Ростовский Государственный Строительный Университет
студент
Смирнов Дмитрий Владимирович, РГСУ, Кафедра экономической теории и предпринимательства, ассистент
УДК 330
Реализуемая в России программа Минэкономразвития РФ по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства включает в себя достаточно обширный перечень мероприятий и направлений деятельности для развития тех субъектов, которые заинтересованы в собственном бизнесе, во внедрении инновационной продукции, в развитии объектов экономики и инфраструктуры. Известны различного рода федеральные программы, направленные на повышение финансовой устойчивости малого бизнеса различных отраслей, финансовой поддержки, реализуемой через ОАО “Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства”, комплекс мер Минобрнауки России по поддержке малого и среднего предпринимательства в научной и образовательных сферах (программы “УМНИК”, “СТАРТ”, “Развитие”, а также программы по развитию международного сотрудничества). [2]
Участие в любой серьезной программе предусматривает реализацию определенных проектов субъектами малого и среднего бизнеса, обеспеченных инвестициями. Требуется среда, которая может создать комфортные условия для реализации инвестиционных проектов.
Государственная политика для создания таких условий предусматривает ряд мер:
1) оптимизация нормативно-правовых основ государственного регулирования малого предпринимательства;
2) совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства;
3) развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;
4) совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства;
5) совершенствование информационной поддержки;
6) укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства;
7) активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям;
8) совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства. [1]
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства основана на ключевых принципах: приоритетности, комплексности, прозрачности, избирательности (селективности), программно-целевой ориентации. Характеристика принципов приведена в таблице 1. [4]
Таблица 1 - Характеристика принципов формирования и исполнения государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства
Принципы |
|
Принцип приоритетности |
Подразумевает первоочередность программ поддержки малого предпринимательства в связи с трудностью существования полноценной конкуренции малого бизнеса с крупными фирмами без видимой той или иной формы государственной поддержки |
Принцип комплексности |
Предусматривает обеспечение для малых предприятий возможность получения государственной поддержки одновременно в сколь угодном количестве форм, если те предусмотрены законодательством |
Принцип прозрачности |
Означает осуществление государственной поддержки на вполне определенных, закрепленных в правовых документах условиях, где конкретно прописаны объект поддержки и обязательства государственного органа, реализующего направление поддержки, и малого предприятия, в адрес которого эта поддержка направлена |
Принцип избирательности (селективности) |
Подразумевает применение селективного подхода при осуществлении мер поддержки с акцентом на социальном (предпринимательство с созданием большого числа рабочих мест, предпринимательство определенных групп лиц, развитие которых имеет особое значение для государства, предпринимательство в сфере социально значимых услуг и т.д.) и функциональном (целевая поддержка предпринимателей из категории Start-up, производств инновационного и высокотехнологичного продукта) направлениях |
Принцип программно – целевой ориентации |
Подразумевает целенаправленность и комплексность действий по решению поставленных задач государственной поддержки |
Анализ практической работы в области государственной поддержки малого предпринимательства позволяет сделать вывод, что такая поддержка не должна строиться только на федеральных программах, планах министерств и ведомств, необходимо активное участие самих субъектов малого и среднего бизнеса, вовлечение их в систему реализации программ развития, финансируемых из разных источников.
Активное участие субъектов малого и среднего предпринимательства в федеральных программах возможно посредством инфраструктуры, так как она помогает при взаимоотношении с государственными структурами.
В настоящее время в деятельности органов инфраструктуры государственной поддержки малого бизнеса в регионах можно выделить ряд недостатков:
1) слабая координация деятельности организаций по поддержке малого предпринимательства, дублирование ими одних и тех же функций;
2) неэффективная система информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о существующих мерах государственной финансовой поддержки, отсутствие во многих информационного портала малого и среднего бизнеса, общедоступных каналов обеспечения организаций и индивидуальных предпринимавшей необходимыми информационными ресурсами;
3) незначительный охват малых и средних предприятий услугами государственной поддержки ввиду ограничения источников финансирования;
4) сложность процедуры оформления конкурсных заявок на получение финансовой помощи для субъектов малого бизнеса;
5) неразвитая система контроля функционирования фондов поддержки развития малого бизнеса и других аналогичных организаций на региональных уровнях, приводящая к нецелевому использованию средств, выделяемых на поддержку малого и среднего предпринимательства;
6) отсутствие адекватной системы оценки эффективности мер государственной поддержки малого предпринимательства;
7) недостаточно активная позиция субъектов малого и среднего бизнеса в участии государственных программ и реализации их на основе разработанных и утвержденных проектов.
Необходимо учитывать важность роста инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых субъектами малого и среднего бизнеса. Инвестиционную привлекательность предприятия можно рассматривать не только с точки зрения инвестора или органов государственной власти, оказывающих поддержу проектов за счет бюджетных средств, но и с точки зрения реципиента инвестиций. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия является одним из ключевых моментов в процессе инвестирования. [6]
В данной связи можно отметить преимущества развития проектного финансирования в сфере малого бизнеса. Отличительными характеристиками такого финансирования являются вовлечение большого количества участников в проектное финансирование: проектных компаний из числа субъектов малого предпринимательства (соискатель проектного финансирования; лизинговые компании; венчурные фонды; крупные предприятия, финансирующие на возвратной основе проекты малого бизнеса в целях получения дополнительных экономических выгод к своей основной деятельности; поставщики ресурсов и оборудования, необходимых для технического обеспечения проектов; потребители конечного продукта проекта; сторонние консультанты; институты, осуществляющие контроль за деятельностью субъектов малого бизнеса в процессе реализации ими инвестиционных проектов; и др.). [7]
Большое количество участников инвестиционного проекта влечет за собой повышенный уровень риска проектного финансирования, т.к. какие-либо субъекты могут не выполнить свои обязательства, ухудшается взаимосвязь между ними. Повышенный уровень риска проектного финансирования требует дальнейшей разработки нового направления анализа “проектный анализ”, а также расширение методического инструментария анализа и оценки всех производимых работ и получаемых продуктов от реализации проектного финансирования. Немало важным элементом является налоговая составляющая деятельности субъектов малого бизнеса, особенно в связи с изменениями в налоговом законодательстве на 2013 г. Льготы по налогообложению и специальные налоговые режимы повышают коммерческую эффективность инвестиционного проекта.
Введенный в июне 2012 г. Федеральный закон № 94-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ” провозгласил новый специальный налоговый режим в дополнение к существующему перечню специальных налоговых режимов, который получил название “патентная система налогообложения”. [2] В 2013 г. патентная система налогообложения заменит упрощенную систему налогообложениядля индивидуальных предпринимателей на основе патента. Переход на патентную систему является добровольным. Этот налоговый режим легко совмещается с другими режимами налогообложения. Так, применяя общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения (или системы налогообложения ЕСХН, в ЕНВД) по одним видам деятельности, индивидуальный предприниматель вправе применять патентную систему налогообложения по другим видам предпринимательской деятельности.
Налоговой базой для исчисления по патентной системе налогообложения является потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход, размеры которого установлены законодательством. Минимальный размер годового дохода не может быть меньше 100 тыс. руб., а максимальный не должен превышать 1 млн. руб. Правда, по отдельным видам предпринимательской деятельности (техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования, оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров, медицинская и фармацевтическая деятельность, обрядовые и ритуальные услуги) может быть увеличен годовой доход, но не более чем в 3 раза. Эти и другие ограничения не могут серьезно повлиять на преимущества патентной системы налогообложения, позволяющей достаточно свободно принимать решения в отношении участия собственника бизнеса в проектном финансировании. Определенная заблаговременно сумма налоговых платежей облегчает процесс вовлечения свободных ресурсов в реализацию проектного финансирования наряду с целевыми финансовыми ресурсами, представленными малому бизнесу участниками системы проектного финансирования.
Принятие решения по конкретному проекту представляет собой сложный поэтапный процесс, включающий в себя проведение предварительных исследований, получение и анализ информации, имеющей определенную важность для того или иного проекта. Оценка экономической эффективности проекта - завершающий наиболее важный этап этого процесса.
Объективная оценка эффективности проектного финансирования невозможна без применения специальных методов оценки. Разработка подобных методов неразрывно связана с различными определениями самого понятия “эффективность”.
В отечественной и зарубежной литературе последних десятилетий этой категории посвящено множество научных трудов и исследований. С точки зрения наиболее общего подхода трактовка понятия определена этимологией слов “эффект” и “эффективность”. Эффект - отражение результата деятельности, т. е. того состояния, к которому стремится экономический объект. Эффективность - соотношение результата (эффекта) и затрат, обусловливающих этот результат. [5] Отсутствие в научной литературе единых подходов к понятию “эффективность” не мешает определить результативность проектного финансирования и считать его эффективным при простом условии, когда стоимость произведенных товаров и оказанных услуг будет больше, чемстоимость средств, израсходованных на их производство в соответствии с проектом. Определение результативности требует выделения двух понятий: результата и затрат. Можно выделитьряд подходов к объяснению содержания этих понятий.
Результат, полученный в процессе осуществления проектного финансирования может быть выражен в виде:
1) увеличение дохода или прибыли предприятия;
2) снижение текущих расходов по производству продукции или оказанию услуг;
3) понижение энергоемкости и ресурсоемкости продукции;
4) увеличение количества занятых работников на конкретном предприятии;
5) уменьшение уровня загрязненности окружающей среды и другие показатели.
Затраты на осуществление проектного фиксирования (первоначальные, текущие и ликвидационные):
1) ресурсы, необходимые для проведения технико-экономических исследований инвестиционных возможностей;
2) вложения для разработки технико-экономического обоснования или бизнес-плана реализации инвестиционного проекта;
3) расходы на производство строительно-монтажных работ;
4) расходы на приобретение и монтаж оборудования;
5) расходы на прирост оборотного капитала и пр.
Сложившаяся к настоящему времени классификация эффективности проектного финансирования позволяет выделять два основных ее вида: эффективность проекта в целом и эффективность участия в проекте (рисунок 1).
Рисунок 1 – Виды эффективности проектного финансирования.
Проблема использования в оценке эффективности проектного финансирования малого и среднего бизнеса надежных методов оценки проектов, методического инструментария анализа, позволяющего получать необходимую информацию для мониторинга работ по проектам, может быть разрешена наукой и практикой при условии наличия региональных механизмов реализации программ на основе проектного финансирования и их научного обоснования.
Рецензии:
7.02.2014, 17:42 Гайдученко Юрий Сергеевич
Рецензия: В статье отсутствует обоснование актуальности проводимого исследования, нет цели и задач исследования, сформулированных автором, непонятны результаты собственных исследований и отсутствуют выводы, сделанные автором по результатам собственных исследований по поднятой теме. Статья нуждается в доработке, после которой может быть опубликована в электронном журнале.
8.02.2014, 1:04 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати.
8.02.2014, 1:34 Катков Юрий Николаевич
Рецензия: Тема статьи действительно актуальна. Из ключевых слов необходимо удалить слово «поддержка». В шапке таблицы 1, вторую колонку нужно назвать, например «Характеристика». И еще, в этой таблице можно было бы сделать сравнительную характеристику принципов сложившихся в России, с зарубежными принципами в области поддержки малого и среднего предпринимательства, может быть и статья от этого поменяла бы свое научное направление. После таблицы Вы пишите, «…анализ практической работы в области государственной поддержки…позволяет сделать вывод». А какой анализ? В Вашей статье его нет. Поэтому укажите, на какие аналитические материалы Вы опираетесь. В статье Вы обозначили проблему, о сложности подбора, специальных методов оценки эффективности проектного финансирования. Однако Вы сразу уходите от этой проблемы, пишите про эффективность, так и не предложив ни одного метода. В итоге конечный вывод и сама статья теряет смысл. Если Вы ставите проблему, то должны ее решить, пусть и на тезисном уровне. Статья достойно написана, в ней просматривается стиль автора, но нет логической законченности. Рекомендуется к публикации после исправления замечаний.
13.02.2014, 12:18 Бухтиярова Татьяна Ивановна
Рецензия: Актуальность темы определяется необходимостью государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства, именно поэтому автор приводит перечень мер государственной политики финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Характеризуя принципы формирования и реализации государственной политики, автор выделяет принципы: приоритетности, комплексности, прозрачности, избирательности, программно-целевой ориентации.
Автором не определена область исследования,она представлена в виде практической работы в области "государственной поддержки".
Автор, рассматривая субъекты институциональной экономики, ограничивает последние субъектами малого и среднего предпринимательства и государственными структурами, исключая институты общества.
Автор не приводит перечень мероприятий по нейтрализации выделенных недостатков в деятельности органов инфраструктуры государственной поддержки.
Проблема проектного финансирования автором рассмотрена достаточно полно, но требует уточнения вопрос каждого вида эффективности с позиции методики расчета показателей.
Статья рекомендации к печати после исправления замечаний
28.02.2014, 12:10 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Согласна с мнением предыдущих рецензентов. Статья требует логического заключения. После доработки может быть рекомендована к печати
15.03.2014, 21:53 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендована к печати
15.03.2014, 21:54 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендована к печати
15.03.2014, 22:00 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: Рекомендуется к печати
1.04.2014, 20:21 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Для студента уровень достаточно высок, развивайтесь! Рекомендуется к печати
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий