кандидат исторических наук, доцент
МИТХТ им. М.В. Ломоносова
доцент
Степнова Светлана Игоревна, кандидат экономических наук
УДК 37.01
В конце XX в. наш соотечественник, выдающийся ученый, Б.В. Раушенбах с горечью отмечал: «Далеко не уверен, что человечество сохранится еще сто лет» [17]. В настоящее время перед мировым сообществом стоит ряд проблем, от результатов решения которых зависит не только качество его жизни, но и сам факт его существования. Важнейшая роль в решении данных проблем принадлежит образованию.
Основываясь на нормативной базе, научных и публицистических трудах, отчетности предприятий, а также используя методы анализа, синтеза, абстрагирования, исторический, наблюдения, классификации, сравнения, оценим вклад образования в гармонизацию отношений между экологической, социальной и экономической сферами и предложим рекомендации по его увеличению.
Основными актуальными мировыми проблемами в настоящее время являются: увеличение на планете числа и площади территорий, не являющихся жизнепригодными, превращение биосферы в техносферу и социосферу со всеми локальными и, в силу единства мира, глобальными негативными последствиями, активное загрязнение гео-, гидро-, атмо- и биосферы, потеря биологического разнообразия, более частые и более разрушительные стихийные бедствия, отрыв все большего числа людей от жизни в гармонии с природой, рост числа экогенных заболеваний, снижение уровня осмысленности жизни, разрушение института семьи, рост социальной, психологической напряженности, трудности с реализацией базовых прав человека («на жизнь, свободу и личную неприкосновенность»; равенство перед законом; «социальный и международный порядок» и др.), кризисные экономические явления [1, 2, 7, с. 3, 10].
Очевидно, что именно «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам.., должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами.., содействовать деятельности … по поддержанию мира» [2].
Принимая во внимание вышеобозначенное, можно заключить, что потенциал образования как фактора гармонизации в системе «человек - общество - мир» реализовывался и реализуется не в полной мере. Необходимо совершенствование образовательной деятельности в направлении увеличения ее вклада в эко-социо-экономическое прогрессивное, гармонизирующее, устойчивое развитие.
Отметим, что в принятом в 2012 г. федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в соответствующей сфере провозглашаются, в том числе: гуманистический характер образования, приоритет жизни, здоровья, прав и свобод человека, «воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования», обеспечение права на образование в течение всей жизни [14].
Рассмотрим приоритетные, на наш взгляд, направления работы по совершенствованию образовательной деятельности.
В первую очередь, отметим необходимость повышения качества и объема гуманитарного просвещения. Уместно привести слова нашего выдающегося соотечественника, исследователя русской культуры, академика Д.С. Лихачева: «Главное, формирующее человека, его нравственный мир и … отношение к окружающему, - дается гуманитарными науками, гуманитарной культурой в целом, искусством» [13, с. 168]. Он также отмечал, что: гармония человека с самим собой, гармония взаимоотношенй с природой, гармония взаимоотношений людей планеты - путь решения глобальных проблем; следование путем добра для человека и общества - самый приемлемый, единственный способ обретения этой гармонии; согласие между людьми, народами – самое драгоценное и самое необходимое для человечества [12, 13]. Понимание этих простых истин, к сожалению, не всегда дает современное образование.
В области гуманитарного образования особую роль играют историческое и философское образование. Представляется, что приоритетной целью гуманитарного, в частности, философского, образования должно быть формирование духовной культуры, правосознания, что подразумевает постановку перед обучающимися важнейших вопросов в сфере человеческого бытия и помощь в поиске ответов на них (в эту область входят добро и зло, видимость и сущность, свобода и вседозволенность, правда и ложь, цель и средства ее достижения, активность и пассивность, человек и общество, познание и самопознание, разум, любовь, совесть, нравственность, сочувствие, достоинство, благородство, истина, ответственность и др.) [8, с. 290].
Важнейшим результатом изучения истории, на наш взгляд, должно являться формирование представлений об эволюции всего общества в целом, со всеми его институтами, в его основных противоречиях; формирование гражданственности и патриотизма, исторического сознания, обеспечивающего преемственность поколений, сохранение и развитие культуры. Как отмечал русский историк В.О. Ключевский, «без знания истории, мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться» [11, с. 15].
В современных условиях представляется необходимым активизировать работу по формированию системного, критического и позитивного мышления, его культуры.
Важно также больше внимания уделять методам индивидуального и группового развития, обеспечения комфортного психологического климата в коллективах, а также эффективного использования информационных технологий, телекоммуникаций.
В сфере экологического образования представляется необходимым больше внимания уделять передаче накопленных знаний и генерации новых по следующим направлениям: экологическая культура, здоровый образ жизни; технологии реабилитации окружающей среды, создание веществ, уничтожающих искусственно синтезируемые химические вещества; обеспечение восполняемыми источниками сырья, альтернативными источниками энергии (гелио-, ветро-, био-, геоэнергетика); разработка замкнутых хозяйственных циклов при добыче и переработке сырья; осуществление малоотходных и безотходных технологических процессов; производство экологически безопасных материалов (например, биоразлагаемых полимеров, композитов на их основе); экологически ориентированная межотраслевая кооперация; общественный контроль за соблюдением требований экологической безопасности на производственных объектах; экологический мониторинг.
В области экономического образования отметим важность знакомства обучающихся со следующими методами: системного, ситуационного анализа, STEEPLE-анализа (анализ политических, правовых, природных, экономических, социально-демографических, этнических, технологических факторов работы организации), SWOT-анализа (анализ сильных и слабых сторон объекта исследования, возможностей и угроз во внешней среде), функционально-стоимостного анализа, сравнения (бенчмаркинга), анализа организационных патологий, «разрывов», методами математического, имитационного моделирования, прогнозирования (методы экспертных оценок, экстраполяционные, нормативные и др.), планирования (балансовые, экспериментальные, нормативные, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и др.), методами снижения материало-, энерго-, трудо- и капиталоемкости производств, методами рефункионализации и реструктуризации, процессного консультирования, фасилитации (например, развивающая, динамическая фасилитации, «Выход за рамки», «Саммит позитивных перемен», «Стратегические изменения в реальном времени», «Конференция «Поиск»), методами наставничества, управления качеством, рисками, знаниями. Представляется необходимым знакомить обучающихся с такими инструментами, как оценка кадров «360 градусов», методы Дельфи, конференции идей, мозгового штурма, деловой игры, построения деревьев целей / решений / работ и др.
Представляется весьма актуальным в современных условиях обеспечивать передачу обучающимся знаний о наиболее эффективных, в т.ч. передовых, методах организационного развития предприятий, а также о подходах к управлению их организационным развитием (системным, процессным, проектным, эколого-экономическим, целевым, структурным, динамическим, историческим, поведенческим, интеграционным, ситуационным и др.).
Особо важно, на наш взгляд, предоставлять возможность обучающимся работать над решением реальных задач предприятий-партнеров образовательных организаций; участвовать в реализации внутренних и внешних социальных проектов.
Итак, рассмотрены направления совершенствования образования, соотносящиеся с тремя важнейшими и взаимосвязанными сферами: экологической, социальной и экономической. Отметим теперь некоторые инструменты максимизации результатов образовательной деятельности.
Успешному овладению знаниями и навыками в областях регламентированного и творческого труда, на наш взгляд, будет способствовать использование:
- активных и интерактивных методов обучения (лекции: визуализация, пресс-конференция, диалог, с ошибками, вдвоем, проблемная и др.; семинары: дискуссия, конференция, исследование, учебно-ролевая игра, взаимообучение, деловая игра, разбор ситуаций, тренинг и др.);
- полного системного классификатора методов образования В.В. Гузеева и А.А. Остапенко (имеются в виду комбинации базовых (репродуктивный, программированный, эвристический, проблемный) и игровых, контекстных и модельных методов; классификационный признак - открытость / закрытость элементов образовательного процесса (начальные условия, предполагаемые результаты, промежуточные задачи, пути их решения));
- различных инструментов оценивания (личностные, профессиональные, ситуационные тесты, тесты способностей, учебных достижений, стандартные, структурированные, неструктурированные, поведенческие интервью, кейс-методики, центры оценивания, различные портфолио и др.) [5, 6].
В обществах, основанных на знаниях, обучение на протяжении всей жизни - необходимость. Ценности гармонии, устойчивого развития, наиболее полной самореализации, здорового образа жизни сотрудников находят в настоящее время отражение в миссии и ценностях предприятий, в повседневной работе по развитию персонала подразделений.
Выделим на основе анализа ряда нормативных и отчетных материалов приоритетные направления в сфере «образование взрослых», способствующие гармонизации отношений во взаимосвязанных экологической, социальной и экономической сферах:
- реализация программ развития талантов (цель - максимальное развитие способностей технических экспертов, экспертов в развитии отношений с клиентами, лидеров бизнес-подразделений, лидеров обмена знаниями);
- информирование о возможностях развития и стимулировании на предприятии, в т.ч. знакомство с системами «грейдов», с механизмами обратной связи, инструментами управления эффективностью деятельности (сбалансированная система показателей (ССП) Р. Каплана и Д. Нортона, трехзвенная модель ССП А. Федосеева и И. Котельникова, «Панель управления», универсальная система показателей Р. Хьюберта, призма эффективности, модели Л. Мейсела, Европейского фонда управления качеством, «Заинтересованная сторона», ключевые показатели эффективности, бюджетирование и др.);
- разработка планов индивидуального развития и контроль за их выполнением;
- сочетание развития на рабочем месте и обучения на опыте других;
- организация стажировок на вышестоящие должности;
- привлечение персонала к работе в межфункциональных проектных командах, к участию в специальных развивающих бизнес-проектах;
- повышение информированности и мобилизация усилий в области охраны здоровья, окружающей среды, знакомство с практиками в сфере бережливого производства, социальной ответственности предпринимательства;
- разработка и реализация программ повышения качества рабочей жизни;
- привлечение работников к созданию тематических форумов в интранет по проблемам эко-социо-экономического развития;
- совершенствование взаимодействия, в т.ч. кластерного, с заинтересованными сторонами;
- знакомство с методами развития организационной культуры, командообразования, медиации, повышения уровня эмоционального интеллекта;
- организация тренингов и посттренинговых консультационных сессий;
- формирование компетенций, позволяющих воспользоваться технологиями дистанционного образования;
- гармонизация взаимоотношений в коллективах через процедуру самовыдвижения в резерв, реализацию идей «двух скоростей» развития, «внедолжностной карьеры» [3, 4, 9, 15, 16, 18, 19].
Таким образом,
- в настоящее время необходимо активное совершенствование образовательной деятельности в направлении увеличения ее вклада в гармонизацию эко-социо-экономической системы, в том числе с учетом направлений и методов, приведенных в данной статье;
- гармонизация предполагает согласование целей развития, выработку критериев и оптимальных путей их достижения в экологической, социальной и экономической сферах;
- гармоничное эко-социо-экономическое развитие требует более активного привлечения к процессу выработки и реализации решений всех заинтересованных в этом сторон: представителей центральных, региональных и местных органов государственного управления, представителей предпринимательства, инвестиционно-финансового, научного и образовательного сообщества, общественных организаций; особо важным представляется расширение интеграции, укрепление связей в системе «образование - наука - производство».
Рецензии:
31.03.2014, 11:21 Кузьмина Виолетта МИхайловна
Рецензия: Анализа нормативной базы я не увидела, годовых и социальных отчетов предприятий - таковых даже в списке литературы нет, соответственно методы наблюдения -не знаю, где вы использовали, поэтому откорректируйте свое начало
17.04.2014, 9:13 Агакишиева Тахмина Сулейман Отзыв: Рекомендовать к печати. |