УО ""Гродненский государственный медицинский университет"
студентка
Гресь Сергей Михайлович, кандидат исторических наук, доцент, УО «Гродненский государственный медицинский университет»
УДК323.174
Введение. На современном этапе происходят глубокие и структурные изменения во всей системе международных, правовых, политических и культурных отношений. Совершенно очевидно, что человечество переходит в новую стадию существования, где на передний план выступает глобальный порядок с соответствующими формами общественного взаимодействия. Поэтому экономическая и политическая интеграция современных государств приобретает исключительное значение. Цель данного исследования заключается в исследовании вопросов, связанных со стремлением современных стран к регионализации, а также осмысление наработок различных научных школ, изучающих международные отношения в области региональной политики.
Основная часть. После окончания эпохи «холодной войны» начался новый этап по углубленной интеграции мировой экономики, усилению роли наднациональных институтов, повсеместные процессы глобализации. В связи с этим встаёт множество трудноразрешимых проблем. Одним из наиболее сложных разногласий является различный уровень социально-экономического развития. Из-за этого результаты воздействия глобализации на отдельные регионы и группы стран не одинаковы.[1, c. 18] Более того, в странах с развитой системой жизнеобеспечения тенденция глобализации вызывает неодинаковые последствия в различных регионах. Еще до глобализации в сфере общественных отношений наблюдались процессы интернационализации на региональном уровне, получившие название «регионализации».
На данном этапе регионального сотрудничества субъекты международных отношений могут находиться в неравном положении по уровню общей модернизации. В качестве примера можно привести страны европейского союза, когда в него были включены страны Восточной Европы. При этом необходимо отметить, что этот разрыв постоянно растёт. Однако, несмотря на эти противоречия, данные регионы подвергаются трансформации как в отношениях с западноевропейскими странами, так и отношениях между собой. По словам бывшего президента Словакии Р. Шустера: «приграничные области становятся связующим звеном, а граница является местом, где люди и государства протягивают друг другу руки для сотрудничества. В Европе границы существуют уже не для разделения, а, наоборот, для объединения».[2, c. 23]
Идейный арсенал в области региональной политики современных развитых государств достаточно разнообразен. Многие наработки нашли практическое применение при реформировании экономики конкретных региональных единиц. Были разработаны различные теории регионализма. В данной работе именно такие теории являются предметом специальных размышлений.
Регион – это некая часть пространства, часть общего. В этом смысле можно говорить о климатических, исторических, религиозных регионах. Тем не менее, усиленные темпы глобализации дают возможность политологам говорить о региональном расслоении, как о процессе.[6, c. 16] И, таким образом, в понимании формируется совершенно иная категориальная реальность, именуемая регионализацией. В истории становления государственных границ фактически на всех этапах присутствуют сепаратистские тенденции отдельных территориальных единиц по причине их культурно-социальной разнородности, ресурсной разнонаправленности.
Регионализм представляет собой некоторые модели культурной и политической самоидентификации территориальных сообществ. Термин «регионализм» является производным от понятия «регион» и поэтому может быть связан с различными этническими общностями в составе многонационального государства.
От регионализма отличают понятие регионализации как внешнего процесса регионального строительства, осуществляемого органами местной администрации и самоуправления.[6, c. 34] В этом смысле, законодательство Республики Беларусь в области местного управления представляет собой хрестоматийный пример того, по какому принципу должен организовываться регион. Так, административно-территориальная единица в Республике Беларусь – это единица, способная создать Совет депутатов. Выходит, что одним из показателей состоятельности региональной единицы является стремление к самоорганизации и самодостаточному хозяйствованию в обозначенных границах.
Прежде чем приступить к рассмотрению теоретических подходов регионального развития, необходимо более подробно уточнить структурные слагаемые понятия «регион». Для того чтобы совокупность государств, этнических сообществ, представляющих собой некую общность, стали регионом, необходимо наличие всех, либо большей части следующих признаков, которые, по замечанию М. Хроха, во много схожи с условиями построения классической нации-государства:
Из приведённых характеристик следует, что регион представляет собой естественный, органический принцип территориальной организации социальных, политических, экономических и культурных аспектов жизнедеятельности сообществ.
Проблемы регионального развития стали более пристально изучаться после Второй мировой войны. А в конце двадцатого века европейские страны столкнулась с требованиями этнических и национальных меньшинств на предоставление им автономии, а зачастую и независимости.[5, c.148] В качестве примеров можно привести проблемы в Сербии (Косово), Испании (баски).
По мнению ряда исследователей, именно кризис классического государства-нации лежит в основе возрождения регионализации.[6, c. 45] В силу этих обстоятельств, некоторые страны передают свои политические полномочия наднациональным организациям (например, Европейскому союзу), а другие ресурсы власти – региональным структурам.
На сегодняшний день проблемы развития региональной политики рассматриваются с разных точек зрения. Это обусловлено проблемой однополярного мира, который сформировался в начале XXI века. Однако уже сейчас на роль мировых лидеров выходят Китай и Россия. Поэтому идеи регионализма приобретают особую актуальность, а как следствие возрастает интерес и к школам которые имеют наибольшее влияние в мире.
Школа реализма рассматривает международную систему как «анархичную», в которой главное значение имеют эгоистические интересы различных акторов (государств, совокупности государств). По выражению главного теоретика данного направления Г. Моргентау, «основным субъектом системы международных отношений является национальное государство, выражающее свои интересы в категориях силы».[6, c. 83] Центральным элементом «реализма» является концепция «национальных интересов». Данная цитата рассматривает политику, проводимую региональными субъектами, как некую борьбу за расширение своей территории и влияния на международной арене.
Школа институционализмаполагает, что “анархия”, о которой говорят реалисты, может быть выровнена с помощью эффективных институтов, которые являются каркасом для различного рода региональных блоков или альянсов. Многие представители этого направления предпочитают объяснять формирование многонациональных государств внутренними процессами происходящими между властями различных уровней (центральными, региональными и муниципальными).[4, c. 149] Нормативный институционализм убеждает, что политические институты влияют на поведение субъектов, формируя не столько повестку дня, но и ценностные предпочтения, их убеждения и форму неформального взаимодействия. Политические институты, так или иначе, влияют на предпочтения включённых в него субъектов в зависимости от каждого рассматриваемого промежутка случая, в котором данный субъект волен выбирать стратегию своего поведения по отношению к институту. Институционализм доказывает, что институты государства это продукты человеческой конструкции, призванные служить коллективным действиям.
В теории региональной политики присутствует концепция «мягкого» и «жесткого» регионализма. А. Макарычев составил убедительную схему отличий, которая послужила отправным пунктом для следующих выводов.[9, c. 56]
Итак, модель «жесткого реализма» характеризует такое её свойство, как направленность «вектора» сверху вниз. Это предполагает, что инициатива в сфере регулирования региональных субъектов принадлежит государству. Такой порядок управления содержит неизбежные элементы стандартизации и иерархии. Данная форма регионализма предполагает в той или иной форме вертикальное администрирование. Более того, «вертикальная власть» основана на понимании феномена региона исключительно в территориальных категориях. Из этого формируются многие структурные слагаемые процесса администрирования. В частности, подобный регион находится под определяющим влиянием административного аппарата и дипломатических ведомств, контролируется высокими национальными структурами. В таком случае его основными организационными принципами должны быть суверенитет и следование государственным интересам. Как правило, отношения между основными действующими субъектами носят формализованный характер. Данная модель региона отражает представления о регионализме и территориальности, свойственной модерному пониманию национальных государств. И, таким образом, концепция «жесткого» регионализма соответствует теоретическим рамкам и претензиям школы реализма.
«Мягкий» регионализм предполагает совершенно иной принцип формирования политической повестки дня – снизу вверх. Это означает, что принятие решений и обсуждение проблем происходит на низовом, региональном уровне. Согласно представлениям теоретиков, подобный тип регионального устройства оставляет простор для автономного управления территорией и ресурсами. В таком региональном сообществе присутствуют партнерские, горизонтальные формы взаимодействия, как между отдельными индивидами, так и партнёрами по региональному сотрудничеству. «Мягкая» форма регионализма специфицируется в понятиях «открытой географии», делающей упор не столько на территориальную близость, сколько на формирование общей идентичности.
Заключение. В современной Европе наблюдается, с одной стороны, стремление к объединению, с другой же – стремительное усиление регионализма. Поэтому крайне важно проследить, в связи с какими культурными и политическими преобразованиями стремительно нарастают тенденции к регионализации. В тоже время идут активные процессы регионального расслоения местных сообществ, которые стремятся к этнической самоидентификации в рамках крупных наднациональных государств, о чём свидетельствуют недавние выборы в европарламент.
Рецензии:
6.10.2014, 13:08 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия: Рецензия на статью Павловой Дины Валерьевны
студентки второго курса
Гродненского государственного медицинского университета
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
для электронного периодического научного журнала
«SCI-ARTICLE.RU»
Исследование проблем современного регионального развития чрезвычайно актуально в современном мире. Хотя в мировой политической науке разработано множество подходов к изучению этой проблемы, на территории постсоветского пространства такая постановка темы работы имеет место. В своём исследовании автор опирается на изучение проблемы в российской науке начала ХХI века.
Работа Павловой Д.В. носит научный, обобщающий характер. Автор на основе фактологического материала рассматривает основные политологические школы по изучению проблем регионального развития. На основе исследования материалов, автор приходит к справедливому выводу, что в Европе стремление к регионализму с каждым днём становится всё сильнее. Такое заключение применимо и к оглашению санкций в отношении России. Всё больше стран, которые стремились в ЕС, на данный момент стремятся проведению самостоятельной региональной политики.
Статья оформлена в соответствии с требованиями журнала и может быть рекомендована к публикации.
Доцент, кандидат
исторических наук
УО «Гродненский государственный
медицинский университет» Гресь С.М.
7.10.2014, 18:31 Боровой Евгений Михайлович
Рецензия: Автор статьи обращается к довольно актуальной сейчас проблеме регионального развития. В рамках современной глобализации мы сталкиваемся с усиливающейся противоположной тенденцией - стремлением регионов некоторых стран к независимости и самобытности, волной сепаратистских тенденций, прокатившейся по некоторым европейским странам. Одной из причин этого часто выступает неконструктивная позиция центра по отношению к регионам. В статье в достаточной мере рассмотрены основные подходы к региональной политике. Работа может быть рекомендована к публикации!
14.10.2014, 14:14 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Статья заслуживает внимания,может быть рекомендована к публикации. Однако, автору необходимо разместить список литературы в алфавитном порядке.