Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №9 (май) 2014
Разделы: Экономика
Размещена 09.05.2014. Последняя правка: 09.05.2014.
Просмотров - 4194

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

Милицова Дарья Юрьевна

г. Оренбург, Оренбургский государственный университет

студент 4 курса

Научный руководитель: Троянская Мария Александровна, доцент, к.э.н., Оренбургский государственный университет, e-mail: m_troyanskaya@mail.ru


Аннотация:
В данной статье рассмотрены основные аспекты, касающиеся мероприятий по разработке эффективной бюджетной политики, повышения устойчивости бюджета с помощью бюджетных правил, которые непосредственным образом касаются верного выбора направлений расходования средств и повышения доходов бюджета за счет улучшения налогового администрирования в части налоговых поступлений.


Abstract:
This article discusses the main aspects of the effort to develop an effective fiscal policy, improving fiscal sustainability through fiscal rules that directly relate to the correct choice of directions of spending and increase budget revenues by improving tax administration in terms of tax revenues.


Ключевые слова:
бюджетная политика, государственные программы, налоговое администрирование, межбюджетные отношения, бюджетный федерализм

Keywords:
fiscal policy, government programs, tax administration, intergovernmental relations, fiscal federalism


УДК 33

Совершенствование бюджетной политики в Российской Федерации требует индивидуального подхода к каждому элементу и направлению ее формирования на современном этапе. Следует отметить наиболее важные.

Обязательный приоритет целей планируемых расходных обязательств, а, следовательно, и оптимизация и повышение эффективности использования финансовых ресурсов – одно из самых главных направлений, которые освещаются в бюджетной политике и требуют более пристального внимания. При этом необходимо минимизировать риски несбалансированности бюджета, как на федеральном, так и на региональном, и местном уровнях при непосредственном осуществлении бюджетного планирования. Для этого следует опираться на реальные оценки при формировании бюджета и прогнозы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Также дополнительной подстраховкой будет служить экспертное обсуждение, которое поможет более точно оценить проект бюджета на плановый период.

Необходимо повысить уровень устойчивости бюджета и избавиться от серьезной зависимости его от внешнеэкономической конъюнктуры рынка. Основным механизмом в этой части послужат бюджетные правила, которые смогут обеспечить сокращение ненефтегазового дефицита бюджета.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов важным правилом является то, что необходимо выбирать наиболее верные направления расходования бюджетных средств, с целью достижения необходимого уровня эффективности реализации бюджетной политики в долгосрочном периоде. Реализации бюджетной стратегии Российской Федерации на долгосрочную перспективу позволит оценивать направления бюджетной политики с достигнутыми показателями сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ.

Проведение эффективной, взвешенной бюджетной политики поможет снизить зависимость федерального бюджета и бюджетной системы в целом от конъюнктурно обусловленных доходов.

В перспективе будет завершен переход к составлению бюджета на основе государственных программ. Это непосредственным образом отразится и на субъектах, и на местных образованиях, тем обязывая их в будущем ориентироваться на федеральный уровень. Большинство государственных программ РФ имеют существенные недостатки, которые не позволяют на сегодняшний день рассматривать их в качестве механизмов программно-целевого планирования.  Поэтому одновременно с рассмотрением проекта федерального бюджета на очередной финансовый год следует предусмотреть максимально публичное обсуждение государственных программ Российской Федерации, учитывая внесенные в них изменения, в том числе «потолки» расходов до 2020 года.

Наряду с совершенствованием системы расходования следует найти варианты для повышения доходов бюджета. Но рост доходов должен быть обеспечен за счет улучшения налогового администрирования в части налоговых поступлений, способствующих увеличению доходности.

Государство в целях улучшения налогового администрирования пересматривает налоговую политику и факторы, влияющие на нее, следовательно, возникает объективная необходимость применения подхода по следующим ключевым направлениям:

- формирование дополнительных условий для осуществления инновационной деятельности государственного и частного секторов экономики;

- применение инструментов, касающихся государственно-частного партнерства для создания источников инвестиционных ресурсов в сфере здравоохранения и образовательных учреждений (освобождение от налога на прибыль в данных областях социальной сферы);

- укрепление налоговой базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с помощью создания новых развивающихся хозяйствующих субъектов.

Также представляется обязательным провести анализ и оценку результативности влияния на экономику существующих налоговых и таможенных инструментов.

Поскольку все вышеуказанные мероприятия связаны непосредственным образом с совершенствованием финансирования из бюджета, то целесообразным будет создать концепцию социально-экономического развития как Федерации в целом, так и субъектов РФ. Предусмотреть в ней средства формирования ресурсного потенциала регионов и осуществлять контроль за региональными и межрегиональными финансовыми потоками, в которых участвует регион [1, c. 277].

Вопросы совершенствования способов управления бюджетами и, следовательно, финансами относятся к множеству наиболее важных элементов управления федерацией, субъектом и муниципальными образованиями. Проблемы межбюджетного процесса настолько велики, что никак нельзя говорить о завершении создания единой системы управления бюджетными потоками на региональном и федеральном уровнях.

На сегодняшний день активно обсуждаются моменты, которые связаны с результативностью организации межбюджетных отношений, с не разрешением конфликтов экономических и финансовых интересов органов всех уровней власти, с неоднозначностью взаимодействия государства, физических и юридических лиц.

Увеличение межбюджетных трансфертов способствует тому, чтобы контроль над движением денежных средств внутри страны был единым. Моменты, касающиеся результативности и целевого использования средств межбюджетных трансфертов так и мелькают вне поля зрения органов, контролирующих этот вопрос. Что касается финансовых инструментов, используемых в процессе осуществления межбюджетных отношений в области расходов, то здесь можно сказать, что преобладает экстенсивный подход к финансированию. Вопросы в области методологии и методики использования бюджетных средств и на сегодняшний день проработаны плохо по отношению к специфическим условиям российской экономики [2, c. 16].

Среди  направлений совершенствования бюджетного федерализма в области бюджетного законодательства можно выделить следующие:

 – установление приоритетных задач бюджетного выравнивания как инструмент действенного экономического выравнивания субъектов и муниципальных образований;

– введение принципа «равнодефицитности» бюджетов всех уровней и инструментов его достижения в практике бюджетного планирования;

– сохранение самостоятельности бюджетов и ответственности органов власти соответствующего уровня бюджетной системы за сбалансированность, исходя из налогового потенциала соответствующей территории, с учетом предоставления необходимой налоговой инициативы [3].

В общем и целом, необходимо отметить, что реформирование бюджетного процесса, налоговой сферы и межбюджетных отношений не стоит на месте, а, наоборот, с большими результатами грядет на страну, чтобы сбалансировать экономику и придать ей уверенности в будущем и устойчивости по сравнению с конкурентными система в других странах. Нововведения в законодательстве и во взаимодействии различных органов государственной власти положительно влияют на совершенствование экономики, тем самым, иной раз, появляется возможность убедиться, что бюджетная политика продвигается в нужном направлении.

Библиографический список:

1. Денисов Я.А. Пути совершенствования бюджетной политики в посткризисный период. // Известия Алтайского государственного университета. – 2012. - №2 – С. 277 – 280.
2. Сафиуллина Р.Т. Актуальные вопросы совершенствования принципов бюджетного федерализма. // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2013. - № 2(14) – С. 16 – 19.
3. Соколов Б.И., Пахомов А.И. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Электронный доступ. // http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4142




Рецензии:

9.05.2014, 18:59 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати.

15.05.2014, 15:34 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Рекомендуется к печати

3.06.2014, 12:04 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх