Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №12 (август) 2014
Разделы: Журналистика
Размещена 18.06.2014. Последняя правка: 23.06.2014.
Просмотров - 3372

Как повлияло изменение системы политической коммуникации на жанр PR-текстов-отчет

Халтурина Ольга Сергеевна

УралГУФК

аспирант

Киуру Константин Валерьевич, доктор филологических наук, профессор кафедры связей с общественностью Уральского государственного университета физической культуры


Аннотация:
Политическая коммуникация благодаря интернету очень сильно развивается и изменяются формы имиджевых текстов и каналы передачи. Изменяется и лексика привычных политических текстов. В данной статье рассматривается такой вид текста как отчет.


Abstract:
Political communication greatly developed and modified forms of image and text channels. Lexicon of political texts changes. This article discusses this type of text as a report.


Ключевые слова:
pr-текст; трансформация; отчет; политическая коммуникация; каналы передачи информации; имиджевые тексты

Keywords:
pr-text; transformation; report; political communication; channels; image texts


УДК 1751

Политическая коммуникация, безусловно, важный механизм политической системы. Главная задача-обеспечить взаимосвязь между всеми элементами и гармонизировать взаимодействие всей системы с окружающей средой.

Элементами политической коммуникации многие исследователи обозначают следующие: институциональный (государственные органы, общественные организации, партии, СМИ); каналы передачи информации(Интернет, радио, телевидение, референдумы); информация (события, социально важные процессы).

Функции политической коммуникации: интегративная, функция обратной связи, манипулятивная.

Считается, что весь механизм политической коммуникации, как и коммуникации в целом не имеет смысла без обратной свзяи, которая может быть достигнута только в демократическом обществе.

Так как в период тоталитаризма и коммунизма процветает манипулятивная функция политических коммуникаций. Эта функция позволяет формировать в обществе нужные модели политичесчкого поведения, определенные стереотипы. В преобладании той или иной функции происходит трансформация структуры политической коммуникации, а как следствие – имиджевых текстов.

Рассмотрим как же изменялся такой имиджевый текст как отчет. В условиях трансформации системы политических коммуникаций.

Отчет, как и заметка, по праву считается старейшим жанром печати, имеющая глубокие корни. Он печатался еще на страницах первых газет и журналов, выходивших в XVII веке в Германии, в Англии, Франции и давал сведения о приемах при королевских и княжеских дворах. Активно этот жанр использовался и в первой российской газете — петровских “Ведомостях”.

Цель информационного отчета — проинформировать аудиторию о ходе собрания, конференции и т. д. Цель аналитического отчета — показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И уже исходя из такого соотнесения, дать оценку выступлениям участников того или иного форума, определить их значимость для города, района, страны.

М.Ю. Рогожин относит отчет к административно-организационным документам, которые входят в первичные тексты. И. В. Алешина относит отчет к «средствам внутриорганизационной коммуникации. А.Д. Кривоносов выделяет отчет  в группе комбинированных текстов. Но все исследователи не отрицают того фактора, что отчет в сфере политических коммуникаций служит сильным инструментом для формирования имиджа.

В разные эпохи отчет имел разную структуру, но выполнял одну и ту же функцию-был источником открытости и ответственности власти перед народом.

Мы рассмотрим три политических периода, какими были отчеты в каждое время, какую лексику использовали при составлении отчета, какой эффект от отчета был, также постараемся отразить сильные и слабые стороны отчета каждой из эпох. На наш взгляд было бы логичнее разделить весь период использования отчетов на три: эпоха до гласности(до 1980), после принятия гласности (с 1980-2000), наше время (с 2000-2014).

Начнем с периода до 1980 года. В эпоху Сталина и высокого внимания к партийной работе. Отчет являлся одним из основных документов, показывающий работу правящей элиты.  Всем известно, что во времена Ленина и Сталина печаталось огромное число идеологической литературы. Которая собиралась из отчетов съезда партии. Каналом передачи информации служили публикации в государственных газетах, на телевидении, через радиопрограммы, доклады политинформаторов, разделы этих докладов были включены в экзаменационные билеты. Одним словом, инакомыслие не наблюдалось. Тотальное зомбирование и отсутствие дискуссионной площадки. Функция такого отчета. Отчет являлся мощным манипулятивным инструментом структуры политических коммуникаций. Лексика, используемая в докладах была скупа на эмоционально-выразительные средтва, носила сугубо узкоспециализированную направленность и включала профессиональную лексику: капитализм, интернационализация, буржуазия, комиссариаты. Содержание отчетов кроме аналитики носило поучительный характер, правила и нормы развития страны и человека. Исключалось какое-либо обсуждение и осуждение отчета, а также было табу на некоторые темы. Инакомыслие преследовалось законом.  Отчет партии Сталинской эпохи можно считать ориентированным на несколько целевых аудиторий, для общественности, то есть внешней аудитории и инструмент управления для внутренней аудитории-членов партии.

Отчет в период гласности.

Гласность-политический термин, означающий политику максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. В узком смысле это компонент политики перестройки, проводимый М.С. Горбачевым во второй половине 1980-х годов в СССР и заключавшийся в существенном ослаблении цензуры и снятии существовавших в советском обществе многочисленных информационных барьеров. Очень большое внимание уделяется аналитическим аспектам, появляются комментарии экспертов, что делает отчет предметом не только для ознакомления, но и для обсуждения. Появляются фонды защиты гласности.

Функция отчета. Взамен манипулятивной функции лидирующей становится интегративная функция, функция обратной связи все еще слабо выражена.

Лексика. Становится более разнообразной, пополняется иноязычными терминами.

Канал передачи. Огромную роль уделяют телевидению, расцвет журналов информационно-политической направленности, появляются обсуждения политических событий на радио в специальных программах.

Плюсы отчета времени «Гласность» для власти. Лояльность вырастает. Возникновение дискуссионных площадок позволяет общественности почувствовать свободу, что также повышает уровень доверия к власти. Минусы отчета времени «Гласность». Узкая направленность мысли большинства населения не позволяет достичь главной функции системы политической коммуникации-обратной связи.

Эффективность отчета низкая, так как уровень заинтересованности к отчету пропадает, т.к государство не заставляет его знать. Отчеты носят односторонний характер. Количество аудитории, которая знакомится с отчетом резко снижается, так как появляются другие тексты для чтения и изучения-рецензии и комментарии аналитиков и экспертов.

Отчет в современной структуре политической коммуникации.

Годовой отчет политической персоны 21 века – документ, рассказывающий о работе политика за год, в который включены кроме финансовых графиков и статистической информации, аспекты, касающиеся людей политического субъекта докладчика. Отчет – публичное мероприятие, на котором обязательно присутствие СМИ, депутатов, горожан. В большинстве случаев содерживт байлайнер-личное обращение политика.

Открытая и публичная процедура отчета главы муниципального образования перед Советом депутатов и населением является законодательно закрепленной необходимостью повышения эффективности деятельности органов власти и повышения ответственности руководителей местной власти перед населением.

Функция-стать ближе к электорату. Отразить не только статистику за год, но благодарность избирателей. Стало одним из важных моментов – обратная связь, которая при демократической системе и развитии технических средств, а как следствие и развитие каналов передачи информации, позволяет повысить активность электората, привлечь через разные средства массовой коммуникации разные целевые аудитории.

Лексика- более простая, эмоциональное содержание в процентном соотношении с аналитическим становится больше.

Канал передачи. Появляются дискуссионные площадки, где обсуждаются политические темы, в том числе отчеты первых лиц страны (Канал «Дождь», Радио «Свобода»), новые медиа(аккаунты и группы в социальных сетях, видеоблог)

Плюсы. Наличие дискуссионной площадки. Формат открытости и плюрализма.

Минусы. Сложность регулирования дискуссионными площадками, большое влияние со стороны оппозиционеров. Необходимо преподносить отчет в разных форматах  через разные каналы коммуникаций для разных целевых аудиторий.

Эффективность отчета высока если используются комплексно каналы коммуникации. Важно учесть тот фактор как качество отчета. Если в отчете кроме сухих цифр и фактов нет эмциональной составляющей, то навряд ли такой отчет найдет большой отклик со стороны электората. При комплексном размещении отчета, обратная связь, главная функция политических коммуникаций, возрастает.

Вывод.

Отчет на протяжении всей истории России имел огромное значение в системе политических коммуникаций. В той или иной мере он выполнял различные функции политической системы. Использовался всеми, имел определенную структуру. С развитием общества и технологий передачи информации отчет служит предметом многочисленных дискуссий не только со стороны экспертов, но и среди обычных среднестатистических граждан страны. Которые в свободной форме выражают свое отношение к отчету. Таким образом, выполняется главная функция системы политических коммуникаций-обратная связь. Благодаря взаимодействию и работе политтехнолога уровень лояльности со стороны электората растет. Текст отчетов становится более понятен, упрощается лексика.

Для получения отклика у целевой аудитории, необходимо использование различных каналов передачи информации. Так как восприятие информации зависит от аттитюдов аудитории, причастности к определенной эпохи. Для людей, родившихся в период отсутствия гласности ключевым источником информации служит печатное СМИ, для периода гласности характерно преобладание телевидения, а для нашего времени – электронные СМИ.

Библиографический список:

1. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации: Краткий курс. Москва: АСТ Восток-Запад, 2007.
2. Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. – 2-е изд., доп.- СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002.
3. Киселев А. А.; Самаркина И. В. Интернет: модель и практики политического участия. Крснодар: ООО Оттиск. 2007.
4. Левада Ю. А. От мнений к пониманию: социологические очерки 1993-200. М.: Московская школа политических исследований, 2000. С. 15.
5. Нисневич Ю. А. Информационно-коммуникационная стабилизация политической системы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. 2006. № 1 (6). С. 80.




Рецензии:

20.06.2014, 13:37 Барлыбаева Сауле Хатиятовна
Рецензия: Я рекомендую к публикации статью Ольги Сергеевны Халтуриной "Как повлияло изменение системы политической коммуникации на жанр ПР-текстов -отчетов". В ней автор рассматривает ПР-тексты-отчеты в период трех видов политической коммуникации, отмечая для каждого периода: советского, периода гласности и современного периода функции отчета, определенную лексику, каналы передачи, эффективность, плюсы и минусы ПР-отчетов. Где период "Гласности", 3-я строчка слово "в совсетском" (советском) -убрать букву "с". Статья рекомендуется к публикации. С уважением, Сауле Барлыбаева

23.06.2014 6:06 Ответ на рецензию автора Халтурина Ольга Сергеевна:
Уважаемая Сауле Барылбаева, опечатка в статье была исправлена. Спасибо за рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх