Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Культурология
Размещена 27.05.2014. Последняя правка: 27.05.2014.
Просмотров - 3161

Использование народного инструмента в современной музыке

Гизатуллина Гузель Равиловна

Оренбургский государственный университет

студент

Научный руководитель: Мухамеджанова Нурия Мансуровна, Оренбургский государственный университет, заведующая кафедрой культурологии, доктор культурологии, доцент


Аннотация:
В статье рассматривается место курая в системе музыкальных инструментов, его значение в культуре башкир и его использование в современной музыке


Abstract:
The paper considers place of kurai in the sistem of musical instruments, its significance in the culture Bashkirs and its use in modern music


Ключевые слова:
народный инструмент; аэрофон; курай; современная музыка

Keywords:
folk instrument; aerophone; kurai; modern music


УДК 781.7

Влияние глобализационных и этноэволюционных процессов, смена  в современных условиях общественного развития культурных ориентиров делают исследование сфер, сохраняющих этническую специфику более актуальной. Изучение  традиционной музыкальной культуры является одной из важных этнологических задач, направленных на разноплановое изучение творческого и духовно-нравственного  наследия различных народов. Подобные исследования нужны для правильного применения его потенциала в воспитании будущих поколений, создания культурно-духовных начал, сохранения и дальнейшего совершенствования культурных обычаев и самобытных форм этнического творчества, взаимодействия с иными видами искусства.

Курай – это музыкальный инструмент, известный с давних времен. Данный инструмент – один из символов башкир: его стилизованное соцветие встречается как на флаге, так и на гербе Республики Башкортостан [3].

В толковании краткой энциклопедии Башкортостана курай -  это духовой музыкальный инструмент башкировтипа открытой продольной флейты. В древности его изготавливали из стеблей зонтичного растения курай, биологическое название которого - реброплодник уральский. Прямые стебли курая достигали высоты до двух метров [3].

 

Рисунок 1 – Место курая в классификации музыкальных инструментов Эрих Мориц фон Хорнбостеля

В систематической классификации музыкальных инструментов, разработчиком которой является австрийский музыковед Эрих Мориц фон Хорнбостель, башкирский инструмент относится к аэрофонам, что подробно видно на рисунке 1.

Под аэрофонами следует понимать группу музыкальных инструментов, в которых в качестве  источника звука выступает вибрация воздуха, не имеющих струн или мембран. К ним можно отнести флейту, кларнет, гобой, фагот, саксофон, валторну и т. д. [4].

Исторические корни изучаемого инструмента следует искать в истории племен, занимающихся скотоводством. Бытует мнение, что инструменты вида продольной открытой флейты, которые изготавливаются из зонтичных растений, изначально были инструментами пастухов. Так, у абхазов это ачарпын, у осетин – уадынз, у адыгов – камыль, у венгров – фуруйя, у киргизов – чоор, у египтян – флейта, у казахов – сыбызгы и так далее.

Курай для башкирского народа не только музыкальный инструмент, но и инструмент передачи исторических знаний: кураисты должны знать истории песен, легенды, факты из жизни народов и племен.

С конца XIX века курай был распространен на территории юго-восточной и южной части Башкортостана, Челябинской и Оренбургской  областей. Относительно узкое распространение курая объясняется тем, что в этот период юго-восточные башкиры переходили от полукочевого и кочевого скотоводства к оседлому земледелию [3].

Особо важную роль курай играл в Великой Отечественной войне. В тяжелые и фронтовые будни мелодия курая поднимала дух, напоминала о малой родине. М.М. Кадыргулов, известный в послевоенное время музыкант-кураист, рассказывал, что изготавливал музыкальный инструмент  любой продолговатой полой трубки, даже из сухих стеблей подсолнечника, но из него инстумент получался несовершенный. Но в один день его эксперименты увенчались успехом. Кураист вспоминает, как во время нападения вражеской авиации был сбит немецкий самолет; после боя к нему с алюминиевой трубкой подошел один из бойцов : «Курай из фашистского «подарка» получился на славу, совсем как настоящий». Известно также повествование бывшего фронтовика Н. Абдуллина о том, как пленный заслушался мелодией курая, что потом рассказал, где находятся фашисты. «Один курай, тростинка маленькая да безобидная, а всю немецкую агитацию вмиг ликвидировал», - рассказывал позже фронтовик [1].

Курай остается популярным и по сей день. Его популярность обуславливается поэтичным и возвышенным звучанием, мягким тембром. Завораживающий и загадочный, курай звучит на концертах эстрадных звезд, используется для саундтреков к фильмам. Человека, открывшего миру курай, зовут Роберт Юлдашев, отличный виртуоз, он играет на курае не только башкирскую народную, но и русскую, эстрадную и классическую музыку. Он давал свои концерты в Европе и Азии, на сегодняшний день имеет много престижных наград, а в 2006 году он создал свою этническую группу «Курайсы», где помимо курая, музыканты играют на домбре и донгоре.

Помимо Юлдашева курай используют и такие исполнители, как Гарик Сукачев, Владимир Спиваков и «Виртуозы Москвы», Пелагея, Николай Носков, группы Чайф, ДДТ и диджей Марат Файзуллин [4].

Первое знакомство Носкова с кураем произошло в Уфе на концерте Дживана Гаспаряна, где он случайно увидел Роберта Юлдашева. Певец искал подходящие народные инструменты для проекта «По пояс в небе», путешествуя по Тибету, Индии, Китаю, но нашел на Южном Урале [2].

По словам Гарика Сукачева, «в звуках курая слышится вечность». После концерта певца кураист играл по просьбе его друзей в ресторане, где Сукачев и услышал впервые звуки курая, после чего пригласил на запись новой песни [2].

В рамках концертного тура маэстро Спивакова и «Виртуозов Москвы» Юлдашев выступал в Москве и городах Урала, в ходе которого «Виртуозы» включили народную песню «Сынрау торна», которая исполняется исключительно на курае, в свой репертуар [2].

Мелодия курая звучит в таких известных российских фильмах, как «Дом солнца», «Путь» и во многих башкирских фильмах, таких как «Етегян».

Не исключается тот факт, что в определенные периоды (например, послевоенное время, когда  бурно начинает распространяться гармоника), курай претерпевал кризисы, но несмотря на это, ему удалось не только   сохранить, но и, выйдя на уровень профессионального искусства, умножить роль в культуре башкирского народа. Во многом это произошло благодаря тому, что народ  бережно хранил традиций изготовления, развивал системы подготовки музыкантов, и сформировал культуру исполнительского мастерства на курае. 

Библиографический список:

1. Буканова, Р.Г., Мавлютова, Р.Ф.. Великая Отечественная война и развитие башкирского народного музыкального искусства / Р.Г. Буканова, Р.Ф. Мавлютова // Вестник Военного университета, 2010. - № 2. С. 89 – 94.
2. Валиева, С. Роберт Юлдашев: «Курай и в Европе прокормит!» / С. Валиева // Аргументы и факты Башкортостан. - № 22 (753).
3. Ильясов, Т.Т.. Курай: традиционный музыкальный инструмент в системе культуры башкир / Т.Т. Ильясов. – Ижевск, 2011.
4. Википедия: Свободная энциклопедия [Электронный источник]. Точка доступа: http://ru.wikipedia.org/. Дата последнего обращения: 8.04.2014 г.




Рецензии:

28.05.2014, 19:58 Адилбекова Лаззат Махайовна
Рецензия: Статья носит повествовательный характер, нежели научный. Надо бы глубже исследоватьи изложить сведения об этом народном инструменте кочевьих народов.

2.06.2014, 14:58 Гаевская Татьяна Ильинична
Рецензия: Выбрана очень интересная и перспективная тема. Но нужно доработать статью, сделать ее научной. Проанализируйте исследования в этой области: теоретические и практические. После доработки статья может быть рекомендована к печати.

2.06.2014, 15:13 Гаевская Татьяна Ильинична
Рецензия: Выбрана интересная и перспективная тема. Проанализируйте теоретические вопросы: кто и как исследовал этот инструмент (цитата из первоисточника, что думает), какое значение имеет в культуре народа, приведите как пример обряд, где используется сегодня этот инструмент в народной культуре (может быть это свадьба, день рождения, еще какое-нибудь событие)и т.д. После поправок статья может быть рекомендована к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх