-
ФГБОУ ВПО "Вологодский государственный университет"
студент
Научный руководитель: Наумова Галина Ивановна, доцент кафедры философии и права ФГБОУ ВПО Вологодский государственный университет
УДК 349.23/24
Не секрет, что многие выпускники вузов, даже при наличии хороших и отличных оценок в дипломе, сталкиваются с острой проблемой трудоустройства. После отмены принудительного распределения молодые специалисты, конечно, получили относительную свободу выбора, но зачастую они не могут устроиться в компании и фирмы, где им хотелось бы работать по одной весомой причине - это отсутствие опыта. В связи с этим, хотелось бы отметить актуальность данной темы, целью которой является формирование крепкой связи между ВУЗами и работодателями, следствием чего будет уменьшение проблем, возникающих у молодых специалистов – выпускников ВУЗов, с трудоустройством, а также, у предприятий и компаний –это приток рабочей силы. Конкретная ситуация, происходящая на рынке труда (на примере Вологодской области), показана на рис.1
Рисунок 1 –
Работодателей, заинтересованных в наборе квалифицированных специалистов можно разделить по нескольким категорий (рис. 2)
Рисунок 2 –
Формы такого сотрудничества (социального партнёрства)как российским законодательством, так и на уровне региона, практически не регламентированы - всё строится по принципу « как договорятся».
Большинство руководителей ( ≈75 %) явно видят смысл в том, чтобы брать на работу молодых выпускников вузов. Основные резоны для этого представлены на рис.3
Рисунок 3 –
Многие работодатели отмечали, что они готовы брать на практику и даже доучивать молодых, но подчёркивали : «Учить будем готовым новым технологиям, новым методикам, специфике определённой деятельности, но выпускник должен уже обладать базовыми навыками в той или иной сфере: ИТ, деловому этикету (коммуникациям) и др».
В ходе социологического опроса было выявлено, что более 30 % студентов ВУЗов считают принцип отсутствия опыта работы как важную составляющую нереализованных трудовых отношений между ними и работодателями. Остальные 70 % студентов называют разные причины, такие как нехватка знаний, несоответствие специальности потребностям рынка, низкая з/п, отсутствие информации об имеющихся вакансиях и отрицательные личные качества самих соискателей.
В ВУЗах в настоящее время почти не проводятся, или очень ограниченно, мероприятия, направленные на профориентацию молодёжи. В результате, при выборе профессии, молодые люди оказываются неосведомлёнными обо всех имеющихся возможностях. В РФ и во всех её регионах образовательная система и рынок труда функционируют тратить значительные усилия на переориентацию и адаптацию к условиям рынка и реальной трудовой деятельности, прямым следствием чего являются такие проблемы, как остро ощущаемая выпускниками нехватка опыта работы и, в целом, профессионально-квалификационная несбалансированность рынка труда.
Существует также проблема непроработанности и фрагментарности государственной молодёжной политики в целом, и политики, направленной на содействие трудоустройству будущих специалистов, в частности. В настоящее время мы имеем значительное количество, несвязанных между собой законодательных актов различной степени разработки, например, Концепция государственной молодёжной политики на 2006-2016 гг. или Программа содействия занятости населения Вологодской области на 2012-2014 гг. и т.д. Цели же обеих программ тесно соприкасаются. Также можно сказать о том, что со стороны ФЗ «Об образовании» и Трудового Кодекса РФ также не имеется никакой гарантии о содействии трудоустройства конкретно молодых специалистов (описана только основная - трудоспособная часть населения и отдельные категории граждан).
Конечно, можно выделить ещё одну неменее значимую проблему – это проблема, относящаяся к сфере функционирования собственно рынка труда, а именно, процесса формирования заработной платы и выплаты стимулирующих. В российской модели подавляющая часть зарплаты в конечном итоге зависит от конкретных финансовых результатов предприятия, что, в свою очередь приводит к тому, что идентичные группы работников даже в пределах одного региона или города могут получать разную плату за труд одинаковой квалификации. Таким образом оплата труда утрачивает своё основное предназначение меры труда и стимулирующую функцию. Такая ситуация диктует поведение работника - заниматься не столько повышением квалификации, сколько поиском предприятия, где больше платят.
Ещё, немало важный аспект, это психологическая составляющая. Она проявляется в склонности молодых специалистов рассчитывать в большей мере на поддержку со стороны, чем на собственные силы, как в трудоустройстве, так и в самом учебном процессе. В эту же группу относится недостаток мотивации к учёбе и труду, отчасти объясняющейся действующей моделью формирования зарплаты и локально действующем квотировании рабочих мест.
Следует отметить, что сотрудничество ВУЗов и работодателей не обязательно направлено на трудоустройство студентов. Многие компании и предприятия нуждаются в преодолении научно-технических исследований, для выполнения которых привлекают как студентов, так и преподавателей. Естественно, осуществление подобных работ полностью финансируется заказчиком, включая выплату стимулирующих и премиальных,а также гонораров. Обычно такие проекты являются разовыми заказами, но, однако, участвуя в них, студент получает реальную возможность хорошо зарекомендовать себя в компании. Особенно приглянувшихся могут пригласить на стажировку, а затем и на постоянную работу.
В заключение хотелось бы привести тот факт, что плотное сотрудничество выгодно для всех трёх сторон: ВУЗов, студентов и работодателей, но, к сожалению, в наши дни, эта связь полностью не проработана - между ВУЗом и работодателем нет официальной согласованности, то есть в настоящее время, в РФ отсутствуют необходимые нормативные документы, регламентирующие помощь в трудоустройстве молодым специалистам. Как следствие этому, предлагается разработать долгосрочные нормативно-правовые документы, а также рассмотретьи дополнить уже имеющиеся (Трудовой Кодекс РФ, ФЗ «Об образовании») в комплексе.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий