режиме, используя при этом набор дисков с учебной информацией.
Здесь необходимо еще раз подчеркнуть универсальность использования информационно-технических средств в обучении, в том числе проблемном. Владея широкими возможностями, информационно-технические средства могут применяться для решения ряда технических, художественных и других проблем. Кроме того, изучение самого компьютера, его программного обеспечения активизирует познавательную активность учеников и студентов. Это связано, прежде всего, с популярностью компьютера особенно в досуговой деятельности (имеются в виду компьютерные игры). Прохождение самой игры складывает собой определенную проблему, решение которой ищется пользователем исходя из готовой ситуации, которая задается в игре. Подобного рода игры могут создаваться и в контексте обучения. Каждый этап такой игры, будучи конкретной учебной проблемой, будет требовать активизации в учеников не только их актуальных знаний, но и исследовательскую активность.
Выводы.
Таким образом, хотелось бы отметить следующее. Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей. Сегодня преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, однако интеграция информационно-технических средств, способствует формированию новой роли учителя. В системе образования нужны большие перемены, новые подходы к обучению. Информационно-технические средства в проблемном обучении приобретают все большее значение, а со временем такая тенденция будет увеличиваться, с увеличением самих технических средств во всех сферах жизни человека. Применение информационно-технических средств в проблемном обучении – это перспективное направление в системе преподавания, призванное интенсифицировать учебный процесс и повысить его эффективность.

 
 
 

Библиографический список:

Литература:
1. Ляудис В. Я., Тихомиров О.К. Психология и практика автоматизированного обучения // Вопросы психологии.- 1983.- №6.
2. Іваськів І. С. Активізація навчально-пізнавальної діяльності учнів на основі систем штучного інтелекту при навчанні інформатики в старшій школі Дис. канд. пед. наук. - К., 2000. – 224 с.
3. Жалдак M. I. Гуманітарний потенціал інформатизації навчального процесу // Проблеми інформатизації освіти. Збірн. наукових праць.-К.:УДПУ, 1994.




Рецензии:

3.02.2014, 8:31 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Тема статьи актуальна и интересна. Однако сама работа носит скорее информационный характер, чем исследовательский. Автору необходимо обратить внимание на пунктуационные ошибки и стилистические недочеты.

3.02.2014, 21:16 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Всего много, а конкретно - НИЧЕГО! " Без этого знания, становятся невозможными не только нормальная трудовая и учебная деятельность, но и общение в настоящем мире" А До сих пор как??? Не рекомендуется к печати. Сформулируйте четко проблемы и пути их решения!

04.02.2014 21:21 Ответ на рецензию автора Трегуб Ольга Дмитриевна:
В статье рассматриваются общие положения проблемного обучения с помощью информационно-технических средств. Для конкретизации необходимо определить тему занятия и разработать структуру проблемного обучения, которая начинается с создания проблемной ситуации. Например: при выполнении виртуальной лабораторной работы с курса "Электроника" "Исследование вольт-амперных характеристик туннельного диода", при котором проблемная ситуация создается автоматически, без вмешательства преподавателя и студента. Для ее решения нужно применить не предусмотренные в лабораторной работе методические приемы. Они решаются написанием методической помощи к этой лабораторной работе. Выводы я поправила. Просьба посмотреть еще раз. Спасибо.

1.03.2014, 9:33 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: Уважаемая Ольга Дмитриевна! Проблемная ситуация никогда не возникает сама собой!!!!! Ее создает преподаватель. По определению, проблемная ситуация - это ситуация, содержащая противоречие, несовпадение... Учащиеся никогда не создадут проблемную ситуацию. Читайте классическую педагогическую литературу по проблемномуобучению! Желаю успехов! Не рекомендую к печати!
01.03.2014 15:15 Ответ на рецензию автора Трегуб Ольга Дмитриевна:
Здравствуйте уважаемая Валентина Александровна! В виртуальных лабораторных работах, как мы написали проблемную ситуацию создает специальная программа. А подбирает эти лабораторные работы преподаватель. Я очень много читала литературы. Разные ученые пишут о проблемной ситуации по разному. В.Оконь считает, что проблемное обучение это метод обучения, В.В.Ягупов говорит, что это явление, М.И.Махмутов считает, что это процесс, Г.К.Селевко говорит, что это организация обучения, О.М.Матюшкин - вид обучения. Мы считаем, что процесс проблемной ситуации строится таким образом: 1) формулирование задания преподавателем; 2) возникновение проблемной ситуации (осознание фактов, данных в тексте задания, которые противоречат); 3) выход из проблемной ситуации (решение). Это моя работа. Я думаю так. Спасибо.

1.03.2014, 20:18 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу.В таком контексте она прежде всего социально детереминируется опытом(школьников...студентов)на основе интериоризаций проблемного изложения.... Оно представляет собой промежуточный метод, переходный от объяснительно-иллюстративного типа к собственно проблемному обучению.Нужно чтоб ваша исследовательская платформа сначало выяснила методологические границы приложения ИТС и на втором месте найти необходимые методические основания для реализаций проблемного обучения в границах класического понимания.Имейте в виду и тот факт, что "проблемность"является приоритетом педагогического дизайна, сначить вам нужно ещо разграничить в семантическом порядке двух категориях-"технологическая проблемность"и "информационная проблемност"-первое понятия как особая рефлексия специфичного по характере обучения, а второе как инструментальный подход(ИТС являются дидактическоим моделом обучения).
02.03.2014 14:14 Ответ на рецензию автора Трегуб Ольга Дмитриевна:
Спасибо большое. Буду стараться.

1.03.2014, 21:35 Жерновникова Оксана Анатольевна
Рецензия: Рецензия на статью "Проблемное обучение будущих учителей технологий с помощью информационно-технических средств": тема актуальна, рекомендуется к печати.
02.03.2014 14:14 Ответ на рецензию автора Трегуб Ольга Дмитриевна:
Спасибо большое. Буду стараться изо всех сил.

2.03.2014, 12:52 Агакишиева Тахмина Сулейман
Рецензия: Статья на сегодняшний день актуальна и интересна.На самом деле в статье рассматриваются общие положения проблемного обучения с помощью информационно-технических средств.Рекомендуется к печати.
03.03.2014 15:15 Ответ на рецензию автора Трегуб Ольга Дмитриевна:
Спасибо большое.

3.03.2014, 3:59 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: Уважаемая Ольга Дмитриевна! Я уважаю Ваше мнение и Ваши заблуждения. Но есть общепринятые положения. Вы правильно сослались на авторитеты определяя проблемное обучение, Но: 1) проблемная ситуация и проблемное обучение - это разные понятия, а Вы их употребляете рядоположно; 2) Вы пишете:"процесс проблемной ситуации", а проблемная ситуация - это НЕ процесс; 3) после этапа осознания противоречия, т. ситуации как проблемной, наступает этап словесной формулировки, т.е. формулирования проблемной задачи, затем выдвигается и обосновывается гипотеза, затем намечается план доказательства гипотезы, т.е. план решения проблемной задачи, а затем уже осуществляется само решение и проверка полученного результата. В самом названии словосочетание "Учитель технологии" - крайне неудачное, т.к. нет такого учебного предмета как технология (см. нормативные документы МОН). Это,конечно, Ваша работа и Вы можете думать как угодно. Но как следствие - Вы будете иметь проблемы, т.к.думать надо правильно и рационально. Извините за элементарную лекцию по дидактике. Успехов!
03.03.2014 15:15 Ответ на рецензию автора Трегуб Ольга Дмитриевна:
Уважаемая Валентина Александровна. Сейчас вместо трудового обучения ввели предмет технологии. Трудового обучения уже как такого нету. Спасибо.



Комментарии пользователей:

5.02.2014, 9:59 Назарова Ольга Петровна
Отзыв: Длинные предложения, но что по сути? Сформулируйте четко проблему, достоинства, задачи. Судя по названию "Проблемное обучение учителей", а в работе речь о студентах: " Это значительно расширяет возможности студента в решении проблемной ситуации. Он может самостоятельно взаимодействовать с группой студентов, изменяя условия созданной ситуации, или параметры процесса ее решения"


Оставить комментарий


 
 

Вверх