Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Физическая культура
Размещена 02.04.2014. Последняя правка: 01.04.2014.
Просмотров - 6625

Возрастная динамика развития координационных способностей младших школьников в процессе занятий хореографией

Петренко Иван Григорьевич

кандидат педагогических наук, доцент

Переяслав-Хмельницкий ДПУ имени Горигория Сковороды

доцент кафедры ТМФВ и С

Н. Ф. Чупрун, Государственное высшее учебное заведение «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды»; старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания и спорта


Аннотация:
Возрастная динамика развития координационных способностей младших школьников в процессе занятий хореографией. Статья посвящена изучению проблемы развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста. Цель работы - исследовать возрастную динамику формирования координационных способностей у детей младшего школьного возраста в процессе занятий хореографией. Методы и организация исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы и передовой педагогической практики; педагогическое тестирование; методы математической статистики. Исследование проводилось на базе СОШ №7 г. Переяслав-Хмельницкий, в эксперименте приняли участие 278 учеников начальных классов. В статье определены оптимальные периоды природного прироста основних компонентов координационных способностей у детей 6-9 лет.


Abstract:
Age dynamics of coordination abilities of junior high school students in the course of employment choreography. The paper studies the problem of coordination abilities of children of primary school age. Purpose - to examine the age dynamics of the formation of coordination abilities of children of primary school age in the course of employment choreography. Methods and organization studies: analysis and synthesis of scientific- methodical literature and pedagogical practice; teacher testing, methods of mathematical statistics. The study was conducted on the basis of secondary school № 7 Pereyaslav -Khmelnitsky, took part in the experiment 278 primary school students. The article identifies the best times of the natural growth of the main components of coordination abilities in children 6-9 years of age.


Ключевые слова:
динамика развития, координационные способности, младший школьный возраст, хореография

Keywords:
dynamics of development, coordination abilities, the younger school age, the choreography


УДК 37.042:612.76

Одним из перспективных направлений совершенствования системы физического воспитания младших школьников является поиск и научное обоснование эффективных средств и методов развития двигательных качеств, физических и координационных способностей детей. В этом контексте хореография имеет высокий педагогический потенциал, поскольку по результатам научных исследований (А. Шевчук, 2005; Е. Мартыненко, 2006) доказано, что хореографические навыки и умения по своей структуре и методике изучения идентичны двигательных, а усвоение танцевального движения осуществляется быстро и навык достигает высокого уровня сформированности и пластичности.

Изучению проблемы развития координационных способностей младших школьников в исследованиях последних лет уделено много внимания (Л. В. Волков, 2010; В. И. Лях, 2006; И. Козетов, 2001; Т. В. Скалий, 2006; А . П. Матвеев, 2003; П. П. Любовник, 2006; С. И. Присяжнюк, 2009; А. П. Швец, 2009; Л. В. Ковальчук, 2004 и другие). Большинство ученых, практиков, авторов современных программ по физической культуре для общеобразовательных школ признают важность развития координационных способностей у подрастающего поколения [1,3,5]. Особенно это касается детей младшего школьного возраста. В этот возрастной период закладываются основы управления движениями, формируются умения и навыки, отсутствие которых невозможно сформировать в старшем возрасте [1,4,5]. В работах ряда авторов [1,5,6] отмечено, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития большинства двигательных способностей.

Связь работы с научными программами. Статья выполнена согласно научного проекта ГВУЗ «Переяслав - Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды» по теме «Современные технологии физического воспитания детей и молодежи Украины».

Цель работы - исследовать возрастную динамику развития координационных способностей младших школьников в процессе занятий хореографией.

Методы и организация исследования - анализ и обобщение научно-методической литературы и передовой педагогической практики, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Для комплексной оценки развития координационных способностей младших школьников мы использовать разнообразные методики измерения, которые требуют проявления основных видов координационных способностей, в частности: к сохранению равновесия мы измеряли по методике Бондаревского с зрительным анализатором и без него; к точности движений - по показателям теста набрасывание колец на штатив с расстояния 1,5 м., 2,5 м., 3,5 м.; к управлению временными параметрами движений - по показателям бега на месте в течение 10с., 30с, 60с.; к управлению пространственными параметрами движений - по показателям ходьбы по прямой 7м. без зрительного анализатора; к дифференцировке мышечных усилий - по показателям кистевой динамометрии в полную силу и 50% от максимальной силы; ловкость - по показателям челночного бега 3х10м.; к ощущению ритма - по показателям игрового задания «Передай телеграмму»; к координированости движений - по показателям теста 3 кувырка вперед с выходом в и. п.

Исследование проводилось на базе СОШ № 7 г. Переяслав-Хмельницкий, в котором приняли участие 278 учеников начальных классов из них 6-летних 44 (22 мальчика и 22 девочки) 7-летних 75 (46 мальчиков и 29 девочек), 8-летних - 83 (47 мальчиков и 36 девочек), 9 - летних - 76 (34 мальчика и 42 девочки.

Результаты исследования. Возрастная динамика развития координационных способностей изучалась многими авторами. Следует отметить, что их мнения несколько разные. Так в работах Л. Волкова [1, с.74] сенситивным периодом развития данной способности указывается возрастной период с 7 до 10 лет у девочек и с 7 до 12-13 лет у мальчиков. Т. Круцевич [8, с.267] отмечает, что координационные способности у девочек имеют высокие темпы биологического развития от 8 до 9 и от 10 до 11 лет, а у мальчиков 8 - 9 и 11 - 12 лет. По данным В. Ляха [4, с.36] , в возрастном периоде от 7-8 до 11 - 12 лет отмечаются высокие темпы развития координационных способностей. Особенно бурное развитие их происходит у девочек до 11 лет, а у мальчиков до 12 лет, при этом прирост показателей с 7 лет составляет 75 %. И. Козетов [3, с.54] отмечает, что у детей одного и того же возраста уровень развития ловкости может быть совершенно разным. Итак, мнение многих авторов совпадает в том, что , в основном, все виды проявления координационных способностей наиболее активно развиваются в младшем школьном возрасте .

Результаты собственных исследований особенностей возрастной динамики и темпов прироста основных компонентов координационных способностей девочек и мальчиков младшего школьного возраста подтверждают наличие благоприятных периодов развития данных способностей. Анализируя абсолютные показатели возрастной динамики и темпов прироста основных компонентов координационных способностей в возрастном и половом аспектах, можем констатировать, что координационные способности обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной информации и имеют выраженные возрастные особенности.

Анализ полученных результатов по показателям челночного бега 3х10м говорит о постепенном улучшении показателей от 6 до 9 лет у мальчиков с самыми высокими в 9 лет (8,8с). У девочек наблюдаем постепенное улучшение показателей от 6 до 8 лет. Высокие темпы прироста данной способности у мальчиков (6,2%) отмечаем от 6 до 7 лет, а у девочек (4,1%) от 7 до 8 лет.

Высокие показатели способности к временным параметрам движений по результатам бега на месте в течение 10с. отмечаем как у мальчиков (1,5 с.) так и у девочек (2,8 с.) в возрасте 9 лет, а высокие темпы ее прироста-от 6 до 7 лет у девочек (28,5%) и от 8 до 9 лет у мальчиков (33,3%).

Результаты бега на месте в течение 30с говорят о высоких показателях (2,7 с) как у мальчиков, так и у девочек в 9-летнем возрасте. При этом у мальчиков показатели постепенно улучшаются от 6 до 9 лет, с наибольшим приростом (20%) от 8 до 9 лет, а у девочек наблюдаем постепенное ухудшение показателей от 6 до 8 лет и бурный (40%) рост от 8 до 9 лет.

По сведениям ряда авторов, у детей 7-8 лет быстро совершенствуется способность к различным видам точных движений [2,3,6]. В отдельных суставах точность пространственных перемещений прогрессивно увеличивается от 7 до 12 лет [2]. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что возраст 8 и 9 лет у мальчиков и девочек является благоприятным для развития точности пространственных перемещений.

Высокие темпы прироста показателей способности к точным движениям с расстояния 1,5м фиксируем в возрасте от 6 до 7 лет - у мальчиков 46,2%, у девочек 49,5%. Высокие темпы прироста с расстояния 2,5м фиксируем в возрасте от 7 до 8 лет у мальчиков 26,3%, и у девочек 47,6%. Необходимо отметить, что прирост показателей у девочек значительно выше, чем у мальчиков. Высокие темпы прироста с расстояния 3,5 м  фиксируем у мальчиков от 7 до 8 лет (20%), а у девочек от 8 до 9 лет (8,5%).

По сведениям В. Ляха [5,с.40], значительное развитие способности к пространственной ориентации происходит в возрасте от 7 - 8 до 11 - 12 и после 14 -15 лет. Несколько отличаются данные, приведенные в работах Асми Назем [7,с.56], где отмечается о достоверном улучшение ориентации в пространстве с 7 до 12 лет. Исследованиями А. Матвеева [6, с.45] установлено, что в младшем школьном возрасте темпы развития пространственной ориентировки у мальчиков значительно выше, чем у девочек. Точность пространственных перемещений прогрессивно увеличивается у детей с 7 до 12 лет [4, с.10]. В связи с этим, многие исследователи утверждают, что младший и средний школьный возраст наиболее благоприятные для развития пространственной ориентации.

В темпах биологического развития показателей способности к пространственной ориентации, по результатам теста ходьбы по прямой 7м без зрительного ориентира, наблюдаем постепенное улучшение показателей от 6 до 9 лет у девочек, и у мальчиков. Однако стоит заметить, что в возрастном периоде от 7 до 8 лет прирост у мальчиков значительно выше, чем у девочек. Высокие темпы прироста данной способности у мальчиков (28,4 % ) отмечаем в возрастном периоде с 7 до 8 лет, а у девочек (18,6%) - от 8 до 9 лет.

Способность к сохранению статического равновесия от 1 -го до 2 - го класса существенно ухудшается, а затем в течение двух лет непрерывно растет, а динамическое равновесие бурно развивается в 7 - 9 и 10 - 11 лет [1, с.267]. Аналогичные сведения приведены в работах А. Карпеева [2, с.6] и И. Козетова [3, с.56], где отмечается о значительном интенсивное развитие функции динамического равновесия у детей 7 - 10 лет (до 10- летнего возраста величина отклонения от прямой уменьшается в среднем за год на 10,2 см). Исследования В. Ляха [4, с.11] свидетельствуют о том, что у мальчиков показатели равновесия хуже , чем у девочек, с возрастом эти показатели улучшаются. Статокинетическая устойчивость, по утверждению автора, заметно улучшается в младшем школьном возрасте.

Результаты собственных исследований показателей способности к удержанию равновесия с открытыми глазами говорят о постепенном развитии данной способности у мальчиков от 6 до 9 лет. Зато у девочек в отличие от мальчиков наблюдаем ухудшение показателей в 7- милетнем возрасте и постепенное улучшение в 8 и 9 лет. Динамика показателей способности к удержанию равновесия с закрытыми глазами несколько иная. Так у девочек происходит постепенное улучшение показателей от 6 до 9 лет, а у мальчиков - от 6 до 8 лет и снижением в 9 лет. Высокие темпы прироста способности к сохранению равновесия с открытыми глазами наблюдается как у мальчиков (23,1%), так и у девочек (24,5%) в возрасте от 7 до 8 лет, а с закрытыми глазами - у мальчиков в возрасте от 6 до 7 лет (23,4%), а у девочек от 8 до 9 лет (13,7%).

При направленной тренировке ритмичности, прирост ее показателей в возрасте 6-7 лет составляет примерно 29%, в 10-12 лет - 40%, а в 13-16 лет - 18% [2, с.46]. Этим объясняются многочисленные примеры достижения 10-12 - летними детьми заметных результатов в видах спорта со сложной координационной структурой.

Высокие темпы развития  способности к ритму по результатам игрового задания «Передай телеграмму» отмечаем у мальчиков от 6 до 7 лет (16,9%), а у девочек - снижение показателей данной способности от 6 до 7 лет и постепенное улучшение с 7 до 9 лет.

По результатам собственных исследований И. Козетов [3, с.58] отмечает, что дети 9- летнего возраста имеют высокую проприоцептивную чувствительность - они точнее воспроизводят заданное усилие, как с открытыми, так и с закрытыми глазами.

Анализ полученных результатов по показателям кистевой динамометрии 50 % от максимальной силы свидетельствует о постепенном развитии данной способности как у девочек, так и у мальчиков. Высокие темпы прироста воспроизведения мышечных усилий правой и левой  руками у девочек наблюдаем в возрасте от 7 до 8 лет (21,5% и 36,1% соответственно). У мальчиков высокие темпы прироста данной способности отмечаем правой рукой от 7 до 8 лет (44,2%), а левой - от 6 до 7 лет (36,9%).

Координированность движений у девочек имеет высокие темпы биологического развития от 8 до 9 лет и от 10 до 11 лет, у 11-12 лет темпы прироста средние, от 12 до 14 лет координированность ухудшается, а в дальнейшем восстанавливается и стабилизируется [8, с.269]. У мальчиков высокие темпы биологического развития этой способности приходятся на возрастные периоды 8-9 и 11-12 лет , с 13 до 14 лет - средние темпы прироста. Возрастные периоды от 9 до 10, от 12 до 13 и от 14 до 17 лет характеризуются относительной стабилизацией координированности движений, то есть существенных положительных или отрицательных изменений не происходит [8, с.210].

При изучении возрастной динамики развития способности к координированности движений по результатам теста 3 кувырка вперед с выходом в и. п., высокие показатели фиксируем у мальчиков (5,7с) в возрасте 8 лет, а у девочек (6,3с) в 9 лет, а темпы ее развития и у мальчиков (20,8%) и у девочек (13,8%) от 7 до 8 лет.

Выводы. Анализ и темпов развития координационных способностей свидетельствует о следующем: в возрастном периоде от 6 до 7 лет высокие темпы прироста (при Р < 0,05) наблюдается в способностях: мальчики - к точным движениям (46,2%), удержание равновесия с закрытыми глазами (23,4%), чувство времени (21,3%), чувство ритма (16,9%) и координированность движений (19,3%); девочки - к пространственных параметров движений (13%), ощущение мышечных усилий (16,7%) и скоординированность движений (17,4%); от 7 до 8 лет отмечаем как у мальчиков, так и у девочек достоверные темпы прироста в способностях к точным движениям (43,9 % и 47,6 % соответственно), удержание равновесия с открытыми (23,1% и 24,5%) и закрытыми (18,1% и 11,3%) глазами, ощущение мышечных усилий (44,2% и 21,5%), скоординированность движений (20,8% и 13,8%) и у мальчиков способности к ощущению времени (28,6%); от 8 до 9 лет достоверные темпы прироста фиксируем в способностях: мальчики - ощущение времени (33,3%), пространственной ориентации (23,1%), ощущение мышечных усилий (26,9%) и удержания равновесия с открытыми глазами (11,7%); девочки - удержание равновесия с открытыми глазами (13,7%).

Учитывая динамику возрастного развития координацыонных способностей младших школьников не обходимо определять содержание педагогического воздействия избирательной направлености в процессе занятий хореографией.

На основании данных динамики развития и определения информативной значимости показателей основных компонентов координационных способностей у детей 6-9 лет, нами разработана научно обоснованная методика формирования этих компонентов средствами хореографии с учетом половых и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Библиографический список:

1. Волков, Л.В. Спортивна підготовка молодших школярів. – К.: Освіта України, 2010. – 388 с.
2. Карпеев А. Г. Направления и принципы изучения двигательной координации основных видов движений // Теория и практика физической культуры. 1995. № 9. С.5–7.
3. Козетов, И. И. Закономерности развития и совершенствования координации движений у детей 7-9 лет // Наука в олимпийском спорте. 2000. №1. С. 53-59;
4. Лях В. И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. 2000. № 4. С.6–13.
5. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие.- М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290с.
6. Матвеев А. П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учебное пособие для студентов средн.спец.учеб.заведений. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 248с.
7. Назем Асми Возрастные особенности развития координации движений у детей на уроках физической культуры в младших класах // Резервные возможности совершенствования функциональной подготовлености при больших тренировочных загрузках (Часть 2): мат. робочего совещания по обобщенной теме научно-иследовательских работ (Гос.ком. Украины по ФК и спорту, УГУФВС). Киев, 1998. С. 55-60;
8. Теория и методика физического воспитания: ученик для высших учебных заведений физического воспитания и спорта/ под. ред.. Т. Ю. Круцевич. – К. : Олимпийская литература, 2003, Т. 1. – 423с.




Рецензии:

2.04.2014, 18:13 Наговицын Роман Сергеевич
Рецензия: Актуальность разработки методики формирования координационных способностей младших школьников с помощью реализации занятий хореографией не вызывает сомнения. Статья соответствует работам такого рода и рекомендуется к печати.

16.05.2014, 0:37 Кихтенко Любовь Федоровна
Рецензия: В статье представлены результаты проведенной исследовательской работы по изучению зависимости развития координационных способностей детей от их возраста (выражаясь языком физиологов - сенситивного периода развития координационных способностей). По своей структуре статья имеет вступление, основную часть, заключение и список литературы. Название статьи в основном соответствует содержанию. Тем не менее, есть ряд замечаний. По тексту статьи имеются ошибки в изложении авторской мысли. Например, во II абзаце не совсем понятно, что имеется в виду в предложении «В этот возрастной период…формируются умения и навыки, отсутствие которых невозможно сформировать в старшем возрасте». Кроме того, требуется исправить и орфографические ошибки в предпоследнем абзаце, в слове «координационных». Также отмечаем недочеты научного характера. Во-первых, необходимо раскрыть понятие «прирост основных компонентов координационных способностей», которое является основным для проводимого исследования. Во-вторых, автор необоснованно объединил методы и организацию исследования в одно целое. При этом, в данном абзаце раскрываются только методы исследования. Организация исследования подразумевает, как минимум, описание последовательности этапов и задач экспериментальной работы. Выходя за рамки рецензирования, добавлю, что вопросы развития физических качеств человека в онтогенезе изучает возрастная физиология. Можно расширить доказательную базу за счет этой, смежной науки. В целом, статья имеет практическое значение, и, после исправления указанных недочетов, может быть рекомендована к публикации. Доцент кафедры физической культуры и здоровьесбережения Ставропольского института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования к. пед. н., Любовь Кихтенко.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх