Полесский государственный университет
студент
Научный руководитель: Бокша Надежда Владимировна, магистр экономических наук, старший преподаватель, Полесский государственный университет, nbocsha@mail.ru
УДК 336.14
Одним из наиболее важных составляющих, которые позволяют государству осуществлять социальное и экономическое регулирование, является финансовый механизм. А так как государственный бюджет является главным звеном финансовой системы общества и определяется актуальность данной темы.
Государственный бюджет – централизованный денежный фонд государства, образование которого необходимо для материального обеспечения государственных функций и состоит из двух частей – доходной и расходной. В доходной части отражаются источники поступления средств в бюджет, а в расходной – направление их использования [3, с. 111-112].
Бюджетная систему Республики Беларусь можно представить в следующем виде.
Государственный бюджет Республики Беларусь:
В процессе мобилизации и расходования финансовых ресурсов возникают отношения по поводу образования и использования средств бюджетов, которые материализуются в таких категориях, как доходы и расходы бюджетов [4, с. 26].
Бюджетная классификация в системе государственных финансов обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета. В соответствии с постановлением Министерства финансов РБ «О бюджетной классификации РБ» доходы бюджета включают: налоговые и неналоговые доходы; взносы на государственное социальное страхование и безвозмездные поступления.
Расходы госбюджета классифицируются по направлениям расходования финансовых ресурсов государства, так выделяют расходы: на правоохранительную деятельность, на судебную власть и на обеспечение безопасности; на национальную оборону и экономику; на охрану окружающей среды; на общегосударственную деятельность; на жилищно-коммунальные услуги; на образование; на здравоохранение; на образование; на физкультуру, культуру, СМИ; в области социальной политики [2].
Роль госбюджета в экономике заключается в следующем:
1. Бюджет является основой воздействия на развитие экономики.
2. Бюджет играет значимую роль в решении социальных проблем.
3. Государственный бюджет становится на современном этапе развития экономики одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики.
4. Государственный бюджет играет важную роль в сглаживания экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов.
5. Основная роль бюджета заключается в том, что он каждый год мобилизует и концентрирует денежные накопления организаций, предприятий и населения в централизованном государственном фонде.
Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на отчетный год и имеет силу закона. Он утверждается законодательными органами власти. Сделав анализ процесса бюджетного планирования с 2009 по 2013 гг., можно наблюдать динамику, а также выявить тенденции соответствия плановых показателей показателям исполнения бюджета [2].
Таблица 1 - Консолидированный бюджет Республики Беларусь в 2009 – 2013 гг.
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 (прогноз) |
Доходы консолидированного бюджета, млрд. руб |
62 808 |
48 754 |
85 608 |
157 956 |
192 633 |
214 240 |
в процентах к ВВП |
45,7 |
29,6 |
28,8 |
29,9 |
30,9 |
30,0 |
Расходы консолидированного бюджета, млрд. руб. |
63 766 |
52 980 |
79 428 |
155 169 |
193 915 |
203 560 |
в процентах к ВВП |
46,4 |
32,2 |
26,7 |
29,4 |
31,1 |
30,1 |
Дефицит(-), профицит(+) |
-958 |
-4 226 |
6 180 |
2 787 |
-1282 |
-10 680 |
в процентах к ВВП |
-0,7 |
-2,6 |
2,1 |
0,5 |
0,2 |
0,1 |
Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу, млрд. руб. |
32 155 |
21 504 |
34 288 |
64 517 |
69 122 |
87 100 |
в процентах к ВВП |
23,4 |
13,1 |
11,5 |
12,2 |
13,0 |
11,1 |
В 2009 по сравнению с 2010 годом доходы консолидированного бюджета снизились, а с 2009 по 2012 наблюдалось их стремительное ежегодное повышение, и в 2013 г. составили 192 633 млрд. руб. (таблица 1). Доходы консолидированного бюджета в 2013 г. оцениваются на уровне 30.9% от ВВП, что превышает уровень 2012 г. на 0.9% от ВВП. Положительный эффект связан с ростом доходов от НДС и акцизов, а также поступлений от подоходного налога. Данные группы налогов должны обеспечить рост доходов бюджета от ВВП и в будущем. Это позволит компенсировать потери в доходах от налога на прибыль и налогов на внешнеэкономическую деятельность, снижение которых связано с сокращением импорта в странах таможенного союза [1].
Что касается расходов государственного бюджета, то наибольший удельный вес в процентах к ВВП наблюдался в 2009 г. (46,4 %), наименьший - в 2011 г. (26,7%) [5, c. 18]. Рост в 2013 г. (на 1.7% от ВВП) связан с увеличением расходов на оплату труда, активным финансированием инвестиций, увеличением поступлений от налогов на товары и услуги. Во-первых, поступления от НДС выросли за счет отмены льгот по уплаты налога с услуг связи и увеличения доли импорта в ВВП. Во-вторых, дополнительный доход бюджета от ВВП был обеспечен увеличением ставок акцизов [1].
Относительно дефицита и профицита консолидированного бюджета с 2009 по 2013 гг., максимальный дефицит консолидированного бюджета был в 2010 году (- 2,6% ВВП), но в 2011 г. с помощью девальвационно-инфляционной спирали уже был зафиксирован профицит в 2,1% ВВП. В остальные годы баланс варьировался в пределах от дефицита -0,7% ВВП в 2009 г. до профицита в 0,5% ВВП в 2012 г. По мнению МВФ «одной из основных проблем являются квазифискальные операции, т.к. рост зарплаты и объемы директивного кредитования остаются слишком высокими» [1].
Значительную часть в бюджете составляют расходы на социальную сферу (оплата труда, пособия, стипендии, пенсии, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов) [5, c.17].
Основными целями для сектора государственных финансов будут являться: гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внутренними и внешними кредиторами, повышение конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики, сохранение качества бюджетных услуг и социальная защита уязвимых слоев населения.
В 2014 г. рост доходов возможен только за счет акцизов, в то время как плохие финансовые показатели реального сектора будут благоприятствовать сокращению поступлений в бюджет от налога на прибыль и неналоговых доходов. Введение транспортного налога существенно не отразится на уровне доходов бюджета. В результате доходы консолидированного бюджета в 2014 г. прогнозируются на уровне 30% от ВВП [1].
В 2014 г. планируется, что правительство будет вынуждено несколько снизить финансирование инвестиционной программы и текущих трансфертов. Кроме того, для сбережения сбалансированности бюджета потребуется существенное сокращение темпов роста реальной заработной платы в бюджетном секторе.
Расходы консолидированного бюджета на социальную политику, образование, культуру, здравоохранение, средства массовой информации и спорт в будущем будут увеличиваться и в совокупности составят 87 100 млрд. руб.
Являясь основным финансовым планом государства, бюджет дает политической власти возможность осуществлять властные полномочия, а также дает государству реальную политическую и экономическую власть. Показывая величину имеющихся резервов, бюджет измеряет налоговый состояние страны. Концентрируя направления расходования средств и процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, бюджет является отражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта.
Таким образом, бюджет, соединяя в себе основные финансовые составляющие (государственный кредит, налоги, государственные расходы), является ведущим элементом финансовой системы любого государства, а также играет как значимую экономическую, так и политическую роль в любом обществе.
Рецензии:
28.05.2014, 2:03 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Нет концовки (вывод).Доработать.