Магиср
Университете Анбаре,Ирак ,
Магиср ,ПГС
Хочу поблагодарить министерству высшего образования Ирака за постоянную поддержку
С увеличением числа возводимых как в России, так и в других странах высотных и многоэтажных зданий, становится все более актуальной проблема снижения массы применяемых конструкций и материалов. Более низкая масса конструкций, а, следовательно, и сооружения в целом, снижает стоимость фундаментов, несущих конструкций, транспортных расходов и, в конечном счете, себестоимость всего строительства.
В последнее время при проектировании сооружений тенденция, на¬правленная на облегчение конструкций, распространяется не только на ог¬раждающие, но и на несущие конструкции. Для сжатых элементов каркас¬ных зданий одним из путей решения этой задачи является уменьшение размеров поперечных сечений. Осуществить это можно за счет увеличения прочностных показателей используемых материалов: бетона либо арматуры. Вопросам применения высокопрочных бетонов посвящено много исследований. Однако бетоны высоких марок обычно обладают большим объемным весом, а производство их весьма дорогостояще. С точки зрения снижения расхода стали, весьма перспективным является применение сравнительно недорогих высокопрочных термически упрочненных сталей.
Применение высокопрочных материалов и, в частности, термоупрочненных сталей в качестве продольной арматуры колонн требует учета возможности проявления при длительной их эксплуатации под нагрузкой как положительных, так и негативных последствий, вызванных развитием деформаций ползучести бетона. К положительным последствиям следует отнести подтвержденный экспериментально факт перераспределения внутренних усилий, воспринимаемых бетоном и арматурой. При этом бетон разгружается, что увеличивает эксплуатационную надежность конструкций, а арматура догружается, что также имеет положительное значение с точки зрения более эффективного использования высоких механических характеристик термоупрочненных сталей.
На положительные факторы длительной эксплуатации накладываются факторы, имеющие явно отрицательные последствия, как для несущей способности, так и для эксплуатационной пригодности сжатых железобетонных стоек. К ним в первую очередь относится рост прогибов во времени, не затухающий практически на протяжении всего периода длительной эксплуатации.
Негативные последствия может вызвать и переменный характер внешних воздействий, характеризующийся например периодическими глубокими (иногда полными) разгрузками железобетонных элементов после длительной выдержки сжимающих внешних нагрузок высокого уровня.
Спектр конструкций, испытывающих глубокие периодические разгрузки в период эксплуатации может быть расширен за счет включения в него колонн многоэтажных зданий, подвергающихся знакопеременным ветровым воздействиям и колонн открытых крановых эстакад, для которых значительная часть временной крановой нагрузки, составляющей до 90% от полной нагрузки, согласно требованиям действующих норм является длительно действующей.
Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы исследования и практическую значимость ее результатов для строительной практики.
Исследование начинается с постановки задачи о необходимых соотношениях между длительно действующими эксплуатационными усилиями и усилиями, вызывающими разрушение стержня. Согласно действующих норм наиболее нагруженные сечения должны удовлетворять условиям прочности:
T1(g,V,γn) < Tper (S,Rb,Rs,γbi,γsi), (1)
где T1 и Tper - соответственно внешнее усилие от расчетных значений нагрузок и усилие, воспринимаемое сечением, как функция его размеров 5 и прочностных характеристик материалов.
Для стадии эксплуатации должны удовлетворяться условия необходимой трещиностойкосги
T2(gn,Vn,γn) < Tcrc (S,Rbn,Rsn,γbn,γsi), (2)
и условие по ограничению перемещений
f < flim (3)
Усилия T1 и T2 связаны соотношением
T1 > T2 (4)
Но если при проектировании сжатых железобетонных стержней исходить из предположения, что переход в предельное состояние по прочности происходит после завершения периода длительной эксплуатации в условиях переменных внешних воздействий, по величине меньших кратковременной разрушающей нагрузки, то условия (1) и (2) должны быть дополнены указанием о зависимости усилий T1 и T2 от времени и временных границах, когда эти условия должны выполняться, т.е.
T1(g,V,γn,t) < Tper (S,Rb,Rs,γbi,γsi), (5)
T2(gn,Vn,γn,t) < Tcrc (S,Rbn,Rsn,γbn,γsi), (6)
t < tlim (7)
T1 (t) > T2 (8)
С точки зрения поставленной проблемы о сопротивлении гибких железобетонных стержней длительному сжатию неравенства (5) и (8) необходимо дополнить условием, связывающим величину кратковременного разрушающего усилия Tn, sh и безопасного при длительной эксплуатации продольного усилия tlim(t):
Tlim (t) = mэt· Tn ,sh (τ1) (9)
Из (9) следует:
mэt = Tlim (t) / Tn ,sh (τ1) (10)
Определение параметра mэt, характеризующего заданный режим и уровень переменного длительного сжатия гибких железобетонных стержней, составляет одну из основных целей настоящего исследования.
Используя в дальнейшем понятие о характеристиках жесткости при кратковременном действии нагрузки Csh и при длительном ее действииCl и учитывая также, что соотношения длительного и кратковременного разрушающих усилий однозначно определяется соотношением соответствующих характеристик жесткости, получаем в общем случае, что:
mэt = Cl /Csh= (1+l0 / fl ) / (1+l0 /fsh ) , (11)
где fl и fsh - предельные значения прогибов при длительном и кратковременном значении разрушающих усилий.
Значения эксцентриситета e0 продольной силы при начальном осевом сжатии принимаются равными случайному.
Определения длительного и кратковременного прогибов производится на основе анализа начального и текущего напряженно-деформированного состояния сжатого с малыми (случайными в момент нагружения) эксцентриситетами стержня, работающего в стадии эксплуатации без трещин.
Параметры начального напряженно-деформированного состояния сечений определяются геометрической и физической нелинейностью, т.е. с учетом неупругого состояния бетона в момент приложения эксплуатационной нагрузки и с учетом быстронатекающих деформаций ползучести. Параметры текущего напряженно-деформированного состояния сечений определяются на основе алгебраический зависимости между деформациями ползучести и напряжениями в бетоне, заменяющей исходное интегральное уравнение. При этом рассматриваются различные варианты переменных во времени внешних воздействий и , в частности, знакопеременные, изменяющиеся по ступенчатому циклу : " Нагрузка - Разгрузка - Нагрузка".
Всего было исследовано пять режимов внешних воздействий.
Первый режим моделировал длительное, постоянное во времени сжатие стержня, на протяжении 205 суток с последующим доведением его до разрушения по схеме кратковременных испытаний.
Второй режим моделировал постоянное длительное сжатие на протяжении 85 суток с последующей полной разгрузкой и выдержкой на протяжении 30 суток в ненагруженном состоянии. После "отдыха" стержни снова нагружались до начального уровня сжатия и через 90 суток доводились до разрушения.
Третий режим отличался огг второго неполной краткосрочной ( в течение 30 суток) разгрузкой, после которой уровень сжатия восстанавливался и в конце испытания стержень догружали до разрушения.
Четвертый режим характеризовался длительной, на протяжении 120 суток, полной разгрузкой после 85-дневного начального длительного сжатия.
При испытаниях по пятому режиму стержни после начального длительного сжатия дважды, с разрывами в 30 суток, подвергали полным разгрузкам.
Всего было испытано восемнадцать колонн. Восемь из них подвергались кратковременным испытаниям до разрушения в различные возрасты бетона, соответствующие этапам периодических нагружений и разгрузок. Таким образом создавались все условия для сравнительного анализа результатов испытаний при различных режимах и определения их влияния на несущую способность колонн.
Параллельно с испытаниями основных образцов проводились кратковременные и длительные испытания большого количества бетонных кубов и призм для определения прочностных и деформативнмх характеристик бетона в различные возрасты после его затворения.
Основные результаты испытаний приведены в таблице 1, из анализа которой можно сделать ряд важных, дня исследуемой проблемы выводов.
Наибольшее развитие продольных деформаций и прогибов при длительных испытаниях наблюдались у образцов, испытанных по первому режиму, наименьшее - в третьем и пятом режимах.
Более того, несущая способность образцов, испытывавших предварительную длительную выдержку нагрузку по четвертому и пятому режимам оказалась несколько ниже ( до 10% ) несущей способности образцов, подвергшихся длительным испытаниям по первому, второму и третьему режимам. Следовательно, удалось зафиксировать , хотя относительно и небольшое, но вполне определенное отрицательное воздействие длительных и неоднократных разгрузок в процессе эксплуатации на несущую способность сжатых со случайным начальным эксцентриситетом железобетонных колонн с высокопрочной арматурой.
Таблица 1
Результаты испытаний колонн до разрушения
Шифр образца |
Возраст Бетона При испы- тании τ ,суток |
Режим дли Тельной Выдержки Под нагрузкой |
Разру- Шающее Усилие
Nu ,KH |
Деформации арматуры |
Прогиб В момент разруше-ния
fu , MM |
|
εs % |
εs % |
|||||
A-1 |
35 |
---- |
400 |
0.412 |
0.300 |
1.60 |
A-2 |
380 |
0.400 |
0.312 |
1.81 |
||
A-3 |
120 |
432 |
0.422 |
0.301 |
1.67 |
|
A-4 |
436 |
0.419 |
0.288 |
1.92 |
||
A-5 |
180 |
445 |
0.425 |
0.320 |
1.53 |
|
A-6 |
449 |
0.430 |
0.310 |
1.84 |
||
A-7 |
240 |
455 |
0.391 |
0.295 |
1.77 |
|
A-8 |
440 |
0.445 |
0.302 |
1.69 |
||
B-I-1 |
240 |
I |
488 |
0.500 |
0.320 |
1.77 |
B-I-2 |
540 |
0.512 |
0.340 |
1.93 |
||
B-II-1 |
II |
498 |
0.490 |
0.306 |
1.58 |
|
B-II-2 |
480 |
0.480 |
0.314 |
1.70 |
||
B-III-1 |
III |
508 |
0.502 |
0.289 |
2.14 |
|
B-III-2 |
520 |
0.530 |
0.300 |
1.95 |
||
B-IV-1 |
IV |
492 |
0.520 |
0.295 |
1.89 |
|
B-IV-2 |
476 |
0.503 |
0.283 |
2.01 |
||
B-V-1 |
V |
460 |
0.478 |
0.299 |
1.96 |
|
B-V-2 |
481 |
0.488 |
0.310 |
1.53 |
Несущая способность всех опытных образцов, испытывавших кратковременное действие разрушающей нагрузки после предварительной выдержки длительного сжатия, была на 10-20% выше несущей способности образцов, сразу доведенных до разрушения без длительной выдержки нагрузки. Но и у последних разрушение происходило при продольных деформациях арматуры, не меньших ,как правило, 0,4%, что доказывает в целом высокую эффективность использования высокопрочной арматуры в колоннах при различных временных силовых воздействиях.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий