ПолесГУ
студент
Гордиевич Евгений Юрьевич ПолесГУ студент, Научный руководитель: Бондарь Алеся Геннадьевна, ассистент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, УО «Полесский государственный университет»
УДК 33
В период кризисных явлений, как в мировой экономике, так и в беларуской, особенное значение приобретает получение достоверной экономической информации всех пользователей, что реализуется через аудиторов, которые выступают в роли независимых посредников между организацией и пользователем бухгалтерской (финансовой) отчётности.
Аудиторскую деятельность можно определить как независимую экспертизу финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Республики Беларусь, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия.
Основной целью aудиторской деятельности является установление достоверности бухгaлтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Республике Беларусь. Принятие нового зaкона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» направлено на гармонизации национальных стандартов аудита как основного способа повышения и контроля его качества.
По состоянию на 1 января 2014 года в Республике Беларусь 1553 аудиторов. За 2013 год 139 аудиторскими организациями оказано услуг на сумму 231614 млн. рублей. Аудит в 2013 году был проведен в 5500 организациях.
Наиболее известные в Беларуси аудиторские организации это ООО «Грант Торнтон», ООО «ФБК-Бел», ООО «Белросаудит», ООО «БДО»
Беларуский рынок аудиторских услуг постоянно растёт, но небольшими темпами. Основные причины:
1.Принятая политика в области развития аудиторской деятельности отсутствует. Т.е. отсутствует единый порядок регулирования деятельности аудиторов.
2.Нет достаточной практики международного аудита. Именно поэтому аудиторские заключения, принятые национальными организациями, на территории Республики Беларусь не признаются.
3.Аудит не распространен среди отечественных предприятий. Из-за этого довольно большое количество предприятий уделяют мало внимания проверкам над ошибками, которые могут возникать в бухгалтерской и финансовой отчетности.
4.Отсутствие либо очень малое количество привлеченных внешних займов. По этой причине и замедлилось развитие аудиторского рынка. Именно поэтому на счету каждый клиент, который обратился за аудиторскими услугами, да и в то же время качество услуг и их диверсификация имеют немаленькое значение для рынка. И из-за этого многие аудиторские компании вынуждены закрываться либо объединяться с более крупными.
5.Ценовые барьеры стоимости услуг аудиторов. Аудиторская деятельность во все времена предоставляла широкий набор предложений для клиента. Средняя стоимость одного человеко-дня работы аудитора – 100-150 долларов США. Но в то же время, цена услуги ИП существенно меньше. Составляет всего от 60 до 80 долларов США [3].
Основные задачи, которые можно выдвинуть для решения проблем, связанных с развитием аудита:
1. единая система оценки качества аудита, которая состоит из системы внутреннего и внешнего контроля качество со стороны общественного объединения и третьих лиц;
2. введение новых технологий, которые должны повысить производительность и качество аудита;
3. повышение конкурентоспособности субъектов хозяйствования как на национальном, так и на внешних рынках;
4. повышение качества предоставляемых аудиторских услуг;
5. законодательное закрепить на законодательном уровне новые подходы к регулированию аудиторской деятельности;
6. снижение рисков пользователей отчетности;
7. развитие сотрудничества на международном уровне.
8. Повышение качества предоставления аудиторских услуг,посредством международных семинаров и конференций.
Одним из способов решения вышеназванных проблем, связаных с аудиторской деятельностью, является новый закон об аудиторской деятельности, который принят Палатой представителей 19 июня 2013 года,
одобрен Советом Республики 28 июня 2013 года и вступил в силу 1 января 2014 г.
Основные изменения, которые произошли в связи с принятием закона:
Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.
Президентом РБ могут быть установлены иные случаи освобождения аудируемых лиц от проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в соответствии с МСФО, проводится только аудиторскими организациями.
Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должен быть проведен не позднее 30 июня года, следующего за отчетным.
Согласно ст. 17 нового Закона ежегодно проводится обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской (финансовой) отчетности следующих субъектов:
Вывод. С принятием нового закона существенно изменяются условия осуществления аудиторской деятельности в Республике Беларусь. Ужесточаются требования к аудиторским организациям при одновременном сокращении рынка обязательного аудита. С большой долей вероятности данные изменения приведут к укрупнению аудита как бизнеса при одновременном росте цен на аудиторские услуги. Новый закон благоприятно отразится на дальнейшем развитии аудиторской деятельности в Республике Беларусь.
Рецензии:
11.07.2014, 3:50 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати.
2.08.2014, 15:36 Предеус Наталия Владимировна
Рецензия: В названии статьи указывается на основные тенденции развития рынка аудиторских услуг в РБ. Автор определяет круг проблем, решение которых позволит ускорить развитие аудиторской деятельности. При этом автор связывает решение этих проблем с новым законом об аудиторской деятельности. Однако затем не раскрывает каким образом данные проблемы будут устранены с помощью этого закона. Требуется доработка. К печати не рекомендуется.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий