Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №9 (май) 2014
Разделы: Правоведение
Размещена 10.02.2014. Последняя правка: 10.02.2014.
Просмотров - 7340

БИБЛИОТЕКА КАК ЦЕНТР ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Быкова Валентина Викторовна

кандидат ист. наук

АИСО(филиал) РГСУ

преподаватель

Аннотация:
Статья посвящена вопросам обеспечения доступа граждан к правовой информации. Публичные центры правовой информации, созданные на базах государственных общедоступных библиотек обеспечивают свободный доступ пользователей к информации, осуществляют продвижение правовой литературы и правовое воспитание населения.


Abstract:
The article is devoted to the issues of ensuring citizens ' access to legal information. Public legal information centres, created on the bases of State public libraries provide free access to information, promote legal literature and legal education of the population.


Ключевые слова:
библиотека, центр правовой информации, правовая информация, правовое просвещение, социальная стабильность

Keywords:
library, Centre of legal information, legal information, legal education, social stability


УДК 342.7

Ключевой заботой общества служит обеспечение его социальной стабильности – состояния, гарантирующего равновесие внутри социальных систем и между ними. Одним из важных показателей социальной стабильности общества является его социальная сплоченность. По мнению руководства Совета Европы, социальная сплоченность заключается в общественном благополучии всех граждан, в создании для них гармоничных и стабильных условий и включения их на этой основе в жизнь общества [2, с. 21.]. Одна из основных проблем социальной сплоченности - защита социальных прав граждан. В настоящее время, в связи с переменами в обществе и бурным ростом законодательного потока, отмечается повышенный интерес населения к своим правам. В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности общедоступных (публичных) библиотек является обеспечение доступа граждан к достоверной, полной и оперативной правовой информации. Библиотеки как неотъемлемая часть социального и интеллектуального развития общества постоянно оказывают влияние на культуру страны, распространяют духовные ценности, содействуют воспитанию всесторонних и гармонично развитых людей.

В 2013 г. исполняется 15 лет с начала реализации межведомственной программы «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации (ПЦПИ) на базе общедоступных библиотек». Основная цель этого важнейшего документа - обеспечение повсеместного свободного доступа пользователей к информации [3].Предполагалось, что услугами ПЦПИ воспользуются те, для кого приобретение собственного компьютера и доступ к Интернет-ресурсам по тем или иным причинам невозможно - пенсионеры, домохозяйки, безработные, учащаяся молодежь, начинающие предприниматели и т.д.

Государственные библиотеки становятся первым звеном в этой системе, потому что общедоступные библиотеки составляют огромную стабильную инфраструктуру по всей стране (их около 50 тысяч только в составе сети Министерства культуры и массовых коммуникаций) [6, с.7]. Их роль определяется следующим образом. С одной стороны — сбор, хранение публикаций официальных документов, независимо от читательского назначения, места издания, языка, ценности или формы предоставления. С другой стороны — обеспечение доступа к библиотечным фондам официальных документов всех заинтересованных лиц независимо от пола, возраста, национальности, местожительства, социального и правового статуса, финансовых возможностей, вероисповедания и образования. Распространение официальных правовых документов через систему общедоступных библиотек существенно улучшает положение дел в сфере правовой информированности, ознакомления различных слоев общества с официальными нормативно-правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивает конституционное право граждан на информацию.

Актуальным и важным сегодня является вопрос о правовой социализации населения России. Гражданам, обращающимся к законам и нормам права  для разрешения своих жизненно важных проблем, необходимо наличие достаточных знаний о своих правах и обязанностях, предусмотренных законодательством.

 «Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов» -  говорится в Основах государственной политики в сфере правовой грамотности и правосознания граждан [5].С помощьюПЦПИ стало возможным реально решить проблему доступа граждан к правовой информации.

В настоящее время в нашей стране при библиотеках функционирует более 5326 ПЦПИ [4], каждый из которых — это пункт свободного доступа любого гражданина к любому правовому источнику, не носящему грифа секретности, как опубликованному, так и представленному в электронном виде. Центры предоставляют своим посетителям свободный доступ к правовой, деловой, образовательной, экологической информации, информации о деятельности органов государственной и муниципальной власти, защите прав человека и потребителей; образцы правовых документов, договоров, доверенностей, жалоб, исковых заявлений и т. д.[7].

Чтобы профессионально поддержать ПЦПИ, к их работе привлекаются юристы на безвозмездной основе, студенты старших курсов юридических отделений высших учебных заведений, которые консультируют граждан, осуществляют поиск нормативно-правовых документов, дают необходимое объяснение их содержания, помогают составлять исковые заявления, жалобы, обращения и т.д.

Особое внимание библиотечные центры уделяют формированию фондов опубликованных и неопубликованных материалов органов местного самоуправления: постановлений и распоряжений глав администраций, планы, отчеты, нормативно-правовые документы, статистические и аналитические материалы. Создаются фактографические картотеки, где отражены адреса, контактные телефоны и условия приема юридических и социальных служб города или района. Ведутся тематические картотеки, формируются папки, проводятся дни информации и дни специалистов, консультационные часы, издаются библиографические пособия, информационные бюллетени,  рекомендации и памятки. Такие формы работы выходят за пределы сложившихся представлений о традиционном библиотечном обслуживании. Это ярко проявляется в соединении форм библиотечного обслуживания, характерных для библиотеки, и новых, присущих деятельности ПЦПИ, а также совокупности услуг, оказываемых ими своим пользователям [1].

Одно из ведущих направлений центров правовой информации — правовое просвещение населения, и центры используют все виды справочно - библиографического обслуживания и массовой работы для продвижения правовой литературы, правового воспитания населения. В этих целях библиотеки организуют школы правового всеобуча, оформляют книжные выставки и стенды правовой информации, выпускают информационные листовки, буклеты, бюллетени, проводят дни правовой информации. Эти мероприятия проходят не только в стенах центров, но и выносятся «на места»: в школы, вузы, учреждения и организации.

Необходимость образования в области правовой культуры личности выдвинула задачу создания в библиотеках центров по обучению читателей пользованию компьютерной техникой, системой Интернет - знаний.

Несомненно, роль библиотек в удовлетворении правовых запросов граждан возрастет при условии внедрения достижений высоких технологий в библиотечную практику, которые открывают неограниченные возможности для её дальнейшего развития.

Таким образом, благодаря открытию ПЦПИ произошло переосмысление и подтверждение новой роли библиотек в жизни общества. В условиях сложных социально-экономических факторов современной жизни библиотеки играют  стабилизирующую роль в обществеикак активные посредники в информационном взаимодействии власти и населения выполняют особую социальную миссию.

Многие проблемы современного общества разрешимы только при условии воспитания правосознания и правового просвещения населения, и от того, как будет развиваться этот процесс, будет зависеть и ход правовой реформы, и решение многих актуальных социально-экономических проблем страны и каждого гражданина. Сегодня с уверенностью можно сказать, что деятельность ПЦПИ существенным образом влияет на рост активной гражданской позиции населения, восстановление социальной справедливости, способствует повышению правовой культуры граждан и вовлечению их в общественную жизнь своего региона и всей страны.

Библиографический список:

1. Бубнов В.В. Библиотеки и правовое просвещение / В.В. Бубнов. – Режим доступа: //http://www.pcpi.ru
2. В помощь работе библиотек по воспитанию правовой культуры населения: методические рекомендации / сост. Н. В. Аверьянова; Тамбовская областная универсальная научная б-ка им. А. С. Пушкина. – Тамбов, 2012
3. Восканян Э.А. Создание и развитие системы центров доступа к правовой информации в России / Э.А. Восканян. – Режим доступа: //http://lib.znate.ru
4. Демидов А. Публичные центры правовой информации / А. Демидов. - Режим доступа: //http://www.ifap.ru
5. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утверждены Президентом РФ 28.04.2011г. № Пр-1168 // СПС КонсультантПлюс, 2014
6. Публичные центры правовой, деловой и муниципальной информации в России: сборник материалов / сост. Е.И. Кузьмин, М.Н. Усачев, А.А. Демидов. – М.: Либерея, 2004
7. Хургин В.М. О публичных центрах правовой информации / В.М. Хургин. – Режим доступа: //http:// www.emag.iis.ru




Рецензии:

14.07.2016, 11:22 Дзявго Роман Сергеевич
Рецензия: Статья грамотно и логично написана, автор владеет информацией. Рекомендую к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх