Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №10 (июнь) 2014
Разделы: Педагогика
Размещена 13.06.2014. Последняя правка: 13.06.2014.
Просмотров - 3655

«ВЕЛИКАЯ ЧЕТВЕРКА» - ОСНОВА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ОПЕКИ О ДЕТЯХ-СИРОТАХ В КНР

Калашник Любовь Сергеевна

доктор педагогических наук, доцент

Харьковский Национальный педагогический университет имени Г.С.Сковороды

кафедра восточных языков, заведующий кафедрой

Аннотация:
Данная статья посвящена вопросам смыслового наполнения компонентов воспитательной работы с детьми-сиротами в государственных учреждениях системы социальной опеки КНР. В частности в статье делается акцент на понятие «Великой четвёрки», которое является одним из базовых в воспитательной работе не только с детьми-сиротами, но также и с остальным населением страны


Abstract:
This paper focuses on the issues of the educational work with orphans components’ content in state institutions of social welfare system in People’s Republic of China. In particular, the article focuses on the concept of «Great Four», which is one of the basic ones in educational work not only with orphans, but also with the rest of the population in the country


Ключевые слова:
КНР; система социальной опеки; дети-сироты; воспитание; детский дом; детская деревня

Keywords:
China; social welfare system; orphans; education; orphanage; Children's village


УДК 37.018.1(510)  

Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и т.д. Без этих новообразований ребенок не сможет стать полноправным субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Именно поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот в учреждениях социальной опеки для детей-сирот. Сегодня Украина находится на пути реформирования собственной системы социальной опеки для детей-сирот. Звучат как предложения о полной передаче детей-сирот в семьи, так и призывы к поиску абсолютно новых форм организации системы социального попечения для обозначенной категории детей. В сложившихся обстоятельствах, актуальным есть вопрос об изучении принципов организации, задачах, целях, механизмах работы соответствующих систем в других странах.

Цель статьи – проанализировать главные направления воспитательной деятельности учреждений системы социальной опеки о детях-сиротах в КНР.

Задачи:

дать определение понятию «Великая четвёрка», которое сегодня является одним из базовых в китайской педагогической науке для характеристики процесса воспитания;

охарактеризовать каждый из компонентов «Великой четвёрки» с точки зрения их реализации в воспитательном процессе учреждений социальной опеки о детях-сиротах в КНР.

Если сегодня подходы к содержательному наполнению и принципам семейного воспитания, а также к базовым основам организации воспитательного процесса в школе в КНР подвергаются активному пересмотру в сторону заимствования иностранных педагогических технологий, гуманизации, сокращения нагрузки на ученика, то организацию воспитательного процесса в государственных учреждениях системы социальной  опеки (детских домах и детских деревнях) можно считать «классикой социалистического Китая». Начиная с середины ХХ в., благодаря активному перенятию советской системы воспитания, в КНР было официально выделено 9 видов воспитания (нравственное (идеологическое), трудовое, физическое, патриотическое, эстетическое, религиозное, правовое, экологическое и умственное) [3, c.132]. Следует отметить, что умственное воспитание не относится современной китайской педагогикой к вопросам воспитания, а рассматривается как основная задача системы образования. Также в педагогической профессиональной литературе выделяется так называемая «Великая четверка», которая составляет базис современной китайской педагогической науки. Данное понятие было введено в обиход в трудах Мао Цзэдуна (в частности, статья «Как правильно воспитывать народ» [6, с.67-73]). К «Великой Четверке» относятся нравственное, трудовое, физическое и патриотическое воспитание.

Первостепенную роль в китайской педагогике традиционно играло трудовое воспитание. Дети с раннего возраста помогали родителям вести домашнее хозяйство, ухаживать за домом, садом. В семьях средних слоев населения мальчики привлекались к трудовой деятельности с 14-15 лет. Работая рядом с родителями, они приобретали профессиональный опыт и навыки, а также овладевали «секретами мастерства» в профессии. Девочки помогали вести домашнее хозяйство, ухаживать за младшими. Китайская народная педагогика, отводя главное место трудовому воспитанию детей, всегда подчеркивала, что труд должен быть творческим, интересным и, главное, - посильным. Но на практике (это касается, прежде всего, детей из семей низших слоев населения) работа часто была обременительной.

И народная, и научная педагогика Китая отводят трудовому воспитанию выдающееся место в системе всестороннего гармоничного развития личности. Всеобщим является убеждение, что ребенка следует воспитывать в любви и уважении к труду, причем, обучать не по книгам, а в процессе трудовой деятельности [1; 59-63]. Большую роль труда и трудовому воспитанию отводили также все китайские философско-религиозные системы, и это был единственный вопрос, который они трактовали одинаково: человек рожден для труда. Труд - это единственное, что позволяет человеку получить награду (будь то высокая должность или нирвана и т.д.).

В ХХ веке трудовое воспитание отнюдь не потеряло актуальности. Большое внимание ему уделял Мао Цзэдун. Вслед за ним, выступая на заседании ЦК КПК в апреле 1958 г., Дэн Сяопин подчеркивал, что труд для детей должна стать обязательным элементом общей системы воспитания. Для этого необходимо, чтобы:

ребенок понял необходимость труда;

возможность коллективного труда ребенок должен воспринимать не как обязанность, а как награду, и заведомо должен получать удовольствие от коллективного труда, труда ради коллектива;

при школах и учебных заведениях должны быть созданы рабочие цеха, сельскохозяйственные коммуны, где бы ученики работали в свободное от учебы время. Робота на этих участках считается учебным предметом и составляет 4часа каждый день [10, с.321-337].

Ученый, педагог Ци Вань, в соответствии с положением теории Дэн Сяопина, выдвигает свою «Теорию активного нравственного воспитания в процессе деятельности». Он ее рассматривает как моральную философию, которая основана на общественной и производственной деятельности человека, и вводит термин «практическая нравственность», трактовка которого сводится к следующим положениям: воспитывая ребенка в труде, мы воспитываем его высоконравственным, и наоборот: чтобы воспитать высоко нравственную личность, мы должны воспитывать ее в работе [4 ].

Что касается организации трудовой деятельности воспитанников детских домов, то довольно часто именно физический труд и его результаты являются условием разнообразия питания воспитанников. 100% детских домов в сельской местности имеют сельскохозяйственные участки, где воспитанниками выращиваются овощи; большинство учреждений имеют птицу (кур и уток), яйца и мясо которых также попадает на общий стол. Некоторые детские поселки, которые возникли на местах сельхоз. коммун, также получают заказы от местной общины и от государства на выращивание определенных видов растений (коммуна «Фуцзян» (Северный Китай) специализируется на выращивании тыкв, в коммуне «Янгуань» (провинция Хэбэй) выращивают тонколистовой рапс и кинзу).

Также в сельских коммунах имеются производственные территории, где местные бизнесмены могут официально размещать заказы на изготовление сувениров, бижутерии и т.д. Такая практика вызывает много нареканий со стороны международных комиссий по правам ребенка, поскольку ими они расцениваются как использование детского труда. Китайская же точка зрения крайне отличается от точки зрения комиссий. Считается, что такие случаи сотрудничества бизнес-сектора и детских домов несут много пользы последним, поскольку, во-первых, дают домам дополнительные финансы и улучшают условия проживания детей, во-вторых, дают детям «профессию в руки». Поэтому государство поощряет подобное сотрудничество, официально оформляя производственные территории как частные предприятия в собственности детского дома, открывая трудовые книжки детям и позволяя воспитателям и преподавателям, которые нашли для детского дома прибыльные долгосрочные контракты, иметь определенный процент с заработка детского дома по найденным контрактам.

В городах трудовое воспитание воспитанников детских домов сводится к тому, что вся текущая работа в доме выполняется детьми: они помогают в ремонте дома, уборке, обустройстве и т.д. И здесь нет деления на «мужскую» и «женскую» работу: как мальчики, так и девочки готовят, шьют, ремонтируют одежду. Справедливо считается, что данные навыки пригодятся им в будущей самостоятельной жизни.

Физическое воспитание. Забота о здоровье и нормальное физическое состояние ребенка, воспитание стрессоустойчивости, выносливости были предметом постоянного внимания китайского общества. В отличие от Древней Греции, где спортсменов уважали, возводили в их честь храмы, ставили им статуи, в Китае хорошая физическая подготовка имела сугубо прагматический характер. Это был шанс попасть на службу в армию (ибо во все времена армия гарантировала безбедное существование семье военного, уважение и почет в обществе, возможность сделать карьеру), добиться должности чиновника. В "Цзуо Чжуан" в частности указано, что у чиновников высшего ранга существовала традиция выбирать себе «младшего зятя» (мужа для младшей дочери) именно из числа победителей спортивных соревнований (согласно китайскому домострою, «старший зять» должен был заботиться об отправлении ритуалов и рождении наследника, а «младший» - о рождении как можно большего количества здоровых и красивых детей для укрепления межсемейных и межклановых связей) [5, с.457-471].

Об уважении к физически развитым людям свидетельствуют и многочисленные китайские сказки, главными героями которых являются спортсмены: это сказки о великом стрелка И, бегуна Коа Фу, силача Вена. Китайцы также считали, что физическая сила - дар богов и поэтому не может быть применена в корыстных целях или во вред простым людям (об этом беспокоятся сами боги, которые наградили человека этим даром, поэтому хорошо физически развитый человек считался некорыстным, правдивым и обладающим всевозможными добродетелями) [9, с.56-57].

Современный Китай - страна спортивная. Самые виды спорта - это футбол, баскетбол и, конечно же, ушу. В 1998 ушу было провозглашено "Национальным спортом КНР". На летных играх 2008 года, пользуясь своим правом хозяина Олимпиады, Китай предложил ушу как новый олимпийский вид спорта. Потеряв свое значение боевого искусства, ушу становится все более популярным просто как гимнастика.

Активную роль в популяризации спорта играют учебные заведения, начиная с детского сада и заканчивая вузами. В них действует система секций, проводятся соревнования, при выставлении оценок и написании характеристик на учащихся учитываются их спортивные достижения за год. При приеме на работу даже в частные фирмы обязательно нужны копии спортивных грамот. В учебную программу любого учебного заведения включены, как минимум, два урока физкультуры в неделю. Кроме этого, каждый день до начала занятий проводятся гимнастика и так называемые «активные перерывы». С 1 сентября 2008 г. танцы стали обязательным для изучения предметом в китайских школах. Преподаются 7 видов классического танца (5 видов - китайских, 2 - зарубежных), которые соответствуют физическим и психологическим особенностям учащихся разного возраста. Ожидается, что помимо «физического» эффекта, «групповые» танцы будут развивать в школьниках социальные чувства, чувство коллективизма  будут стимулировать интерес к истории и культуре своего народа (история возникновения того или иного танца, связанные с танцами легенды). «Парные» танцы способствовать гендерной самоидентификации мальчиков и девочек [2, с.16], что также является весьма актуальным вопросом не только для КНР, но и для всего мира.

Исследователи отмечают, что физическое воспитание у китайцев не только обогащает молодых людей физической силой, энергией для будущей жизни, но и укрепляет их волю и характер. Также спорт считается очень полезным для предотвращения возникновения локальных конфликтов между детьми в условиях закрытого коллектива, который представляет собой детский дом. Спорт позволяет воспитанникам сбросить лишнюю энергию и уменьшить уровень агрессии [14, с.78-80]. Также обустроенная спортивная площадка удачно решает вопрос свободного времени для воспитанников.

Патриотическое воспитание. Китайцы - большие патриоты не только Китая, но и города, села и даже дома, в котором родились. Каждый китаец знает, какая территория его страны, провинции, поселка, сколько там живет людей. Рядовой гражданин может предоставить вам исчерпывающую информацию о руководящем составе КПК, законах, принимаемых в стране и т.д. Идея большого неделимого Китая глубоко укоренилась в китайском народе. Рядовой китаец переживает как личную трагедию невозможность вернуть Тайвань или ряд островов, находящихся сейчас под юрисдикцией Японии или России. Присоединения Гонконга и Макао праздновалось рядовыми китайцами как семейное торжество. Это было не государственный праздник, а праздник каждой семьи, каждого человека.

Больше всего в мире китаец ценит свою Родину, семью и домашний очаг, предпочитает свой язык, неохотно изучает чужие (необходимость изучения английского языка объясняется детям так: те, кто знают английский хорошо, могут поехать в другие страны и заработать больше денег, поскольку заработная плата за границей выше, чем в Китае). Детей учат уважать и сохранять традиции, покупать в первую очередь вещи отечественного производства.

Патриотическое воспитание - важнейшая идея всей китайской педагогики. Оно, в наибольшей степени, основывается на понятии «китаецентризма». В 1982 г. генеральный секретарь ЦК КПК Ху Яобан подчеркнул необходимость решительно покончить с увлечением художественной практикой Запада, со случаями преклонение перед иностранным, а если эти действия имеют серьезный характер, они должны преследоваться законом. Этот период (начало 80х гг. ЧЧ ст.) характеризуется повышенным вниманием к проблемам патриотического воспитания, которое предусматривало воспитание китайского духа, соблюдения китайских традиций. В материалах прессы отмечалось, что «патриотизм - лучшая традиция и наивысшее нравственное качество китайской нации», а «формой патриотического воспитания» было объявлено изучение отечественной истории. При этом отмечалось, что использование «книг по всемирной истории оправдано только в том случае, если в них нет преклонения перед иностранным» [8, с.95-122]. В октябре 1983 г. на первое место была выдвинута проблема «духовного загрязнения китайской нации» [8, с.79]. Запрещалось все зарубежное, некитайского, а телевидение и пресса пропагандировали только китайское. Этот процесс не прекратился и сегодня. Все другие виды воспитания в КНР сегодня рассматриваются через призму патриотического.

С 2001 г. в Китае третья суббота сентября объявлена ​​всенародным днем ​​патриотического и оборонного воспитания. В программах начальных и средних школ Китая, а также в колледжах и университетах появился обязательный теоретический предмет «Национальная оборона», задачей которого является развитие у учащихся национального, патриотического и оборонного мышления

В детских домах воспитательный компонент по патриотического воспитания является весьма значительным. Детям с детства прививается идея, что они являются детьми Китая и то, что они остались без родителей, не является очень большим горем - у них есть Китайское государство, которое будет заботиться о них, потому что они являются его детьми. А также способствует этому наличие специального статуса для детей-сирот в КНР - ребенок народа (в графе «родители» в свидетельстве о рождении таких детей пишут: народ КНР). Любовь к собственному народу и Китаю воспитывается на ярких исторических примерах: дети-сироты, которые были воспитаны трудовыми коллективами и воинскими подразделениями во время сопротивления японской оккупации (ХХ в.).

Самым яркими примерами являются культовые образы Лэй Фэна (18.12.1940 - 15.08.1962) – «Безымянного героя» - сироты, который был усыновлен солдатами Народно-освободительной армии Китая, и молодой красноармейки Лан Хулан. Героизм Лэй Фэна полностью состоял в незамысловатой бытовой помощи старшим товарищам, крестьянам и старикам. Умер Лэй Фэн от несчастного случая, оставив дневник, который переполнен словами благодарности и клятвами на верность «Партии-матери». Заветной мечтой Лэй Фэна, согласно его дневниками, было «Стать незаметным винтиком в механизме Большого Китая» [11, с.13-14]. Лэй Фэн посмертно прославлен китайской коммунистической пропагандой как образец безупречного альтруизма. Лозунг «брать пример с Лей Фэна» продолжает фигурировать в школьных мероприятиях КНР как элемент идеологического воспитания молодежи. О нем было снято несколько кинолент, написано множество детских песен. Именно его профиль красуется на значке пионерской организации КНР.

Лан Хулан считается женским «отражением» Лэй Фэна. Ее образ не так популярен, но до сих пор широко используется в пропаганде и воспитании как символ бескорыстной любви к стране. Лан Хулан был 21 год во время японской оккупации Китая (1937-1945). Силой своих речей она убедила общину села, где жили ее родители, вступить в ряды Национальной Освободительной Армии Китая. Погибла Лан Хулан в возрасте неполных 22 лет, закрыв пулемет врага своим телом [13, с.94]. Сегодня радикально настроенные представители молодежи ратуют за пересмотр наследия Лэй Фэна и Лан Хулан, призывая проверить их дневники и отзывы свидетелей об их жизни и деятельности на подлинность и установить историческую (а не только идеологическую) справедливость.

Из более современных примеров можно считать китайскую аннотацию к циклу художественных фильмов и комиксов о жизни Бэтмена (Человека-летучей мыши). В китайских аннотациях к приключениям Бэтмена особо подчеркивается тот факт, что Брюс Уэйн является сиротой, который в раннем возрасте стал свидетелем убийства своих родителей, но не разочаровался, а делом своей жизни сделал анонимную и бескорыстную помощь всем, кто в этом нуждается.

Особенностью патриотического воспитания в современной КНР является его срощенность с воспитанием национальным. Неоспоримым является тот факт, что современная КНР проводит достаточно взвешенную государственную политику в отношении представителей национальных меньшинств, реализуя при этом их права на национальное самовыражение в полном объеме (хотя наблюдательные комиссии Евросоюза и США традиционно обвиняют правительство КНР в отказе в национальном самовыражении населению Тибета и Синьцзян-Уйгурского Автономного округа). Учитывая тот факт, что этнический состав КНР насчитывает 56 национальностей (доминирующая национальность «хань» и 55 так называемых «малых национальностей») вопрос корреляции национального воспитания с патриотическим (государственным) является крайне актуальными для этой страны.

В 80-х гг., Когда в КНР происходило изменение концепции развития китайского общества, встал также вопрос об общих принципах функционирования китайской системы образования и воспитания в конце ХХ-ХХI вв. В 1983-1985 гг. Госкомитетом КНР по вопросам образования был издан ряд нормативных документов, из которых следовало, что целью работы системы образования и воспитания в стране является «воспитание гражданина КНР». С тех пор произошло отождествление патриотического и национального воспитания в Китае. Закон КНР «Об образовании», в частности, отмечает, что в деле воспитания «государство с уважением и пониманием относится к местным и национальным обычаям любой национальности КНР» [7, с.110].

Что касается воспитательной работы в этом направлении в государственных учреждениях системы социальной опеки о детях-сиротах, в стране официально действует запрет на организацию подобных заведений по национальному признаку. Однако на жизнь детского дома или детской деревни большое влияние оказывают местные и национальные обычаи, традиции, собственные предпочтения педагогического коллектива. Например, дети привлекаются к празднованию почти всех праздников, традиционных для малых национальностей, представителями которых являются воспитатели приюта, с удовольствием изучают местные ремесла.

 

На моральном (идеологическом, морально-идеологическом) воспитании базируется вся система ценностей, убеждений китайского народа, общественный строй страны. Нравственное воспитание включает в себя вопросы духовного состояния нации. Большую ответственность по обеспечению соответствующего морального уровня страны несут отдел пропаганды ЦК КПК, министерство общественной безопасности, министерство образования, педагоги и воспитатели.

Основным методом нравственного воспитания в стране в учебных и воспитательных заведениях является практика "дозирование уважения и любви", которая была предложена в 80-х гг. Данная концепция основана на социальной природе человека, которая обуславливается потребностью человека в получении уважения и любви. Когда человек теряет уважение и любовь близких ему людей, он чувствует себя не самодостаточным, неудовлетворенным самим собой. На государственном уровне считается, что нравственное воспитание - это одна из важнейших сфер, которые требуют особого внимания со стороны партии. Именно об этом свидетельствует большое количество принятых руководством страны документов: "Постановление ЦК КПК о работе по нравственному воспитанию в начальной и средней школе" от 25 декабря 1988 г., "Постановление ЦК КПК об усилении и совершенствовании работы по нравственному воспитанию учащихся общеобразовательных школ" от 31 Август 1994 г., Государственный комитет КНР по образованию издал "Директивы по осуществлению нравственного воспитания на начальной и средней ступенях образования" от 23 августа 1994 г., 23 ноября 1995 г. принята программа нравственного воспитания студентов вузов.

Органы государственной власти сегодня в КНР ведут активную (иногда - агрессивную) политику по улучшению морального состояния нации. Управление нравственного воспитания государственного комитета образования КНР издало учебно-методическое пособие "Церемония поднятия государственного флага и морально-патриотическое воспитание". Государственный комитет по вопросам образования КНР предлагает изучать в учебных заведениях более 100 различных песен, музыкальных произведений, например, гимн страны, песни о Родине: "Без компартии нет Китая", "Единство - это сила". Нравственное воспитание осуществляют учащиеся при активной деятельности в детских и молодежных организациях.

Систематическое нравственное воспитание в учреждениях образования и воспитания КНР осуществляют путем проведения с детьми этических бесед, в процессе игр и занятий по родному языку, в курсе общих элементарных знаний, на уроках рисования. Учителя и воспитатели знакомят учеников с правилами - моральными нормами поведения в учебном заведении, детском доме, интернате. В соответствии с законодательными актами КНР, любой ребенок школьного возраста должен:

  • любить Родину, народ, признавать и поддерживать правящую партию, примерно учиться, чтобы внести свой вклад в осуществление социалистической модернизации Китая, строго соблюдать школьную дисциплину, государственные законы, общественный порядок, уважать коллектив, поддерживать дух коллективизма, бережно относиться к общественному имуществу;
  • активно участвовать в спортивных мероприятиях школы, регулярно заниматься физической культурой, рационально отдыхать, активно заниматься физическим трудом, ценить результаты своего труда и труда других;
  • вовремя приходить в школу, не опаздывать на уроки, не пропускать уроки, не оставлять школу раньше указанного времени по расписанию, на уроках быть внимательным, выполнять все домашние задания;
  • вести скромный образ жизни, соблюдать правила гигиены, не курить, не пить алкогольные напитки, не мусорить, уважать учителей, старших по возрасту людей, поддерживать хорошие отношения со своими сверстниками, не ругаться, не ссориться, не совершать драться;
  • быть ответственным, честным, откровенным, вести себя скромно, тактично, быть готовым понять и исправить свои ошибки [4].

Школы и особенно детские дома и интернаты ведут своеобразные "Наблюдения нравственного развития ученика", базирующиеся на анкетировании классных руководителей или воспитателей, а также существуют специальные формуляры, которые должны заполняться раз в месяц.

В качестве вывода можно отметить, что воспитательная работа в учреждениях социальной опеки о детях-сиротах в КНР сегодня нуждается в реформировании в сторону уменьшения идеологической нагрузки, открытости, увеличения именно воспитательной работы с детьми. Детские дома и коммуны (особенно в сельской местности), имея большой воспитательный потенциал, в основном пренебрегают им ради решения чисто бытовых проблем. Основным воспитательным средством является включение ребенка в труд взрослых и собственный пример воспитателей без разъяснительной и подготовительной работы. Исключением можно считать лишь систему морального (идеологического воспитания), в реализации задач которого, кроме работников детского учреждения, участвуют также другие организации и которая строго контролируется со стороны правительства и органов местного самоуправления. Относительно остальных направлений воспитательной деятельности, то детские дома склонны полагаться здесь на учебные заведения более, чем на собственные силы.

Сейчас в Китае вопросы содержания воспитательной работы как с различными группами населения, так и с населением вообще, снова набирают остроты и актуальности. Лозунг «сучжи тьяоюй»  (т.е. «воспитания с целью повышения качества нации») обсуждается на страницах не только педагогических и научных, но и общественно-политических изданий. Упрощенно идея «качественной нации» в китайском представлении звучит следующим образом: государство должно зарабатывать на человеке больше, чем оно в него вложило. Качественным считается общество, где этого баланса придерживается 75% населения минимально, а прибыль, которую человек приносит государству благодаря своему труду, идеям и т.д., в 2,5 раза больше, чем те средства, которые государство потратило на этого человека [15, с.15]. Именно эта экономическая идея активно прививается воспитанникам учреждений государственной системы социальной заботы о детях-сиротах. Особо подчеркивается, что именно они являются будущим нации, поскольку страна тратит на них больше, чем на «семейных» детей, а потому большая работа во славу своей Родины, радостное выполнения ее сложных задач - это задача и почетная обязанность каждого воспитанника заведения системы социальной опеки.

Библиографический список:

1. Бубенцов Е.В. Духовный мир и традиции китайского крестьянства / Е.Бубенцов // Информационный бюллетень РАН. Институт Дальнего Востока. – 1998. – № 7. – С.1-101.
2. Калашник Л.С.Національна хореографія як засіб патріотичного виховання сиріт у закладах соціального піклування КНР / Л.С.Калашник, Ц.Чжань // Педагогічний пошук. – 2013. – № 4 (80). – С.13-16.
3. Клепиков В.З. Из истории образования в Китае (1921 - 1973) / В.З.Клепиков // Советская педагогика. – 1973. – №9. – С.128-138.
4. Клепиков В. Современный Китай: вопросы воспитания / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://portalus.ru (c)g2r
5. Малявин В.В. Сумерки дао. Культура Китая на пороге Нового Времени / В.Малявин. – М.: Астрель, АСТ, 2000. – 448 с.
6. Мао Цзедун. Выдержки из призведений / Мао Цзедун. – Пекин: Синсин, 1967. – 327с.
7. Су С.Образование в Китае: реформы и новшества / Сяохуань Су. - Пекин: “Межконтинентальное издательство Китая”, 2011. – 192 с.
8. Chinese Society on the Eve of Tiananmen: the Impact of Reform / ed. By Debora Davis and Ezra F. Vogel. - President and Fellows of Harvard College, 1990. – 402 p.
9. 缝淋浴,使微明.中国文化散文. - 中国洲际出版,2001.- 198 р. (Фен Линьюй, Ши Вейминь. Очерки по культуре Китая. – Межконтинентальное издательство Китая, 2001.- 198 с.).
10. 马忆南.中国人民大学学院 - 东北师范大学出版 – 2000. — 412 p. (Ма Инан. Высшее образование в КНР. – Издательство Юго-Восточного педагогического университета, 2000. – 412 с.)
11. 葐釭及.你”雷锋”了吗? // 中国报告. - 2012.- # 3 (97). – р.13-19. (Пен Ганти. Стоит ли брать пример с Лэй Фэна сегодня? // Новости Китая. – 2012. - № 3 (97). – С.13-19).
12. 中国教育制度史料 / 程舜英 编者. – 北京市: 北京师范大学出版社, 2011. – 760 р. (Материалы по истории системы образования Китая / ред. Чен Шуньин. – Пекин: Издательство Пекинского педагогического университета, 2011. – 760 с.)
13. 英雄董存瑞的故事. - 中国大百科全书出版社,2006.- 217 р. (Герои Китая: Новейшая история. - Государственное издательство энциклопедической и справочной литературы, 2006. – 217 с.).
14. 刘清黎. 体育教育学. - 高等教育出版社, 1996. - 288 р. (Лю Т. Педагогические аспекты физической культуры / Тинли Лю. – Издательство Комитета по вопросам высшего образования, 1996. – 288 с.).
15. 梅雨函.人口的素质 // 四川大学学报 - # 7. – 2010.- p. 10-17. (Мей Ю. Качество нации: теоретические вопросы / Юхан Мей // Вестник Сычуанского университета. - № 7. – 2009. – С.10-17).




Рецензии:

13.06.2014, 16:37 Ланин Борис Александрович
Рецензия: Отличная статья. Автор владеет материалом, много ссылок на источники,понятная структура статьи, четкие выводы. Рекомендую к публикации

13.06.2014 19:19 Ответ на рецензию автора Калашник Любовь Сергеевна:
Уважаемый Борис Александрович! Спасибо большое за такую высокую оценку моей скромной работы. С уважением, Калашник Л.С.

14.06.2014, 12:47 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: Очень интересная, умная и хорошо написанная статья. Хорошо структурирована, много ссылок на литературные источники, хорошая аргументация выводов. Рекомендую к печати.
14.06.2014 15:15 Ответ на рецензию автора Калашник Любовь Сергеевна:
Уважаемая Валентина Александровна! Спасибо большое за рецензию и высокую оценку моей работы. С уважением, Л.С.

8.07.2014, 11:18 Кузнецова Ирина Павловна
Рецензия: Рекомендую данную статью к публикации. Интересная и качественная научная статья. Удачи в защите докторской диссертации!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх