Разделы: ПедагогикаРазмещена 04.04.2014. Последняя правка: 17.05.2014.
Просмотров - 4990
Организация самостоятельной работы студентов на практических занятиях
Файзуллаев Кахрамон Махмуджанович
Ассистент
Узбекистан, Наманганский инженерно-педагогический институт
преподаватель
Дадамирзаев Гулямкадир, Наманганский инженерно-педагогический институт, доцент кафедры электроэнергетики Файзуллаев Кахрамон Махмуджанович, Наманганский инженерно-педагогический институт, ассистент кафедры электроэнергетики
Аннотация:
В статье рассматривается вопросы организации самостоятельной работы студентов на практических занятиях. Примером объекта является студенты неэнергетических специальностей по предмету «Электротехника». Приведены примеры по составлению задач и организация на их основе самостоятельную работу.
Abstract:
The article describes the Organization of independent work of students during practical training. An example of an object is non-energy professions students on the subject of "electrical engineering". Examples of programming tasks and organization of independent work.
Ключевые слова:
Самостоятельная работа студентов, самоуправление деятельностью, предмет «Электротехника», электрические схемы, дифференцированные задания, самооценка знаний.
Keywords:
Independent work of students self-government activities for electrical, wiring diagrams, differentiated assignments, self-assessment of knowledge.
УДК 303.1
Организация самостоятельной работы студентов на практических занятиях. Содержание каждой учебной дисциплины ориентировано на конкретную педагогическую технологию и комплект учебно-методических материалов, разработанных для поддержке её изучения.
В настоящее время по многим учебным дисциплинам уменьшается объем аудиторных занятий, в связи с чем возросла роль самостоятельной работы студентов.
По мнению рядаспециалистов, самостоятельная работа студентов - это неотъемлемая часть учебного процесса под руководством и контролем преподавателя, в ходе которого совершается творческая деятельность по приобретению и закреплению знаний. В результате успешного выполнения самостоятельной работы осваиваются навыки познания, формируется научное мировоззрение и личные убеждения по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности [1]. В нашем Наманганском инженерно - педагогическом институте, где в основном подготавливаются педагоги для профессиональных колледжей, для них самостоятельная работа должна быть не только целью, но средством и условием в будущей деятельности [2].
На основе государственного образовательного стандарта увеличено время на проведение практических занятий, организацию самостоятельной работы студентов (СРС), при соответствующем сокращении времени на чтение лекций. Это требует создание условия, обеспечивающей эффективность СРС. Самостоятельная работа десятков тысяч студентов, многие из которых ещё не приучены ее выполнение и не имеют навыков поиска нужной информации, обязательно должна осуществляться под руководством преподавателей и ими руководствоваться. Кроме того, студентов необходимо обеспечить учебно-методическими и справочными материалами. Должны быть подготовлены как печатные, так и электронные версии учебных пособий по практическим занятиям. Необходимо разработать и внедрить обоснованную систему учёта качества выполнения самостоятельной работы в семестре при выставлении рейтингового балла по дисциплине [3].
Нам предоставляется, что нельзя недооценить необходимость самостоятельной работы студентов на практических занятиях как и абсолютизировать её при работе во вне учебное время, скажем при выполнении индивидуальных домашних заданий. У нас для студентов по направлениям «Профессиональное образование» большой упор делается на решение задач, упражнений, составление различных диаграмм, графиков. Такой подход к изучению материалов способствует углублению знаний при подготовке высококвалифицированных инженеров-педагогов.
Для курса «Электротехника» по подготовке специалистов в не энергетических специальностей выделены ограниченные часы. Это требует активной организации самостоятельной работы, исходя из степени готовности к ней каждого студента. Необходимо выстраивать систему заданий так, чтобы в конечном счете студент имел возможность реально оценить свое знание, а преподаватель определяя её должен оказывать консультативную помощь каждому студенту по развитию его самостоятельной работы. По мере готовности к самостоятельной работе функция контроля со стороны преподавателя заменяется различными формами самоконтроля. В результате от первоначального непосредственного руководства преподавателя студент начинает переходит к самоуправлению собственной деятельностью.
Мы по курсу «Электротехника» для студентов неэнергетических специальностей разработали и внедрили в учебный процесс сборник задач и заданий на основе дидактических материалов, т. е. схем, рисунков и графиков.
При составлении заданий выбрали следующие принципы и методики:
1. Задачи представлены только в схемах и рисунках. Это относиться к проблемным занятиям в современных технологиях обучения, потому что самостоятельная творческая работа студентов реально обеспечивается в электрических схемах и заданиях.
2. Условие задачи не даётся открытым текстом, однако студент имеет возможность составить его на основе схемы и данных электротехнических параметров.
3. Предлагается определение электротехнических величин на основе буквенных и графических значений в схемах.
4. Каждая задача состоит из 5 дифференцированных заданий. Для него разработан критерий рейтинговых баллов с учетем степени сложности заданий. Это даст возможность студентам самооценивать свои знания.
В аудиторных занятиях применяется «метод микрогрупп» из 5-6 человек, им раздаются однотипные задачи на карточках, после определённого времени проводится презентация каждой микрогруппы, её обсуждение и самооценка деятельности микрогруппы и студентов в микрогруппах. Такая стратегия педагогических технологий способствует развитию самостоятельности, научного мышления и речи студентов, позволяет одновременно проверить знания достаточно многих студентов в группе, в связи с чем она выступает важным средством оперативной обратной связи.
Каждую задачу составили так, чтобы охватить важные вопросы темы и по возможности математические выкладки были краткими. Все задачи были заранее решены и методически обработаны нами, а студентам представлены только их ответы.
Следует подчеркнуть, что подготовленные дидактические задачи не исполняют роль теста для контроля знаний, так как предназначены для развития познавательного процесса. Вместе с тем в данном случае выполняется и методическая задача: не разобравшись с электротехнической схемой, студент не может решать любую представленную задачу.
Приведём примеры из составленных задач.
1. Расчёт трёхфазных сетей:
Электротехнические данные для схемы-1:
R= 16 Ом – активное сопротивление каждого из трёх потребителей;
X
L=12 Ом – индуктивное сопротивление;
Р
Ф= 1,2∙10
3 Вт – активная мощность одной фазы.
Задания для схемы-1:
1. Определить полное сопротивление фазы.
2. Определить коэффициент мощности фазы.
3. Вычислить напряжение фазы.
4. Определить ток фазы.
5. Вычислить полную мощность.
2.Вычисление параметров трансформатора.
Электротехнические данные для схемы-2:
S
H=15 кB∙А – мощность трансформатора;
U
1=3B – напряжение сети постоянного тока;
I
1=25A – показание амперметра при U
1.
Сети постоянного тока U и переменного тока ˜U присоединяются поочерёдно.
U
H=220B – напряжение сети переменного тока, где f =50Гц;
I
X=6A – показатель амперметра при холостом ходе;
P
X=90 Вт – показание ваттметра при холостом ходе;
U
2=36B – показание вольтметра V
2.
Задания для схемы-2:
1. Определить активное сопротивление – R
1 первичной обмотки.
2. Вычислить полное сопротивление – Z
1 первичной обмотки переменного тока.
3. Определить индуктивное сопротивление – X
1 первичной обмотки.
4. Вычислить мощность потерь – P
1 первичной обмотки при холостом ходе и потерь мощности в стали (сердечнике) – P
C.
5. Определить номинальный ток – I
1H первичной обмотки и мощности потерь – P
1H первичной нагрузке при номинальной нагрузке.
Библиографический список:
1.Хилкова.Н., Ермакова Л. Проблемы организации самостоятельной работы. Высшее образование в России. №2.2007г. стр. 171-172.
2.Болтаева М., Дадамирзаев Г. Методологические основы формирования самостоятельного образования. Проблемы образования. №1.2008год. стр. 78-79.
3.Болтаева М., Дадамирзаев М. Г. Методические основы организации самостоятельной работы. Педагогическое образование. №4.2008 год. стр. 32-35.
Рецензии:
4.04.2014, 19:38 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Недопустимо много ошибок, текст читается сложно. Непонятно, что является предметом исследования: вопросы организации самостоятельной работы (аннотация), методы самостоятельной работы (название статьи) или практические задания (текст статьи). Необходимо определиться с главной целью статьи, а потом уже формировать логику изложения. Требует конкретизации категориальный аппарат. Статья не может быть опубликована в таком варианте.
4.04.2014, 21:09 Кузьмина Виолетта МИхайловна
Рецензия: Делаете сноски, а говорите "по-нашему мнению". Это не ваше мнение, а мнение цитируемых авторов.
Не все из указанных ключевых слов соответствуют изложенному материалу:творческая деятельность, дифференцированный подход, самоуправление. Я в работе не увидела ничего про эти понятия.
Далее -статья "обрывается на задании", и что дальше, впечатление, что еще забыли страницу текста, нет ни выводов, ничего. Список оформлен не по стандарту. Статья не рекомендуется для публикации, ее надо дорабатывать.
5.04.2014, 3:39 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: Тюрина Валентина Александровна.
Рецензия: Формирование у студентов умений и навыков самостоятельной работы – одна из актуальных проблем, стоящих перед современными образовательными учреждениями. Интересным является то, что автор формирует указанные умения и навыки на практических занятиях, особенно ценным является использование с этой целью задач, поскольку задачи – это самое мощное средство управления мыслительной деятельностью обучаемых. Вместе с тем необходимо доработать статью. А именно: 1. Структурировать статью в соответствии с требованиями к научным статьям. 2. Увеличить объем статьи за счет необходимых уточнений, обоснований и пояснений, а именно: а) объяснить, почему необходимо представлять задачи «только в схемах и рисунках». Какая дидактическая цель преследовалась такой репрезентацией задач?; б) объяснить, почему разделение каждой «задачи на 5 дифференцированных заданий дает возможность студентам» адекватно самооценивать свои знания. В представленных задачах задания не могут быть равнозначными. Поэтому лучше оценивать (и самооценивать) качество знаний через воспроизведение информационных единиц (то есть единиц учебной информации), а формирование умений и навыков – через их вариативное применение и перенос в измененные условия. Это более объективный способ оценивания и самооценивания. 3. Необходимо вычитать текст, то есть исправить стилистические и грамматические ошибки. Статья рекомендуется к публикации после необходимых исправлений и дополнений. С уважением и пожеланиями удачи, д.п.н., профессор В.А.Тюрина.
5.04.2014, 9:10 Ланин Борис Александрович
Рецензия: К сожалению, я не увидел ни одного МЕТОДА. Приведенный пример - обычное задание для студентов. Методологическая база отсутствует, психологические условия не выявлены. Нужно еще поработать над статьей и представить новый вариант на рецензирование: сама по себе проблематика очень важна в современных условиях. В этом виде статья не годится для публикации, к сожалению
5.04.2014, 9:22 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Тема статьи актуальна и интересна. Автор обращает внимание на один из наиболее важных аспектов подготовки специалистов - самостоятельную работу. Однако необходимо переработать аннотация на предмет стилистического оформление, стилистически переработать и текст самой статьи. Работа носит скорее констатирующе-информационный характер, чем исследовательский, однако, на наш взгляд, необходимо в более широком и детальном формате представить собственные выводы и результаты.
5.04.2014, 11:10 Ермакова Елена Владимировна
Рецензия: данная статья не вносит ничего нового в организацию самостоятельной работы студентов. Кроме того, в статье есть большое количество орфографических ошибок. После доработки статья может быть представлена к печати.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий