к.п. н.
ФГБОУ ВПО РГЭУ (РИНХ) филиал в г. Ейске
доцент
УДК 37.01
Формальное образование встраивается в виртуальный сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массовой информации, реклама, банковская система, торговля и т.п. Это сопровождается совершенствованием и массовым распространением современных информационно-коммуникационных и мультимедиа технологий во всех сферах жизни общества. Понятие мультимедиа, вообще, и «средства мультимедиа», в частности, тесно связаны с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации Мультимедиа - это:
- технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
- информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
- компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
- компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
- особый обобщающий вид информации - гипертекст, который объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).
Использование единых мировых информационных систем требует внедрения мультимедиа и информационно-коммуникативных технологий в образование: формируется единое информационное образовательное пространство, возрастает потребность человека в общении, получении доступа к общим информационным ресурсам, осмыслении и переработке большого объема информации. Информатизация и компьютеризация постепенно становятся новыми объектами изучения педагогики и педагогической психологии. Их распространение принципиально изменяет образовательную ситуацию.
Современная молодежь большую часть своего времени проводит в медиасреде: компьютеры и мобильные устройства используются для присутствия в социальных сетях и навигации в Интернете, просмотра фильмов и видеоклипов, прослушивания аудиоклипов, электронных игр, общения и т.д. Глобальное (с точки зрения и времени, и пространства) обучение стало частью нашей повседневной жизни. Это изменяет, «уводит на задний план», роль формального образования в становлении личности. Школа теперь не главный источник учебной информации. Образовательная ситуация информатизированного общества требует выхода на создание иного уровня организации учебного пространства.
Формальное образование сегодня более или менее, но интегрировано в глобальную сеть, и никто не сомневается в том, что его дальнейшая судьба будет тесно связана с технологическим развитием. Если этого не произойдет, то, вполне вероятно, могут состояться прогнозы об «отмирании» образования как социального института и педагогической профессии.
Информационно-коммуникативные и мультимедиа технологии играют важную роль в учебной аудитории и за её пределами как часть обучения, практического опыта, совместной деятельности, площадки для общения, обмена и т.д. Они, с одной стороны, являются инновационной составляющей для педагогики и методики обучения, с другой, - отражение современных процессов развития общества и глобальной медиасреды. Поэтому педагогическая наука явно опаздывает с осмыслением сложившейся реальности.
Образование возникло как реакция на потребность в информационном обмене. Рассмотрим эволюцию информационных процессов образования. Если признавать сущностью человека его речь, сознание и способность к рефлексии, то информация является тем фактором, который сделал человека социальным существом. Именно приобретенная способность к совместному использованию информации позволила далеко не самому совершенному, по биологическим меркам, существу доминировать.
Информация - это всегда данные о чем-то, а потому в любой информации есть какое-то знание, сведения о некотором объекте. В животном мире информация кодируется и передается биологически: генетическим путем происходит передача информации от одного поколения к другому. Опыт, накопленный особью в процессе жизни, не наследуется потомками: каждое поколение воспроизводит биологическую программу и накапливает опыт «с нуля». История развития человечества – это история приобретения им новых способов получения, сохранения, передачи и извлечения информации; история развития органов восприятия информации – звукоразличения, звукоизвлечения, цветоразличения; история развития мозговых механизмов речи, мышления, памяти и т.д.
В процессе сознательной целенаправленной деятельности людей появляется особая, отсутствующая у животных, «надбиологическая» форма хранения и передачи информации - культура. Она является социальной, информацией воплощенной в артефактах и поведении человека. Обладателем её становится не отдельный индивид, а все общество. Происходит отрыв информации от отдельной личности-носителя. Возникает возможность её опосредованной передачи и, соответственно, необходимость её «расшифровки» - понимания другим человеком.
Культура образовала внегенетический «механизм» наследования опыта, имеющий целью «выработку и хранение информации» (Б. Малиновский, М.Ю. Лотман). Исследователи определяют культуру как социальную информацию, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью созданных людьми знаковых средств (Б. Малиновский, М.Ю, Лотман, А.С. Кармин, Е.С. Новикова, М.С. Каган, А.Д. Урсул и др.). Часто её соотносят с «информационным обеспечением в компьютере. Последнее включает в себя машинный язык, память, программы переработки информации. Аналогичные компоненты указывают и в культуре: языки – знаковые системы доступа, социальная память, хранящая духовные достижения человечества, программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений.
Культура выступает как информационное обеспечение общества» [2; 25-26], в основе развития человечества лежит сохранение, «раскодирование» и преобразование знания - информации о свойствах объектов и явлений. Каждый новый способ передачи информации – предмет, рисунок, письмо, фотография и т. д., является новой революционной ступенью в развитии.
Появление письменности стало своеобразной «революцией» в жизни людей: появилась возможность накопления информации не в мифе и ритуале, а в более объективном и статичном, чем конкретный субъект – носитель, источнике – письменном тексте. Возникла возможность обучения через тексты и проблема доступности понимания знака и текста.
Открытие книгопечатания позволило человеческому знанию с удивительной легкостью аккумулироваться и передаваться. Печатный станок и печатная книга изменили судьбу европейцев: Европа использовала самый оптимальный в то время внеличностный способ сохранения, передачи и распространения информации. Отсталый, по культурным меркам XV века, регион стал флагманом, указывающим всему миру направление дальнейшего общественного развития. Единственным ограничением в освоении информации для человека стало отсутствие навыков чтения и понимания буквенного текста. Именно для его преодоления стали активно развиваться классно-урочная и университетская системы. Книга «создала» систему европейского образования и сделала Европу передовой. Идея массового образования, необходимая для индустриализации, быстро демократизировала общество. Знание – это власть, и когда оно доступно, у всех есть возможность оценить действительность и попытаться её изменить. Поиск новых способов работы с информацией, необходимых для дальнейшего культурного роста, стал в последующем одним из главных направлений технологического и технического совершенствования у всех развитых наций.
В 19-20-м веке произошел колоссальный рост количества социально значимой информации (научной, технологической, художественной и др.). Потребность в развитии информационных средств обусловила возникновение наряду с традиционными текстовыми и рисуночными способами фиксации информации, базирующимися в основном на «бумажном» носителе, «пленочных» технологий – фото и кино. Они не вытеснили традиционные, они их дополнили, – количество информации продолжало нарастать. Фото- и видео - значительно облегчали восприятие и самостоятельное понимание содержания информации, поэтому довольно быстро они стали одним из эффективных образовательных средств.
Общество быстро ощутило на себе образовательное и воспитательное влияние телевидения. Роль педагога как основного субъекта педагогической системы, значительно сократилась, но все-таки осталась доминирующей. Формальное образование давало «легальную» информацию, необходимую для жизни в обществе соответствующего исторического периода: урок, лекция выполняли преимущественно информирующую функцию. Педагог являлся надежным источником выверенной по всем аспектам (научным, политическим, религиозным и т.д.) информации: её надо было запомнить, чтобы применять потом, «в жизни». Но образование, как правило, не давало навыка применения усвоенного. Так, к концу 20 века, сформировалась основная проблема образования – проблема «выученной беспомощности».
Благодаря развитию техники и технологий, последующая эпоха принесла избыток информации разного качества. Информация стала основным фактором общественного развития, стратегическим направлением развития цивилизации в 21-м веке. Поднят вопрос о доступности информации как показателе степени развитости общества. В целях развития современных телекоммуникационных компаний фигурирует понятие - «Точка Бога». Смысл его в том, что любая информация, любое действие доступно из любой точки планеты в любое время. Компании идут к удовлетворению потребности общества в глобальном доступе ко всем информационным ресурсам. Они расширяют покрытие, увеличивают срок автономности работы мобильных устройств, стремятся сделать их более понятными человеку и т.д. Международные форумы обсуждают проблемы информационного развития различных стран и регионов мира. Формируются международные рейтинги, характеризующие те или иные аспекты информационного развития отдельных стран. При этом учитываются не только инструментально-технологические, но также и гуманитарные аспекты информационного развития страны, в том числе – уровень информационной культуры ее населения. «Именно гуманитарные аспекты информационного развития общества в ближайшие годы будут оказывать все большее влияние на уровень и качество жизни населения нашей планеты. Ведь уже сегодня проблема информационного неравенства рассматривается как одна из глобальных проблем развития цивилизации, которая по мере формирования глобального информационного общества будет все более обостряться» [3; 4].
Объемы информации, с которыми имеет дело человек в повседневной жизни, стремительно возрастают. Все данные теперь доступны. Не в библиотеке, не под контролем церкви или учителя, а в любой точке пространства. Знания всегда и для всех открыты. От человека требуется умение воспринимать данные, преобразовать их в понимание, вводить в некую жизненную концепцию и применять реальном мире. Обострилась проблема информационной адаптации человека в обществе[5; 6-7]. Глобальная информатизация всех сторон жизнедеятельности требует иных мыслительных и технологических навыков работы с информацией, информационных качеств более высокого уровня, формируемых в течение жизни и профессиональной деятельности.
В итоге, более чем пятисотлетняя история эволюционирования способов обработки и передачи информации привела к коренному изменению всего мира – цифровой революции, породившей, в свою очередь, новый, тип общества - информационный. Условием конкурентоспособности стран в мировом сообществе сегодня является их информационное развитие, обеспечивающее эффективное использование человеческого потенциала, социально-экономическое развитие и национальную безопасность. Качество жизни человека, степень демократизации общества получили в информационном обществе вполне объективный показатель.
Анализ эволюции информационных процессов в образовании позволяет сделать следующие выводы:
1. Образование до конца 20 века - это социальное явление передачи знаний и социального опыта, выделившееся из общественной практики и ставшее делом людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
2. Эволюция образования шла, последовательно преодолевая две проблемы общественного развития:
а) физической и пространственной доступности знаний и информации для новых поколений и общества в целом;
б) поиска общедоступных для распознавания и понимания способов кодирования и обработки информации.
3. Глобальная информатизация общества принципиально изменила ключевые проблемы образования:
а) проблема физической доступности знаний и информации, их мгновенной доставки пользователю в любой форме обществом решена;
б) проблема поиска технологий, обеспечивающих общедоступные способы кодирования и предъявления информации, решена и единственным средством, ограничивающим возможности педагога, является уровень его подготовки в данной сфере.
Следовательно, педагогике как науке о системе педагогических явлений, связанных с развитием человека, необходимо осмыслить сущностное изменение образования и, следовательно, педагогической деятельности. Образование больше не является основным и наиболее надежным источником необходимой информации человеку. Нет больше необходимости в прямой трансляции знаний учителем. Практически любой педагог-ретранслятор становится одним из многих доступных одновременно источников знания, причем, зачастую, самым «скромным» по возможностям его подачи. Есть острая потребность в навыках эффективной обработки и использования знания у «образующегося» человека.
Если в прошлые времена институт образования лишь в той или иной мере управлял информационными и коммуникационными потоками подрастающих поколений, то сегодня в его распоряжении мощные средства для создания виртуальной среды и коммуникаций: создаются социальные сети и сообщества учебных заведений, распространяются «облачные сообщества», совершенствуются образовательные блоги, используются образовательные платформы и хранилища мультимедийных образовательных ресурсов, широко используются электронные учебники и симуляции.
В настоящее время, опосредованные цифровыми технологиями информационные компетенции человека имеют существенное значение в общекультурном плане, и решающее значение – в профессиональном. Остро необходимы навыки осмысления и критичность восприятия данных, умение применять их в любых ситуациях. В такой ситуации практически бессмысленна «передача знаний»: они и без этого доступны. Необходима иная система, цель которой «создание и генерирование индивидуальных личностных знаний».
Пока обновление знаний в обществе происходит быстрее, чем обновление содержания формального образования. Вероятно, это связано с недостаточной подготовкой педагогов. Информационные качества и навыки были присущи человеку во все эпохи. Но в информационном обществе педагог - основной специалист по обработке и оптимальной структуризации знаний, необходимых учащимся. Это не просто владение компьютерной техникой обработки информации, но и оптимальное с психолого-педагогических позиций выстраивание когнитивных стратегий в определенной сфере знания. Поэтому возрастает роль не только его информационной компетентности, но и соответствующей психологической, лингво-культурологической подготовки.
По мнению специалистов информационного сектора, в ближайшие пять лет человечество ожидает прорыв в области образования. Произойдет это за счет широкого, рационального и более разнообразного использования уже существующих технологий. Преподаватели станут активнее использовать облачные сервисы и специализированные интернет-платформы. Это позволит им обеспечивать личную траекторию и составлять индивидуальное расписание для каждого студента, отслеживать их потребности и успеваемость удаленно, без личных встреч. Доступ к сложным аналитическим инструментам и «истории» обучения позволит преподавателям лучше разбираться в том, как помочь самым «умным» и «самым сложным» ученикам и студентам, а также мониторировать свой собственный уровень и уровень других участников образовательного процесса. В итоге, образование должно подняться на принципиально иной уровень индивидуализации, пока ещё слабо осмысленный специалистами и не представленный в официальных формах формального образования.
Функции образования изменились. Образование должно стать целенаправленно организованным процессом социализации личности в информационно насыщенной среде, обеспечивающим её многоаспектное развитие и саморазвитие. Этим, в значительной мере, продиктовано стремление педагогической общественности реализовывать компетентностный подход.
Компетентностный поход ориентирован не на ретрансляцию информации, а на «актуальную форму» деятельности. Традиционная программа опирается на принцип последовательности, когда все элементы должны быть освоены всеми обучающимися в едином порядке. Учебный курс дробится на разделы, темы и параграфы, связанные единой логикой научного познания. Как правило, это линейный курс, логика которого продиктована историей развития соответствующей формы знания – от первичных форм и представлений через описание последующих интерпретаций и, в завершение, повествующих о современном состоянии этой науки[1]. В компетентностном подходе теоретические и, в особенности, исторические сведения носят сугубо вспомогательный характер и не являются системообразующими. Вместо темы как логической совокупности взаимосвязанных понятий, фактов и концепций, используется модуль – как проект элементов, обеспечивающих компетенцию - приобретаемую стратегию продуктивной деятельности. Он предполагает предварительное выделение деятельностных уровней (новичок, пользователь, профессионал, эксперт и пр.) и соответствующих им форм действий. Компетентностный подход требует иного уровня психолого-педагогической, лингво-культурологической и технологической подготовки педагога. Поэтому, вероятно, столь противоречивы результаты его практического воплощения.
Педагогика - единственная наука изучающая «педагогическую действительность целостно и специально» [4; 60]. Она не может не измениться в современном информатизированном мире. Информатизация и компьютеризация – это не внедрение инновационных средств в образование. Это принципиальное изменение образовательной ситуации, меняющее её цели, содержание, структуру и деятельность субъектов. Если педагогические науки не успеют осмыслить эти изменения, то институты образования действительно превратятся в «камеры хранения» молодежи и будут вытеснены технологиями «увеличения способностей за счет генной модификации и чипизации»[6,7]. Поэтому первоочередным объектом научного педагогического анализа в современной образовательной ситуации должны стать процессы информатизации всех сторон педагогической действительности сущностно изменяющие её содержание и способы функционирования.
Рецензии:
14.04.2014, 10:28 Ланин Борис Александрович
Рецензия: Хорошая статья, написана грамотно и профессионально. Рекомендую к публикации
14.04.2014, 13:12 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Термин "информация" имеет больше чем 50 определений на основе семантики, етимологий и функциональности применения.Эволюция образовательного пространства применения информаций связано на первом месте с активизаций процесса вербализаций информационных ресурсов, а на втором месте их усиление процессов обективизации и интериоризации при помощи информационных технологиях...Так нужно и градировать исследовательскую тезу данной статьи.
15.04.2014, 7:28 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Материал статьи интересен и актуален, однако требует некоторой доработки: необходимо пересмотреть текст аннотации, устранить опечатки, расширить "анализ эволюции информационных процессов в образовании", несобственно тнформационных процессов, а именно в образовательной системе
14.04.2014, 12:19 Тумаш Гелена Юрьевна Отзыв: Спасибо! |
14.04.2014, 16:47 Тумаш Гелена Юрьевна Отзыв: Спасибо! Работаю в этом направлении, но тут речь не только о вербализации, тут и визуализация и пр., а, следовательно, специфика восприятия, значения, понимания... И материал не для одной статьи. |
15.04.2014, 12:43 Попова Галина Валентиновна Отзыв: На наш взгляд, содержание последнего абзаца очень спорно и уж тем более - неоднозначно, поэтому не может выноситься автором как заключительный НАУЧНЫЙ вывод (цит. по автору - "принципиальное изменение образовательной ситуации, меняющее её цели, содержание) в научной статье, но может - как авторская точка зрения (взгляд). Для сравнения авторской точки зрения предлагается автору (информативно), самостоятельно соотнести место информации с одним из 4-х "элементом" структуры деятельности, классифицированной в работе Г.В.Суходольского ("Математико-психологические модели деятельности", СПб). |