ООО "Тулфор"
менеджер ВЭД
УДК 656.614.3
Морские перевозки являются основным способом доставки товаров в международной торговле. Тысячи контейнеровозов, сухогрузов и другие грузовые суда ежедневно перевозят грузы из одной страны в другую. Залог активного участия страны в морских перевозках – наличие хорошо оборудованных портов.
В 10-ке крупнейших контейнерных портов за последние 20 лет произошли серьезные изменения: азиатские, в основном китайские порты, вытеснили европейские. Количество обрабатываемых ими грузов продолжает расти каждый год.
Таблица 1. Грузооборот крупнейших контейнерных морских портов мира, млн TEU [1]
|
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
Шанхай |
5,612 |
18,084 |
29,069 |
31,74 |
32,53 |
Сингапур |
17,087 |
23,192 |
28,431 |
29,94 |
31,65 |
Гонконг |
18,098 |
22,427 |
23,699 |
24,38 |
23,1 |
Шэньчжень |
3,5 |
16,197 |
22,509 |
22,57 |
22,94 |
Пусан |
6,383 |
11,843 |
14,194 |
16,18 |
17,04 |
Роттердам |
6,29 |
9,3 |
11,145 |
11,88 |
11,87 |
Источник: TOP 50 World Container Ports, World Shipping Council
ПОРТЫ В РОССИИ
В России на сегодняшний день функционирует 63 морских грузовых порта. Среди тех, которые играют ведущую роль во внешней торговле нашей страны, большинство находятся в бассейне Тихого океана – 22 порта, и в Балтийском бассейне – 7 портов.
Через Балтийские порты проходит 90% контейнерных перевозок. Крупнейший из них – порт Санкт-Петербурга занимает 8 место в Европе. Объем грузооборота в 2012 году составил 2,68 млн TEU.
Порты Черноморского бассейна специализируются на перевалке нефти и нефтяных продуктов. Крупнейший порт России – Новороссийск. В 2012г. порт достиг показателя грузооборота в 117,3 млн тонн, или 5,43 млн TEU, что почти в 6 раз меньше чем грузооборот крупнейшего порта мира Шанхая (32,53 млн TEU), и в 2 раза меньше, чем грузооборот крупнейшего европейского порта – Роттердам (11,87 млн TEU).
Порты Северного моря – 19 портов и Каспийского моря – 3 порта имеют небольшой грузооборот, однако являются очень важными для нашей страны. Порты Северного моря образуют Северный морской путь – кратчайший путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. В портах Каспийского моря происходит обработка нефтяных грузов.
Однако, несмотря на достаточно большое количество портов и активное участие России в международной торговле, грузооборот России за последние десть лет заметно уступает темпам роста грузооборота ведущих мировых портов.
Рисунок 2. Сравнение динамики грузооборота портов России и крупнейших портов мира, млн TEU
|
2000 |
2005 |
2010 |
Шанхай |
5,612 |
18,084 |
29,069 |
Сингапур |
17,087 |
23,192 |
28,431 |
Шэньчжень |
3,5 |
16,197 |
22,509 |
Новороссийск |
2,78 |
5,65 |
5,85 |
Санкт-Петербург |
1,604 |
2,88 |
2,9 |
Восточный |
0,57 |
1,01 |
1,78 |
Источник: AAPAWorldPort Ranking, 2000-2010
Есть несколько причин такому слабому развитию российских портов и их усиливающемуся отставанию по объему грузооборота. Прежде всего, это часть проблемы развития всей транспортной инфраструктуры в России. Моральный износ существующей инфраструктуры, очень медленная модернизация и отсутствие строительства новых дорог, портов, транспортных узлов – вот главные факторы отставания нашей страны в сфере транспортных услуг. Основная проблема заключается в том, что нет четкой государственной программы с конкретными планами и целями по развитию каждого вида транспортных услуг за определенный срок. Существует лишь общая долгосрочная программа для развития транспортной системы в целом (Государственная программа «Развитие транспортной системы 2010-2020 годы»), и сложно оценить насколько хорошо выполняются поставленные задачи, поскольку отсутствует полноценный качественный контроль над исполнением данной программы.
В этом отношении показателен пример Китая, где за 20 лет появился целый ряд крупных морских портов, 8 из которых входят в 10-ку крупнейших портов мира. Еще в конце 1980-х гг. китайское правительство, принимая во внимание темпы роста внешней торговли, разработало стратегию строительства и развития морских грузовых портов. За период с 1985 по 1995г. в Китае было построено 217 новых глубоководных стояночных мест, что позволило увеличить общий грузооборот портов Китая до 700 млн тонн (примерно 30 тыс TEU). При строительстве ставились планы и задачи на 5 лет, которые по окончанию первых 5 лет корректировались с учетом тенденций роста грузооборота.
Другие причины низкого грузооборота портов России можно рассмотреть на конкретных примерах портов.
ПОРТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Большой порт Санкт-Петербурга – самый крупный порт России на Северо-западе. Обрабатывает различные виды грузов: контейнеры, автомобили и машинное оборудование, металл и трубы, тяжеловесы и длинномеры, лес, уголь, зерно и другие. В порту Санкт-Петербурга находится крупнейший контейнерный терминал в России.
Площадь акватории порта «Большой порт Санкт-Петербург» составляет около 629,9 кв. км. В порту имеется более 200 причалов протяженностью около 31 км. В порту оказываются сюрвейерские, агентские, буксирные, лоцманские, швартовые, и экспедиторские услуги.
Порт является мелководным, принимает суда с максимальной осадкой 11м. Для сравнения порт Риги принимает суда с осадкой до 15м, также как и крупнейший порт мира Шанхай. Порт Роттердама способен принимать суда с самой большой осадкой – 24 метра.
По причине мелководности, груз переваливается в портах Европы на фидерные суда [2] и отправляется в Санкт-Петербург. В связи с этим порт имеет развитое фидерное сообщение с европейскими портами.
Проблемы:
Из-за своего северного расположения акватория порта Санкт-Петербурга, как и многих других портов Балтийского моря, замерзает, что естественно не позволяет работать зимой в нормальных условиях.
Еще одна проблема, связанная также с природным фактором – мелководность порта.
Если проблема замерзающих портов не решаема в силу очевидных причин, то проблему мелководности можно устранить, правда, это, конечно, требует значительных инвестиций со стороны государства.
В настоящее время в России подошли к решению проблемы строительства глубоководного порта, однако, темпы реализации подобной программы не столь впечатляющие как в Китае.
Планируется строительство глубоководного порта на Балтийском море – в Калининграде. Его создание до недавних было заморожено из-за отсутствия инвесторов. Теперь строительство намечено на 2015г. Российский глубоководный порт на Балтике, безусловно, усилит позиции страны в развитии морских перевозок. Сроки доставки грузов существенно сократятся, поскольку отпадает необходимость перевалки грузов в Германии, Бельгии, Польши и Голландии на фидерные суда. Строительство глубоководного порта в Балтийском море стало бы очень важным шагом на пути к развитию всех грузовых портов в России.
В связи с ростом грузооборота, необходимо также расширение возможностей порта по приему больших кораблей, в частности нужно произвести реконструкцию главного фарватера, поскольку в настоящее время возможно только одностороннее движение крупнотоннажных кораблей, а также увеличить глубоководность порта, что позволит принимать суда с большей осадкой и сократит время перевозки грузов.
Среди принятых государством важных решений по развитию данного порта – начало строительства и укрупнения порта в Усть-Луге. Порт Усть-Луга будет способен заменить порт «Большой Санкт-Петербурга» и зарубежные порты на Балтийском море, через которые сейчас также идут грузы в Россию.
ПОРТ НОВОРОССИЙСКА
Порт Новороссийска – крупнейший порт в России. Значительным преимуществом порта является то, что навигация длится круглый год, в то время как большинство других портов России замерзают. Порт является глубоководным, способен принимать суда с осадкой до 14м.
Всего в Новороссийске насчитывается около 80 причалов общей протяженностью 13,5 км – 4 грузовых района, каждый со своей специализацией.
Из грузовых причалов 22 используются для обработки сухогрузных судов, 8 - для нефтеналивных судов, 2 - для перегрузки вина и растительного масла наливом. Здесь действуют специализированные терминалы по переработке минеральных удобрений, цемента, зерна, металлолома и черных металлов, по перевалке сахара-сырца, руды, целлюлозы, различных тарно-штучных грузов, а также обработке жидких продовольственных, химических и нефтяных грузов наливом.
Потенциал порта Новороссийск огромен, он способен стать транзитным пунктом для грузов из Китая и Ближнего Востока, а также стран Средней Азии, однако же, существуют значительные препятствия этому.
Проблемы:
Будучи крупнейшим портом России, принимающим больше всего грузов, порт имеет серьезный износ оборудования и причалов, который оценивается в 50-70%.
Другая проблема - неспособность железной дороги и автотранспорта соответствовать высокой пропускной способности морских портов. Необходимо расширять старые и строить новые автомобильные подходы и железнодорожные ветки к портам.
В 2012 году управляющей компанией был представлен проект развития порта Новороссийск «Стратегия развития группы НМТП до 2020г.», который предполагает укрупнение порта Новороссийск и закрепление за ним позиции лучшего порта России. Планируется и повышение качества услуг, и развитие инфраструктуры, и строительство дополнительных терминалов для обработки всех видов грузов: контейнеры, нефтепродукты, насыпные грузы.
Одним из важных и ключевых направлений данного проекта является решение проблемы взаимосвязи порта с железной дорогой. Планируется развитие ветки «Кузбасс – Азово-Черноморский транспортный узел» и усовершенствование процедуры обработки вагонов. Совместно с ОАО «РЖД» будет реализовано строительство железнодорожной станции Новороссийск и железнодорожного приемоотправочного парка «Б».
Транспортная проблема остро стоит в любом порту России – рост грузооборота упирается в неспособность наземного транспорта справиться с перевозкой грузов. Очевидным решением данной проблемы является реализация инвестиционной программы по модернизации железных дорог и других путей сообщения, а также внесение изменений в систему взаимодействия работы порта и железной дороги: это и координация расписания поездов и кораблей, и согласование ремонтных профилактических работ на железной дороге, и выделение дополнительного числа грузовых вагонов. Без работы в области создания транспортной инфраструктуры вокруг порта рост грузооборота невозможен. Однако работа по развитию портов и строительству инфраструктуры должна проводиться быстро. Медленная реализация проектов – одна из самых главных проблем модернизации морских грузовых портов в нашей стране.
Существует интересная программа по строительству железных дорог, соединенных с портами и образующих транспортный узел для перевозки грузов, - строительство «Белкомура» (Белое море – Коми – Урал) – железнодорожная магистраль на Севере страны, которая соединит регионы Сибири и Урала с портами Архангельска и Мурманска. Этот проект был запущен еще в конце 1990-х гг. Строительство дороги оказало бы положительное влияние на развитие перевозок в стране: это кратчайший путь от порта Архангельска к промышленным районам Западной Сибири и Урала. Стоимость перевозок для предприятий снизится на 50%, поскольку путь грузов сократится на 800км.
«Белкомур» не единственный подобный проект. Существует также проект «Баренцкомур» (Баренцево море – Коми – Урал), который соединит порт Индига с районами Сибири и Урала. Этот порт специализируется на нефтеналивных грузах. Вопрос о строительстве порта Индига был поднят еще в 2002 году.
Цели у данных проектов, безусловно, очень важные: разгрузка существующих железных дорог и перераспределение грузовых потоков, создание нового транспортного коридора. Но существенным препятствием является долгая реализация всех подобных проектов. Начало строительство «Белкомура» была начато в 1998г., однако, и сейчас, 15 лет спустя, проект не реализован и несколько раз приостанавливался из-за отсутствия инвесторов.
Планируемое окончание строительства «Белкомур» и «Баренцкомур» - 2030г., то есть только через 20 лет мы получим железнодорожные магистрали, соединяющие порты с различными регионами России, и тогда грузооборот портов станет увеличиваться. Что настораживает, так это темпы роста азиатских портов. При таком росте через 20 лет они будут недосягаемы для нас, и построенные дороги не принесут желаемых результатов, поскольку не будут соответствовать современным запросам грузовых портов.
ПОРТ ВОСТОЧНЫЙ
Порт Восточный – крупнейший порт России на Востоке страны в Японском море в Тихом океане. Особенностью данного порта является то, что он специализируется на обработке каменного угля.
Глубоководный порт, способный принимать суда с осадкой до 16м. В порту находится 15 грузовых причалов общей протяженностью около 4 км. Причалы входят в состав терминалов по перевалке угля, контейнеров, удобрений, метанола, лесных, навалочных и генеральных грузов.
Среди преимуществ данного порта – отсутствие рядом рекреационной зоны, благодаря чему порт можно расширять и развивать, не боясь причинить ущерб курортной деятельности.
Проблемы:
Основная проблема, общая для всех портов РФ, остро стоит и для порта Восточный - слабая взаимосвязь порта и железной дороги, низкая пропускная способность наземного транспорта, затормаживающая рост грузооборота порта, и отсутствие качественной, развитой околопортовой инфраструктуры, так называемой индустриальной зоны.
Создание индустриальных зон, объединяющих различные производственные предприятия - успешный опыт Германии, Голландии, Бельгии, Сингапура. В настоящее время в мире существует более 20 тысяч индустриальных зон. Формирование индустриальных зон вблизи крупных портов является экономически оправданным, это позволяет формировать эффективные промышленные центры, вносящие значительный вклад в ВВП страны.
Грузовой порт не должен существовать как отдельный субъект, он должен быть гармонично встроен в транспортную инфраструктуру страны, в более узком смысле, в инфраструктуру конкретного региона, где расположен порт. Подавляющее большинство российских портов не имеет качественной, отвечающей современным условиям и соответствующей возросшим объемам грузооборота транспортной инфраструктуры для быстрой доставки грузов до мест назначения.
В частности, порты Приморья страдают от низкой пропускной способности железных дорог. Так в 2012 году ряд портов Приморья столкнулся с отказом перевозки грузов ДВЖД (Дальневосточная железная дорога) из-за ремонта и реконструкции инфраструктуры.
Данная проблема в восточных портах решается легче, чем, например, в портах Черного моря, где инфраструктура должна учитывать туристические аспекты региона, её необходимо расширять аккуратно, не нарушая интересов курортов. На Востоке же страны рекреация развита, к сожалению, не столь хорошо, как на юге, но именно этот фактор позволяет продумать и построить качественный, мощный порт и соединить его с помощью наземного транспорта с компаниями-экспортерами и импортерами грузов.
ВЫВОДЫ
Благодаря уникальному географическому расположению, Российская Федерация имеет порты на северо-западе, юге, востоке. Каждый из портов специализируется на перевозке определенных видов товаров, имеет свои недостатки и преимущества.
Для того чтобы порты России смогли конкурировать с ведущими европейскими и азиатскими портами, необходимо, чтобы государство обратило пристальное внимание на развитие и модернизацию транспортной и портовой инфраструктуры и способствовало этому в большем объеме, чем сейчас. Тогда российские морские порты станут конкурентоспособными, а импортеры и экспортеры будут всё чаще их выбирать для отправки и доставки грузов, а не порты Прибалтики, Финляндии и Германии. По своему географическому положению и с хорошо развитой портовой инфраструктурой Россия должна стать ключевым местом для перевалки грузов – транзитных грузов из Азии в Европу, на Ближний Восток.
[1] TEU - Twenty-foot equivalent unit, условная единица измерения вместимости контейнеровоза. Один TEU равен объему стандартного контейнера 20 футов (6.1м) длиной и шириной 8 футов (2.44м).
[2] Фидерные суда – небольшие суда, дедвайт 1000-2000тонн, способное курсировать на небольших глубинах.
Рецензии:
13.03.2014, 22:18 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: "наша страна имеет порты на северо-западе,","наши порты", "тогда наши порты станут "- это же не сочинение, а научная статья.
Выводы громоздки и много лишнего "А по своему географическому положению Россия могла бы быть ", а могла бы и не быть... Вы утверждаете или...
Доработать.
17.10.2014, 22:07 Столбов Дмитрий Сергеевич Отзыв: Уважаемая Анна, вынужден заметить, что исходные данные по Российским портам неверны. Цитата/ Крупнейший порт России – Новороссийск. В 2012г. порт достиг показателя грузооборота в 117,3 млн тонн, или 5,43 млн TEU, что почти в 6 раз меньше чем грузооборот крупнейшего порта мира Шанхая (32,53 млн TEU) /конец цитаты Грузооборот Новороссийска еще далек от миллиона TEU. В настоящий момент составляет около 600 тыс. (т.е. если считать в TEU, то он в 50 с лишним раз меньше грузооборота порта Сингапур) По ссылке ниже Вы увидите статистику за отдельно взятый месяц. Через все 3 контейнерных терминала перевалено лишь 54 697 TEU http://www.sovfracht.ru/bulletin/1219/ Очевидно, что Вы решили, что TEU это ориентировочно 23 тонны груза, соответственно получили оборот в 5+ млн. простой арифметической пропорцией, но между этими величинами нет прямой пропорции. Дело в том, что нельзя измерять весь грузооборот в TEU. Вы верно указываете в примечаниях что TEU - это эквивалент 20-футового контейнера и в этой единице можно измерить только количество переваливаемых контейнеров. А помимо контейнеров в Новороссийске переваливается не только контейнера, но и жидкие и сухие грузы. На простом примере: если вы купили колбасу, хлеб, лук и 2 литра молока, то некорректно говорить, что объем товаров составляет 2 бутылки, т.к. бутылками можно оценить только молоко. Т.о. полный грузооборот можно измерить тоннах, и сравнивать тогда нужно грузооборот в тоннах. 1. Если Вы сравниваете количество TEU, то вы сравниваете только количество переваленных контейнеров, а не полный грузооборот и в том же Сингапуре помимо 32 млн. TEU контейнеров еще переваливаются миллионы тонн сыпучих и жидких грузов. 2. Если же Вы хотите сравнить только контейнероборот, что не совсем отражает тему статьи, то исходные данные по количеству TEU нужно пересмотреть в разы. Вышесказанное мной объясняет тот факт, что Новороссийск действительно крупнейший порт в России, и обгоняет Санкт-Петербург по тоннажу, но достигается это за счет сыпучих и жидких грузов. А по количеству переваленных контейнеров (как в TEU, так и в штучном выражении) лидирует Санкт-Петербург |