Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №13 (сентябрь) 2014
Разделы: Психология
Размещена 16.09.2014. Последняя правка: 16.09.2014.
Просмотров - 15402

Модель интернет-социализации личности

Лучинкина Анжелика Ильинична

доктор психол. наук

Республиканское высшее учебное заведение "Крымский инженерно-педагогический университет"

заведующая кафедрой психологии

Аннотация:
Проанализированы теоретические подходы к решению проблемы социализации в условиях виртуальной информационной среды; определено содержание понятий «интернет-социализация», «виртуальная личность»; разработана модель интернет-социализации; определены результаты интернет-социализации, которые находятся в континууме от изменения мировоззрения к формированию виртуальной личности.


Abstract:
The theoretical approaches to solving the problem of socialization in a virtual information environment; defined the concept of "online socialization", "virtual identity"; developed a model of online socialization; defined results online socialization that are in the continuum of change in attitudes to the formation of a virtual personality.


Ключевые слова:
интернет-социализация; виртуальная личность; социальный опыт; социальные представления; мотивы; инструментальная компетентность

Keywords:
online socialization; virtual identity; social experience; social perceptions; motives; and instrumental competence


УДК 316.6

Введение
.
Рост популярности Интернета, возникновение в нем новых видов деятельности и  форм взаимодействия  свидетельствуют о том, что интернет-пространство стало новой средой социализации личности. Неоднозначность воздействий Интернета на личность проявляется в том, что информационные возможности интернет-среды, перенос активности из реального пространства в виртуальное создают благоприятные условия как для самореализации личности, так и для возникновения отклонений процесса социализации от нормативного вследствие снятия многих табу реального мира в виртуальной среде.

Целью статьи является теоретическое обоснование психологической модели интернет-социализации личности.

Теоретический обзор. Исследование процессов социализации в виртуальной среде можно условно разделить на три направления: исследование виртуальной социализации, киберсоциализации, медиасоциализации.

Исследователи первого направления (С. В. Бондаренко, А. В. Чистяков) предлагают рассматривать виртуальную социализацию как процесс вхождения пользователя Интернета в социокультурную среду локальных сообществ посредством освоения технологий коммуникации, информационной культуры, социальной навигации, информационной грамотности, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований. Данный процесс рассматривается только в локальных сетевых сообществах и не касается вхождения пользователя в интернет-пространство в целом. Целью исследования было выявление средств регистрации коммуникативных актов в локальных интернет-сообществах. Расширение социального опыта личности вследствие вхождения в социокультурное пространство Интернета исследователями не рассматривался.

Анализ исследований киберсоциализации обнаружил, что акцент сделан на усвоении норм, правил, культуры интернет-среды только при взаимодействии человека с компьютером и другими техническими средствами (В.А. Плешаков, М. В. Угольков). Итак, технические средства первичны, а конструирование личностью своего социального круга в интернет-пространстве имеет вторичное значение. При таком рассмотрении исчезает очень важный аспект взаимодействия человек-человек, в частности, представленность человека в интернет-пространстве.

Исследователями третьего направления (А. В. Петрунько, Л. А. Найденова,                         Л. Г. Черная) используется понятие «медиасоциализация», суть которой заключается в приобретении личностью социального опыта преимущественно на основе искусственных медиарепрезентаций, в условиях отсутствия участия в этом процессе социализирующего окружения. Исследователи указывают на агрессивность этой среды в отношении человека. По нашему мнению, Интернет и медиапространство не являются тождественными понятиями, поскольку Интернет в первую очередь предполагает субъектную активность пользователя.

В  указанных подходах социализация в интернет-среде или рассматривается частично (виртуальная социализация), или как часть другого типа социализации, в частности, киберсоциализации, медиасоциализации. Поскольку это препятствует целостному рассмотрению данного процесса, существует необходимость введения дефиниции «интернет-социализация», которая бы определяла социализацию личности в интернет-пространстве. В качестве рабочего определения интернет-социализации мы предлагаем следующее: интернет-социализация – это процесс расширения социального опыта пользователя при вхождении в социокультурную среду Интернета, происходит посредством усвоения информационных технологий, информационной культуры.

Авторская концепция. Мы считаем, что в отличие от социализации в реальном пространстве в ходе интернет-социализации особое значение приобретает личностная активность как внутренний субъективный фактор социализации. Однако среди основных психологических механизмов социализации личности (копирование, идентификация, подражание, социальная фасилитация, конформность) таких, которые вполне учитывали внутреннюю активность личности, нет. С нашей точки зрения, в интернет-среде личность проявляет свою активность в отношении к действию или поступку с помощью механизма самовыражения. Данный механизм присутствует и в реальном пространстве, однако в интернет-среде он приобретает наибольшую актуальность и становится ведущим [1]. Мы считаем, что данный механизм лежит в основе конструирования виртуальной личности пользователем и ее социального пространства. Пользователь представляет себя в интернет-пространстве, устанавливает свои связи с виртуальной средой, выбирает направления деятельности в нем, создает свою историю, выбирает имя. Растет субъектность пользователя, способствует становлению персональной системы личностных смыслов и социальной идентичности личности и расширяет границы социального опыта пользователя. Мы считаем, что вхождение в социальную среду Интернета происходит благодаря механизму включенности, в частности его субъектной составляющей, которая реализуется в активном привлечении личности к Интернету [1].

Мы считаем, что анализ интернет-социализации следует начинать с рассмотрения ее составляющих. Попытка определения структуры виртуальной социализации осуществлена ​​в социологических исследованиях С. В. Бондаренко, который выделил архетипическую и когнитивно-инструментальную составляющие. Учитывая то, что интернет-пространству присущ мифологический контент, сетевая мифология (Ю. М. Кузнецова, Н. В. Чудова,               С. В. Тихонова) есть смысл рассматривать не архетипическую, а мифологическую составляющую интернет-социализации, которая реализуется в формировании представлений и мифов личности относительно Интернета[2].

Пользователь может иметь высокий инструментальный уровень, однако не стремиться к созданию своего виртуального образа вследствие отсутствия мотивации к деятельности в интернет-пространстве, что вызывает необходимость рассмотрения мотивационной составляющей интернет-социализации.

Таким образом,  процесс интернет-социализации разворачивается по мотивационной, мифологической и инструментальной составляющими. Инструментальная составляющая характеризуется уровнем инструментальной компетентности (умением целенаправленно работать с информацией, скоростью навигации (умение ориентироваться в интернет-пространстве), поисковой стратегию (пассивной, отбора, динамичной). Приобретение  инструментальных навыков может происходить одновременно с развертыванием мифологической и мотивационной составляющих. Мотивационная составляющая интернет-социализации характеризуется тремя группами мотивов: мотивы, присущие реальному и интернет-пространству, например: деловые. познавательные, самореализации, рекреационные и т.д (О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский); мотивы, которые сложно удовлетворить за пределами интернет-пространства; мотивы, присущие личности только в интернет-пространстве [3].

Мифологическая составляющая характеризуется представлениями личности о роли Интернета в жизни человека и личными мифологемами пользователей. Представления личности о роли Интернета в жизни человека могут быть конструктивными, т.е. такими, которые не мешают входу личности в интернет-пространство, и деструктивными, основанными на социальных мифах об Интернете, в частности, «Интернет – большая  свалка», «Интернет для одиноких», «Через Интернет могут повредить компьютер», «Большинство пользователей Интернета – это  люди с расстроенной психикой», которые препятствуют процессу интернет-социализации личности [2].

В отношении этапности процесса интернет-социализации.  По  мнению                            В. А. Плешакова этапность социализации в киберпространстве связана с стадийностью социализации в реальной среде, а именно, определяются особенности киберсоциализации на с трудовым, трудовом и пислятрудовому этапах киберсоциализацииa[]. Определяя необходимость определения этапов интернет-социализации, мы акцентируем внимание на том, что интернет-социализация личности может начаться в любом возрасте и на любом этапе социализации в реальном пространстве, что приводит к необходимости отдельного рассмотрения этапов интернет-социализации личности. Выбрав за основу концепцию социальных представлений С. Московичи, отметим, что интернет-социализация начинается с формирования представлений у человека о роли Интернета в ее жизни еще до первого выхода в интернет-пространство. В ходе последующей интернет-социализации происходит формирование у личности мотивов к пользованию Интернетом, соответствующих представлений, развитие творческого потенциала.

Мы  считаем, что интернет-социализация осуществляется в три этапа: доинтернетный, начальный и основной. Доинтернетный этап интернет-социализации связан с получением человеком информации об интернет-среде, способствующей формированию его представлений о роли Интернета. Нормативная интернет-социализация на данном этапе предусматривает наличие конструктивных представлений о роли Интернета в жизни человека, которые в дальнейшем способствуют формированию социально одобренных мотивов личности к вхождению в интернет-среду и стремлению к повышению инструментальной компетентности.

На начальном этапе интернет-социализации пользователь достаточно мотивирован для того, чтобы повысить собственную инструментальную компетентность, у него возникают мотивы в пределах коммуникативных, деловых, рекреационных и игровых, познавательных (А.Е. Войскунский, О. В. Смыслова), которые легче удовлетворить в интернет-пространстве чем в реальной среде; представление о роли Интернета в жизни человека могут меняться. Пользователь на этом этапе выступает лишь потребителем информации, развлечений, услуг, которые предоставляются в интернет-пространстве. Нормативность интернет-социализации на начальном этапе определяется сочетанием конструктивных представлений о роли Интернета, сформированных на предыдущем этапе; социально одобренных потребительских мотивов и достаточной для реализации этих мотивов инструментальной компетентностью.

Основной этап интернет-социализации связан с тем, что человек выступает не только потребителем, но и производителем информации, развлечений, услуг. В рамках уже существующих мотивов у пользователя возникают новые мотивы, требующие творческой формы реализации, повышается его инструментальная компетентность. Нормативная интернет-социализация, с нашей точки зрения, на этом этапе предполагает наличие конструктивных представлений об Интернете, социально одобряемые потребительские и творческие мотивы, средний и высокий уровень инструментальной компетентности. По нашему мнению, возникновение творческих мотивов связано на этом этапе интернет-социализации с повышением творческого потенциала личности.

На основном этапе интернет-социализации у пользователя формируется виртуальная личность. Исследователи выделяют три возможных вида виртуальной личности: конгруэнтный (виртуальная личность соответствует реальной); неконгруэнтный (присутствуют как реальные так и вымышленные характеристики); вымышленный (не имеет ничего общего с реальной личностью) (К. А. Черняева, К. Янг). Мы согласны с выводами              Е. А. Горного о том, что виртуальная личность является объектом, который имеет характеристики субъекта.

Учитывая безусловную значимость исследований презентации пользователя в интернет-пространстве с помощью виртуального образа (Е. П. Белинская, Е. А. Горный,                 И. Гофман, Н. В. Чудова), определим, что эти исследования не дают полного представления о виртуальной личности, рассматривая лишь какой-то одну ее сторону: гендерную специфику, связь с реальным поведением и т.п.. Важным в этих исследованиях является акцентирование внимания на возможности одновременного существования нескольких виртуальных образов. Мы склонны считать, что возникновение виртуальной личности происходит вследствие мотивации репликации себя в новых образах и потребности прожить не одну жизнь, а несколько. Возникают эффекты множественности – человек  может быть одновременно во многих местах, иметь разные образы, создавая при этом различные виртуальные личности. Такая точка зрения позволяет рассматривать виртуальную личность как таковую, которая не только имеет собственную активность, но и инициирует активность пользователя, выводит ее за пределы объекта. Учитывая то, что человек в сети Интернет имеет многовариантный выбор для конструирования не только личного пространства, но и самого себя, мы определяем виртуальную личность как желаемый образ субъекта, не имеющий физической представленности, но представляющий собой самопрезентацию личности в интернет-пространстве, с помощью которой он устанавливает свои связи с виртуальной средой и распространяет свой ​​социальный опыт. Признаками виртуальной личности, по нашему мнению, выступают: приоритеты виртуала над реалом, стремление к репликации образа в Интернете или воплощение в роль, ощущение принадлежности к сетевой субкультуре [4].

 Интернет-социализация разворачивается по трем составляющим: мифологической, мотивационной, инструментальной. Влияние каждой составляющей на интернет-социализацию способствует формированию представлений о роли Интернета в жизни человека, новых потребностей и мотивов или новых форм удовлетворения уже существующих, что отражается на уровне общей сетевой культуры пользователей и влияет на расширение социального опыта личности. Каждому этапу интернет-социализации присущи определенные уровни развития этих составляющих.

Расширению социального опыта личности в ходе интернет-социализации способствуют когнитивные установки, мирообразы, сакральность личности, которые являются основой мировоззрения (Д. А. Леонтьев, К. Ясперс). Изменение пространственно-временных представлений, возможность обратимости времени находятся в основе изменений когнитивных установок (С.Л. Катречко). Возможность виртуальной смерти и нового виртуального рождения приводят к изменению представления пользователя о ценности человеческой жизни. Возникновение нового интернационального интернет-языка, заимствования иностранных слов, введение эмотиконы приводят к унификации языковой картины мира, и влияют на мировоззрение личности. Единое языковое и ценностное пространство вызывает явление синхронии: пользователи, которые находятся в одном пространстве, начинают мыслить и действовать подобно.

Таким образом, интернет-социализация может быть определена как процесс расширения социального опыта личности в социально-культурном пространстве Интернета, благодаря поэтапному развертыванию инструментальной, мотивационной и мифологической составляющих данного процесса, ведущего к конструированию социального пространства субъектом, а в отдельных случаях к формированию виртуальной личности.

Выводы.

1. Интернет-социализация – это  процесс расширения социального опыта пользователя при вхождении в социокультурную среду Интернета, который является частью процесса социализации личности в целом. Социализационные воздействия на личность со стороны интернет-среды в соотношении с влияниями других институтов социализации могут быть сбалансированными, что способствует формированию новых форм взаимодействия субъектов в среде Интернета; отсутствующими  или доминирующими, что может привести к отклонениям в становлении личности пользователей.

2. Процесс интернет-социализации имеет свои составляющие, структуру и разворачивается по этапам, которым соответствуют определенные уровни реализации составляющих.

3. Психологические особенности интернет-социализации влияют на расширение социального опыта личности пользователей и направляют процесс их социализации в интернет-среде по нормативному или девиантным направлениям, что возможно на каждом этапе. 

Библиографический список:

1. Лучинкіна А. І. Кіберсоціалізація людини: фактори і механізми соціалізації особистості в кіберпросторі / А. І. Лучинкіна, В. І. Плешаков // Актуальні проблеми психології : зб. наук. пр. Ін-ту психології ім. Г. С. Костюка НАПН України / [за ред. академіка С. Д. Максименка]. – Т. 11. – К., 2013. – С. 68–76.
2. Лучинкіна А. І. Міфологічний етап Інтернет-соціалізації / Проблеми політичної психології та її роль у становленні громадянина української держави : зб. наук. пр. асоціації політичних психологів України, Ін-ту соціальної та політичної психології НАПН України. – Вип. 13. – К. : Золоті ворота, 2012. – С. 330–338.
3. Лучинкіна А. І. Дослідження потребово-мотиваційної сфери особистості у інтернет-середовищі // Міжнародні Челпанівські психолого-педагогічні читання : зб. наук. пр. гуманітарний вісник ДВНЗ Переяслав-Хмельницький держ. пед. ун-т – Т. 1. – К. : Гнозис, 2013. – С. 262–270.
4. Лучинкіна А. І. Зміни світогляду особистості як результат Інтернет-соціалізації // Горизонты образования. – Вип. 2.– Севастополь, 2013. – С. 107–112.




Рецензии:

16.09.2014, 21:45 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья, безусловно, актуальна. Ее построение логично, выводы аргументированы, авторская новизна четко выписана. Статья может быть рекомендована к публикации

20.09.2014, 10:17 Быкова Анна Викторовна
Рецензия: Статья по актуальной теме и соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям и может быть отпечатана в журнале.

24.09.2014, 23:53 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации.Основания: 1.Семантика понятия "интернет-социализация" создано самой аудиторий-потребителями...IPhone,IPad,GPS не являются продуктами больших Hi-Tech компаниях...,а определяются потребительской активности и социальной детерминированности. 2.Процесс социализация на основе интернет-ресурсов является социметрическим проблемом и феноменом. 3.Существуют методики психогенного прогнозирования интернет-социализации-Andrew McAfee,Tim Lee,Marcelo Diaz De Amorim.

16.01.2015 12:12 Ответ на рецензию автора Лучинкина Анжелика Ильинична:
Георгий, просматриваю Ваши рецензии на работы моих студентов и диссертантов. Предлагаю дружить кафедрами. Мой эл. адрес: aluch@ya.ru

22.01.2015, 9:02 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Логично,доказательно,научно.Рекомендуется к изданию.



Комментарии пользователей:

16.09.2014, 23:18 Попова Галина Валентиновна
Отзыв: Уважаемая Анжелика Ильинична, пока в журнале еще нет раздела для обсуждений, воспользуюсь этой вкладкой для вопроса автору: следует ли из выводов статьи [п.3], что авторская позиция исходит из того, что именно рассматриваемая "интернет-среда" оказывает преимущественное воздействие на пользователей (а не наоборот)?


18.09.2014, 10:15 Лучинкина Анжелика Ильинична
Отзыв: Это взаимное влияние,но не интернет-среды как таковой, а ее психологического содержания. Спасибо большое.


8.10.2014, 13:51 Бойко Сергей Сергеевич
Отзыв: Статья рекомендуется к печати.


Оставить комментарий


 
 

Вверх