бакалавр
"ВолГУ"
студент
Научный руководитель: Черных С.В.,Волгоградский государственный университет,доцент кафедры телекоммуникационных систем,к.ф-м.н.,доцент
УДК 621.395
Введение
С появлением цифровых технологий в телекоммуникационной отрасли традиционные услуги голосовой связи стали вытесняться такими услугами, как Интернет, передача данных, мобильная связь. Так по итогам 2000 года в мире уже насчитывалось 545 млн. пользователей Интернет [1, 2]. В странах Евросоюза за 2000 г. число владельцев сотовых телефонов составило примерно 40% всего населения региона, а в 1999 г. эта цифра составляла только 30% [1, 2].
В настоящее время в средствах массовой информации (СМИ) активно обсуждается проблема отказов населения от использования фиксированной телефонной связи [3 - 6]. Существование данной проблемы сомнений не вызывает. Однако, в одних СМИ данная проблема явно подается как признак апокалипсиса фиксированной связи и наступления светлой эры повсеместного господства сотовой связи. В других СМИ читателей ненавязчиво подводят к подобным выводам. Поражает и настораживает подавляющее господство данной точки зрения практически во всех СМИ. Во-первых, это противоестественно. Не могут все и одновременно думать одинаково, если, конечно, предварительно не договорились об этом. Во-вторых, в окружающей нас повседневной жизни как-то не наблюдается страстного порыва людей покончить с фиксированной связью. Подобного единодушия в отношении фиксированной связи не наблюдаем мы и на форумах в Интернете.
Такое однобокое освещение данной проблемы в СМИ крайне неверно, вредно и сильно смахивает на рекламную акцию в поддержку сотовой связи. Это с одной стороны. С другой стороны, нуждается ли сотовая связь в подобной поддержке? В настоящее время данный вид связи громко о себе заявил и прочно «стоит на ногах». Чтобы выяснить степень реальности данной проблемы (существует ли она еще где-нибудь, кроме как на страницах СМИ), чтобы увидеть картину в целом, данную проблему необходимо рассматривать с различных точек зрения и в тесной взаимосвязи с другими проблемами.
Возникают и более серьезные вопросы. Если с фиксированной телефонной связью все так плохо, что население страны стало отказываться от нее, то зачем тогда вкладывать в эту область деньги? Разумнее всего просто выработать оставшийся ее ресурс. Если фиксированная связь скоро исчезнет, то зачем вкладывать деньги в подготовку специалистов по этому виду связи? Для обслуживания того, что осталось от проводной связи, хватит и ранее выпущенных.
Как видим, заданные выше вопросы требуют своего исследования, которое будет проведено на основе фактов и данных, взятых из источников Интернет, СМИ, учебной и научной литературы. Для получения более правильных выводов анализировались факты и данные весьма обширного периода времени с 1987 по 2013 годы. Понятно, что на данный момент многие из упомянутых ниже фирм, операторов, предприятий могут войти в состав других объединений, могут быть реорганизованы или переименованы. Официальные лица, упомянутые ниже, на настоящий момент могут занимать другие должности. В настоящей работе названия предприятий, должности и звания руководящих лиц и экспертов сохраним такими, какими они были на момент упоминаемого в ссылке периода времени.
Настоящее исследование имеет целью выявить основные, наиболее важные (по мнению авторов) причины отказов населения от фиксированной телефонной связи. Данное исследование носит постановочный характер и не претендует на подробное и исчерпывающее освещение обозначенных выше проблем.
Потребности и развитие телекоммуникаций в России
Для понимания сути возникшей проблемы необходимо знать хотя бы самые основные этапы развития современных телекоммуникаций в России. В конце 90-х годов ХХ века быстрое развитие телекоммуникационной отрасли в России было обусловлено, в основном, двумя причинами. С одной стороны, имелся значительный неудовлетворённый спрос на установку домашних телефонов, а с другой, возник сегмент новейших высокотехнологичных услуг – передача данных, сотовая связь и услуги предоставления доступа в Интернет. Поэтому телекоммуникационная отрасль развивалась по двум направлениям – экстенсивного роста (удовлетворение спроса на установку телефонов) и интенсивного роста (освоение новых рынков и современных видов услуг).
По уровню развития телекоммуникационных систем в конце 90 - х годов Россия находилась примерно на 42 - м месте, уступая как промышленно развитым, так и многим развивающимся государствам [7]. В России в конце 90 – х годов телефонный парк состоял из более 31 млн. аппаратов, и на 100 жителей приходился 21 телефон (в США и Западной Европе – 60 – 70 телефонов на 100 человек) [7].
Исторически отрасль связи в России (как и в любой другой стране) представляла собой естественную монополию. Это было связано с высоким уровнем затрат на предоставление доступа к телефонной сети и оказание телеграфных услуг. Социальная значимость этих услуг не давала возможности устанавливать тарифы, обеспечивающие прибыль, что делало необходимым государственное регулирование тарифов в отрасли.
Массовый спрос на услуги сети Интернет и мобильной связи, с одной стороны, на государственном уровне стимулировал упрощение порядка выдачи лицензий на предоставление услуг связи, с другой стороны, принудил монополии самим предоставлять новые услуги связи. Данное обстоятельство, во-первых, привело к бурному росту количества конкурирующих операторов сотовой связи и провайдеров услуг Интернет и передачи данных (так сказать к появлению конкурирующей среды), во-вторых, заставило монополии уступить часть рынка не только новейших, но и традиционных услуг альтернативным операторам. Так, в США оператор-монополист AT&T с активизацией конкурирующих операторов потерял после 1987 г. 40% рынка услуг проводной связи, японский Nippon Telephone & Telegraph –30%, британский British Telecom – 10%, чилийский национальный оператор CTC – почти половину рынка [1, 8].
Для понимания причин отказов населения от использования фиксированной телефонной связи необходимо рассмотреть перспективы развития проводной связи в России и в мире, как положительные, так и отрицательные, как оптимистичные, так и пессимистичные, как сторонников, так и противников. Все это будем сопровождать цифрами и фактами.
Пессимистичный прогноз перспектив фиксированной связи
Из всех средств телекоммуникаций в России наиболее быстрые темпы роста зафиксированы в сотовой связи. Такая тенденция связана с постепенным ростом платежеспособного спроса населения, а также с политикой сокращения тарифов, проводимой крупнейшими компаниями сотовой связи. По сведениям агентства J'son & Partners (J&P) общее число абонентов российских сотовых компаний увеличилось на 121%: с 8,04 млн. в конце 2001 года до 17,8 млн. в конце 2002 года. Доля населения России, являющегося абонентами (уровень проникновения сотовой связи), выросла за 2002 год с 5,6 до 12,4%. Этот показатель в столицах в несколько раз выше. Так, уровень сотового проникновения в Петербурге и Ленобласти увеличился в два раза и составил 33%. В Москве и области уровень сотового проникновения составил 48% [9].
На фоне "сотового роста" проблемы традиционной связи становятся особенно заметными. В 2003 году распространение традиционной связи остается почти на том же уровне, что и пять лет назад (т.е. в 1998 году). Проводной телефон имеется только у 30% семей, которые проживают в городах, и лишь у 11% - на селе. Обеспеченность проводными телефонами, в пересчете на каждого жителя России, составляет около 20% (по данным 2003 года), и ежегодное увеличение этого показателя вот уже несколько лет не превышает 5% [9].
По данным Минсвязи на начало 2003 года в очереди на установку телефонов стояло около 5 млн. человек [9]. В то время региональные операторы проводной связи удовлетворить этот спрос не могли (необходимо отметить, что на настоящий момент такой очереди нет). Проводная связь очень часто имеет настолько плохое качество, особенно в провинции, что даже не очень состоятельные люди переходят на пользование сотовой связью (там, где имеется выбор). Понятно, что будущее преобладание сотовой связи в России многие специалисты связывают в основном именно с технологической отсталостью фиксированной связи в России.
Для России с ее громадными расстояниями затраты на запуск и эксплуатацию сотовых сетей в целом значительно меньше, чем проводных. В пересчете на один номер затраты на строительство сотовой сети составляют 200-300 долларов, а в стационарных сетях при тех же расстояниях один номер стоит 500-800 долларов (по данным 2003 года) [9]. По данным 2013 года затраты на подключение одного абонента городского телефона могут обойтись в 100 тыс. рублей, а то и в два млн. рублей. Только стоимость кабеля на «барабане» составляет от 15 тыс. рублей за 1 км [5]. Не исключено, что при этом придется проложить несколько километров кабеля, установить еще один столб или провести серьезные подземные работы.
Самый бурный рост сейчас наблюдается в сегменте мобильного Интернета – растут не только объемы потребляемого трафика, но и количество пользователей. Мобильный Интернет используется и коммерческими компаниями, и государственными службами, например, МВД, ГИБДД, службы ЖКХ и т.д.[10] (по данным 2011 года).
Последние 13 лет вплоть до 2005 года количество домашних телефонов в России увеличивалось достаточно активно — на 1 - 1,5 миллиона ежегодно. В процентном отношении максимальное увеличение численности квартирных телефонов у населения отмечалось в 1997–1999гг. (+6,6-6,7%). В 2003–2004 годах их доля возрастала на 5,8% в год. В 2006 году увеличение составило лишь 2,2% (+700 тыс.), 2007 году — 1,8% (+500 тысяч), пишет Rumetrika [11]. «По данным MForum Analytics, в 2009 году количество подключенных домашних аппаратов у россиян снизилось по сравнению с 2008 годом на 200 тыс. штук (-0,6%) и составила 33,8 миллиона. Таким образом, страна по уровню этого сегмента телефонной оснащенности вернулась на уровень 2007-го года» [11]. Среди основных причин такого явления — увеличение тарифов для обычных проводных аппаратов, а также экономический кризис 2009 года и развитие мобильной и IP-телефонии. «По подсчетам специалистов, в среднем около 30-40% всех звонков, осуществляемых из дома, приходится на мобильные устройства. Несмотря на наличие телефонных аппаратов» [11]. Дальнейшее повышение тарифов только усилит эту тенденцию.
В России, да и во всем мире наблюдается отток абонентов фиксированной телефонной связи к операторам мобильной связи, предлагающим более выгодные тарифы, а также увеличение числа пользователей VoIP-телефонии (связь через Интернет, например, Skype, SIPnet). По оценке J’son & Partners Consulting, сокращение числа телефонных линий в целом по России в частном сегменте составляет примерно 2,5–3% в год [5]. Руководитель исследовательского направления ComNews Research Евгений Евдокименко отмечает, что в России на конец первого полугодия 2012 года по сравнению с концом 2011 года количество абонентов фиксированной телефонной связи сократилось более чем на 1 млн и достигло 43,291 млн человек [3].
Снижение количества стационарных телефонов характерно практически для всех областей России, а не только для наиболее крупных и телефонизированных. Так в нижегородской области число телефонных аппаратов местной телефонной сети за 2013 год по сравнению с 2012 годом сократилось на 2,4% и составило 1127,9 тыс. единиц, а число абонентских устройств подвижной радиотелефонной (сотовой) связи возросло на 12,1%, достигнув 6421,7 тыс. единиц [4]. В 2013 году абонентская база астраханского «Ростелекома» (основной поставщик услуги фиксированной телефонной связи в регионе) насчитывала порядка 200. тыс. абонентов (физических и юридических лиц). А еще примерно лет 10 назад число абонентов фиксированной связи чуть-чуть недотягивало до четверти миллиона [5].
Самый большой процент отказа от услуг фиксированной телефонной связи наблюдается в Европе, где почти в 20% домовладений нет наземной телефонной линии, и жильцы пользуются исключительно мобильной связью. Таковы результаты исследования статистического ведомства ЕС, сообщает Би-би-си. Заметнее всего данная тенденция проcлеживается в Литве, где от фиксированной телефонной связи отказались в 48% домов, и в Финляндии - там наземная телефонная линия не подведена к 47% домовладений (рис.1). Как показывают данные европейского статистического бюро, мобильные телефоны стали неотъемлемой частью повседневной жизни европейцев. В отчете говорится, что сейчас на каждые 100 человек в странах Европы приходится в среднем 95 мобильных телефонов. Для 25 стран-членов ЕС средний показатель отказа домовладений от фиксированной связи равен 18%, однако данные для отдельных стран отражают различия в отношениях к наземной линии между «новой» и «старой» Европой. Старые члены ЕС, такие как Великобритания (13%) и Германия (11%), предпочитают сохранять традиционные телефоны в отличие от недавно вступивших в Союз государств, таких как, например, Чехия (42% домовладений без фиксированной связи) [12].
Рис.1 - Фиксированная связь в Европе (по данным статистического ведомства ЕС [12])
Оптимистичный прогноз перспектив фиксированной связи
Сокращение стационарной телефонии имеет место, но оно невелико по объемам и приходится в большей степени на сегмент физических лиц. «Услуга стационарной телефонии долго будет востребована населением и организациями благодаря своей доступности, высокой степени безопасности, стабильности качества передачи сигнала и дополнительным сервисам», – уверены в «Ростелекоме» [3]. «В нижегородском филиале «Ростелекома» отмечают, что в корпоративном сегменте существует постоянный спрос на стационарную телефонную связь, и количество абонентов - юридических лиц остается стабильным. Традиционная телефония – гарантия высокого качества голосовой связи с клиентом, а кроме того, это дополнительный имиджевый момент, характеризующий организацию как заслуживающую доверия, что далеко не всегда можно сказать про фирмы, у которых в контактах значится только мобильный телефон, считают в «Ростелекоме»» [3]. Согласно статистике, проведенной информационным порталом SuperJob во всех округах РФ в 2007 году (рис.2), лишь 28 % владельцев проводных телефонов в России заявили о своей готовности расстаться с фиксированной связью и перейти на мобильную связь. 64 % владельцев против отказа от традиционной телефонии и приводят в пользу традиционного телефона примерно следующие аргументы: «Его трудно потерять»; «…такой телефон экологически безопаснее»; «удобно иметь под рукой аппарат, который не разряжается и на котором не кончаются деньги»; «проводной телефон нужен мне для выхода в интернет». Лишь 8% владельцев стационарных телефонов дали ответ: «Надо разобраться: это будет дешевле или дороже?»; «Пока не готова, но если тарифы на мобильные будут все гибче, а на домашний продолжат расти, то откажусь от телефона с проводом не мучась напрасно» [6].
Рис.2 – Результаты опроса россиян (согласно исследованиям портала SuperJob.ru [6])
Согласно мнению некоторых аналитиков и экспертов полного перехода на мобильную связь в обозримом будущем не будет по нескольким причинам. Во-первых, вслед за увеличением спроса рынок беспроводной связи ждет спад по причине плохого качества предоставляемых услуг. «Значительное число абонентов беспроводных услуг связи отказывается впоследствии от них в силу недостаточной скорости передачи данных и зависимости технологий от погодных условий, помех, перегруженности сот. Выбор в пользу беспроводной телефонии и доступа в Интернет делают офисы, не имеющие возможности подключить услуги проводной связи по техническим причинам или из экономических соображений», – считает Константин Чуйков, руководитель Интернет-департамента компании «Вест Колл» [10].
Во-вторых, неизбежное, в перспективе, снижение скорости передачи данных. С увеличением объемов трафика растет потребность в скоростном доступе в Интернет и передаче данных. «Если для пакетной технологии передачи данных клиенту было достаточно радиоканала, то с возросшим трафиком потоковых данных (голоса, видео) беспроводные технологии не справляются», – утверждает руководитель Интернет-департамента компании «Вест Колл» [10]. Рост трафика составляет в среднем 10% в месяц (по данным компании Мультилайн [10]), плюс увеличение количества абонентов мобильной связи, и в итоге получаем неизбежное снижение скорости передачи данных. Даже использование в подвижной связи передовых технологий не позволит решить эту проблему.
В-третьих, слабая безопасность передаваемых данных. «Беспроводные решения априори менее защищены от попыток несанкционированного доступа недоброжелателей», – говорит Михаил Сергеев, директор по коммуникациям Гарс Телеком [10]. Как видим, перечисленные выше причины являются весьма весомыми.
Нельзя сбрасывать со счетов экономическую целесообразность. Сотовой связи экономическая целесообразность помогла завоевать почти весь мир. Эта же экономическая целесообразность позволит традиционной проводной связи оставаться востребованной еще не один десяток лет. Функционирующие абонентские медные линии составляют громадный объем, и «их замена подобна замене песка на всех пляжах мира. Поэтому экономически мир обречен на то, чтобы увеличить эффективность использования уже проложенных первичных сетей» [13]. Работа в этом направлении активно ведется – внедряются скоростные методы передачи на абонентских сетях.
Отдельно необходимо отметить экологические проблемы сотовой связи, которые заключаются в защите людей (особенно детей) от негативного воздействия электромагнитного излучения сотовых телефонов и базовых станций сотовой связи. Согласно исследованиям, приведенным в работе [14], пользование мобильным телефоном должно быть ограничено в среднем до 1-2 часов в сутки. Заметим, что за почти вековую историю существования проводной (фиксированной) связи вопросов о вреде такого рода телефонии не возникало. По крайней мере, источников информации по таким вопросам авторами найдено не было.
Не смотря на широкое распространение сотовой связи, все еще существуют такие места, куда сигнал не доходит или доходит весьма плохо. Это могут быть места, удаленные от больших населенных пунктов, дачные поселки, а также подвальные помещения и первые этажи жилых помещений, причем, даже в центре города. Сюда относятся так называемые «мертвые зоны» возникающие вследствие многолучевой или многопутевой интерференции. Так как без сотового телефона современная, да и вообще, просто нормальная жизнь представляется с огромным трудом, то это является очень большой проблемой, причем для любого класса людей. Конечно, такая проблема решается установкой усилителей сотовой связи. Однако сам усилитель, его установка и обслуживание далеко небесплатны.
Выводы
Перечисленные выше факты и цифры позволяют сделать следующие ниже выводы.
1. Основные преимущества сотовой связи – ее мобильность (не надо тянуть провода), дешевизна строительства и эксплуатации (примерно в три раза дешевле по сравнению с проводными сетями [9]). Дешевизна строительства и эксплуатации сотовых сетей способствовала быстрому развертыванию их почти по всей территории нашей страны, и ликвидации отставания в области связи по сравнению с мировым уровнем. Мобильность сотовой связи способствовала взрывному спросу на услуги этого вида связи, и как следствие, резкому увеличению числа абонентов сотовой связи.
2. Однако уровень дешевизны строительства и эксплуатации довольно сильно зависит от рельефа местности. Обеспечение сотовой связи в горной местности - отдельная сложная задача. Горная местность требует большего числа антенно-мачтовых сооружений и оптимального планирования сети, что ведет к удорожанию строительства и эксплуатации сотовых сетей.
3. Что касается снижения доли услуг фиксированной связи, то это зависит от способа счета. «По данным Netone Rus Company, доля услуг фиксированной связи в общей структуре услуг связи действительно плавно понижалась последние годы, в среднем где-то на 1% в год, в то время как в абсолютных значениях объем услуг возрастал» [10]. Если брать в международном масштабе, то «в 2000 г. объем продаж услуг проводной связи во всем мире составил около 1 трлн. USD, увеличившись по сравнению с 1997 г. на 22%» [1]. Заметим, что в это самое время отечественные СМИ ставили на проводной связи крест.
4. Бум и взрывной спрос на услуги голосовой беспроводной связи уже прошел (как в мире, так и в России), и основные потребности в этом виде связи практически удовлетворены. Можно ожидать некоторого роста спроса только в совокупности с ростом экономики и рынка связи, но значимого роста здесь ждать не стоит.
5. В целях быстрого получения отдачи от вложенных средств в развитие сотовой связи на первом этапе была необходима мощная рекламная поддержка. Этим и объясняется то огромное количество публикаций в СМИ в пользу сотовой связи (и во вред традиционной проводной телефонии). В дальнейшем надобность в такой рекламе значительно уменьшилась (но не исчезла окончательно), и стали появляться более взвешенные и объективные публикации.
6. Сотовая связь имеет много своих недостатков и полностью заменить или вытеснить проводную связь не сможет, а поэтому эти два вида связи очень долгое время (а возможно и всегда) будут существовать вместе, не являясь альтернативой, а дополняя друг друга. Несмотря на быстрое развитие новейших технологий и видов телекоммуникационных услуг, проводная связь по-прежнему будет оставаться необходимой и приносящей доход услугой.
7. Обострение конкуренции на рынках услуг связи объективно приведет лишь к изменению в системе регулирования цен на эти услуги. В зависимости от тарифной политики возможны небольшие колебания спроса как в сторону услуг проводной связи, так и в сторону услуг сотовой связи. В настоящее время наблюдается именно уменьшение спроса на услуги фиксированной связи вследствие несбалансированной тарифной политики в этой области.
8. Противопоставление проводной и сотовой связи по большому счету является искусственной, можно даже сказать надуманной проблемой. Возможно, это просто ловкий рекламный ход. «Евгений Сандомирский, коммерческий директор ЗАО «Мастертел», отмечает, что беспроводной связи в чистом виде в принципе не существует. Любая технология связи, существующая сегодня, подразумевает использование проводов. На магистральных участках любой сети, GSM, WiMax или какой-то иной, в основном, используются проводные способы передачи данных. Поэтому совсем отказаться от проводов не получится – на них строятся все сети» [10].
9. Проблемы «скорой гибели проводной связи» в официальных документах попросту не существует. Действительно, например, в Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации [15] невозможно найти даже намека на эту проблему. Указанная Концепция подготовлена в соответствии с Планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2000 года № 1072-р, где в качестве важнейшего приоритета рассматривается создание и развитие национальной телекоммуникационной инфраструктуры. Согласно этой концепции Министерство связи РФ планировало увеличить количество телефонов к 2005 г. до 36,9 млн. и к 2010 г. до 47,7 млн. Соответственно показатель телефонной плотности на 100 жителей должен был возрасти к 2010 г. до 32,7 %.
Что касается сотовых телефонов, то Министерство связи РФ планировало увеличить их количество к 2005 г. до 9,24 млн. и к 2010 г. до 22,2 млн. Соответственно показатель плотности сотовых телефонов на 100 жителей должен был возрасти к 2010 г. до 15,2 %. Как видим, цифры говорят сами за себя.
10. Проблема о вреде сотовых телефонов уже не напоминает пустое сотрясание воздуха. Наоборот, данная проблема все сильнее начинает влиять на развитие мобильного бизнеса в мире. От исхода споров о степени вреда сотовых телефонов в недалеком будущем будут зависеть стоимость телефонов, число продаж сотовых трубок, тарифы сотовой связи.
11. Проводная телефонная связь строилась «на века» и инженеры, которые ее разрабатывали, старались предусмотреть многие неожиданные факторы, включая природные катаклизмы, военные конфликты и прочее. А вот сотовая связь более подвержена природным катаклизмам, например, ураганам и наводнениям, выводящим из строя базовые станции. Чтобы понять это, не обязательно иметь специальное образование или обладать особыми знаниями, достаточно посмотреть, где располагаются базовые станции и антенны сотовой связи и, где расположены кабели фиксированной телефонии.
Заключение
Вследствие проведенного выше анализа и, сделанных на его основе выводов, можно сказать, что отказы населения от использования фиксированной телефонной связи выглядят не трагической кончиной данного вида связи, а естественным и довольно быстропроходящим явлением рыночной экономики. Данную проблему по всей вероятности можно решить антимонопольными мерами (начало этому уже положено [5]), разумной (учитывающей доходы населения) тарифной политикой и предложением населению широкого спектра услуг на базе фиксированной связи.
Рецензии:
7.07.2014, 17:54 Каменев Александр Юрьевич
Рецензия: Как для обзора весьма неплохо. Добавить только иллюстративный материал (диаграммы, графики), после чего рекомендуется к печати.
26.06.2014, 6:53 Левкин Григорий Григорьевич Отзыв: Очень интересная статья, автором проведена большая работа по анализу состояния фиксированной телефонной связи и перспектив ее развития. |