Каракалпакский Государственный Университет им. Бердаха
Студент
Научный руководитель: Шамшетова Дильяра Сарсенбаевна, КГУ им. Бердаха, кафедра финансов, ассистент. Уралбаева Мадина Уралмирзаевна, НГПИ им. Ажинияза, студент
УДК: 37.0
В развитии любого общества, с перспективой на будущее, ключевое место принадлежит молодежи. Это такая социальная группа в обществе, которая со временем начнет занимать ведущие позиции в экономике, политике, социальной и духовной сферах и от нее, в полном смысле слова, будут зависеть благополучие в обществе и благосостояние народа.
В наши дни роль образования высока, как никогда в истории человечества. После того как мы оставили позади век промышленности и вступили в век информации, ценность образования стала расти непрерывно.[1]
Всем известно, что уровень развития общества определяется его отношением и вниманием к подрастающему поколению – молодежи. В Республике Узбекистан этому вопросу уделяется огромное внимание. Воспитание духовно и физически развитого поколения является задачей общенационального, общегосударственного масштаба и находится в центре внимания нынешней политики государства. Как отмечал Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов: «Великое будущее нашей страны и наш завтрашний день, свободная жизнь и благополучие, и то, какое место займет Узбекистан в мировом сообществе в XXI веке, - все это зависит прежде всего от нового поколения, от того какими вырастут наши дети».
Это все находят свои отражения в реформах, проводимых в нашей стране. Доказательством этого является то, что половина средств направляемых на социальную сферу, приходится на образование.
Таблица 1. Структура государственных расходов на образование в Узбекистане за 2010г.
№ |
Наименование |
Показатель (%) |
1 |
Дошкольное образование |
9.0 |
2 |
Общее среднее образование |
55.3 |
3 |
ССПО |
18.6 |
4 |
Высшее образование |
4.3 |
5 |
Другие виды образования |
12.8 |
Всего: |
100 |
* Источник: Аналитическая записка 2012/02 Центра экономических исследований. «Повышение качества человеческого капитала в контексте модернизации экономики и общества». Ташкент - 2012
В рамках реализации Национальной программы по подготовке кадров Узбекистан стал одной из немногих постсоветских стран, который смог не только сохранить, но и создать во многом новую систему среднего специального, профессионального образования, пойдя по пути сбалансированного развития среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования.
В настоящее время в Узбекистане действует система 12-летнего всеобщего обязательного образования – общее среднее образование и средне специальное профессиональное образование. Сформированная система профессиональных колледжей является базой для подготовки квалифицированных кадров, которые призваны стать важным фактором модернизации экономики в рамках стратегии индустриально-инновационного развития страны.
Несомненно, что попытка формирования системы учреждений ССПО, обеспечивающих полный охват учащихся 9-х классов, была ориентирована (явно и неявно) на решение двух задач:
1. Снятие демографического прессинга, повышение возрастной планки для входа на рынок труда для молодежи.
2. Обеспечение лучших условий для трудоустройства для молодежи через получение определенной специальности.[2]
Безусловно, эти задачи очень важны. В частности, задачи получения специальности, быть активными и инициативными личностями, находящие свои места в стремительно меняющихся современных политико-экономических условиях являются актуальными для молодежи, как у нас, так и в других странах мира. А дальнейшее содействие в их трудоустройстве каждым представителем молодежи принимается как поддержка и внимание со стороны государства на пороге первых достижении и успехов в жизненном пути.
Диаграмма 1. Количество созданных по Узбекистану новых рабочих мест за первое полугодие 2013 г. в разрезе регионов.
В Республике Узбекистан проведено ряд мер, предусматривающее достижение вышеупомянутых целей. Созданы механизмы трудоустройства выпускников колледжей:
– Создание новых рабочих мест для молодежи;
– Система «предприятие-колледж»;
– Организация трудовых ярмарок;
– Содействие в осуществлении предпринимательской деятельности выпускников;
– Мониторинг трудоустройства и т.д.
Если за первую половину 2013 года по Узбекистану создано 554 398 новых рабочих мест, то 309 463 из них для молодежи. За 2012-2013 учебный год по всей республике проведено 1052 трудовых ярмарок, а количество «прикрепленных» предприятии составило 194076.
Таблица 2. Сведения о занятости выпускников учреждений ССПО 2011-2012 учебного года Республики Каракалпакстан.
№ |
Название региона |
Занятость обеспечено |
в том числе: |
Занятость не обеспечено |
|
Трудоустроены |
Поступили в ВУЗы |
||||
Республика Каракалпакстан |
95,4% |
96,9% |
3,1% |
4,6% |
|
|
|||||
1 |
Амударья |
99,6% |
98,0% |
2,0% |
0,4% |
2 |
Беруний |
97,6% |
98,7% |
1,3% |
2,4% |
3 |
Караузяк |
91,9% |
95,0% |
5,0% |
8,1% |
4 |
Кегейли |
96,2% |
95,8% |
4,2% |
3,8% |
5 |
Кунград |
92,2% |
96,7% |
3,3% |
7,8% |
6 |
Канликул |
98,9% |
96,3% |
3,7% |
1,1% |
7 |
Муйнак |
93,2% |
97,8% |
2,2% |
6,8% |
8 |
Нукусский район |
98,1% |
96,3% |
3,7% |
1,9% |
9 |
Тахтакупыр |
90,5% |
94,0% |
6,0% |
9,5% |
10 |
Турткуль |
97,7% |
98,5% |
1,5% |
2,3% |
11 |
Ходжейли |
90,3% |
97,2% |
2,8% |
9,7% |
12 |
Чимбай |
97,6% |
97,4% |
2,6% |
2,4% |
13 |
Шуманай |
95,7% |
95,4% |
4,6% |
4,3% |
14 |
Элликкала |
99,6% |
98,4% |
1,6% |
0,4% |
15 |
г. Нукус |
92,3% |
94,8% |
5,2% |
7,7% |
16 |
г. Тахиаташ |
95,1% |
97,6% |
2,4% |
4,9% |
* Источник: Рассчитано автором на основе данных Центра ССПО Республики Каракалпакстан за 2011-2012 учебный год.
Но в то время, когда количество созданных рабочих мест для молодежи растет, количество трудоустроенных выпускников по своим специальностям все еще остается низким. Если в Республике Каракалпакстан трудоустроены 92,4% выпускников колледжей, то только 39,5% из них трудоустроены по своим специальностям. Здесь внимание привлекает то, что по некоторым специальностям нет трудоустроенных, в то время, когда количество выпускников этих специальностей составляет несколько десятков. Учитывая то, что учреждения ССПО готовят младших специалистов, можно отметить, что такое положение дел, в конечном счете, может привести к дефициту кадров.
Диаграмма 2. Нетрудоустроенные выпускники учреждений ССПО 2011-2012 учебного года Республики Каракалпакстан.
* Источник: Рассчитано автором на основе данных Центра ССПО Республики Каракалпакстан за 2011-2012 учебный год.
Одной из причин возникшей проблемы является низкое качество образования в учреждениях ССПО, в результате чего многие выпускники колледжей имеют не достаточную теоретическую и практическую основу для профессиональной деятельности, что делает их не конкурентоспособными на рынке труда. Вследствие этого выпускники будут вынуждены работать по другой специальности, в частности в тех сферах, где не требуется профессиональных навыков и знаний.
Для решения этих проблем и дальнейшего содействия в трудоустройстве молодежи в Республике Узбекистан совершенствуется законодательная база, в частности внесены изменения в Трудовой кодекс и в Закон «О занятости населения» Республики Узбекистан.
Безусловно, это является результатом тех реформ и мер, которые предусматривают достижение благосостояния народа и великого будущего для последующего поколения.
Рецензии:
5.04.2014, 17:36 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Актуально. Рекомендуется к печати
5.04.2014, 17:51 Мельниченко Александр Анатольевич
Рецензия: Имеет место несоответствие названия статьи и ее содержание. Автор доволь неплохо описал состояние с трудоустройством выпусником; при этом крайне скудно описал применяемые меры для улучнения ситуации и практически не определил перспективы развития исследуемой проблемы (не говоря уже о выделении мероприятий, направленных на решение имеющейся проблемы). Доработать.
6.04.2014, 5:29 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Трудоустройство является важнейшим итогом обучения выпускников любого учебного заведения и перспеткивой их личностного и профессионального роста. В этом смысле статья имеет научный интерес. Однако она носит информативный характер, в работе отсутствут выводы автора, имеют место стилистические недочеты и опечатки, например: "Это все находят свое отражение...", "каждой молодежью" и т.д. Также необходимо расширить библиографический список.
6.04.2014, 10:08 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Проблема исследования классифицируется как одна из самых актуальных в развитии образовательных систем не только Узбекистана. Можно искренне порадоваться, что в решении этой проблемы молодежь, в частности студенты, выступают не только объектом, но и субъектом оптимизации процесса трудоустройства молодежи. К тому же, автор не ограничивается констатацией явных достижений страны в этом аспекте, но и выделяет проблемы на основе собственных исследований: систематизации и анализа информации, полученной из официальных источников. Желаю энтузиазма и успехов в дальнейшем научном поиске в этом направлении. Есть некоторые ошибки в тексте и его структурной организации. В целом, считаю, что статья представляет ценность и может быть опубликована в научном журнале.
7.04.2014, 1:12 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья соответствует всем требованиям и может быть рекомендована к публикации
8.04.2014, 17:12 Супрун Николай Алексеевич
Рецензия: Рекомендую к печати. Импонирует подход к обоснованию актуальности вопроса исследования.
10.04.2014, 11:42 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Рекомендуется к печати
3.05.2014, 20:42 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Обратите внимание на рецензию Александровой Е.Г. и перед публикацией статьи все же исправите свои ошибки (их гораздо больше, чем указано в рецензии). Например: "В частности, задачи получения специальности, быть активными и инициативными личностями, находящие свои места в стремительно меняющихся современных политико-экономических условиях является актуальным для молодежи, как у нас, так и в других странах мира." - и это одно предложение.
Комментарии пользователей:
27.05.2014, 21:53 Жалменов Исламбек Улыкбек улы Отзыв: Выражаю свою благодарность всем рецензентам. Статья отредактирована |
28.05.2014, 7:06 Редакция журнала SCI-ARTICLE.RU Отзыв: Необходимо ответить каждому рецензенту оставившему рецензию с замечаниями и рекомендацией доработки. Сделать это нужно через ссылку ответить рецензенту, расположенную после каждой рецензии. В этом случае рецензентам придет оповещение об оставленном Вами ответе на рецензию. |