Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №12 (август) 2014
Разделы: Биология, Экология, Юриспруденция
Размещена 17.08.2014. Последняя правка: 16.08.2014.
Просмотров - 4847

КОНТРАБАНДА ОБРАЗЦОВ ДИКОЙ ПРИРОДЫ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ПРОХОРОВ ВИТАЛИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ

Dr. of Biology (Москва)

Орнитологическая биостанция. (Калужская область - Москва)

Биолог-эколог. Ведущий специалист (Москва).

Аннотация:
На основе статистических данных по фактам контрабанды образцов дикой природы констатируется рост данного вида преступлений. Предлагается внести ряд дополнений и изменений в правоприменительную практику по данному виду контрабанды. Подобные предложения учитывают специфику этой контрабанды. Отмечено, что контрабанда образцов дикой природы относится к преступлениям, попадающим в сферу криминальной деятельности организованных преступных групп.


Abstract:
On the basis of the statistical data on the facts of contraband of samples of the wild nature growth of the given kind of crimes is ascertained. It is offered to bring a number of additions and changes in правоприменительную practice by the given kind of contraband. Similar offers consider specificity of this contraband. It is noticed that contraband of samples of the wild nature concerns the crimes getting to sphere of criminal activity of organised criminal groups.


Ключевые слова:
борьба с контрабандой образцов дикой природы; разграничение контрабанды по видам; обеспечение национальной безопасности; внутренняя контрабанда

Keywords:
struggle against contraband of samples of the wild nature; contraband differentiation by kinds; maintenance of national safety; internal trafficking


УДК 343.2/.7

          343.97

          343.775

          349.6 

          502.7  
          502.743    

О серьезности и важности проблемы контрабандной торговли дикими животными и растениями, их частями и дериватами говорит тот факт, что 22 июля 2003 года на 44-ом Пленарном заседании Экономического и Социального Совета ООН была принята Резолюция 2003/27 «Незаконный оборот охраняемых видов дикой флоры и фауны». Документ содержит, ссылаясь на свою резолюцию 2001/12 от 24 июля 2001 года, призыв ко всем государствам о принятии законодательных актов, на основе которых оборот охраняемых видов дикой флоры и фауны признается «уголовным преступлением в их внутреннем законодательстве». На основании вышеизложенного принятая Резолюция ООН (см. п.3) призывает государства-члены принять превентивные меры и соответственно усовершенствовать свои законодательные акты, которые могли бы обеспечивать соответствующие наказания за правонарушения, связанные с незаконным оборотом охраняемых видов дикой флоры и фауны, и учитывали бы всю серьезность подобных правонарушений [13].  

С целью обеспечения устойчивого природопользования в 2002 году была принята Распоряжением Правительства РФ от 31 августа № 1225-р «Экологическая доктрина Российской Федерации», в которой (гл. 3) в качестве одной из основных задач необходимо пресечение нелегального использования природных ресурсов (включая браконьерство) и их незаконного оборота [16].

В некоторых странах контрабанда подразделяется на различные виды, в т.ч. имеется так называемая экологическая контрабанда, к которой относят контрабанду животных и растений, в том числе являющихся редкими или исчезающими видами, а также занесенными в Красные книги. К настоящему времени создалась ситуация, когда существующее разнообразие контрабанды должно быть учтено, в связи с чем возникла необходимость внести в Уголовный кодекс РФ изменения, касающиеся разграничения контрабанды по видам.  

Одной из составных частей обеспечения национальной безопасности России, согласно Указу Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24, является также борьба с контрабандой [2]. Кризисная ситуация в экономике и обществе, к которой добавилось несовершенство нормативной базы, создало не только условия, но и обеспечило в значительной степени возникновение предпосылок к появлению данного вида криминальной деятельности в России. Это потребовало выработать целый комплекс специальных криминологических и уголовно-правовых мер, направленных на охрану общественных отношений, непосредственно связанных с внешнеэкономической деятельностью [14].

Серьёзность проблемы борьбы с контрабандой образцов дикой природы подтверждается статистическими данными таможенных органов. Так, по итогам 2006 г. таможенными органами России в сфере борьбы с контрабандой образцов дикой природы, включенных в Приложения СИТЕС, возбуждено 5 уголовных дел по ч.1 ст. 188 УК РФ. При этом следует отметить, что к ним не относятся факты задержания контрабанды образцов дикой природы, которые не регулируются положениями Конвенции СИТЕС. Однако уже за 9 месяцев 2007 года таможенными органами РФ возбуждено 7 уголовных дел по фактам незаконного перемещения образцов СИТЕС через таможенную границу РФ.

Для сравнения, только в одном Сибирском федеральном округе по данным Сибирской оперативной таможни в период с 2005 года и за 10 месяцев 2007 года включительно сотрудниками структурных подразделений таможенных органов выявлено 20 фактов незаконного перемещения через таможенную границу России объектов дикой флоры и фауны, и их дериватов (ввоз - 9, вывоз - 11). По данным фактам возбуждено 5 уголовных дел о контрабанде.

Всего же по итогам 2007 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 14 уголовных дел, связанных с контрабандой образцов СИТЕС. Согласно другим данным - 17 уголовных дел. В следующем 2008 г. всего за 9 месяцев таможенными органами России в сфере борьбы с контрабандой образцов СИТЕС, было возбуждено 12 уголовных дел.

Наиболее впечатляющая и тревожная ситуация по правонарушениям и возбужденным уголовным делам о контрабанде образцов дикой природы сложилась в Дальневосточном регионе. Так за 1999-2006 гг. таможнями региона выявлено и пресечено более 800 попыток незаконного перемещения представителей дикой флоры и фауны, их частей и дериватов. При этом анализ выявленных правонарушений за указанный период выглядит следующим образом:  

- 1999 г. заведено 61 дело о нарушении таможенных правил (НТП), возбуждено 6 уголовных дел.

- 2000 г. заведено 89 дел о НТП – возбуждено 7 уголовных дел.   

- 2001 г. – 86 дел о НТП – 5 уголовных дел.

- 2002 г. – 40 дел о НТП – 3 уголовных дела.  

- 2003 г. – 96 дел о НТП – 3 уголовных дела.  

- 2004 г. – 85 дел о НТП – 1 уголовное дело.

- 2005 г. – 44 дела о НТП – 1 уголовное дело.

- 2006 г. – 61 дело о НТП – 4 уголовных дела [4].

Особый статус Дальнего Востока в общем объеме нелегального оборота диких животных и растений, их частей и дериватов, был учтен законодателем, когда приняли Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 г. № 795 [7].

Особо следует обратить внимание, что количество выявленных и пресеченных фактов контрабанды образцов дикой природы на таможнях составляет порядка 22-23% (от всего объема провозимого нелегально товара), тогда как оборот нелегального рынка растет на 30-40% в год [12]. Международные организации подвергают критике ФТС России из-за невысокой доли задержания от общего объема контрабанды образцов дикой природы, указывая на 20%-й ее уровень [6]. На основании отрывочных статистических данных ФТС РФ известно, что с начала 1990-х годов и до 2002 года только выявленная контрабанда животных ежегодно возрастала в 5-7 раз [1, 15].  

Анализ материалов уголовных дел за последние годы (до 28 декабря 2013 года, когда ст. 188 УК РФ признана утратившей силу) показывает, что большинство выявленных фактов контрабанды образцов дикой природы охватывается составом, предусмотренным чч. 1 и 2 ст. 188 УК РФ, значительно реже возбуждались уголовные дела по чч. 3 и 4 ст. 188 УК РФ. 

Например, таможенниками Дальнего Востока по фактам контрабандного вывоза образцов дикой природы в 2007 г. возбуждено 6 уголовных дел, все они были квалифицированы по ч. 1 ст. 188 УК РФ. Отделом дознания Кемеровской таможни в мае 2006 г. возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.188 УК РФ – незаконное перемещение через таможенную границу РФ культурных ценностей (чучело крокодила редкого вида), в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, сопряженное с недекларированием. Уголовное дело по ч. 4 ст. 188 УК РФ (совершенные организованной группой) возбудила 1 марта 2007 г. Самарская таможня по факту попытки незаконного вывоза из России редких хищных птиц – 4 кречетов.   

Преступления, связанные с контрабандой образцов дикой природы и квалифицированные по чч. 3 и 4 ст. 188 УК РФ, как правило, выявляются органами МВД и сотрудниками Федеральной службы безопасности. Так, 25 сентября 2007 г. сотрудники Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС РФ совместно с сотрудниками МВД России провели спецоперацию по задержанию крупной партии из 14 редких хищных птиц - соколов-балобанов, которые предназначались для контрабандного вывоза за рубеж. В марте 2002 г. при непосредственном участии сотрудников УФСБ по Приморскому краю предотвращена попытка контрабандного вывоза в Китай 18 живых гималайских медвежат. В феврале 2008 г. в Приморье было закончено расследование дела по известному факту о задержании в августе 2007 года на российско-китайской границе, у озера Ханка, особо крупной контрабандной партии дериватов – экономический ущерб составил более 5 млн. руб. В операции участвовали пограничники, таможенники и сотрудники спецслужб [5]. 

Принятые изменения в Уголовный кодекс и отмена ст. 188 УК РФ в декабре 2013 года, позволили несколько улучшить нормы, регулирующие незаконный оборот образцов дикой природы. В результате действующая в настоящее время ст. 226.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за контрабанду особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, а также их частей и производных независимо от стоимости указанных товаров.

Об этом не раз указывалось в научных работах для усиления ответственности за данные правонарушения [9, 11].

В тексте ст. 226.1 наряду с стратегически важными товарами и ресурсами отдельно выделены особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы. При этом, как кажется на первый взгляд, вызывает удовлетворение, что особо ценные дикие животные отмечены отдельной строкой в тексте статьи. Но, к сожалению, принятое Постановление Правительства РФ от 31.10.2013 г. № 978 «Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» ограничило количество охраняемых животных, обозначенных как особо ценных, до 7 видов – млекопитающие; 4 вида – птицы; 11 видов – рыбы (в основном осетровые). В результате неохваченными как бы оказываются многие сотни видов животных (представители фауны) и полностью выпадают охраняемые вида растений (представители флоры).

Однако, обратимся к формулировке стратегически важные товары и ресурсы в ст. 226.1, которая также дополняется Постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 г. № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». В данном Постановлении раздел III озаглавлен«Стратегически важные ресурсы флоры и фауны» и в него составной частью входят виды дикой флоры и фауны, подпадающие под действие СИТЕС или занесенные в Красную книгу России. Таким образом, для рассматриваемого вопроса наиболее важной является формулировка стратегически важные товары и ресурсы.          

Следовательно, не принимая отдельного специального перечня, к разделу III относятся аналогичные списки СИТЕС и список редких и исчезающих видов флоры и фауны Красной книги РФ. В результате образцы дикой природы (образцы СИТЕС) стали предметами, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации. При этом мы получаем ситуацию, при которой эти предметы, т.е. образцы дикой природы, будут вполне обоснованно считаться контрабандой в случае нарушения правил перемещения через таможенную границу, т.к. они либо изъяты из свободного обращения, либо ограничены в нём [3].   

Следовательно, контрабанда образцов дикой природы теперь относится к контрабанде предметов, запрещенных к свободному обращению или ограниченных в свободном обращении, или иными словами, оборот которых регулируется Конвенцией СИТЕС и международными договорами.      

К сожалению, из внимания законодателя полностью выпадает ситуация, определяемая юридически как «внутренняя контрабанда». По настоящее время отсутствует законодательство, контролирующее внутреннюю торговлю видами дикой флоры и фауны не российского происхождения, внесенными в Приложения СИТЕС. При этом следует учесть, что положения Конвенции не имеют прямого действия на территории РФ без принятия соответствующего федерального законодательного акта, поэтому не распространяются на торговлю внутри страны. Поэтому, если удалось обойти таможенный контроль на границе, то ввезенные контрабандным путем растения и животные могут свободно продаваться и покупаться. При этом внутри страны меры контроля или принуждения не применяются к торговцам, пока они не совершат попытку вывоза образцов дикой природы за границу.

Подобная недоработка в законодательных актах ограничивает возможность Российской Федерации в регулировании торговли экзотическими животными и растениями, как правило находящимися под угрозой исчезновения, но которые, тем не менее, стали широко доступны в столице, крупных городах и других районах России [8].

Существующая внутренняя контрабанда образцов дикой природы на текущий момент – это реалии криминального бизнеса, подпитываемые баснословной стоимостью на редких видов диких животных и растений при высочайшем спросе на них. В действующем УК РФ до сих пор не принята статья за незаконное изъятие животных (не надо путать с незаконной охотой – ст.258 УК РФ) из дикой природы; также не предусмотрено адекватного наказания за нелегальный отлов и/или содержание представителей дикой флоры и фауны, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения.  

Следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 258.1 УК РФ уголовная ответственность наступает только за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, т.е. за те 22 вида животных, указанных в Постановлении Правительства РФ от 31.10.2013 г. № 978.   

Согласно фактам, основу внутренней контрабанды образцов дикой природы составляет незаконный оборот (незаконное приобретение, продажа, перевозка, отлов, содержание, хранение или переработка на территории Российской Федерации) совершенно других диких животных и растений, а также их частей и дериватов, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и подпадающих под действия международных договоров Российской Федерации, в результате изъятия из дикой природы с нарушениями требований законодательства.

Наличие правового определения понятия «внутренней контрабанды» образцов дикой природы дает реальную перспективу взять под государственный контроль нелегальную составляющую контрабандной торговли дикими животными и растениями, а также их частями и дериватами.

В связи с вышеизложенным предлагается ввести понятие «внутренняя контрабанда образцов дикой природы» [10].

На основании вышесказанного предлагается:

1) для создания наиболее эффективного правового противодействия незаконному обороту образцов дикой природы целесообразно распространить действие Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 г. № 923 и для статьи 258.1 УК РФ, в связи с чем, вероятно, достаточно внести изменения в заголовок Постановления: дополнив слова «…перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» следующим образом – «…перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». Возможен и другой вариант – когда в другом Постановлении Правительства РФ от 31.10.2013 г. № 978 вместо 22 видов особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов можно было бы утвердить перечень образцов дикой природы полного списка Приложений СИТЕС и полного списка видов флоры и фауны Красной книги РФ;

2) контрабанда образцов дикой природы должна квалифицироваться как контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов, что согласно разделу III Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 г. № 923 означает полный контроль над оборотом видами дикой флоры и фауны, подпадающих под действие СИТЕС или занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Таким образом, дикие животные и растения, их части и дериваты, относящиеся к видам, включенным в списки СИТЕС и Красной книги РФ, попадают под запрет к свободному обращению или будут значительно ограничены в свободном обращении при соответствующем правоприменении ст. 226.1 УК РФ с учетом Постановления № 923;

3) юридически обосновать и ввести определение понятия «внутренней контрабанды» образцов дикой природы, что позволит более широко использовать имеющиеся юридические нормы Кодекса об административных правонарушениях и ст. 104.1 УК РФ для предотвращения контрабандной торговли дикими животными и растениями, а также их частями и дериватами внутри России.

Контрабанда образцов дикой природы за последние 20-25 лет почти полностью попала в сферу влияния криминальных структур и прочих региональных ОПГ, непосредственными участниками которых являются не только добытчики товаров природного происхождения, но и участники внешнеэкономической деятельности, различные торговые посредники, мелкорозничные торговцы, сотрудники предприятий транспорта, и даже таможенных служб и пр.  

Контрабанда образцов дикой природы может быть признана совершенной организованной группой только тогда, когда по рассматриваемому уголовному делу есть неоспоримые доказательства, что несанкционированное перемещение диких животных, растений, или их частей и дериватов через таможенную границу РФ было осуществлено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких подобных перемещений. Причем ответственность в таких случаях должна наступать по ч. 3 ст. 226.1 УК РФ независимо от стоимости указанных товаров.   

Библиографический список:

1. Контрабанда живым товаром. Гуманитарный экологический журнал, №3, 2008г. // [Электронный ресурс]. // Режим доступа http://www.ecoethics.ru/m3.08/content.html (10.02.2009)
2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. -№ 2. - Ст. 170.
3. Карнишина Г.В. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с контрабандой: На материалах Южного федерального округа : Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Москва, 2005. 180 с.
4. Ляпустин С.Н., Фоменко П.В., Вайсман А.Л. Незаконный оборот диких видов животных и растений на Дальнем Востоке России (издание второе переработанное и дополненное). 2007г. С.12-13. // [Электронный ресурс]. // Режим доступа http://www.wwf.ru/data/publ/traffic/traffic_pub_gen20.pdf (15.04.2008)
5. Медвежья тропа перекрыта / Закон / № 2288 за 12 февраля 2008 – Газета «Владивосток». // [Электронный ресурс]. // Режим доступа http://www.vladnews.ru/2288/Zakon/Medvezhja_tropa_... (12.12.2008)
6. Нечеловеческая жизнь.19.05.2003 г. // [Электронный ресурс]. // Режим доступа http://www.tks.ru/crime/2003/05/19/04 (11.03.2005)
7. Постановление Правительства РФ “О сохранении амурского тигра и других редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений на территориях Приморского и Хабаровского краев” от 07.08.1995г. № 795, “Российская газета”, 15.08.1995.
8. Прохоров В.Г. Контрабанда образцов дикой природы: новый вид преступности. Ж. «Юридические науки» – М.: 2009, №4(38), с.62-64. // [Электронный ресурс]. // Режим доступа http://elibrary.ru/item.asp?id=13048921
9. Прохоров В.Г. Контрабанда образцов дикой природы: объект и понятие предмета преступления. Ж. «Экономика, социология и право». Журнал научных публикаций. // Экономика, социология, право: новые вызовы и перспективы: Материалы научно-практической конференции 10-15 мая 2010 г.: в 2-х т. Том 2 – Москва, 2010а, № 5, май, С.128-132. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.zakonia.ru/analytics/77/52501
10. Прохоров В.Г. Контрабанда образцов дикой природы: «внутренняя контрабанда» образцов дикой природы // Ж. «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». Журнал научных публикаций. – №11, 2010б, ноябрь, С. 226-228. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.yurclub.ru/docs/criminal/article154.html
11. Прохоров В.Г., Майорова Е.И. Контрабанда образцов дикой природы: квалифицирующие признаки. // Право и политика. – Изд-во ООО «НБ-Медиа». NOTA BENE. – 2010, №11(131), с. 1960-1967. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.yurclub.ru/docs/criminal/article169.html
12. Репортаж со змеей на шее. 09.03.2006г. // [Электронный ресурс]. // Режим доступа http://www.tks.ru/reviews/2006/03/09/04 (18.05.2007)
13. Резолюция ООН 2003/27 от 22 июля 2003 г. // [Электронный ресурс]. // Режим доступа http://www.un.org/russian/documen/ecosoc/2003/r2003-27.pdf (12.09.2009)
14. Розумань И.В. Уголовная ответственность за контрабанду. По материалам Сибирского федерального округа: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Омск, 2005. – С. 3-4. // [Электронный ресурс]. // Режим доступа http://sartraccc.sgap.ru/i.php?oper=read_file&filename=Disser/rozuman.htm (22.02.2008)
15. Тутина Ю. Зачем попугаю водка. Аргументы и факты, выпуск 20 (1281) от 18.05.2005 г. // [Электронный ресурс]. // Режим доступа http://www.aif.ru/online/aif/1281/53_01?print (26.04.2006)
16. Экологическая доктрина Российской Федерации. «Российская газета», 18 сентября 2002, № 176 (3044).




Рецензии:

17.08.2014, 14:32 Остапенко Ольга Валериевна
Рецензия:  Данная работа может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх