Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №7 (март) 2014
Разделы: Экономика
Размещена 04.03.2014. Последняя правка: 04.03.2014.
Просмотров - 3210

Потери бюджета как фактор ослабления безопасности страны

Лорсанова Хеда Адамовна

СтГАУ

студент

Научный руководитель: Глотова Ирина Ивановна, Ставропольский государственный аграрный университет, кафедра финансы, кредит и страховое дело, доцент, кандидат экономических наук


Аннотация:
В статье рассмотрена проблема коррупции в современной России, анализируется структура расходов федерального бюджета на 2013-2015 гг. Предлагаются дополнительные статьи, за счет которых возможно существенное пополнение федерального бюджета.


Abstract:
In the article the problem of corruption in modern Russia, analyzes the structure of the federal budget for 2013-2015. Offered additional articles by which it is possible substantial replenishment of the federal budget.


Ключевые слова:
коррупция, бюджет, расходы бюджета, потери бюджета

Keywords:
corruption, budget, budget expenditures, budget losses


УДК 33

Потери бюджетов в Российской Федерации происходят по многим причинам, но основной причиной, на взгляд авторов, является коррупция.

Согласно российскому законодательству, коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление лицами [5].

Таким образом, необходимо уделить внимание решению проблем в области бюджетной политики и расширить функции бюджета с помощью фискальной политики до стимулирующей и перераспределительной.

Именно об этом свидетельствует реальное сокращение расходов федерального бюджета с учетом официально заложенной инфляции (за 2013-2015 гг. сокращение расходов по линии ЖКХ планируется на 43,8 %; на здравоохранение - на 43,2 %, на образование-на 21,7%, на национальную экономику - на 17,9 %; на спорт - на 52 %) [3].

Таблица 1- Структура расходов федерального бюджета на 2013-2015 гг., % к ВВП

 Статьи расходов

 2013

 2014

 2015

Изменение за 2011-2015 гг., %

ВВП, млрд.  руб.

66515

73993

82937

-

Расходы, всего

17,46

15,81

14,62

-27,00

Общегосударственные вопросы

1,24

1,07

0,99

-31,58

Национальная оборона

1,51

1,39

1,29

-53,68

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2,39

2,24

2,01

-12,83

Национальная экономика

2,54

2,25

2,00

-39,01

ЖКХ

0,21

0,18

0,12

-76,16

Охрана окружающей среды

0,04

0,04

0,03

-1,13

Образование

0,91

0,74

0,69

-31,89

Культура

0,14

0,12

0,11

-26,02

Здравоохранение

0,74

0,60

0,44

-52,43

Социальная политика

5,96

5,56

5,50

-4,08

Физическая культура и спорт

0,08

0,04

0,04

-51,07

СМИ

0,11

0,09

0,06

-45,37

Обслуживание государственного и муниципального долга

0,64

0,65

0,62

28,70

Межбюджетные трансферты

0,95

0,85

0,73

-39,05

 
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что в ближайшие 3 года под непрекращающиеся разговоры о модернизации и инновациях доля расходов на экономику сократится с 2,54 до 2 % ВВП, на образование - с 0,91 до 0,69 %, у на здравоохранение - с 0,74 до 0,44 %, на ЖКХ – с 0,21 до 0,12 %, а на социальную политику - с 5,96- до 5,5 % ВВП [4].

«Бюджетное правило» предполагает, что все дополнительные доходы федерального бюджета от превышения средней цены на нефть за 5 предыдущих лет не будут тратиться на финансирование экономики и повышение уровня жизни нищих пенсионеров, врачей и учителей, а будут направляться в Резервный фонд.

После того как размер фонда достигнет 7% ВВП, половина нефтяных сверхдоходов будет направляться в Фонд национального благосостояния.

На сегодняшний день существует возможность радикально, в 2-2,5 раза, увеличить бюджетное финансирование стратегически значимых направлений государственной социально-экономической политики, связанных с развитием научно-технического, производственного и инфраструктурного потенциалов экономики.

По оценкам Счетной палаты РФ, только в 2011 г. объем задолженности субъектов экономики по уплате налогов в федеральный бюджет превысили 1,1 трлн. руб., или 10,4% доходной части бюджета [2].

Спекулятивное прокручивание временно свободных бюджетных средств бюджетополучателями в финансовой системе фактически «уводит» из казны несколько сотен миллиардов рублей. Речь идет об инструменте получения прибылей за счет нецелевого использования бюджетных средств, который заключается в размещении временно свободных средств бюджетополучателей на депозитах. По данным аудиторской проверки Счетной палаты РФ, только в 2011 г. объем временно свободных средств бюджетополучателей вырос в 4 раза и достиг отметки в 2 трлн., из которых 160 млрд., так и не были возвращены в бюджет в определенные законодательством сроки. Ежегодные потери федерального бюджета от нецелевого использования бюджетных средств и упущенных доходов достигают 200-250 млрд. руб.

Необходимо навести порядок в силовых структурах и прекратить хищения и злоупотребления, связанные с государственным оборонным заказом.

Счетная палата РФ отчитывается об откровенно провальных результатах управления золотовалютными резервами - ежегодные чистые потери России от обесценения валютных резервов варьируются в диапазоне 200-400 млрд. руб. Необходимо обязать Банк России отдавать в бюджет России 100 % (вместо 75% на настоящий момент) всей получаемой им прибыли, с тем чтобы лишить его стимулов зарабатывать на спекулятивных играх и завышении процентных ставок.
Для наполнения бюджета страны необходимо:
1) в кратчайшие сроки радикально повысить собираемость налогов. За счет повышения собираемости налогов хотя бы до уровня стран Восточной Европы российский бюджет получит порядка 1,2-1,5 трлн. руб. Это превышает суммарные расходы правительства на науку, образование, медицину, спорт, культуру, охрану окружающей среды и находящееся в аварийном состоянии ЖКХ;
2) повысить налогообложение сырьевых компаний, не связанных с добычей нефти. Российские металлурги, производители цветных и драгоценных металлов, производители минеральных удобрений, лесные компании наряду с нефтегазовыми гигантами изымают природно-сырьевую ренту и извлекают сверхприбыли;
3) ввести дифференцированную шкалу налогообложения доходов физических лиц, освободив граждан с доходами менее 15 тыс. руб., от уплаты НДФЛ и повысить верхнюю планку для населения с доходами свыше 1 млн. руб., до 35—45%. Нужно провести дифференциацию ставки социальных платежей, которая для 70 % бедного населения с доходами менее 20тыс. руб. в месяц превышает 30%, а для 10% наиболее богатых реальная ставка не дотягивает и до 10%. Это позволит получить дополнительно порядка 1,5-2 трлн. руб., что позволит целиком и полностью закрыть дефицит Пенсионного фонда РФ на ближайшие года, снизить «градус» социального протеста и вывести из нищеты 85 млн. российских граждан.

Отдельно стоит остановиться на нашем так называемом «национальном достоянии». Впору говорить о необходимости существенного повышения налогообложения Газпрома, который фактически превратился во внутренний карман и «черную кассу» российских чиновников и своих руководителей. В расчете на единицу нефтяного эквивалента платежи Газпрома в бюджет по экспортной пошлине в 2,1раза ниже, чем у нефтяных компаний, а по НДПИ -в 2,3 раза. Это позволит изыскать дополнительно свыше 550 млрд. руб., что позволит удвоить расходы на науку и образование.
Введение монополии государства на производство, импорт, экспорт и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции позволит получить дополнительно порядка 550-700 млрд. руб. в федеральный бюджет. При объеме этого рынка в 1,2 трлн. руб. можно также дополнительно получить порядка триллиона рублей за счет ограничения теневого сегмента рынка, а также повышения и ужесточения контроля за сбором акцизов и экспортно-импортными пошлинами.
Для реализации этих инициатив, прежде всего, необходима поддержка со стороны законодательной и исполнительной власти.

Библиографический список:

1. Гончаренко Г. С. Понятие, сущность и виды коррупции современной России. URL: http://www.juristlib.ru
2. Жуковский В. С. Где потерялись триллионы российского бюджета. URL: http://www. nakanune.ru
3. Минфин опубликовал проект федерального бюджета на 2013-2015 гг. URL: http://www.kommersant.ru
4. МЭР предупреждает об экономической катастрофе. URL: http://www. dailysmi.ru
5. О противодействии коррупции: Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008. №273-Ф3. URL: http://www.rg.ru




Рецензии:

5.03.2014, 3:13 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати.

15.03.2014, 17:20 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

5.04.2014, 22:38 Искаков Азиз Ержанович
Отзыв: Представлен несколько однобокий подход. Нельзя преуменьшать долю влияния на изменения макроэкономических показателей страны внутрикорпоративное мошенничество в национальных холдингах и управляющих корпорациях. Лично я бы сделал акцент именно на этом, абстрагируясь от общегосударственных показателей. Рекомендую ознакомиться с несколько иной точкой зрения на данный вопрос, вкратце описанной Дмитрием Пучковым в передаче "Точка зрения" от 10.12.12 г. Интересные источники информации. Не могу высказаться ни за, ни против публикации этой статьи.


Оставить комментарий


 
 

Вверх