СтГАУ
студент
Научный руководитель: Глотова Ирина Ивановна, Ставропольский государственный аграрный университет, кафедра финансы, кредит и страховое дело, доцент, кандидат экономических наук
УДК 33
Потери бюджетов в Российской Федерации происходят по многим причинам, но основной причиной, на взгляд авторов, является коррупция.
Согласно российскому законодательству, коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление лицами [5].
Таким образом, необходимо уделить внимание решению проблем в области бюджетной политики и расширить функции бюджета с помощью фискальной политики до стимулирующей и перераспределительной.
Именно об этом свидетельствует реальное сокращение расходов федерального бюджета с учетом официально заложенной инфляции (за 2013-2015 гг. сокращение расходов по линии ЖКХ планируется на 43,8 %; на здравоохранение - на 43,2 %, на образование-на 21,7%, на национальную экономику - на 17,9 %; на спорт - на 52 %) [3].
Таблица 1- Структура расходов федерального бюджета на 2013-2015 гг., % к ВВП
Статьи расходов |
2013 |
2014 |
2015 |
Изменение за 2011-2015 гг., % |
ВВП, млрд. руб. |
66515 |
73993 |
82937 |
- |
Расходы, всего |
17,46 |
15,81 |
14,62 |
-27,00 |
Общегосударственные вопросы |
1,24 |
1,07 |
0,99 |
-31,58 |
Национальная оборона |
1,51 |
1,39 |
1,29 |
-53,68 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2,39 |
2,24 |
2,01 |
-12,83 |
Национальная экономика |
2,54 |
2,25 |
2,00 |
-39,01 |
ЖКХ |
0,21 |
0,18 |
0,12 |
-76,16 |
Охрана окружающей среды |
0,04 |
0,04 |
0,03 |
-1,13 |
Образование |
0,91 |
0,74 |
0,69 |
-31,89 |
Культура |
0,14 |
0,12 |
0,11 |
-26,02 |
Здравоохранение |
0,74 |
0,60 |
0,44 |
-52,43 |
Социальная политика |
5,96 |
5,56 |
5,50 |
-4,08 |
Физическая культура и спорт |
0,08 |
0,04 |
0,04 |
-51,07 |
СМИ |
0,11 |
0,09 |
0,06 |
-45,37 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
0,64 |
0,65 |
0,62 |
28,70 |
Межбюджетные трансферты |
0,95 |
0,85 |
0,73 |
-39,05 |
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что в ближайшие 3 года под непрекращающиеся разговоры о модернизации и инновациях доля расходов на экономику сократится с 2,54 до 2 % ВВП, на образование - с 0,91 до 0,69 %, у на здравоохранение - с 0,74 до 0,44 %, на ЖКХ – с 0,21 до 0,12 %, а на социальную политику - с 5,96- до 5,5 % ВВП [4].
«Бюджетное правило» предполагает, что все дополнительные доходы федерального бюджета от превышения средней цены на нефть за 5 предыдущих лет не будут тратиться на финансирование экономики и повышение уровня жизни нищих пенсионеров, врачей и учителей, а будут направляться в Резервный фонд.
После того как размер фонда достигнет 7% ВВП, половина нефтяных сверхдоходов будет направляться в Фонд национального благосостояния.
На сегодняшний день существует возможность радикально, в 2-2,5 раза, увеличить бюджетное финансирование стратегически значимых направлений государственной социально-экономической политики, связанных с развитием научно-технического, производственного и инфраструктурного потенциалов экономики.
По оценкам Счетной палаты РФ, только в 2011 г. объем задолженности субъектов экономики по уплате налогов в федеральный бюджет превысили 1,1 трлн. руб., или 10,4% доходной части бюджета [2].
Спекулятивное прокручивание временно свободных бюджетных средств бюджетополучателями в финансовой системе фактически «уводит» из казны несколько сотен миллиардов рублей. Речь идет об инструменте получения прибылей за счет нецелевого использования бюджетных средств, который заключается в размещении временно свободных средств бюджетополучателей на депозитах. По данным аудиторской проверки Счетной палаты РФ, только в 2011 г. объем временно свободных средств бюджетополучателей вырос в 4 раза и достиг отметки в 2 трлн., из которых 160 млрд., так и не были возвращены в бюджет в определенные законодательством сроки. Ежегодные потери федерального бюджета от нецелевого использования бюджетных средств и упущенных доходов достигают 200-250 млрд. руб.
Необходимо навести порядок в силовых структурах и прекратить хищения и злоупотребления, связанные с государственным оборонным заказом.
Счетная палата РФ отчитывается об откровенно провальных результатах управления золотовалютными резервами - ежегодные чистые потери России от обесценения валютных резервов варьируются в диапазоне 200-400 млрд. руб. Необходимо обязать Банк России отдавать в бюджет России 100 % (вместо 75% на настоящий момент) всей получаемой им прибыли, с тем чтобы лишить его стимулов зарабатывать на спекулятивных играх и завышении процентных ставок.
Для наполнения бюджета страны необходимо:
1) в кратчайшие сроки радикально повысить собираемость налогов. За счет повышения собираемости налогов хотя бы до уровня стран Восточной Европы российский бюджет получит порядка 1,2-1,5 трлн. руб. Это превышает суммарные расходы правительства на науку, образование, медицину, спорт, культуру, охрану окружающей среды и находящееся в аварийном состоянии ЖКХ;
2) повысить налогообложение сырьевых компаний, не связанных с добычей нефти. Российские металлурги, производители цветных и драгоценных металлов, производители минеральных удобрений, лесные компании наряду с нефтегазовыми гигантами изымают природно-сырьевую ренту и извлекают сверхприбыли;
3) ввести дифференцированную шкалу налогообложения доходов физических лиц, освободив граждан с доходами менее 15 тыс. руб., от уплаты НДФЛ и повысить верхнюю планку для населения с доходами свыше 1 млн. руб., до 35—45%. Нужно провести дифференциацию ставки социальных платежей, которая для 70 % бедного населения с доходами менее 20тыс. руб. в месяц превышает 30%, а для 10% наиболее богатых реальная ставка не дотягивает и до 10%. Это позволит получить дополнительно порядка 1,5-2 трлн. руб., что позволит целиком и полностью закрыть дефицит Пенсионного фонда РФ на ближайшие года, снизить «градус» социального протеста и вывести из нищеты 85 млн. российских граждан.
Отдельно стоит остановиться на нашем так называемом «национальном достоянии». Впору говорить о необходимости существенного повышения налогообложения Газпрома, который фактически превратился во внутренний карман и «черную кассу» российских чиновников и своих руководителей. В расчете на единицу нефтяного эквивалента платежи Газпрома в бюджет по экспортной пошлине в 2,1раза ниже, чем у нефтяных компаний, а по НДПИ -в 2,3 раза. Это позволит изыскать дополнительно свыше 550 млрд. руб., что позволит удвоить расходы на науку и образование.
Введение монополии государства на производство, импорт, экспорт и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции позволит получить дополнительно порядка 550-700 млрд. руб. в федеральный бюджет. При объеме этого рынка в 1,2 трлн. руб. можно также дополнительно получить порядка триллиона рублей за счет ограничения теневого сегмента рынка, а также повышения и ужесточения контроля за сбором акцизов и экспортно-импортными пошлинами.
Для реализации этих инициатив, прежде всего, необходима поддержка со стороны законодательной и исполнительной власти.
Рецензии:
5.03.2014, 3:13 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати.
15.03.2014, 17:20 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Рекомендуется к печати
Комментарии пользователей:
5.04.2014, 22:38 Искаков Азиз Ержанович Отзыв: Представлен несколько однобокий подход. Нельзя преуменьшать долю влияния на изменения макроэкономических показателей страны внутрикорпоративное мошенничество в национальных холдингах и управляющих корпорациях. Лично я бы сделал акцент именно на этом, абстрагируясь от общегосударственных показателей. Рекомендую ознакомиться с несколько иной точкой зрения на данный вопрос, вкратце описанной Дмитрием Пучковым в передаче "Точка зрения" от 10.12.12 г. Интересные источники информации. Не могу высказаться ни за, ни против публикации этой статьи. |