Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №6 (февраль) 2014
Разделы: История
Размещена 05.02.2014. Последняя правка: 08.02.2014.
Просмотров - 7786

О некоторых правилах гостевого этикета мордвы

Якунчева Марина Геннадьевна

кандидат исторических наук, доцент

ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный педагогический институт им. М. .Е. Евсевьева"

доцент кафедры всеобщей истории

Аннотация:
В данной статье представлены отдельные аспекты бытовавшего во второй половине XIX – в начале XX вв. гостевого этикета мордовского народа. Выбор хронологических рамок обусловлен значительной степенью сохранностью свидетельств из разных источников (письменных, фольклорных) о транслировании норм и правил встреч и угощения гостей.


Abstract:
This article presents some aspects prevail in the second half of XIX – early XX centuries guest etiquette of the mordovian people. The choice of timeframe, mainly due to significant degree of preservation of evidence from different sources (written, folklore) on the publication of norms and rules of meetings and treats guests.


Ключевые слова:
мордовский этнос, этикет, гостевой этикет, гостеприимство

Keywords:
: the Mordovian ethnos, etiquette, guest etiquette, hospitality.


УДК 39(045)


Общение является предметом исследования ряда дисциплин – психологии, социологии, лингвистики, педагогики, культурологии. Для этнологии особый интерес представляет изучение специфики коммуникативных связей этноса – национальных и межнациональных, образующих в совокупности культуру общения, свойственную народу на определенном этапе его развития. Структурными элементами культуры общения являются стандарты, атрибуты и этикет. С их помощью осуществляется передача информации как внутри этноса, так в системе межэтнических коммуникаций.

Этикет является основой культуры общения, так как в его содержательные аспекты включена разносторонняя информация: биологическая, социальная, историко-культурная. Консолидирующим элементом в структуре этикета выступает этническая информация. Национальные нормы общения уходят своими корнями в глубочайшую древность и достаточно консервативны. Они выступают в качестве общепринятого правила, с помощью которого социум осуществляет контроль над индивидом. Нормы этикета из поколения в поколение передаются посредством обычаев.

Гостеприимство является одним важных проявлений национального этикета. Традиции гостеприимства функционировали в очень сходной форме у многих народов мира. Соблюдение этикета приема гостей связано с особой регламентацией этой процедуры. Культура гостеприимства у этносов проявляется по-разному, но обязательным является уважительное отношение к гостю. Так многие народы-скотоводы отправляясь в дальний путь не брали с собой запасов провизии, заранее полагая о том, что в любой юрте их накормят и напоят, а если понадобится, то дадут лошадь или верблюда. Классической страной гостеприимства всегда по праву считался Кавказ. На Северном Кавказе длительное время бытовал обычай иметь специальное помещение для гостей (так называемая кунацкая). Для славянских народов символом гостеприимства выступала традиция постоянно держать на столе хлеб и соль. Данный феномен в настоящее время транслируется в виде обычая встречать почетных гостей с хлебом и солью.

К изучению вопросов транслирования свода гостевого этикета мордвы  неоднократно обращались и философы, культурологи и этнологи [1, 2].

У мордовского народа под влиянием исторических и социокультурных условий развития этноса сложились традиции гостевого этикета – инжиень примама (э), иньжиень васедема (м)*. О том, что у мордвы высоко ценились такие качества как великодушие и щедрость свидетельствую фольклорные данные. Так в мокшанской пословице говорится: «Азорсь эрь инжить и симдьсы, и андсы, и кядьсонга кандсы» (Хозяин каждого гостя и поит, и кормит и на руках носит) [4, с. 125–126].

О значимости соблюдения этикета гостеприимства свидетельствуют данные языка: в слове инжи (м., э. гость) заключен корень инь-, ине- «наивысший», «наибольший», являющийся, также основой слов «инешкай» – «верховный бог», «инязор» – «большой хозяин», «царь», «инечи» – «большой день», «Пасха» и т. д. [1, с. 193].

Многие исследователи и путешественники, оказавшиеся среди мордвы описали обычаи встречи гостей. В XVIII веке посол французского короля Людовика IX к монголам Г. Де Рубрук сообщал: «Если к ним (мордве) прибудет купец, то тому, у кого он впервые пристанет, надлежит заботиться о нем все время, пока тот пожелает пробыть в их среде» [6, с. 111]. «Мордва, – отмечает П. И. Мельников по характеру весьма кротки, добродушны и радушны [7, с. 237].

Этикет хождения в гости был в достаточной степени регламентирован. Он включал обрядовые формы: приглашения, встречи, угощения, чествования. Гостевая этика мордвы отражала систему социальных отношений этноса. Так, например, все гости делились по категориям: это были близкие родственники, дальние родственники, друзья, гости, приехавшие по делам, незнакомые путники и т. д.  Радушно встречали близких родственников и друзей. Гостей, приехавших по делам, и незнакомых гостей также встречали, угощали, но встреча была менее теплой.

Принимали гостей согласно правил этикета. По установившимся традициям, на большие семейные торжества и праздники приходили только по приглашению. В народе говорили: «Праздник сай – инжи сувай» (Праздник придет – гостей приведет), «Кодамо праздник – зярдо инжеть арасть» (Какой праздник без гостей) [4, с. 128]. В сельском социуме до настоящего времени транслируется обычай согласно которому регламентируется состав приглашенных гостей. Соседи и знакомые часто осуждали хозяев в том случае, если они пренебрегали некоторыми родственниками. В обществе одобрялось дружеское отношение между родственниками и соседями, которое выражалось в том числе и в их приглашении на проведение различных мероприятий, где они выступали не только в качестве гостей, но и помогали готовить праздничный стол [5].

Этикет предусматривал соблюдение правил встречи гостей. Если о приезде гостей знали заранее, то встречали их в пути, у околицы села. Встречать гостей выходила вся семья, включая детей. Составной частью гостеприимства является этикет приветствий, который весьма регламентирован и определен системой моральных установок. Прибывших гостей усаживали за стол, где им отводилось самое почетное место. Согласно правилам этикета, первыми садились мужчины, а потом – женщины. Молодежь и дети за стол вовсе не садились. Согласно правил этикета детям не позволялось вмешиваться в процесс чествования гостей. У мордвы не одобрялось их присутствие на некоторых мероприятиях.

Гостей старались угостить сытной и вкусной пищей: «Инжи азафтат морксицень ваксс – седи вакскань честьке макст» (Посадил гостя за стол – от души подавай на стол), «Лядыксцень кантк, но инжищень антк» (Последнее принеси, но гостя угости) [4, с. 125]. В свою очередь гость приезжал с дарами и обязательно с гостинцами для детей.

Праздничный стол хозяев отличался большим разнообразием. Исследователь традиционной культуры мордвы второй половины XIX века В. Н. Майнов отмечал: «Роскошно питается мордва по праздникам. К числу праздничной пищи исследователь относит – пироги, оладьи, щи мясные и молочную пшенную кашу, сыр из кислого молока, яичницу с воблою или ветчиною и др. [3, с. 130].

В составе мордовской национальной кухни можно условно выделить блюда, которые готовились специально к приходу гостей. По сообщениям респондентов к ним относятся: традиционные пироги (прякат), мокшанские блины (пачат), пшенная каша, тушеное мясо, яичница, холодец и др. [5].

В период проведения застолья соблюдались особые правила: за порядком следил хозяин дома, едой и напитками угощала хозяйка. Хозяин разрезал хлеб, делил мясо, предлагал откушать блюда. Хозяева и гости вели неспешные беседы, как правило, не касаясь хозяйственных тем. Правилами этикета было предписано не расспрашивать гостя о цели приезда, о том, когда он уедет. После угощения гость сам должен был рассказать о себе, о своих делах, о цели приезда. Гости для мордвы всегда были желанны, так как любой гость сообщал новости, информировал о жизни родственников, о событиях, которые происходят вокруг. Поев, гости поднимались из-за стола и благодарили хозяев. Согласно правил этикета гостю приписывалось достойное поведение, соблюдение норм приличия. Гостю не полагалось вмешиваться в дела семьи. Он должен был оставаться в доме ровно столько, чтобы не быть в тягость хозяину.

По окончанию приема гостеприимный хозяин непременно готовил в дорогу гостинцы не приехавшим или заболевшим родственникам, провожал гостей до околицы или до ворот. Покидая гостеприимный дом, гость обязательно благодарил хозяев за угощение. После отъезда гостей о них долго говорили, часто вспоминали. Бытовали и приметы, так в день отъезда была запрещена любая уборка.

Итак, этикет гостеприимства во многом сохранял и транслировал передачу традиций от одного поколения к другому, реализуя тем самым функцию этносоциального контроля.

 * Э – эрзя, м – мокша.

Библиографический список:

1. Беляева Н. Ф. Обычаи гостеприимства в традиционной этике мордвы // V конгресс этнографов и антропологов России. Омск, 2003. С. 193.
2. Ломшина, Е. Н. Нравственная культура мордовского этноса: автореф. дисс. …канд. философ. наук. Саранск, 1994.
3. Майнов В.Н. Один день среди мокши // Древняя и новая Россия. СПб, 1987. № 10. С.117–134.
4. Мордовские пословицы, присловицы и поговорки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. 277 с.
5. Полевой материал автора: с. Ардатово, Дубенки, Кочкурово Дубенского района Республики Мордовия, записи 2001, 2004, 2011 гг.; с. Кельдюшево Лукояновского района Нижегородской области, записи 2002 г.
6. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М. Гос. изд-во геогр. лит-ры. 1957. 272 с.
7. Рученькин, В. И. Жизнь и быт мордовского народа в трудах П. И. Мельникова // Материалы по археологии и этнографии Мордовской АССР. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1974. С. 228–240.




Рецензии:

5.02.2014, 17:50 Джумагалиева Куляш Валитхановна
Рецензия: Статья очень интересна по своему содержанию. Приведенные данные о гостеприимстве и этикете, имевшем место у мордовского народа, раскрывают содержание статьи. Так как статья хронологически затрагивает вторую половину XIX века, может следовало бы привести архивные данные, подтверждающие основные положения статьи. Несомненно однако, что статья позволяет познать культуру мордовского народа. Согласна с автором, что примеры гостеприимства особенно ярко проявлялись среди народов-скотоводов. На мой взгляд особенно ярко ото видно на примере казахского народа. Об этом писали многие исследователи XIX века, побывавшие в казахской степи. Сравнивая гостеприимство казахского и мордовского народов нашла много общего. Спасибо автору за статью. Считаю возможной к публикации.

7.02.2014, 21:29 Кузнецова Ирина Павловна
Рецензия: Очень хорошая и весьма познавательная статья,посвященная гостеприимству и этикету. Из замечаний может быть настоятельная рекомендация, пожалуйста прочитайте свою статью еще раз на этом сайте! В вашей статье идут повторы, крупными абзацами, например"Гостеприимство является..." и далее опять" Гостеприимство является..." Внимательно прочитайте свой труд. Статья после устранения некоторых недочетов может быть рекомендована к публикации.

11.02.2014, 9:29 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: Статью М.Г. Якунчевой можно опубликовать в журнале, т.к. она в целом отвечает предъявляемым требованиям. Из пожеланий: есть ли какие-либо отличия в гостевом этикете мордвы-мокши и мордвы-эрзи, мордвы. проживающей в пределах Республики Мордовии и в других регионах Поволжья?

29.01.2015, 11:33 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия: Можно опубликовать.



Комментарии пользователей:

5.02.2014, 18:25 Якунчева Марина геннадьевна
Отзыв: Уважаемая, Джумагалиева Куляш Валитхановна. Благодарю Вас за рецензию. Согласна с пожеланием, что наряду с фольклорными, письменными и полевыми материалами включить в число источников и архивные В перспективе над этим направлением буду активно работать. С большим уважением Якунчева Марина Геннадьевна.


8.02.2014, 19:17 Якунчева Марина геннадьевна
Отзыв: Уважаемая Ирина Павловна Кузнецова. Благодарю Вас за рецензию. Удалила повторы. По ошибке два раза разместила содержание статьи. С большим уважением Якунчева Марина Геннадьевна.


9.02.2014, 12:53 Якунчева Марина геннадьевна
Отзыв: Уважаемая Ирина Павловна Кузнецова. Ваши замечания были учтены. В статье действительно были повторы, так как ее по ошибке разместили дважды. С большим уважением Якунчева Марина Геннадьевна.


11.02.2014, 20:41 Якунчева Марина геннадьевна
Отзыв: Уважаемый Тимофей Дмитриевич. Спасибо за пожелания. постараюсь в следующую публикацию посвятить описанию субэтнических особенностей в традиционной культуре мордвы-мокши и мордвы-эрзи. И конечно же представить степень сохранности традиций гостевой этики у мордовской диаспоры.С Большим уважением Якунчева Марина Геннадьевна


Оставить комментарий


 
 

Вверх