Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №8 (апрель) 2014
Разделы: Педагогика
Размещена 14.04.2014. Последняя правка: 16.04.2014.
Просмотров - 3577

Информация как фактор эволюции образования и педагогической науки

Тумаш Гелена Юрьевна

к.п. н.

ФГБОУ ВПО РГЭУ (РИНХ) филиал в г. Ейске

доцент

Аннотация:
Статья посвящена анализу эволюции информационных потоков и средств в образовании. Информатизация всех сфер общественной жизни принципиально изменяет образовательную ситуацию и требует научного педагогического анализа.


Abstract:
The article is devoted to analysis of the evolution of information flows and resources in education. Informatization of all spheres of public life fundamentally changes the educational situation and requires scientific pedagogical analysis.


Ключевые слова:
информатизация общества, информационные основы образования, мультимедиа, информационно – коммуникативные технологии в образовании, компетентность педагога

Keywords:
informatization and computerization of society, the information base of education, multimedia technology, information and communication technology teacher technology, competence of the teacher


УДК 37.01

Формальное образование встраивается в виртуальный сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массовой информации, реклама, банковская система, торговля и т.п. Это сопровождается совершенствованием и массовым распространением современных информационно-коммуникационных и мультимедиа технологий во всех сферах жизни общества. Понятие мультимедиа, вообще, и «средства мультимедиа», в частности, тесно связаны с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации Мультимедиа - это:

-  технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

- информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

- компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

- компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

- особый обобщающий вид информации - гипертекст, который объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Использование единых мировых информационных систем требует внедрения мультимедиа и информационно-коммуникативных технологий в образование: формируется единое информационное образовательное пространство, возрастает потребность человека в общении, получении доступа к общим информационным ресурсам, осмыслении и переработке большого объема информации. Информатизация и компьютеризация постепенно становятся новыми объектами изучения педагогики и педагогической психологии. Их распространение принципиально изменяет образовательную ситуацию.

Современная молодежь большую часть своего времени проводит в медиасреде: компьютеры и мобильные устройства используются для присутствия в социальных сетях и навигации в Интернете, просмотра фильмов и видеоклипов, прослушивания аудиоклипов, электронных игр, общения  и т.д. Глобальное (с точки зрения и времени, и пространства) обучение стало частью нашей повседневной жизни. Это изменяет, «уводит на задний план», роль формального образования в становлении личности. Школа теперь не главный источник учебной информации. Образовательная ситуация информатизированного общества требует выхода на создание иного уровня организации учебного пространства.

Формальное образование сегодня более или менее, но интегрировано в глобальную сеть, и никто не сомневается в том, что его дальнейшая судьба будет тесно связана с технологическим развитием. Если этого не произойдет, то, вполне вероятно, могут состояться прогнозы об «отмирании» образования как социального института и педагогической профессии.

Информационно-коммуникативные и мультимедиа технологии играют важную роль в учебной аудитории и за её пределами как часть обучения, практического опыта, совместной деятельности, площадки для общения, обмена и т.д. Они, с одной стороны, являются инновационной составляющей для педагогики и методики обучения, с другой, - отражение современных процессов развития общества и глобальной медиасреды. Поэтому педагогическая наука явно опаздывает с осмыслением сложившейся реальности.

Образование возникло как реакция на потребность в информационном обмене. Рассмотрим эволюцию информационных процессов образования. Если признавать сущностью человека его речь, сознание и способность к рефлексии, то информация является тем фактором, который сделал человека социальным существом. Именно приобретенная способность к совместному использованию информации позволила далеко не самому совершенному, по биологическим меркам, существу доминировать.

Информация - это всегда данные о чем-то, а потому в любой информации есть какое-то знание, сведения о некотором объекте. В животном мире информация кодируется и передается биологически: генетическим путем происходит передача информации от одного поколения к другому. Опыт, накопленный особью в процессе жизни, не наследуется потомками: каждое поколение воспроизводит биологическую программу и накапливает опыт «с нуля». История развития человечества – это история приобретения им новых способов получения, сохранения, передачи и извлечения информации; история развития органов восприятия информации – звукоразличения, звукоизвлечения, цветоразличения; история развития мозговых механизмов речи, мышления, памяти и т.д.

В процессе сознательной целенаправленной деятельности людей появляется особая, отсутствующая у животных, «надбиологическая» форма хранения и передачи информации - культура. Она является социальной, информацией воплощенной в артефактах и поведении человека. Обладателем её становится не отдельный индивид, а все общество. Происходит отрыв информации от отдельной личности-носителя. Возникает возможность её опосредованной передачи и, соответственно, необходимость её «расшифровки» - понимания другим человеком.

Культура образовала внегенетический «механизм» наследования опыта, имеющий целью «выработку и хранение информации» (Б. Малиновский, М.Ю. Лотман). Исследователи определяют культуру как социальную информацию, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью созданных людьми знаковых средств (Б. Малиновский, М.Ю, Лотман, А.С. Кармин, Е.С. Новикова, М.С. Каган, А.Д. Урсул и др.). Часто её соотносят с «информационным обеспечением в компьютере. Последнее включает в себя машинный язык, память, программы переработки информации. Аналогичные компоненты указывают и в культуре: языки – знаковые системы доступа, социальная память, хранящая духовные достижения человечества, программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений.

Культура выступает как информационное обеспечение общества» [2; 25-26], в основе развития человечества лежит сохранение, «раскодирование» и преобразование знания - информации о свойствах объектов и явлений. Каждый новый способ передачи информации – предмет, рисунок, письмо, фотография и т. д., является новой революционной ступенью в развитии.

Появление письменности стало своеобразной «революцией» в жизни людей: появилась возможность накопления информации не в мифе и ритуале, а в более объективном и статичном, чем конкретный субъект – носитель, источнике – письменном тексте. Возникла возможность обучения через тексты и проблема доступности понимания знака и текста.

Открытие книгопечатания позволило человеческому знанию с удивительной легкостью аккумулироваться и передаваться. Печатный станок и печатная книга изменили судьбу европейцев: Европа использовала самый оптимальный в то время внеличностный способ сохранения, передачи и распространения информации. Отсталый, по культурным меркам XV века, регион стал флагманом, указывающим всему миру направление дальнейшего общественного развития. Единственным ограничением в освоении информации для человека стало отсутствие навыков чтения и понимания буквенного текста. Именно для его преодоления стали активно развиваться классно-урочная и университетская системы. Книга «создала» систему европейского образования и сделала Европу передовой. Идея массового образования, необходимая для индустриализации, быстро демократизировала общество. Знание – это власть, и когда оно доступно, у всех есть возможность оценить действительность и попытаться её изменить. Поиск новых способов работы с информацией, необходимых для дальнейшего культурного роста, стал в последующем одним из главных направлений технологического и технического совершенствования у всех развитых наций.

В 19-20-м веке произошел колоссальный рост количества социально значимой информации (научной, технологической, художественной и др.). Потребность в развитии информационных средств обусловила возникновение наряду с традиционными текстовыми и рисуночными способами фиксации информации, базирующимися в основном на «бумажном» носителе, «пленочных» технологий – фото и кино. Они не вытеснили традиционные, они их дополнили, – количество информации продолжало нарастать. Фото- и видео - значительно облегчали восприятие и самостоятельное понимание содержания информации, поэтому довольно быстро они стали одним из эффективных образовательных средств.

Общество быстро ощутило на себе образовательное и воспитательное влияние телевидения. Роль педагога как основного субъекта педагогической системы, значительно сократилась, но все-таки осталась доминирующей. Формальное образование давало «легальную» информацию, необходимую для жизни в обществе соответствующего исторического периода: урок, лекция выполняли преимущественно информирующую функцию. Педагог являлся надежным источником выверенной по всем аспектам (научным, политическим, религиозным и т.д.) информации: её надо было запомнить, чтобы применять потом, «в жизни». Но образование, как правило, не давало навыка применения усвоенного. Так, к концу 20 века, сформировалась основная проблема образования – проблема «выученной беспомощности».

Благодаря развитию техники и технологий, последующая эпоха принесла избыток информации разного качества. Информация стала основным фактором общественного развития, стратегическим направлением развития цивилизации в 21-м веке. Поднят вопрос о доступности информации как показателе степени развитости общества. В целях развития современных телекоммуникационных компаний фигурирует понятие - «Точка Бога». Смысл его в том, что любая информация, любое действие доступно из любой точки планеты в любое время. Компании идут к удовлетворению потребности общества в глобальном доступе ко всем информационным ресурсам. Они расширяют покрытие, увеличивают срок автономности работы мобильных устройств, стремятся сделать их более понятными человеку и т.д. Международные форумы обсуждают проблемы информационного развития различных стран и регионов мира. Формируются международные рейтинги, характеризующие те или иные аспекты информационного развития отдельных стран. При этом учитываются не только инструментально-технологические, но также и гуманитарные аспекты информационного развития страны, в том числе – уровень информационной культуры ее населения. «Именно гуманитарные аспекты информационного развития общества в ближайшие годы будут оказывать все большее влияние на уровень и качество жизни населения нашей планеты. Ведь уже сегодня проблема информационного неравенства рассматривается как одна из глобальных проблем развития цивилизации, которая по мере формирования глобального информационного общества будет все более обостряться» [3; 4].

Объемы информации, с которыми имеет дело человек в повседневной жизни, стремительно возрастают. Все данные теперь доступны. Не в библиотеке, не под контролем церкви или учителя, а в любой точке пространства. Знания всегда и для всех открыты. От человека требуется умение воспринимать данные, преобразовать их в понимание, вводить в некую жизненную концепцию и применять реальном мире. Обострилась проблема информационной адаптации человека в обществе[5; 6-7]. Глобальная информатизация всех сторон жизнедеятельности требует иных мыслительных и технологических навыков работы с информацией, информационных качеств более высокого уровня, формируемых в течение жизни и профессиональной деятельности.

В итоге, более чем пятисотлетняя история эволюционирования способов обработки и передачи информации  привела к коренному изменению всего мира – цифровой революции, породившей, в свою очередь,  новый, тип общества - информационный. Условием конкурентоспособности стран в мировом сообществе сегодня является их информационное развитие, обеспечивающее  эффективное  использование человеческого потенциала, социально-экономическое развитие и национальную безопасность. Качество жизни человека, степень демократизации общества получили в информационном обществе вполне объективный показатель.

Анализ эволюции информационных процессов в образовании позволяет сделать следующие выводы:

1. Образование до конца 20 века - это социальное явление передачи знаний и социального опыта, выделившееся из общественной практики и ставшее делом людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

2. Эволюция образования шла, последовательно преодолевая две проблемы общественного развития:

а) физической и пространственной доступности знаний и информации для новых поколений и общества в целом;

б) поиска общедоступных для распознавания и понимания способов кодирования и обработки информации.

3. Глобальная информатизация общества принципиально изменила ключевые проблемы образования:

а) проблема физической доступности знаний и информации, их мгновенной доставки пользователю в любой форме обществом решена;

б) проблема поиска технологий, обеспечивающих общедоступные способы кодирования и предъявления информации, решена и единственным средством, ограничивающим возможности педагога, является уровень его подготовки в данной сфере.

Следовательно, педагогике как науке о системе педагогических явлений, связанных с развитием человека, необходимо осмыслить сущностное изменение образования и, следовательно, педагогической деятельности. Образование больше не является основным и наиболее надежным источником необходимой информации человеку. Нет больше необходимости в прямой трансляции знаний учителем. Практически любой педагог-ретранслятор становится одним из многих доступных одновременно источников знания, причем, зачастую, самым «скромным» по возможностям его подачи. Есть острая потребность в навыках эффективной обработки и использования знания у «образующегося» человека.

Если в прошлые времена институт образования лишь в той или иной мере управлял информационными и коммуникационными потоками подрастающих поколений, то сегодня в его распоряжении мощные средства для создания виртуальной среды и коммуникаций: создаются социальные сети и сообщества учебных заведений, распространяются «облачные сообщества», совершенствуются образовательные блоги, используются образовательные платформы и хранилища мультимедийных образовательных ресурсов, широко используются электронные учебники и симуляции.

В настоящее время, опосредованные цифровыми технологиями информационные компетенции человека имеют существенное значение в общекультурном плане, и решающее значение – в профессиональном. Остро необходимы  навыки осмысления и критичность восприятия данных, умение применять их в любых ситуациях. В такой ситуации практически бессмысленна «передача знаний»: они и без этого доступны. Необходима иная система, цель которой «создание и генерирование индивидуальных личностных знаний».

Пока обновление знаний в обществе происходит быстрее, чем обновление содержания формального образования. Вероятно, это связано с недостаточной подготовкой педагогов. Информационные качества и навыки были присущи человеку во все эпохи. Но в информационном обществе педагог - основной специалист по обработке и оптимальной структуризации знаний, необходимых учащимся. Это не просто владение компьютерной техникой обработки информации, но и оптимальное с психолого-педагогических позиций выстраивание когнитивных стратегий в определенной сфере знания. Поэтому возрастает роль не только его информационной компетентности, но и соответствующей психологической, лингво-культурологической подготовки.

По мнению специалистов информационного сектора, в ближайшие пять лет человечество ожидает прорыв в области образования. Произойдет это за счет широкого, рационального и более разнообразного использования уже существующих технологий. Преподаватели станут  активнее использовать облачные сервисы и специализированные интернет-платформы. Это позволит им обеспечивать личную траекторию и составлять индивидуальное расписание для каждого студента, отслеживать их потребности и успеваемость удаленно, без личных встреч. Доступ к сложным аналитическим инструментам и «истории» обучения позволит преподавателям лучше разбираться в том, как помочь самым «умным» и «самым сложным» ученикам и студентам, а также мониторировать свой собственный уровень и уровень других участников образовательного процесса. В итоге, образование должно подняться на принципиально иной уровень индивидуализации, пока ещё слабо осмысленный специалистами и не представленный в официальных формах формального образования.

Функции образования изменились. Образование должно стать целенаправленно организованным процессом социализации личности в информационно насыщенной среде, обеспечивающим её многоаспектное развитие и саморазвитие. Этим, в значительной мере,  продиктовано стремление педагогической общественности реализовывать компетентностный подход.

Компетентностный поход ориентирован не на ретрансляцию информации, а на «актуальную форму» деятельности. Традиционная программа опирается на принцип последовательности, когда все элементы должны быть освоены всеми обучающимися в едином порядке. Учебный курс дробится на разделы, темы и параграфы, связанные единой логикой научного познания. Как правило, это линейный курс, логика которого продиктована историей развития соответствующей формы знания – от первичных форм и представлений через описание последующих интерпретаций и, в завершение, повествующих о современном состоянии этой науки[1]. В компетентностном подходе теоретические и, в особенности, исторические сведения носят сугубо вспомогательный характер и не являются системообразующими. Вместо темы как логической совокупности взаимосвязанных понятий, фактов и концепций, используется модуль – как проект элементов, обеспечивающих компетенцию - приобретаемую стратегию продуктивной деятельности. Он предполагает предварительное выделение деятельностных уровней (новичок, пользователь, профессионал, эксперт и пр.) и соответствующих им форм действий. Компетентностный подход требует иного уровня психолого-педагогической, лингво-культурологической и технологической подготовки педагога. Поэтому, вероятно, столь противоречивы результаты его практического воплощения.

Педагогика - единственная наука изучающая «педагогическую действительность целостно и специально» [4; 60]. Она не может не измениться в современном информатизированном мире. Информатизация и компьютеризация – это не внедрение инновационных средств в образование. Это принципиальное изменение образовательной ситуации, меняющее её цели, содержание, структуру и деятельность субъектов. Если педагогические науки не успеют осмыслить эти изменения, то институты образования действительно превратятся в «камеры хранения» молодежи и будут вытеснены технологиями «увеличения способностей за счет генной модификации и чипизации»[6,7]. Поэтому первоочередным объектом научного педагогического анализа в современной образовательной ситуации должны стать процессы информатизации всех сторон педагогической действительности сущностно изменяющие её содержание и способы функционирования.

Библиографический список:

1. Бермус А.Г. Гипертекстовая модель компетентностного подхода. /Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы Международного педагогического форума. Том 1. Ростов-на-Дону: Изд-во «Булат», 2010. – С. 26 – 35.
2. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология – СПб Питер, 2004 - С25-26.
3.Колин К.К. Информационная культурология: философские и научно-методологические основания изучения и развития информационной культуры человека и общества// Сборник избранных трудов VIII Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. - М.: ИНТУИТ.РУ, 2013. – С 4
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под. ред. В.А. Сластенина - М: Академия,2002. – С 60
5. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы) – Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. – С 6-7
6. Дорожная карта «Детство 2030» (ppt-файл) // Моё поколение
7.http://www.kvrus.ru/uploads/media/OBRAZOVANIE_2030._Dorozhnye_karty_ budushchego__ Agentstvo_strategicheskikh_iniciativ__ehkspertnye_materialy_.pdf




Рецензии:

14.04.2014, 10:28 Ланин Борис Александрович
Рецензия: Хорошая статья, написана грамотно и профессионально. Рекомендую к публикации

14.04.2014, 13:12 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Термин "информация" имеет больше чем 50 определений на основе семантики, етимологий и функциональности применения.Эволюция образовательного пространства применения информаций связано на первом месте с активизаций процесса вербализаций информационных ресурсов, а на втором месте их усиление процессов обективизации и интериоризации при помощи информационных технологиях...Так нужно и градировать исследовательскую тезу данной статьи.

15.04.2014, 7:28 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Материал статьи интересен и актуален, однако требует некоторой доработки: необходимо пересмотреть текст аннотации, устранить опечатки, расширить "анализ эволюции информационных процессов в образовании", несобственно тнформационных процессов, а именно в образовательной системе

15.04.2014 8:08 Ответ на рецензию автора Тумаш Гелена Юрьевна:
Спасибо!

15.04.2014, 9:34 Шилина Наталья Валерьевна
Рецензия: Проблема, затронутая в статье актуальна и рассмотрение ее своевременно. Считаю, что необходимо более полно проанализировать влияние информационных процессов на развитие образования. В-целом, хорошая статья и может быть рекомендована к публикации.

15.04.2014, 10:31 Супрун Николай Алексеевич
Рецензия: Полностью разделяю мнение Уважаемых рецензентов. Я уже рекомендовал для изучения ВАШУ статью своим докторантам и аспирантам. Считаю, что статья может быть рекомендована к печати. С уважением, Н.А. Спрун.
15.04.2014 20:20 Ответ на рецензию автора Тумаш Гелена Юрьевна:
Спасибо!

15.04.2014, 16:41 Лушников Александр Александрович
Рецензия: Статья написана грамотно, раскрывает цели образования в эпоху информационного общества, представленный материал довольно актуален и является предметом для дискуссий, особенно - при анализе компетентностного подхода. В частности - как он и его ориентация на "актуальную форму" деятельности соответствуют принципу системности в педагогике? Хотелось бы также более подробного анализа противоречивости результатов практического воплощения даннного подхода, однако это - возможные темы для будущих работ в рамках указанной проблематики. Статья может быть рекомендована к печати.

19.04.2014, 0:19 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: Рассмотренная проблема актуальна и интересна. Умная, хорошая статья, написана профессионально, грамотно и интересно. Считаю, что статья уважаемой Гелены Юрьевны Тумаш может быть рекомендована к печати. С наилучшими пожеланиями, В.А.Тюрина
19.04.2014 9:09 Ответ на рецензию автора Тумаш Гелена Юрьевна:
Спасибо!



Комментарии пользователей:

14.04.2014, 12:19 Тумаш Гелена Юрьевна
Отзыв: Спасибо!


14.04.2014, 16:47 Тумаш Гелена Юрьевна
Отзыв: Спасибо! Работаю в этом направлении, но тут речь не только о вербализации, тут и визуализация и пр., а, следовательно, специфика восприятия, значения, понимания... И материал не для одной статьи.


15.04.2014, 12:43 Попова Галина Валентиновна
Отзыв: На наш взгляд, содержание последнего абзаца очень спорно и уж тем более - неоднозначно, поэтому не может выноситься автором как заключительный НАУЧНЫЙ вывод (цит. по автору - "принципиальное изменение образовательной ситуации, меняющее её цели, содержание) в научной статье, но может - как авторская точка зрения (взгляд). Для сравнения авторской точки зрения предлагается автору (информативно), самостоятельно соотнести место информации с одним из 4-х "элементом" структуры деятельности, классифицированной в работе Г.В.Суходольского ("Математико-психологические модели деятельности", СПб).


Оставить комментарий


 
 

Вверх