Донецкий городской нотариальный округ
Частный нотариус
УДК 351.74 (477)
Постановка проблемы. Правовые принципы деятельности органов государственной безопасности УССР в 1939-1945 гг. являются важной и актуальной проблемой. Исследование данной темы дает возможность рассмотреть основные направления деятельности органов государственной безопасности республики и проанализировать ее эволюцию в данный период. При этом, особенное внимание уделяется проблемам нормативно-правового обеспечения и функционирования данной государственной институции.
Анализ последних исследований и публикаций. Следует отметить, что деятельности Народного комиссариата внутренних дел УССР в 1939-1945 гг. касается ряд исследований. Среди них следует отметить работы Д. В. Веденеева [1], М. Ю. Гутмана и М. П. Маюроса [2], А. М. Калиниченка [3], А. М. Калюка [4], А. И. Колпакиди [5], В. Т. Окипнюка [6, 7], Ю. П. Петрова [8], Н. В. Петрова и К. В. Скоркина [9], А. Севера [10], А. С. Терещенка [11], А. Е. Шевченка [12], М. В. Яковлева [13] и др. Однако вопрос нормативно-правового обеспечения и функционирования органов государственной безопасности УССР в 1939-1945 гг. остается недостаточно изученным, что и определяет научную новизну исследования.
Изложение основного материала. Важный фактор нормативно-правового обеспечения функционирования НКВД УССР накануне Великой Отечественной войны, среди прочего, заключался в правовом регулировании охраны государственной границы. Так, согласно приказа НКВД СССР под № 001121 от 20 сентября 1939 г. было создано Белорусский и Украинский пограничные округа, которые 15 октября официально взяли под охрану государственную границу [5, с. 7]. Приказом НКВД СССР под № 001527 от 27 декабря 1939 г. также определялись мероприятия по усилению охраны государственной границы именно на участке западных областей УССР [14, с. 108, 109].
2 января 1940 г. НКВД вместе с Наркоматом обороны выдал инструкцию, которая определяла порядок охраны границы и другие вопросы использования пограничных войск в условиях войны [11, с. 186]. Согласно приказа НКВД СССР под № 00246 от 25 февраля 1940 г. был создан Западный пограничный округ с местом дислокации во Львове, подчиненный Управлению пограничных войск НКВД УССР с передачей ему всех пограничных частей [2, с. 450].
Накануне Великой Отечественной войны имели место существенные изменения в системе руководства частями и соеденениями. Рост политического уровня командиров позволили ввести в армии и на флоте единоначалие, на основе принятого ЦК ВКП(б) соответствующего решения [8, с. 261]. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1940 г. «Об изменениях единоначалия в Красной армии и на Военно-морском флоте» был ликвидирован институт военных комисаров и Положение о военных комиссарах РККА от 15 августа 1937 р. Военное и политическое руководство сосредоточилось в руках командиров-единоначальников [15]. С августа 1940 г. вводились должности заместителей по политической части. Это повышало ответственность политработников за партийно-политическую работу и воспитание личного состава.
Руководящие политорганы Вооруженных Сил СССР также были реорганизированы. Политическое управление РККА преобразовалось в Главное управление политической пропаганды, а политуправления округов и политотделы соединений – в управления и отделы политической пропаганды.
Соответствующие изменения имели место и в войсках НКВД. Приказом НКВД СССР от 17 августа 1940 г. в связи с распространением на войска НКВД действия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1940 г. были ликвидированы: политическое управление пограничных войск, политические отделы войск НКВД по охране железнодорожных сооружений, особенно важных предприятий промышленности, конвойных войск [16, с. 572-574]. Вместо них было сформировано Главное управление политической пропаганды (ГУПП) войск НКВД СССР.
Постановлением Совета Народных Комисаров от 7 августа 1940 г. на НКВД СССР возлагались задания, связаные с подготовкой к защите населения, городов и населенных пунктов от воздушного нападения. С этой целью в составе НКВД СССР сформировалось Главное управление местной противовоздушной обороны [9, с. 237].
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР и постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 3 февраля 1941 г. «О разделении Наркомата внутренних дел СССР на два наркомата» был создан самостоятельный союзно-республиканский Наркомат государственной безопасности (НКГБ) СССР, основу которого представляли управления разведки за рубежом, контрразведки и секретно-политическое управление. Однако отдельного положения о НКГБ СССР не было принято и его статус не был утвержден. Тем не менее его правовой статус определялся постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 3 февраля 1941 г. и общей директивой НКВС и НКДБ СССР от 1 марта 1941 г. [10, с. 55]. Кроме того, согласно Указу Президиума Верховной Совета СССР от 3 февраля 1941 г., был образован союзно-республиканский орган государственной безопасности – НКГБ УССР [6, с. 56]. С одной стороны данная реорганизация органов государственной безопасности была предопределена расширением полномочий республиканских органов госбезопасности, а с другой – усложнением функций органов милиции из-за создания специализированных подразделений.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня в 1941 г. «О военном положении» также изменилась подчиненность правоохранительных органов отдельных местностей, объявленных на военном положении. Все эти нововведения значительно расширили функции органов государственной власти в области обороны, охраны общественного порядка, однако полномочия органов государственной безопасности передавалась военным советам фронтов, армий, военных округов, а где они отсутствовали – высшему командованию военных соединений [2, с. 18]. Этим же Указом Президиум Верховного Совета утвердил Положение о военных трибуналах в местностях, где объявлялось военное положение и в районах боевых действий. Согласно Положения, военные трибуналы создавались при военных округах, фронтах и флотах, при армиях, корпусах и других военных соединениях и военизированных учреждениях. Военные трибуналы реорганизовывались в линейные суды железнодорожного и водного транспорта. Положение определяло порядок комплектования, подсудность дел военным трибуналам, порядок рассмотрения ими дел и обжалования приговоров. Кроме того, действовали трибуналы войск НКВД, которые разделялись по территориальному признаку на окружные и областные. В прифронтовых местностях, где вводилось чрезвычайное положение, областные и районные суды трансформировались в военные трибуналы [17, с. 532]. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» сыграл также заметную роль в последующем административном и криминальном преследовании граждан, которые совершили правонарушения и преступления [18, с. 408].
24 июня 1941 г. руководители прифронтовых республиканских и областных управлений НКГБ СССР получили новую Директиву СНК СССР о задачах органов госбезопасности прифронтовых областей. Она дополняла содержание предыдущей директивы № 127/5809 и содержала набор новых указаний, в частности – относительно активизации агентурно-информационной работы [7, с. 532]. Вследствие этого началась активизация партизанской борьбы в тылу врага. И надо заметить, что сотрудники НКГБ были одними из инициаторов формирования партизанских отрядов на временно оккупированной врагом территории Советского Союза.
Ряд правительственных актов существенно расширили функции железнодорожных войск НКВД, которые охраняли 54 железные дороги страны. В соответствии с директивой СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. и постановлением правительства от 1 июля 1941 г. войска взяли под свою охрану объекты Народного комисариата связи [19, с. 186].
В начале Великой Отечественной войны активизировалась работа по централизации органов государственной безопасности и внутренних дел. Постановлением ГКО от 17 июля 1941 г. и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля в 1941 г. НКВД и НКГБ СССР были вновь объединены в единую структуру – НКВД СССР под руководством Л. П. Берия, бывший нарком госбезопасности В. Н. Меркулов занял место первого заместителя. Вторыми заместителями наркома 30 июля были утверждены С. М. Круглов, В. С. Абакумов, И. А. Серов, Б. З. Кобулов, В. В. Чернышов, И. И. Масленников, А. П. Завенягин, Л. Б. Сафразьян и Б. П. Обручников. В начале августа состоялось аналогичное объединение органов госбезопасности и внутренних дел союзных республик, в том числе и в УССР [20, с. 331].
Таким образом, объединение наркоматов способствовало улучшению управления и взаимодействия всех правоохранительных органов на государственом уровне [5, с. 242, 243]. В условиях военного времени значительную роль в обеспечении государственной безопасности сыграли войска НКВД. Причем надо заметить, что нормативно-правовое обеспечение функционирования войск НКВД в годы войны было обусловлено сложной обстановкой на фронтах и общей социально-политической ситуацией в стране. На первом этапе (лето в 1941 г.) перестройка всех частей и соединений, в соответствии с заданиями военного времени, ставила целью объединение всех сил и средств в направлении укрепления обороноспособности страны. Созданный с опозданием руководящий орган управления войск по охране тыла (институт фронтовых и армейских начальников охраны военного тыла) так и не смог в течение всего периода войны обеспечить координацию действий всех видов войск НКВД с военным командованием фронтов (армий). Не была урегулирована двойственность их подчинения: полного – НКВД СССР, оперативного – военным советам фронтов и армий. Последние же, рассматривая в частях НКВД ближайший военный резерв, часто игнорировали их охранное назначение. Второй этап реорганизации войск НКВД (весна-лето 1943 г.) характеризуется подготовкой перехода к мирному времени и выдвижении на первый план именно охранных функций, направленных на борьбу с: враждебной агентурой на освобожденных территориях, преступностью и деятельностью организаций (в т.ч. и военных), которые проявляли оппозиционность советской власти [4, с. 12, 13]. Приказом НКВД СССР от 28 апреля 1942 г. с целью усиления руководства охраны тила действующей армии Управление внутренних войск было реорганизовано в Главное управление внутренних войск НКВД СССР [19, с. 222].
Необходимо отметить, что деятельность органов государственной безопасности имела откровенно репрессивный характер. Уже в течение первой недели войны, чтобы не оставлять никаких «антисоветских элементов, потенциально полезных немцам», указанные органы осуществили массовое уничтожение 15 тыс. политических узников в тюрьмах Западной Украины. Продолжение подобных акций «урегулировал» приказ Сталина № 270 от 16 августа в 1941 г. Во время отступления Красной Армии по заранее заготовленным спискам осуществлялись аресты «неблагонадежных», которым по молниеносно сфабрикованным обвинениям военные трибуналы выносили, как правило, смертные приговоры. Тех, кто уклонялся от эвакуации, арестовывали, подозревая в измене. Приказом № 227 от 28 июля 1942 г. Сталин санкционировал создание заградительных отрядов войск НКВД, которым предоставлялось право расстрела «во внесудебном порядке». Кроме создания и руководства истребительными батальонами, организации вооруженного сопротивления в тылу врага, на органы НКВД возлагались функции охраны военных тылов.
После освобождения большей части территории СССР от немецко-фашистской оккупации, в соответствии с постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1943 г. наркомат внутренних дел СССР вновь был разделен на два наркомата – НКВД и НКГБ СССР, а в мае 1943 г. возобновил свою деятельность НКГБ УССР. Приказом НКГБ СССР наркомом государственной безопасности УССР был утвержден С. Р. Савченко. Это назначение было закреплено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1943 г. [7, с. 56]. Законом «О создании военных формирований союзных республик и о преобразовании в этой связи Народного комиссариата обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат» от 1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР санкционировал образование в союзных республиках собственных военных формирований. В соответствии с этим в Конституцию СССР предусматривалось внести ряд дополнений, где, среди прочего, должны были быть заложены нормативно-правовые принципы организации военных формирований союзных республик [21, с. 500, 501]. Нормативно-правовые принципы организации охраны, возобновленной в 1944 г. границы в пределах УССР (в виде приказов, служебных инструкций и других руководящих документов), определялись исключительно союзным НКВД. Компетенция НКВД Украины и командования Украинского пограничного округа, как и раньше, ограничивались правом лишь оперативного управления и осуществления организационно-тактических мероприятий, направленных на усиление защиты западного участка государственной границы.
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 19 апреля 1943 г. из Управления Особых Отделов НКВД был выделен отдел контрразведки народного комиссариата обороны СССР. Тем же постановлением были созданы Управления контрразведки «СМЕРШ» ВМФ СССР и отдел контрразведки «СМЕРШ» НКВД СССР.
В соответствии с Директивой ГУКР ГКО СМЕРШ под № 49519 от 9 сентября 1943 г. была утверждена Инструкция ГУКР ГКО СМЕРШ, направленная на организацию розыска враждебной агентуры. Она определяла розыск и ликвидацию враждебной агентуры важнейшими заданиями СМЕРШа [11, с. 14]. Надо заметить, что борьба СМЕРШа с враждебной агентурой особенно проявлялась на территории Украины.
После освобождения от немецких захватчиков территории Западной Украины на органы и войска НКВД была возложена задача борьбы с организацией украинских националистов и украинской повстанческой армией (ОУН-УПА). Для проведения «чекистско-военных операций» кроме войск НКВД и подразделений Львовского военного округа привлекались сформированные из местного населения истребительные батальоны и бойцы советской Армии.
В целом, характеристика нормативно-правового обеспечения функционирования Народного комиссариата государственной безопасности УССР в течение 1939-1945 гг. дает возможность сделать вывод, что формирование общесоюзного органа государственной безопасности было связано как с внутренними обстоятельствами, происходившими в Советском государстве, так и с нависшей внешней агрессией со стороны фашистской Германии. Причем цель этого процесса заключалась в установлении гиперцентрализации правоохранительной системы СССР, упрощении громоздкого аппарата НКВД и усилении эффективности разведывательной и контрразведывательной работы.
Рецензии:
18.03.2014, 11:51 Лушников Александр Александрович
Рецензия: В данной статье проведен довольно подробный анализ эволюции правового обеспечения органов государственной безопасности УССР в о время Второй мировой войны. Работа имеет логичную и четкую структуру. В целом исследование состоялось - на основании анализа источников и литературы автор сумел определить особенности эволюции органов госбезопасности в УССР в 1939-1945 гг., рассмотрев как внутренние, так и внешние факторы данного процесса. Тем не менее, автору следовало бы точнее указывать, к каким конкретным документам он обращается– утверждая о противоправном характере внесудебных полномочий органов НКВД, он только отсылает читателя к «архивным документам», не говоря ни об их видах, ни называя наиболее важные из них, а говоря о массовых репрессиях в Западной Украине - отсылает читателя к монографии И.Г.Биласа, не упоминая о том, какие же источники использовал этот ученый, и почему именно они отображают положение дел наиболее объективно. Данная статья рекомендуется к печати после доработки в соответствии с указанными замечаниями.
10.04.2014, 8:28 Надькин Тимофей Дмитриевич Отзыв: Если рецензенты высказывают определенные замечания и пожелания в адрес како-либо статьи (в данном случае все три рецензента), следовало бы обязать автора (или научного руководителя) отвечать на замечания хотя бы одного из них. Непонятно, согласен автор или нет с выводами по поводу целесообразности доработки статьи до ее публикации. профессор Надькин Т.Д. |
10.04.2014, 10:18 Редакция журнала SCI-ARTICLE.RU Отзыв: Да, автор должен отвечать на замечания и пожелания рецензентов. |
24.06.2014, 12:29 Бадахов Юрий Назирович Отзыв: Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, в каком формате должен быть ответ - публикация новой статьи с учетом замечаний, либо же в каком-то ином? |
24.06.2014, 13:18 Редакция журнала SCI-ARTICLE.RU Отзыв: Вам необходимо внести правки в текущую статью в соответствии с замечаниями и рекомендациями рецензентов и после этого ответить рецензентам о правке. Для этого после каждой рецензии есть ссылка "Ответить на рецензию" |