Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 07.02.2014.
Просмотров - 18132

Проблема проектного финансирования малого и среднего предпринимательства в России

Ситдикова Елена Рамилевна

Ростовский Государственный Строительный Университет

студент

Смирнов Дмитрий Владимирович, РГСУ, Кафедра экономической теории и предпринимательства, ассистент


Аннотация:
Рассматривается один из важнейших аспектов привлечение инвестиций - организация проектного финансирования в системе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства


Abstract:
Considered one of the most important aspects of attracting investment - business project financing in the system of state support for small and medium businesses


Ключевые слова:
программы развития, государственная политика, поддержка, малый и средний бизнес, эффективность, проектное финансирование

Keywords:
program development, public policy, support small and medium business, efficiency, project financing


УДК 330

Реализуемая в России программа Минэко­номразвития РФ по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства вклю­чает в себя достаточно обширный перечень ме­роприятий и направлений деятельности для раз­вития тех субъектов, которые заинтересованы в собственном бизнесе, во внедрении инноваци­онной продукции, в развитии объектов эконо­мики и инфраструктуры. Известны различного рода федеральные программы, направленные на повышение финансовой устойчивости малого бизнеса различных отраслей, финансовой под­держки, реализуемой через ОАО “Российский банк поддержки малого и среднего предприни­мательства”, комплекс мер Минобрнауки Рос­сии по поддержке малого и среднего предпринимательства в научной и образовательных сфе­рах (программы “УМНИК”, “СТАРТ”, “Разви­тие”, а также программы по развитию междуна­родного сотрудничества). [2]

Участие в любой серьезной программе пре­дусматривает реализацию определенных проек­тов субъектами малого и среднего бизнеса, обес­печенных инвестициями. Требуется среда, кото­рая может создать комфортные условия для реа­лизации инвестиционных проектов.

Государственная политика для создания таких условий предусматривает ряд мер:

1)       оптимизация нормативно-правовых основ государственного регулирования малого предпри­нимательства;

2)       совершенствование системы налогообложе­ния малого предпринимательства;

3)       развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;

4)       совершенствование механизмов использо­вания государственного и муниципального иму­щества для развития малого предприниматель­ства;

5)       совершенствование информационной поддержки;

6)       укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства;

7)       активная антимонопольная политика и пре­сечение недобросовестной конкуренции по от­ношению к малым предприятиям;

8)       совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства. [1]

Государственная поддержка малого и сред­него предпринимательства основана на ключе­вых принципах: приоритетности, комплекснос­ти, прозрачности, избирательности (селективно­сти), программно-целевой ориентации. Характе­ристика принципов приведена в таблице 1. [4]

 

Таблица 1 - Характеристика принципов формирования и исполнения государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства

Принципы

 

Принцип приоритетности

Подразумевает первоочередность программ поддержки малого предпринимательства в связи с трудностью существования полноценной конкуренции малого бизнеса с крупными фирмами без видимой той или иной формы государственной поддержки

Принцип комплексности

Предусматривает обеспечение для малых предприятий возможность получения государственной поддержки одновременно в сколь угодном количестве форм, если те предусмотрены законодательством

Принцип прозрачности

Означает осуществление государственной поддержки на вполне определенных, закрепленных в правовых документах условиях, где конкретно прописаны объект поддержки и обязательства государственного органа, реализующего направление поддержки, и малого предприятия, в адрес которого эта поддержка направлена

Принцип

избирательности

(селективности)

Подразумевает применение селективного подхода при осуществлении мер поддержки с акцентом на социальном (предпринимательство с созданием большого числа рабочих мест,  предпринимательство определенных групп лиц, развитие которых имеет особое значение для государства, предпринимательство в сфере социально значимых услуг и т.д.) и функциональном (целевая поддержка предпринимателей из категории Start-up, производств инновационного и высокотехнологичного продукта) направлениях

Принцип программно – целевой ориентации

Подразумевает целенаправленность и комплексность действий по решению поставленных задач государственной поддержки

 

Анализ практической работы в области го­сударственной поддержки малого предпринима­тельства позволяет сделать вывод, что такая поддержка не должна строиться только на федеральных программах, планах министерств и ведомств, необходимо активное участие самих субъектов малого и среднего бизнеса, вовлече­ние их в систему реализации программ разви­тия, финансируемых из разных источников.

Активное участие субъектов малого и среднего предпринимательства в федеральных программах возможно посредством инфраструктуры, так как она помогает при взаимоотношении с государственными структурами.

В настоящее время в деятельности органов инфра­структуры государственной поддержки малого бизнеса в регионах можно выделить ряд недо­статков:

1)       слабая координация деятельности органи­заций по поддержке малого предприниматель­ства, дублирование ими одних и тех же функ­ций;

2)       неэффективная система информирования субъектов малого и среднего предприниматель­ства о существующих мерах государственной финансовой поддержки, отсутствие во многих информационного портала малого и среднего бизнеса, общедоступных каналов обеспечения организаций и индивидуальных предпринима­вшей необходимыми информационными ресур­сами;

3)       незначительный охват малых и средних предприятий услугами государственной поддер­жки ввиду ограничения источников финансиро­вания;

4)       сложность процедуры оформления конкур­сных заявок на получение финансовой помощи для субъектов малого бизнеса;

5)       неразвитая система контроля функциони­рования фондов поддержки развития малого биз­неса и других аналогичных организаций на ре­гиональных уровнях, приводящая к нецелевому использованию средств, выделяемых на поддер­жку малого и среднего предпринимательства;

6)       отсутствие адекватной системы оценки эф­фективности мер государственной поддержки малого предпринимательства;

7)       недостаточно активная позиция субъектов малого и среднего бизнеса в участии государ­ственных программ и реализации их на основе разработанных и утвержденных проектов.

Необходимо учитывать важность роста инве­стиционной привлекательности проектов, реали­зуемых субъектами малого и среднего бизнеса. Инвестиционную привлекательность предприятия можно рассматривать не только с точки зре­ния инвестора или органов государственной вла­сти, оказывающих поддержу проектов за счет бюджетных средств, но и с точки зрения реципи­ента инвестиций. Оценка инвестиционной при­влекательности предприятия является одним из ключевых моментов в процессе инвестирования. [6]

В данной связи можно отметить преимуще­ства развития проектного финансирования в сфе­ре малого бизнеса. Отличительными характеристиками такого финансирования являются вов­лечение большого количества участников в про­ектное финансирование: проектных компаний из числа субъектов малого предпринимательства (со­искатель проектного финансирования; лизинго­вые компании; венчурные фонды; крупные пред­приятия, финансирующие на возвратной основе проекты малого бизнеса в целях получения до­полнительных экономических выгод к своей ос­новной деятельности; поставщики ресурсов и оборудования, необходимых для технического обеспечения проектов; потребители конечного продукта проекта; сторонние консультанты; ин­ституты, осуществляющие контроль за деятель­ностью субъектов малого бизнеса в процессе ре­ализации ими инвестиционных проектов; и др.). [7]

Большое количество участни­ков инвестиционного проекта влечет за собой повышенный уровень риска проектного финансирования, т.к. какие-либо субъекты могут не выполнить свои обязательства, ухудшается взаимосвязь между ними. Повышенный уровень риска проектного финансирования требует дальнейшей разработки нового направления анализа “проектный анализ”, а также расширение методического инструментария анализа и оценки всех производимых ра­бот и получаемых продуктов от реализации про­ектного финансирования. Немало важным элементом является налоговая составляющая деятельно­сти субъектов малого бизнеса, особенно в связи с изменениями в налоговом законодательстве на 2013 г. Льготы по налогообложению и специальные налоговые режимы повышают коммерческую эффективность инвестиционного проекта.

Введенный в июне 2012 г. Федеральный за­кон № 94-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и от­дельные законодательные акты РФ” провозгла­сил новый специальный налоговый режим в до­полнение к существующему перечню специаль­ных налоговых режимов, который получил на­звание “патентная система налогообложения”. [2] В 2013 г. патентная система налогообложения за­менит упрощенную систему налогообложениядля индивидуальных предпринимателей на основе патента. Переход на патентную систему является добровольным. Этот налоговый режим легко совмещается с другими режимами налогообложения. Так, применяя общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения (или системы налогообложения ЕСХН, в ЕНВД) по одним видам деятельности, индиви­дуальный предприниматель вправе применять патентную систему налогообложения по другим видам предпринимательской деятельности.

Налоговой базой для исчисления по патент­ной системе налогообложения является потенци­ально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход, размеры кото­рого установлены законодательством. Минималь­ный размер годового дохода не может быть меньше 100 тыс. руб., а максимальный не должен превы­шать 1 млн. руб. Правда, по отдельным видам предпринимательской деятельности (техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования, оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров, медицинская и фармацев­тическая деятельность, обрядовые и ритуальные услуги) может быть увеличен годовой доход, но не более чем в 3 раза. Эти и другие ограничения не могут серьезно повлиять на преимущества патентной системы налогообложения, позволяющей достаточно свободно принимать решения в отношении участия собственника бизнеса в проектном финансировании. Определенная заблаговре­менно сумма налоговых платежей облегчает про­цесс вовлечения свободных ресурсов в реализа­цию проектного финансирования наряду с целе­выми финансовыми ресурсами, представленны­ми малому бизнесу участниками системы проект­ного финансирования.

Принятие решения по конкретному проекту представляет собой сложный поэтапный процесс, включающий в себя проведение предваритель­ных исследований, получение и анализ инфор­мации, имеющей определенную важность для того или иного проекта. Оценка экономической эф­фективности проекта - завершающий наиболее важный этап этого процесса.

Объективная оценка эффективности проек­тного финансирования невозможна без приме­нения специальных методов оценки. Разработка подобных методов неразрывно связана с различ­ными определениями самого понятия “эффек­тивность”.

В отечественной и зарубежной литературе последних десятилетий этой категории посвящено множество научных трудов и исследований. С точки зрения наиболее общего подхода трак­товка понятия определена этимологией слов “эф­фект” и “эффективность”. Эффект - отражение результата деятельности, т. е. того состояния, к которому стремится экономический объект. Эф­фективность - соотношение результата (эффекта) и затрат, обусловливающих этот результат. [5] Отсутствие в научной литературе единых подходов к понятию “эффективность” не мешает оп­ределить результативность проектного финанси­рования и считать его эффективным при про­стом условии, когда стоимость произведенных товаров и оказанных услуг будет больше, чемстоимость средств, израсходованных на их про­изводство в соответствии с проектом. Определение результативности требует выделения двух понятий: результата и затрат. Можно выделитьряд подходов к объяснению содержания этих понятий.

Результат, полученный в процессе осуществ­ления проектного финансирования может быть выражен в виде:

1)    увеличение дохода или прибыли предприятия;

2)    снижение текущих расходов по производству продукции или оказанию услуг;

3)    понижение энергоемкости и ресурсоемкости продукции;

4)    увеличение количества занятых работников на конкретном предприятии;

5)    уменьшение уровня загрязненности окружающей среды и другие показатели.

Затраты на осуществление проектного фи­ксирования (первоначальные, текущие и ликвидационные):

1)    ресурсы, необходимые для проведения тех­нико-экономических исследований инвестицион­ных возможностей;

2)    вложения для разработки технико-эконо­мического обоснования или бизнес-плана реа­лизации инвестиционного проекта;

3)    расходы на производство строительно-мон­тажных работ;

4)    расходы на приобретение и монтаж обору­дования;

5)    расходы на прирост оборотного капитала и пр.

Сложившаяся к настоящему времени клас­сификация эффективности проектного финан­сирования позволяет выделять два основных ее вида: эффективность проекта в целом и эффек­тивность участия в проекте (рисунок 1).

Рисунок 1  – Виды эффективности проектного финансирования.

Проблема использования в оценке эффек­тивности проектного финансирования малого и среднего бизнеса надежных методов оценки про­ектов, методического инструментария анализа, позволяющего получать необходимую информацию для мониторинга работ по проектам, может быть разрешена наукой и практикой при условии наличия региональных механизмов реали­зации программ на основе проектного финансирования и их научного обоснования.

Библиографический список:

1. Закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209 // Российская газета, N 164, 31.07.2007.
2. Закон Российской Федерации «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25.06. 2012 года № 94 // Российская газета, N 144, 27.06.2012.
3. Акт министерств и ведомств «Рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства» от 22.11.2012 http://www.consultant.ru/, «КонсультантПлюс» - правовой портал.
4. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник. Москва: Дашков и К, 2012 г. 519 с.
5. Мухина И.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. Москва: ФЛИНТА; МПСИ, 2010 г. 320 с.
6. Савенкова Е.В. Методика подбора инвесторов для участия в региональных инвестиционных программах // Экономические науки. 2010. № 6 (67) - С. 89.
7. Ксанаева М.Б., Аликаева М.В. Современные тенденции в развитии малого предпринимательства // Российское предпринимательство. — 2013. — № 4 (226). - c. 26-32.




Рецензии:

7.02.2014, 17:42 Гайдученко Юрий Сергеевич
Рецензия: В статье отсутствует обоснование актуальности проводимого исследования, нет цели и задач исследования, сформулированных автором, непонятны результаты собственных исследований и отсутствуют выводы, сделанные автором по результатам собственных исследований по поднятой теме. Статья нуждается в доработке, после которой может быть опубликована в электронном журнале.

8.02.2014, 1:04 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати.

8.02.2014, 1:34 Катков Юрий Николаевич
Рецензия: Тема статьи действительно актуальна. Из ключевых слов необходимо удалить слово «поддержка». В шапке таблицы 1, вторую колонку нужно назвать, например «Характеристика». И еще, в этой таблице можно было бы сделать сравнительную характеристику принципов сложившихся в России, с зарубежными принципами в области поддержки малого и среднего предпринимательства, может быть и статья от этого поменяла бы свое научное направление. После таблицы Вы пишите, «…анализ практической работы в области государственной поддержки…позволяет сделать вывод». А какой анализ? В Вашей статье его нет. Поэтому укажите, на какие аналитические материалы Вы опираетесь. В статье Вы обозначили проблему, о сложности подбора, специальных методов оценки эффективности проектного финансирования. Однако Вы сразу уходите от этой проблемы, пишите про эффективность, так и не предложив ни одного метода. В итоге конечный вывод и сама статья теряет смысл. Если Вы ставите проблему, то должны ее решить, пусть и на тезисном уровне. Статья достойно написана, в ней просматривается стиль автора, но нет логической законченности. Рекомендуется к публикации после исправления замечаний.

13.02.2014, 12:18 Бухтиярова Татьяна Ивановна
Рецензия: Актуальность темы определяется необходимостью государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства, именно поэтому автор приводит перечень мер государственной политики финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Характеризуя принципы формирования и реализации государственной политики, автор выделяет принципы: приоритетности, комплексности, прозрачности, избирательности, программно-целевой ориентации. Автором не определена область исследования,она представлена в виде практической работы в области "государственной поддержки". Автор, рассматривая субъекты институциональной экономики, ограничивает последние субъектами малого и среднего предпринимательства и государственными структурами, исключая институты общества. Автор не приводит перечень мероприятий по нейтрализации выделенных недостатков в деятельности органов инфраструктуры государственной поддержки. Проблема проектного финансирования автором рассмотрена достаточно полно, но требует уточнения вопрос каждого вида эффективности с позиции методики расчета показателей. Статья рекомендации к печати после исправления замечаний

28.02.2014, 12:10 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Согласна с мнением предыдущих рецензентов. Статья требует логического заключения. После доработки может быть рекомендована к печати

15.03.2014, 21:53 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендована к печати

15.03.2014, 21:54 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендована к печати

15.03.2014, 22:00 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: Рекомендуется к печати

1.04.2014, 20:21 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Для студента уровень достаточно высок, развивайтесь! Рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх