Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №9 (май) 2014
Разделы: Политология
Размещена 05.05.2014. Последняя правка: 17.11.2014.
Просмотров - 10214

Федеративные отношения в России

Маркелова Анна Александровна

Уральский федеральный университет

Студентка

Кардаполова Татьяна Федоровна, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-политических наук Уральского федерального университета


Аннотация:
Статья посвящена вопросу эволюции федеративных отношений в Российской Федерации на примере Свердловской области.С 1990-х гг. и до наших дней федеративные отношения постоянно модифицировались. В процессе разработки конституционно-правовых основ федеративного правового развития Российской Федерации происходило совершенствование и федеративных отношений. Необходимо подчеркнуть, что в последнее время взаимоотношения федерального центра и субъектов федерации складывались в рамках укрепления вертикали власти.


Abstract:
The article focuses on the evolution of federal relations in the Russian Federation for example of the Sverdlovsk region. From the 1990s. and to this day federate constantly modified. During the development of the constitutional and legal framework of a federal law of the Russian Federation took place improvement and federal relations. It must be emphasized that the recent relations between the federal center and the subjects of the federation evolved in the context of strengthening the power vertical.


Ключевые слова:
федеративные отношения, субъекты РФ, Российская Федерация, Свердловская область

Keywords:
federal relations, the subjects of the Russian Federation, Russian Federation, Sverdlovsk region


УДК 323

Российская Федерация состоит из 85 субъектов, среди которых одно из центральных мест занимает Свердловская область. Во многом это объясняется тем, что Свердловская область является регионом-донором, который обладает сильной экономической, производственной и финансовой базой, а также отличается определенной политической самостоятельностью. В связи с этим будет крайне интересно пронаблюдать, как развивались взаимоотношения Свердловской области как одного из субъектов РФ с федеральным центром в рамках общих тенденций эволюции федеративных отношений в России.

В целом, можно выделить три основных этапа эволюции федеративных отношений в Российской Федерации:
  1. 1990-1993 гг. – политико-трансформационный этап;
  2. 1993-2000 гг. – конституционно-договорной этап;
  3. 2000 г.-н.в. – этап стабилизации/укрепления вертикали власти.
В рамках политико-трансформационного этапа был совершен переход от советской государственности к правовым нормам и институтам Российской Федерации. Главные политико-правовые конструкции, которые ускорили завершение транзита от советской системы к демократическому федеративному правовому государству с республиканской формой правления, это Декларация о суверенитете РСФСР (1990 г.), Федеративные договоры (1992 г.) и принятая в декабре 1993 г. Конституция РФ. 

После принятия Декларации о суверенитет РСФСР в 1990 г. некоторые  регионы Российской Федерации заявили о желании выйти из состава федерации или повысить свой статус, чтобы получить большую политическую и экономическую самостоятельность. Кроме того, постепенно баланс сил в отношениях федерального центра и регионов сдвигался именно в пользу регионов. Несмотря на это, федеральным центром были предприняты серьезные меры  для стабилизации ситуации в государстве. Началась активно реформироваться исполнительная вертикаль власти, что выразилось в ее централизации и подчинении непосредственно Президенту Российской Федерации. Так, в 1991 г. для координирования взаимодействия федеральных и региональных органов власти был создан институт представителей Президента в регионах РФ.  Однако эффективность деятельности полномочных представителей на этом этапе была крайне низкой. Например, в Свердловской области в это время полпредом был В.В. Машков, полномочия которого были жестко ограничены, а доверие Б.Н. Ельцина к нему – сомнительным. 

В качестве некоего компромисса межу федеральным центром и региональной властью, который бы помог сохранить ряд регионов в составе РФ и стабильность в государстве, выступили Федеративные договоры от 31 марта 1992 г., разграничившие предметы ведения и полномочия  между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти регионов. Свердловская область была в числе тех, кто подписал Федеративный договор, но закрепила за собой право регулировать вопросы внешней политики и международных договоров. 

Характерной чертой политико-трансформационного этапа стали центробежные тенденции, которые проявились в стремлении ряда республик РФ выйти из состава федерации. События, связанные с подписанием в 1992 г. Федеративных договоров, а именно провозглашение Татарстана и Чечни себя суверенными государствами, подтолкнули ряд областей всерьез задуматься о провозглашении себя республиками. 

В 1993 г. ситуация в российском государстве оставалась крайне напряженной. Интенсивно продолжал обостряться конфликт между исполнительной властью в лице президента Б.Н. Ельцина и законодательной в лице А. В. Руцкого. Россия стояла перед угрозой гражданской войны и паралича всех уровней власти. Воспользовавшись удачным моментом, Э.Э. Россель, бывший в то время главой администрации Свердловской области, предпринял попытку повысить статус Свердловской области за счет преобразования ее в Уральскую республику, которая стала бы новым субъектом в составе федерации, но обладала гораздо большей экономической и политической самостоятельностью, чем Свердловская область. Предполагалось, что в Уральскую республику помимо Свердловской области войдут Челябинская, Пермская, Оренбургская и Курганская области, главы которых 14 сентября 1993 г. в Екатеринбурге подписали заявление о намерении участвовать в разработке общей экономической модели регионов Урала. 

В рамках создания Уральской республики была разработана и утверждена 27 октября 1993 г. Конституция, которая вступила в силу 31 октября. Э.Э. Россель скромно провозгласил себя губернатором республики указом № 1. Первоначально федеральный центр в силу объективных обстоятельств не обратил должного внимания на «уральские» события. Однако уже 9 ноября с Уральской республикой было покончено благодаря указу Б.Н. Ельцина № 1874 о роспуске  Свердловского областного совета.  10 ноября за превышение должностных полномочий указом Президента РФ № 1890 был освобожден от должности главы администрации Э.Э. Россель. 

Таким образом, федеральный центр, стремясь сохранить контроль сохранить над всеми регионами, пошел на уступки немногочисленным национальным республикам, но не был готов предоставить большую самостоятельность другим субъектам РФ, так как это бы уже угрожало существованию единовластия центра и российской государственности в целом. К тому же, провозглашение области преимущественно с русским населением республикой выступило бы катализатором распада России.

Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г. стало логичным завершением политико-трансформационного этапа и началом нового этапа – конституционно-договорного.

Во время второго этапа развитие федеративных отношений носило конституционно-договорной характер. В рамках конституционно-договорного этапа происходила дальнейшая суверенизация республик и других субъектов федерации и регионализация российского государства, сопровождающиеся возрастанием проблем, характерных для конституционно-договорных федераций. В это время шел процесс обострения политической ситуации в Российской Федерации. В политическом процессе значимую роль приобретала конфедеративная составляющая. 

Принятие Конституции РФ в 1993 г. обозначило рамки для взаимоотношений федерального центра и органов власти субъектов РФ. Кроме того, в статье 5 пункте 1 Конституции отмечается, что все субъекты РФ равноправны.  Добавление данного положения было продиктовано необходимостью не допустить повторения ситуаций, подобных истории с Уральской республикой, в других регионах. Однако законодательное регулирование взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти было несовершенным. Так, для стабилизации ситуации в стране все еще слабый федеральный центр вынужден был пойти на уступки наиболее влиятельным в политическом смысле регионам РФ.  Регионам было позволено самим выбирать губернаторов и самостоятельно решать многие внутренние вопросы, а также выстраивать взаимодействия с федеральной властью. 

 

Библиографический список:

1. Губернаторы Урала: первые всенародно избранные. Авторы-составители А.Д. Кириллов, Б. А. Кириллов. – Екатеринбург: Изд-во «Уральский рабочий», 1999 год. – С. 36.
2. Проблемы и пути совершенствования государственного управления в Российской Федерации. – Екатеринбург: УрО РАН. -1999. – С. 24.
3. Беленко Н.М. Становление и развитие федеративных отношений в России (90-е гг. XX – начало XXI вв.) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/abstract/Belenko_NM.
4. Капустина Л.М. Эволюция отношений Центр – регионы и сценарии развития федеративных отношений в России [Электронный ресурс]. URL: http:// www.federalmcart.ksu.ru/conference/seminar5/kapustina.htm.
5. Крашенинников Ф. Уральская республика: была или будет? [Электронный ресурс]. URL: http://www.politsovet.ru/43439-uralskaya-respublika-byla-ili-budet.html.
6. Лузин Д. Уральская республика, которой не было [Электронный ресурс]. URL: http://www.chel.mk.ru/article/2011/12/07/650453-uralskaya-respublika-kotoroy-ne-byilo.html.




Рецензии:

5.05.2014, 11:34 Натин Алексей Викторович
Рецензия: В Российской Федерации процесс формирования гражданского общества только начинается. В связи с этим – федеративность и местное самоуправление – неразрывно взаимосвязанное и ключевое звено гражданского общества, без которого Россия никогда не сможет стать по-настоящему демократическим государством. Сейчас эта система в России реально все еще находится в стадии формирования и перманентных трансформаций, поскольку со времен СССР система государственного управления не оставила места для самоорганизации и самодеятельности граждан на административно-территориальном уровне в контексте развития эффективной модели федеративности. Автор качественно проследил современную эволюцию исследуемого явления в РФ.В связи с этим отметим, что федеративность как составляющая системы территориального, регионального и местного самоуправления в РФ как объект конституционно-правового регулирования, выступает в качестве: во-первых, соответствующей основы конституционного строя; во-вторых, специфической формы народовластия; в-третьих, права региональной и территориальной общины (жителей национальной, «природной» и административной единицы), территориальной единицы на самостоятельные решения вопросов местного значения. Конституции и законы разных государств мира по-разному подходят к решению данного вопроса. Так, в одних государствах (например, Бельгия) все члены и федерации, и территориальной общины, при условии проживания на ее территории в течение определенного времени, фактически наделяются одинаковой правоспособностью на участие в местном самоуправлении, включая возможность участвовать в местных выборах и местных референдумах. Такой подход напрямую связан с признанием различия разных статусов власти: государственной, как представителя общества в целом, его политической власти и местного самоуправления – публичной власти территориального общества. В других (например, Россия) – правоспособность членов территориальной общины дифференцируется по их гражданству: участие в осуществлении обеих форм публичной власти – государственной власти и местного самоуправления – берут только граждане данного государства. Итак, в общем контексте анализа исследуемой автором прблематики можно отметить, что федеративность в России находится в стадии активного становления. Идет процесс его формирования, образования отдельных элементов, налаживание взаимодействия между ними. И этот процесс будет длительным и нелегким. А скорость, полнота и глубина этого процесса зависят от целого ряда факторов. Прежде всего речь идет о позиции государства, готовности власти поделиться своими полномочиями с регионами, обществом, территориями, с теми элементами именно гражданского общества, которые только появляются. Поэтому хотим предложить автору добавить и проанализировать роль развития элементов, институтов гражданского общества в развитии эффективной федеративности. В связи с этим также советуем и рекомендуем автору исследовать фактор взаимодействия между 1)федеративностью,2)системой регионально-территориальной властью, 3) системой местного самоуправления,4)гражданским обществом. Статья по уровню исследуемых проблем и их анализа, несомненно соответствует поставленным автором задачах и требованиям научной актуальности и, поэтому, рекомендуется к публикации.

5.05.2014, 22:37 Крылов Дмитрий Анатольевич
Рецензия: Статья рассматривает сложнейшую проблему, связанную с пониманием федерализма в России при сильной центральной власти. Здесь нужен критический подход, но автор, судя по тексту, не собирается выходить за рамки очерченной им эволюционной схемы. Такая схема имеет право на существование, как и реальный опыт уральцев. Возможно, что тема еще получит свое развитие. Поэтому, полагаю, что статья может быть рекомендована к печати в таком виде.

24.08.2014, 9:37 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Автору необходимо список литературы разместить в алфавитном порядке.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх