НИУ "БелГУ" / МБОУ "СОШ №42" г. Белгород
аспирант/учитель физической культуры
Нестеренко Галина Леонидовна, НИУ «БелГУ», преподаватель кафедры спортивных дисциплин, кафедра спортивных дисциплин, кандидат биологических наук, доцент, E-mail: nesterenko@bsu.edu.ru
УДК 372.879.6
ВВЕДЕНИЕ
Оптимизация всех видов подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта и, в частности, в мини-лапте является одной из проблемных задач теории и методики тренировки [2,3].
Изучение особенностей тренировочного процесса в командах квалифицированных мастеров выявило отсутствие научно обоснованной системы взглядов на тренировочный процесс как явление, зависимое от особенностей соревновательной деятельности.
Анализ соревновательной деятельности сильнейших команд показал, что игра становится более интенсивной и динамичной [2]. Выполнение двигательных действий максимальной интенсивности неуклонно влечет за собой снижение уровня работоспособности и накоплению усталости. Вследствие чего нарушаются координационные способности, что влечет за собой увеличение количества ошибок в выполнении технико-тактических действий, совершаемых отдельными игроками, и, как следствие, снижение эффективности игры команды [5].
Опыт показал, что повышение уровня специальной физической подготовленности игроков значительно влияет на эффективность соревновательной деятельности [5]. Одним из резервов повышения результатов соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовки игроков в мини-лапту, и в особенности специальной выносливости [4,6].
Цель исследования состояла в выявлении эффективности экспериментальной методики совершенствования специальной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту в предсоревновательном мезоцикле. Задачи исследования предусматривали: 1) изучение и анализ теоретической и методической литературы по проблеме; 2) выявление уровня развития специальной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту; 3) разработку экспериментальной методики совершенствования специальной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту в предсоревновательном мезоцикле; 4) экспериментальную проверку и оценку эффективности разработанной методики. Высказана гипотеза, что совершенствование специальной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту повлияет на объем выполняемых перебежек, что отразится на результате соревновательной деятельности.
Новизна исследования: подбор средств совершенствования скоростного компонента выносливости был максимально приближен к соревновательным требованиям мини-лапты. Сочетание средств влияющих на разные механизмы энергообеспечения в микро- и мезоцикле позволили повысить показатели скоростной выносливости игроков экспериментальной группы.
МЕТОДИКА
Эксперимент проводился на учебно-спортивной базе Белгородского государственного технологического университета в предсоревновательном мезоцикле в период подготовки игроков к чемпионату России по мини-лапте среди мужских и женских команд (апрель 2013 г.). В эксперименте участвовали две мужские команды численностью по 10 человек каждая. Уровень подготовленности 18 спортсменов соответствовал спортивному разряду КМС, 2 спортсменов имели звание МС.
В исследовании применен педагогический эксперимент, сущность которого состояла в том, что при проведении шестинедельного интервального тренировочного процесса в ударных микроциклах условной единицей нагрузки служило упражнение, заключающееся в максимально быстром пробегании без остановки 2 отрезков по 35 м (полная перебежка из «дома» в «кон» и обратно), а в восстановительные микроциклы включалось упражнение, заключающееся в пробегании отрезка 40 м в максимально возможном темпе.
Предсоревновательный мезоцикл включал в себя 2 серии из 2 ударных микроциклов. После завершения каждой серии применялись микроциклы восстановления.
Целью ударных микроциклов являлось максимально возможное увеличение анаэробно-гликолитических возможностей спортсменов. В восстановительные микроциклы включались упражнения, направленные на увеличение ёмкости креатинфосфатного механизма энергообеспечения мышечной деятельности.
Во время выполнения тренировочной единицы (нагрузки) в ударных микроциклах в ЭГ выполнялось 10 беговых отрезков 35+35 м без остановки с максимальной интенсивностью с 20 секундными минимакс интервалами отдыха, а КГ выполняла 12 беговых отрезков 35+35 м без остановки с максимальной интенсивностью с 60 секундными интервалами отдыха; в восстановительные микроциклы в ЭГ и КГ включались 10 беговых отрезков по 40 м с интервалами отдыха 2 минуты между ними.
Так же отличительной особенностью между КГ и ЭГ являлась схема построения малых циклов. В ЭГ ударные микроциклы включали в себя 3 занятия целенаправленно воздействующих на скоростной компонент выносливости. В КГ проводилось 2 вида ударных микроциклов: в-первом случае состоящего из 3 занятий, во-втором – из 2 целенаправленных занятий направленных на совершенствование специальной (скоростной) выносливости.
Тренировочная нагрузка разработанной нами методики выполнялась в конце основной части в ударных микроциклах и в начале основной части, непосредственно после разминки, в восстановительных микроциклах.
Таблица 1
Объем выполненной работы (м) по совершенствованию специальной (скоростной) выносливости в ЭГ и КГ в ударных и восстановительных микроциклах
Группа/ микроцикл |
1 м-ц (м) |
2 м-ц (м) |
3 м-ц (м) |
4 м-ц (м) |
5 м-ц (м) |
6 м-ц (м) |
Всего (м) |
ЭГ |
2100 |
2100 |
(1200) |
2100 |
2100 |
(1200) |
8400+(2400) |
КГ |
2520 |
1680 |
2520 |
1680 |
8400+(2400) |
Следует отметить, что ЭГ выполняла более напряженную работу (10х70 м / 20’’) нежели КГ (12х70 м / 60’’). Суммарный объем работы по совершенствованию специальной выносливости в рассматриваемом мезоцикле был одинаков.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На начальном этапе педагогического эксперимента, для оценки начального уровня специальной выносливости, в контрольной и экспериментальной группе было проведено контрольное испытание «Бег 6х40 м через 10 секунд отдыха» (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ динамики результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп
Статистические показатели |
Изменения между тестированиями |
|||
Экспериментальная Группа |
Контрольная Группа |
|||
Начальное тестирование |
Итоговое тестирование |
Начальное тестирование |
Итоговое тестирование |
|
Ср. арифметическое |
6,87±0,05 |
5,58±0,03 |
6,65±0,05 |
6,08±0,06 |
Прирост от начального уровня |
15,5 % |
8,9 % |
||
t |
20,54 |
13,48 |
||
P |
<0,01 |
<0,01 |
Сравнительный анализ данных, полученных в результате тестирования экспериментальной и контрольной групп показывает, что результаты двух групп практически одинаковы.
Проверка результатов с помощью t-критерия Стьюдента показала, что различия в экспериментальной и контрольной группе, в контрольном испытании, отражающем уровень специальной выносливости являются статистически достоверными (t=3,06; P<0,01).
По завершению педагогического эксперимента нами было проведено контрольное тестирование уровня специальной выносливости (см. табл. 2).
Анализ полученных данных показал, что среднегрупповое время выполнения упражнения изменилось как в экспериментальной, так и в контрольной группе. В процентном отношении в ЭГ произошел 15,5 % , а в КГ 8,9 % прирост скоростной выносливости. Статистический анализ результатов выполнения контрольного упражнения выявил достоверное (t=2,96; P<0,01) уменьшение среднегруппового времени выполнения упражнения.
Мы исходили из предположения, что совершенствование специальной выносливости повлияет на объем выполняемых перебежек (ТТД), что отразится результате соревновательной деятельности. В рамках педагогического эксперимента было проведено две товарищеские игры, в ходе которых фиксировалось количество перебежек, выполняемых командами, т.к. игра проходит с переменной интенсивностью, то в своей работе мы решили оперировать относительными данными, приведенными к минуте игрового времени (табл. 3).
Таблица 3
Количество значимых ТТД (перебежек), выполняемых ЭГ и КГ в ходе соревновательной деятельности в единицу игрового времени
Группа |
Количество перебежек в минуту игрового времени (переб./мин) |
|
До эксперимента |
После эксперимента |
|
ЭГ |
1,01 |
1,33 |
КГ |
1,06 |
1,13 |
Счет в матче |
49:52 (в пользу КГ) |
68:56 (в пользу ЭГ) |
Таким образом, полученные данные позволяют нам утверждать, что изменение уровня специальной выносливости в результате применения разработанной нами экспериментальной методики повлияло на количество технико-тактических действий, имеющих наиболее значимый вклад в результативность игры команды.
Увеличение количества действий свидетельствует о более эффективной игре команды [1], что находит подтверждение в результатах товарищеских игр.
ВЫВОДЫ
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий