УлГТУ
Студент
Научный руководитель: Клюева Татьяна Валерьевна - кандидат социологических наук, УлГТУ, klyueva@list.ru
УДК 316.47
Молодежь – будущее государства и общества – сегодня живет в ситуации все возрастающих рисков. Концепция патриотизма, всегда занимавшая особое место во всех сферах деятельности человека – в политике, культуре, экономике, – часто не находит поддержки в молодежной среде. Любовь и уважение граждан к Родине – фундамент общественного и государственного здания, условие эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов страны. Процесс социализации патриота не может проходить успешно в условиях все возрастающей агрессивности подростков и молодежи, усиления влияния негативных факторов социальной среды.
Позитивные патриотические установки должны формироваться в постоянном взаимодействии с социальной средой в регионе проживания. В действительности социальные условия трансформируются и постепенно становятся мощнейшим фактором негативного влияния на сознание и поведение молодежи. К таким социальным «агентам влияния» мы, прежде всего, относим семью, школу, уличную среду. Особое место в этом ряду занимают средства массовой информации – развитие массовой коммуникации, прогресс в области информационно-коммуникационных технологий, структура досуга молодого поколения, приводят к тому, что «масс-медиа» постоянно наращивают свой потенциал воздействия на молодую аудиторию. Цель данной работы – проанализировать влияние средств массовой информации на агрессию в среде молодежи.
В настоящее время СМИ – это развивающаяся система, включающая разнообразные каналы и формы донесения информации. Молодые люди очень любознательны, и хотят всегда быть в курсе всех событий, происходящих вокруг. Новое поколение проявляет максимальную заинтересованность информацией, а поэтому и наиболее сильно подвержено влиянию средств массовой информации [1].
Сегодня информация чаще сравнивается с оружием массового поражения. Но в отличие от оружия физического, информационное оружие опасно другим. Оно воздействует на мозг человека, на его информационную базу. По сути, подобный насильственный процесс формирования различных информационных моделей мира составляет основу нашего быта и называется обучением.
А чему сегодня СМИ обучают молодежь? Реклама, кинопродукция, сцены насилия, жестокости – учат действовать агрессивно.
Подросток оказывается включенным в новую как для него, так и для общества реальность, которую он осваивает спонтанно, часто без целенаправленной помощи наставников. Эту роль «наставников» в медиатизированном обществе берут на себя различного рода посредники в виде средств массовой коммуникации: прессы, телевидения, радио, Интернета, мобильной связи. Они становятся сегодня для молодежи естественной средой обитания и имеют большое значение в социализации личности [2].
В идеале средства массовой информации, а прежде всего телевидение, должны выполнять четыре основные функции: информирование об окружающей среде; социализацию и воспитание; занимательный досуг, а также интеграцию аудитории и социума.
Однако анализ современных российских СМИ, в первую очередь, телевидения и сети Интернет, показывает, что зачастую их деятельность дисфункциональна по отношению к обществу и самой внушаемой его части – молодежи.
Вместо воспитания подрастающего поколения происходит его эскапизация, т. е. развитие стремления личности в критических ситуациях, отчуждения уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий, в предельно жесткий мир современных кинофильмов или в любую другую иллюзорную среду.
Большое количество коммерческих телеканалов показывают одни только боевики, ужасы, а это несовместимо с идеей формирования гармоничной личности гражданина и патриота своей Родины. В связи с этим стоит отметить, что во всем мире связь преступного поведения подростков и предпочтения сцен жестокости в телевидении стала предметом научных исследований. Группа американских ученых обнаружила, что 45% из тех молодых людей, кто в возрасте 14 лет смотрел телевизор больше трех часов в сутки, склонны к насилию, а 20% опасны для общества и готовы совершить опасные преступления [3].
Согласно результатам нашего исследования «Социальные причины роста агрессивности подростков и юношества», проведенного кафедрой «Политология, социология и связи с общественностью» УлГТУ в мае-сентябре 2013 года, преобладающими жанрами фильмов среди подростков являются боевик, триллер, ужастик (35%). На втором месте респонденты отметили комедии (25%) и третье место соответственно занимают приключения (18%). В опросе, проведенном в Чувашии, было выявлено, что подростки чаще смотрят жанр «Приключенческая фантастика», далее преобладает жанр «Боевик», затем комедии и фильмы ужасов.
Стоит отметить, что часть населения чувствует негативное влияние СМИ. Опросы научно-исследовательского института комплексных социальных исследований факультета социологии СПБГУ показали, что за нравственный контроль над содержанием телевизионных программ и рекламы в мае 2000 г. выступало 70% россиян, а январе 2002 года – 73% (причем, среди молодежи в возрасте от 18 до 30 лет таких было 62%) [4].
Другое исследование, проведенное сотрудниками НИИКСИ, свидетельствует о том, что влияние СМИ на себя признают только 7% молодых людей. Однако психологические эксперименты и наблюдения за рубежом и в нашей стране доказывают другое: телевидение и Интернет, несомненно, в значительной степени влияют на психику и сознание молодежи. В скрытом кумулятивном (накопительном) воздействии СМИ на психику как раз и заключается большая угроза формированию современного сознания [2].
Таким образом, СМИ скрывают мощную силу воздействия на психику и поведение подростков. И в настоящее время нет четких правил, систем, которые могли бы регулировать данный механизм. Молодое поколение оказывается в сложной ситуации, когда транслируемые через каналы массовой информации ценности и модели поведения, оказывают не поддерживающее, совершенствующее, а деструктивное влияние на психологические и социальные установки. Сегодня требуется формирование целенаправленной коммуникационной политики государства, региона, общественных организаций в этой области.
Рецензии:
14.03.2014, 20:08 Гукалова Ирина Владимировна
Рецензия: Исследование молодежи и ее поведения представляет научный интерес и является актуальным. Особое значение это приобретает на этапе развития СМИ, их вхождения в сознание и поведение людей. Эта проблема весьма значима, вырастает из противоречий «молодежь-риски-общество», а потому имеет принципиальное значение, почему и стала предметом исследования.
1. Мы бы рекомендовали иначе озаглавить статью – фактически описывается «Роль и место СМИ в воспроизводстве общества риска молодежью», а не сами риски агрессивности. В противном случае – следует немного больше сказать о самом риске как характеристике состояния личности, группы, общества.
2. Обратить внимание на повтор во втором предложении слова "молодежной" (среде).
15.03.2014, 10:38 Альмяшкина Ольга Александровна Отзыв: Большое спасибо за отзывы! |
17.04.2014, 9:10 Агакишиева Тахмина Сулейман Отзыв: Статья соответствует рангу научной статьи. Рекомендуется к печати. |
17.04.2014, 9:18 Искендерова Сабира Джафар кызы Отзыв: Интересная тема.После вышеуказанных доработок рекомендуется к печати. |