Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Методика преподавания
Размещена 15.02.2014. Последняя правка: 19.02.2014.
Просмотров - 7402

О ВАЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Шкварюк Алена Александровна

бакалавр лингвистики

ПГЛУ г. Пятигорск, магистрант кафедры ТиМ ОМК, учитель английского языка МБОУ СОШ № 28 г. Пятигорск

учитель английского языка МБОУ СОШ № 28 г. Пятигорск

Красножонова Екатерина Сергеевна, Пятигорский Государственный Лингвистический Университет, доцент кафедры теории и методики обучения межкультурной коммуникации


Аннотация:
В данной статье рассматривается важность и возможности использования интерактивных методов при обучению иностранному языку в условиях современных требований.


Abstract:
The article is devoted to the importance and opportunities of using ineractive technologies in English language teaching according to modern requirements.


Ключевые слова:
методика преподавания иностранных языков, интерактивные методы

Keywords:
interactive technologies, methodology of teaching


УДК 37

Технологии преподавания иностранного языка находятся в постоянном развитии. Информационная цивилизация диктует новые стандарты, знания устаревают достаточно быстро. Для формирования успешной языковой личности необходимы новые подходы к обучению.

Как отмечает Г.Л. Салтовская в своей статье: «Теоретические основы новых технологий обучения иностранным языкам», главной целью современной лингводидактики является формирование языковой личности нового типа. Это такая личность, которая способна и готова осуществлять межкультурное общение в разных формах речемыслительной и социокультурной деятельности в условиях активного социального взаимодействия с представителями других культур. [4, с.195]

Для формирования такой личности преподаватель должен организовать обучение таким образом, чтобы учащиеся были нацелены на самостоятельный поиск знаний, непрерывное желание находить и постигать новое.  Как известно, современное образование это не просто обучение, а становление личности. Личности со сформированными компетенциями, а не просто обученной. Личности, способной мыслить критически, давать свою оценку событиям, происходящим в мире. То, что мы даем нашим учащимся должно быть им необходимо и полезно. Им не интересно заниматься тем, что, как им кажется, в жизни никогда не пригодится. Они хотят действовать здесь и сейчас, а не работать на дальнюю перспективу. Помимо этого крайне важно умение учащихся взаимодействовать не только с учителем, но и между собой во время учебных занятий. Благодаря совместной работе процесс обучения превращается не просто в диалог между учителем и учеником, а в комплексную, системную работу, которая так необходима человеку, вступающему в жизнь в современном мире, который нуждается в конкурентоспособных людях, умеющих решать разносторонние задачи. Именно в этой связи, применение интерактивных методов является не просто полезным, а необходимым.

В своей статье «Интерактивные технологи обучения» К.Э. Казарьянц и Е. Кочарова подчеркивают, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, входе которого осуществляется взаимодействие не только учителя и ученика, но и учеников между собой. Существует ряд особенностей, которыми обладают интерактивные технологии обучения, которые позволяют достаточно эффективно использовать их в процессе обучения: организация процесса приобретения нового опыта и обмен имеющимся; возможность максимального использования личностного опыта каждого ученика; использование социального моделирования (проигрывание жизненных ситуаций). [1, с.153-154]

В.О. Никишина в своей статье «Интерактивные методы обучения иностранному языку» отмечает, что на любой ступени обучения иностранному языку одинаково важными являются как овладение обучаемыми системой языковых и речевых норм изучаемого языка, так и развитие у них способности к использованию полученных знаний, сформированных умений и навыков для передачи соответствующей информации, выражения своих мыслей в различных речевых ситуациях.

Интерактивный характер обучения позволяет учащимся взаимодействовать между собой, вовлекая в этот процесс и преподавателя, выступающего в роли организатора процесса обучения. Стратегия эта носит название «Student-centered approach», правильное применение которой дает возможность достичь усвоения учебного материала на 50-90%, в зависимости от использованных интерактивных методов. [3, с.3]

В своей статье «Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе» Е.С. Красножонова говорит о преимуществах использования интерактивных методов обучения, а именно об использовании интерактивной доски для обучения различным видам  языковой деятельности.

Так, при обучении грамматике, можно использовать цветные карандаши, которые помогают выделить главное и привлечь к нему внимание (например, при дифференциации глагольных форм, при указании места вспомогательного глагола и т.д.).

При обучении лексическим навыкам широкие возможности дают инструмент Dice Image (изображение-слово), функция Clone, которые помогают организовать речевую ситуацию и обыграть ее в процессе обучения.

При обучении аудированию интерактивная доска может быть полезна возможностью использования Flash-анимации с озвученным текстом и многими другими инструментами. [2, с. 31]

Используя интерактивные методы в процессе преподавания иностранного языка можно достаточно быстро заметить их результативность. Так, например, крайне эффективным является использование метода ассоциограммы для запоминания достаточно больших объемов информации. Взаимодействуя друг с другом, учащиеся изображают на бумаге все свои ассоциации (опорные слова, иллюстрации) связанные с определенной темой. Затем, используя данные карты, учащимся становится достаточно легко строить содержательные высказывания по определенной тематике.

При использовании деловых игр в процессе изучения иностранного языка значительно увеличивается качество овладения навыками устной речи. Благодаря использованию деловой игры, появляется возможность проиграть типичные речевые ситуации не покидая классной комнаты. Так, например, распределив между учащимися роли, можно разыграть диалоги, происходящие в гостинице, аэропорте, банке, магазине и т.д. Учащихся увлекает работа такого вида т.к. они понимают, что использование данных диалогов реально применимо в жизни.

Использование другого метода — «двух частный дневник» — предполагает в процессе чтения текста записывать в тетради в разделе «отрывок» слова (фразы, предложения), которые вызывают у учащихся различные ассоциации, эмоции, а в другом разделе — «реакции» — фиксировать свои мысли и чувства в свя­зи с прочитанной частью текста. Затем проводится обсуждение результатов работы. Система занятий в рамках каждого метода преподавания включает три выше названные стадии усвоения и закрепления материала: вызов, осмысление, рефлексия. [3, c.5]

В условиях требований нового ФГОС  преподавание иностранного языка в школе должно перейти на принципиально новую ступень. Необходимы новые разработки для формирования языковой личности нового типа. Для достижения этих целей процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы ребенок стал субъектом образовательного процесса, человеком, готовым учиться всю жизнь. Именно поэтому современный урок английского должен быть построен совершенно по-новому. В этой связи использование интерактивных методов в процессе преподавания несет неоспоримое преимущество, как для учащихся, так и для преподавателей.

Библиографический список:

1. Казарьянц К.Э., Кочарова Е. Интерактивные технологии обучения // Материалы всероссийской конференции: Молодая наука Ч. 14. Пятигорск, 2009. С.153-154.
2. Красножонова Е. С. Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе // Иностранные языки в школе № 9, 2011. С.28-32.
3. Никишина В.О. Интерактивные методы обучения иностранному языкуURL:http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2012/II/uch_2012_II_00022.pdf C.1-5
4. Салтовская Г.Н. Теоретические основы новых технологий обучения иностранным языкам // Материалы международного научно-методического симпозиума: Лемпертовские чтения VIII. Пятигорск, 2006. С.192-197.




Рецензии:

15.02.2014, 19:46 Якунчева Марина геннадьевна
Рецензия: Статья посвящена одной из актуальных проблем современной методической науки реализации на уроках интерактивных методов обучения. Примечательно, что к данной проблеме обратился учитель-практик, который одновременно обучается в магистратуре. В данной связи хочется порекомендовать автору следующее: 1) Более четче обосновать актуальность включения интерактивных методов обучения в практику преподавания иностранных языков; 2) Представленные в статье публикации подвергнуть методическому анализу, сделать вывод о педагогических возможностях использования интерактивных методов на работы; 3) во второй части статьи, представленные Вами методические приемы систематизировать и желательно некоторые из них описать более подробно. После внесения некоторых изменений статья может быть рекомендована к публикации. 3) 3)

16.02.2014, 19:23 Ланин Борис Александрович
Рецензия: Рецензия г-жи М.Г. Якунчевой очень дельная. Я присоединяюсь. Нужно внести кое-какие предложенные изменения, после чего можно публиковать

16.02.2014, 21:22 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Обучение иностранному языку направлено на изучение иностранного языка как средства международного общения посредством формирования и развития базовых коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Проблемы коммуникативной компетенции рассматриваются в трудах таких лингвистов и методистов как: Е.А. Быстровой, И.А.Зимней, Д.И. Изаренкова, В.Г. Костомарова, О.Д. Митрофановой, Н.М. Шанского, Верещагин.Е.М.,Маслова.В.А. и других. И на такой методологической основе необходимо чтоб автор указал какую именно компетентость от желает развить:социолингвистическуую,лингвистическую,дискурсивную,социокултурную,социальную.И на такой базе сделать и свое планирование по поводу изпользования интерактивных стратегий обучения. В педагогической литературе часто можно встретить две категории: «Интерактивные методы» и «методы интерактивного обучения»? Нужно в ходе ретроспекций указать на их типовой индикатор,...а не только упоменать об возможностях операционального использования. Я думаю что у подобной тематики есть большой информационный ресурс, который не был использован оптимально.

19.02.2014, 13:30 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Практически по каждому абзацу сноска, где выводы автора? "современное образование это не обучение, а становление личности" Как это??? А математика? Не рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

15.02.2014, 17:43 Клинков Георгий Тодоров
Отзыв: Обучение иностранному языку направлено на изучение иностранного языка как средства международного общения посредством формирования и развития базовых коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Проблемы коммуникативной компетенции рассматриваются в трудах таких лингвистов и методистов как: Е.А. Быстровой, И.А.Зимней, Д.И. Изаренкова, В.Г. Костомарова, О.Д. Митрофановой, Н.М. Шанского, Верещагин.Е.М.,Маслова.В.А. и других. И на такой методологической основе необходимо чтоб автор указал какую именно компетентость от желает развить:социолингвистическуую,лингвистическую,дискурсивную,социокултурную,социальную.И на такой базе сделать и свое планирование по поводу изпользования интерактивных стратегий обучения. В педагогической литературе часто можно встретить две категории: «Интерактивные методы» и «методы интерактивного обучения»? Нужно в ходе ретроспекций указать на их типовой индикатор,...а не только упоменать об возможностях операционального использования. Я думаю что у подобной тематики есть большой информационный ресурс, который не был использован оптимально.


Оставить комментарий


 
 

Вверх