Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Лингвистика
Размещена 26.06.2014.
Просмотров - 3677

Влияние Александрийской библиотеки на научное античное знание

Сколозубенко Анастасия Евгеньевна

Оренбургский Государственный Университет

Студент

Ильина Л. Е., Оренбургский Государственный Университет, преподаватель, кафедра романской филологии и методики преподавания французского языка, доцент


Аннотация:
Данная статья посвящена анализу роли Александрийской библиотеки в формировании античного научного знания. На первом этапе исследования было описано создание и устройство библиотеки. На втором этапе были выведены принципы и методы Александрийской школы и её последующее влияние на научное лингвистическое знание последующих столетий.


Abstract:
This article is devoted to the analysis of a role of the Alexandria library in formation of scientific knowledge of antiquity. At the first investigation phase creation and the structure of library was described. At the second stage the principles and methods of the Alexandria school and its subsequent influence on scientific linguistic knowledge of the next centuries were output.


Ключевые слова:
лингвистика; александрийская библиотека; античное научное знание; библиотека; древность; античность; исторические факты; Деметрий Фалерский

Keywords:
linguistics; Alexandria library; scientific knowledge of antiquity; library; antiquity; history facts; Demetry Falersky


УДК: 81-119

Александрийская библиотека – самая известная из древних библиотек, построенная в Александрии – столице птолемеевского Египта. Её идеей было сохранение и передача знаний последующим поколениям, преемственности и посвящения. Поэтому не случайным является факт, что библиотеки существовали в наиболее развитых культурах древности. Известны библиотеки египетских фараонов, царей Ассирии и Вавилона. Собрания священных и культовых текстов при древних храмах или религиозно-философских общинах, подобных братству Пифагора, раньше выполняли функции библиотек.

В античные времена были очень обширные частные собрания книг, такие как библиотека Еврипида, которую он использовал при написании собственных сочинений. Более известна библиотека Аристотеля, которая была создана во многом благодаря пожертвованиям  знаменитого Александра Македонского. Несмотря на этот факт, значение библиотеки многократно превышает значимость собранных Аристотелем книг. И всё же, создание Александрийской библиотеки  стало возможным именно благодаря Аристотелю. Ведь последователями и учениками Аристотеля были все те, кто был причастен к созданию Александрийской библиотеки.

Последователем Аристотеля, непосредственным основателем и первым руководителем Александрийской библиотеки являлся Деметрий Фалерский и Стратон, которые были основателями Александрийского Музейона. А воспитанник Стратона Птолемей Филадельф приложил большие усилия, проявляя огромную заботу о развитии и процветании Александрийской библиотеки.

Цель исследования: изучить историю Расцвета и Падения Александрийской библиотеки.

Объект исследования: Александрийские школы.

Предмет исследования: влияние Александрийских школ на развитие научного знания Древнего мира.

Цели исследования реализуются через решение следующих задач:

  1. Изучить возникновение Александрийской библиотеки.
  2. Выявить сохранившиеся работы и документы после последнего пожара Александрийской библиотеки.

Методы исследования:

  1. Анализ научной литературы.

Создание Александрийской библиотеки тесным образом связано с Александрийским Музейоном, который был основан около 295 г. до н.э., по инициативе Деметрия Фалерского и Стратона [1]. Деметрий так же являлся ключевой фигурой в разработке планов устройства.

К сожалению, достоверных сведений о внешнем виде и внутреннем устройстве помещений библиотеки не сохранилось. Несколько находок позволяют предположить, что рукописные свитки хранились в специальных ларях, располагающиеся рядами. На каждом свитке имелась глиняная табличка, на которой указывались автор и название [2].

Библиотека не располагала читальными залами, но зато имела рабочие места переписчиков свитков. Из «Письма Аристея» нам стало известно, что перед Деметрием Фалерским была поставлена задача «собрать, по возможности, все книги мира» [3]. Он выделил направления формирования книжного фонда библиотеки: поэзия (эпическая и сочинения Гомера), трагедия и комедия (Эсхил, Софокл, Еврипид), история, право, ораторское искусство и философия.

Следует отметить, что с первых же лет существования Александрийская библиотека так же интересовалась книгами других народов, что бы обеспечить эффективное руководство многонациональным государством. Необходимость написания законодательства и установления общего уклада жизни заставляло интересоваться религией, законодательством и историей народов, проживавших на территории Египта [4].

В «Письме Аристея» говорится о способах формирования библиотечного фонда, главными из них оказалась скупка и переписывание книг. Согласно этому письму, книги, которые привозились на кораблях в Александрию, продавались владельцами Александрийской библиотеке или сдавались для копирования. Иногда владельцу возвращалась копия – в то время как оригинал книги оставался в библиотеке. Эта доля библиотечных книг была названа «корабельной библиотекой».

Деятельность Александрийской библиотеки способствовала развитию исследований в области языка, так как для библиотеки приобретались рукописи со всех концов мира.

В условиях многоязычия возникла Александрийская школа, которая вобрала в себя традиции греко-латинской науки и учений древности. Крупнейшими представителями этой школы были: Зенодот из Эфеса, Ликофрон, Александр Этолийский и др. Именно здесь сформировалась грамматика как отрасль филологии.

Принципы описания языка, выработанные в этой школе определяются как «система александрийской грамматики». Она вычленила в грамматике различные ветви — прообразы современной фонетики, морфологии, синтаксиса.

Александрийская школа разработала учение о языке на всех уровнях его строения, начиная с букв. Выделялись акустически и артикуляционно гласные, согласные и полугласные. Изучались также слоги и знаки препинания. Слово являлось наименьшей частью связной речи, которая обладает свойством членораздельности. Александрийский филолог Дионисий Фракийский выделил 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член (междометие), местоимение, предлог, наречие, союз. В определении частей речи у языковедов Александрийской школы преобладали грамматические признаки в сочетании с семантическими, к примеру, Дионисий Фракийский определил: «глагол есть беспадежная часть речи, принимающая времена, лица и числа и представляющая действие или страдание».

Здесь возникла лексикографическая традиция, оказавшая влияние на словарную работу в Европе, особенно глоссарии, этимологические, диалектные и другие словари таких лексикографов как: Зенодот из Эфеса, Аристофан Византийский, Аполлодор Афинский.

Грамматическая терминология, используемая в современных учебниках грамматики и в научных сочинениях по языкознанию, по некоторой своей сути восходит к терминологии Александрийской школы [5].

Благодаря деятельности первых преемников Деметрия Фалерского, в библиотеке  хранилось примерно 700 тыс. книг. Чуть позже, была даже создана «дочерняя» библиотека. Однако, известен случай, когда конкуренция оказалась спасительной для Александрийской библиотеки. Это был дар в 200тыс. томов из собрания Пергамской библиотеки, преподнесенный Клеопатре Марком Антонием после пожара в 47 г. до н.э. Это произошло, когда Цезарь во время Александрийской войны, приказал поджечь находящийся в гавани флот. Пламя охватило прибрежные складские помещения библиотеки. Долгое время считалось, что этот пожар уничтожил все собрание главной библиотеки.

Некоторые части собрания библиотеки существовали до 7 в. н.э. Однако,  после захвата Александрии арабами в 640 г. н.э. в городе развернулась масштабная торговля свитками из собрания Музейона. Окончательный приговор библиотеке был вынесен халифом Омаром, который, сказал, что если содержание свитков согласуется с Кораном, то они не нужны, а если не согласуется, то они  нежелательны. Следовательно, их следует сжечь в любом случае» [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что Александрийская библиотека сыграла огромную роль в развитии античного научного знания, сборе, сохранении и распространении обобщённых данных, записей исторических фактов, а так же научных изысканий. До настоящего времени история расцвета и гибели библиотеки привлекает внимание лингвистов, филологов, историков, философов и кинематографистов.

Библиографический список:

1. Demetrius. Письмо Арестея к Филократу.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/aristeas/text.html
2. Demetrius. Письмо Арестея к Филократу.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/aristeas/text.html , № 298-299.
3. Demetrius. Письмо Арестея к Филократу.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/aristeas/text.html , № 9.
4. Штерн М., Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Манефон./М.Штерн – [электронный ресурс].- Режим доступа: http://jhistory.nfurman.com/code/greki004.htm
5. Бокадорова Н.Ю. Лингвистический энциклопедический словарь. Александрийская школа./Н.Ю. Бокадорова – [электронный ресурс].- Режим доступа: http://tapemark.narod.ru/les/027a.html
6. Вегеря И.И., Demetrius. Александрийская библиотека./И.И. Вегеря.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/alexandria/library.html




Рецензии:

13.07.2014, 11:50 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия: Предпринятая в статье попытка показать влияние Александрийской библиотеки на научное античное знание представляется, на наш взгляд, не достаточно обоснованной. Требуется доработка материала.

4.08.2014, 19:06 Середа Евгения Витальевна
Рецензия: В представленной нашему вниманию статье предложен интересный историко-культурологический обзор. Это хорошая реферативная работа, отвечающая тем задачам, которые были заявлены в начале исследования. Вместе с тем научной новизны в данной работе нет и интересные наблюдения не привели к особым выводам, которые ранее не обсуждались. Ценность данной работы увеличилась бы, если бы автор свел в табличную форму (или представил в виде схем) соответствия, имеющиеся в разных источниках, или же сузил тему и рассмотрел особенности формирования библиотеки (состав авторов, тематика, принципы отбора и пр.). В данном виде статья не может быть рекомендована к публикации в научном журнале. После доработки рекомендуется ее включение в раздел "Культурология" или "История" (в зависимости от направления работы, выбранного автором для доработки). С уважением, Е.В. Середа



Комментарии пользователей:

30.06.2014, 0:07 Хабиев Гаджимурад Наибсултанович
Отзыв: Много стилистических и грамматических ошибок.


Оставить комментарий


 
 

Вверх