ССЭИ РЭУ им. Плеханова
студент
Научный руководитель: Сивчикова Татьяна Юрьевна, ФГБОУ ВПО ССЭИ РЭУ им. Плеханова, кафедра общей экономической теории, к.э.н., доцент
УДК 331
Молодежь. Она всегда была опорой общества, но, несмотря на это, данная группа является одной из незащищенных и уязвимых, так как именно на этот возраст приходятся социальные и демографические проблемы: завершение общего образования, вступление в брак, рождение детей, покупка жилья, выбор и получение профессии и, конечно же, поиск работы.
Актуальность темы связана с тем, что в современной России на молодежном рынке труда сложилась ситуация, при которой молодые люди по той или иной причине не могут трудоустроиться. Процесс социализации современных молодых людей в возрасте до 29 лет является сложным и противоречивым. Необходимость производить анализ положения данной группы на рынке труда Саратовской области объясняется двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодежь образует около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они стратегически важный и инновационный ресурс страны. Проблема трудоустройства молодых людей является одной из острейших проблем в сфере труда. Сегодня можно оценить, как никогда, её масштабы и спрогнозировать динамику, а также найти пути оказания эффективной помощи молодежи.
Всё вышеперечисленное позволяет признать сферу занятости молодежи приоритетной частью социально-экономической политики Саратовской области.
Классификация молодёжи по возрасту:
В 2012 году рынок труда Саратовской области находился под влиянием позитивной динамики большинства социально-экономических показателей: увеличился выпуск продукции и объем услуг базовых отраслей, возросли инвестиции в основной капитал, повысилась средняя заработная плата работников. Уменьшение обращений молодежи в органы службы занятости прослеживается на протяжении трех лет. Наименьшая доля безработной молодежи по г. Саратову зарегистрирована в 2012 году - 26,9 % от числа обратившейся молодежи, 31,5% - в 2011 году, что ниже показателя 2010 г. - 39,5%. В общем составе безработной молодежи за последние три года преобладает группа молодых людей в возрасте 25-29 лет, доля их составила 52,6% в 2012 г., 55,3% в 2011 г., 51,2% в 2010 г. Отсюда следует, что возраст безработной молодежи растет. [2]
Табл 1
Состав безработных молодых людей по возрасту на конец периода
Состав молодежи по возрасту на конец года, чел, % |
|
|
|
15-17 |
3-0,2% |
1-0,1% |
1-0,1% |
18-24 |
654-48,6% |
508-44,6% |
373-47,3% |
24-29 |
688-51,2% |
630-55,3% |
415-52,6% |
Итого |
1345-100% |
1139-100% |
789-100% |
Также среди молодежи была зафиксирована наименьшая средняя продолжительность безработицы 4,2 мес., в то время как по всем категориям безработных она составляет 5.3 мес. [2]
Табл.2
Продолжительность молодежной безработицы
Продолжительность безработицы, мес. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
до 1 мес. |
228-17% |
224-20% |
127-16% |
1-4 мес. |
573-43% |
530-47% |
372-47% |
4-8 мес. |
306-23% |
243-21% |
178-23% |
8-12 мес. |
200-14% |
117-10% |
81-10% |
более 12 мес. |
38-3% |
25-2% |
31-4% |
Итого |
1345-100% |
1139-100% |
789-100% |
Сталкиваясь со всеми этими трудностями, у молодых людей снижается желание искать работу, теряются профессиональные навыки, появляется ощущение невостребованности в жизни. Среди эмоциональных последствий безработицы – депрессии и самоубийства. Все это ведет не только к низкой эффективности труда молодых специалистов, но и негативным образом сказывается на структуре экономики, на развитии общества в целом. [1]
В сложившейся ситуации от государства и общества требуется создание федеральных и региональных программ, которые не только предоставляют молодежи те или иные гарантии занятости, но и оказывают помощь в адаптации к специфике современной экономической ситуации. В соответствии с приоритетами Стратегии государственной молодежной политики, разработанной на период до 2016 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 18.12.06 N 1760-р), служба занятости решает задачи адаптации молодежи к условиям современного рынка труда. В целях обеспечения мер по содействию занятости молодежи реализуется областная целевая программа «Содействие занятости населения Саратовской области» на 2012 – 2014 г., которая способствует повышению эффективности использования рабочей силы. В 2012 году в Саратовской области центрами занятости населения организовано и проведено 372 ярмарки вакансий, в которых приняли участие представители 2 882 предприятий и 242 учебных заведений, 30 776 соискателей вакансий. Представлено 28 400 вакансий. В 2012 году проведено 90 ярмарок для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе 68 ярмарок – для молодежи и выпускников учебных заведений (приняло участие 5 600 чел.) и 45 ярмарок – для несовершеннолетних граждан (2 600 чел.). Правительство Саратовской области, Федерация профсоюзных организаций Саратовской области, Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее региональное трехстороннее соглашение на 2013 - 2015 годы, регулирующее социально-трудовые отношения и устанавливающее общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений в Саратовской области. [4]
Возможно, для того, чтобы решить проблему занятости молодежи стоит создать условия для развития программы подготовки молодых предпринимателей, а также их успешного появления на рынке. Также на базе каждого вуза могут быть созданы кадровые службы, которые помогали бы выпускникам трудоустроиться (распределение выпускников на предприятия, проведение курсов повышения квалификации или дополнительного образования и т. п.). Еще одним из альтернативных вариантов борьбы с безработицей является создание системы условий, при которых работодателю стало бы выгодно принимать на работу выпускников (например, система налоговых льгот).
В данной работе была сделана попытка рассмотреть проблемы молодежного рынка труда Саратовской области. Можно сделать вывод, что молодежь наиболее уязвимая категория граждан. Вопросы контролирования и решения молодежной безработицы являются вопросами государственной и региональной политики. Эта политика должна носить долговременный характер, а программы должны быть направлены на снижение напряженности на рынке труда.
Рецензии:
26.02.2014, 13:14 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: 1. Просмотреть стиль: моей темы, мне хотелось бы, я попыталась?
2. "молодежь наиболее уязвимая категория граждан, вопросы контролирования и решения которых..." Кого контролируют?
В предпоследнем абзаце автор указывает все мероприятия "разработанной на период до 2016 г.", а что сам автор предлагает? Доработать.