СГУ
студент
Лощилова Екатерина Николаевна, кандидат педагогических наук, Сочинский государственный университет
УДК 372.8
В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является серьезной. Преподаватель иностранного языка ставит своей задачей формирование личности, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации.
Изучение иностранных языков, в частности английского, подразумевает под собой не только формирование общеобразовательных идей, но также развитие личности и мотивации обучаемых. Как известно, основной целью изучения иностранных языков в школе является формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка [3]. Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование видео-ресурсов как одного из видов нетрадиционных уроков иностранного языка просто незаменимо.
При изучении иностранного языка в школе основной упор делается на последовательное развитие у обучаемых всех составляющих коммуникативной компетенции, а именно навыков говорения, чтения, аудирования и письма. Коммуникативную компетенцию в свою очередь можно охарактеризовать, как формирование способности средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определённой сферы деятельности [1, с 25]. Целью формирования коммуникативной компетенции всегда является состоявшийся коммуникативный акт.
В коммуникативную компетенцию включаются следующие важнейшие умения:
1. читать и понимать несложные, оригинальные тексты;
2. устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер;
3. в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку;
4. умение письменно оформить и передать элементарную информацию.
Для поддержания плодотворной и успешной речевой деятельности учащихся, удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий, например использование различных видео-ресурсов.
Данный вид ресурсов является видом учебного фильма, который можно определить как - аудиовизуальное средство обучения, обеспечивающее создание иноязычной среды и ситуации общения для развития устной речи учащихся [2, с 8] .
Для детального анализа понятия «видео-ресурсы» необходимо дать определения двум основным составляющим данного понятия. Согласно Longman Dictionary of Contemporary English ресурсы — это некое средство, использование которого помогает достигнуть определенных целей, и является источником информации для учителей и студентов[5, с 889]. На основе этого же источника понятие «видео» определяется как средство записи изображения или звука с использованием, как и видеопленки, так и цифрового метода хранения информации [5, с 1173].
Использование видео-ресурсов на уроках способствует улучшению обучения и развитию речевой деятельности обучаемых. Еще одним преимуществом видео-ресурсов является эмоциональная сила воздействия на учащихся. Особое внимание должно быть привлечено на формирование учащимися особого отношения к увиденному материалу.
Использование видео-ресурсов способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Видео-ресурсы как особый вид учебного фильма способен создать в классе атмосферу совместной познавательной деятельности, в результате который даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять и осмыслить увиденное, ученикам необходимо приложить определённые усилия и старания. Использование видео-ресурсов как вида учебного пособия способствует развитию познавательного интереса, активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся.
На сегодняшний день видео-ресурсы представлены в различных вариантах использования:
1. использование на уроках фрагментов видео без звука. Данный вид деятельности позволяет учащимся самим предугадать речь героев фрагмента и попытаться воссоздать свой собственный сценарий увиденного.
2. наблюдение и запись. Данный вид просмотра подходит для учащихся старших классов, так как требует определенных знаний грамматики и наличия определенного словарного запаса.
3.видео-ресурсы как средство формирования правильного произношения. Использование определенных фрагментов с речью носителей изучаемого языка позволяет сформировать навык правильного произношения у учащихся [4].
В рамках данного исследования нами был разработан комплекс упражнений с применением видео-ресурсов. С целью разработки плана-конспекта урока иностранного языка с методическими указаниями было проанализировано несколько учебных пособий, рекомендованных Министерством Образования РФ.
Наиболее популярным учебным пособием для учащихся старших классов является: учебник «Английский язык (базовый уровень)» (Афанасьева О.В., Михеева И.В.)
УМК данного пособия содержит:
Так же можно выделить учебник «Spotlight» (О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева и др.), который также допущен Министерством образования к использованию в общеобразовательных учреждениях.
Для детального анализа структуры урока нами был проанализирован учебник «Spotlight» для 10 классов.
УМК «Spotlight» для 10 классов состоит из следующих компонентов:
Учебник состоит из 8 разделов (Modules), имеющих четкую структуру:
1.работа над чтением (Reading Skills);
2. работа над аудированием и устной речью (Listening and Speaking Skills);
3. работа над грамматическим строем языка, в том числе словообразованием и фразовыми глаголами (Grammar in Use);
4. работа над письмом творческого характера (Writing Skills);
5. подготовка к Единому государственному экзамену (Spotlight on Exams);
6. дополнительный материал для работы над лексикой (Word Perfect);
7. дополнительный материал для работы над грамматикой (Grammar Check);
8. материал для совершенствования умений чтения художественных текстов(Literature);
9. материал, знакомящий учащихся с жизнью и культурой Великобритании;
10. материал, рассказывающий об экологических проблемах (Going Green);
11.материал для самопроверки (Progress Check).
Одной из отличительных особенностей серии «Английский в фокусе» является последовательное обращение к знаниям, получаемым школьниками из других предметов (Across the Curriculum) и наличие материалов о России, ее достижениях в различных сферах, обычаях, географии, культуре (Spotlight on Russia).
Данный учебник прекрасно подходит для преподавания в школе, но нам кажется, что некоторые аспекты в нем раскрыты не очень хорошо. Учебник в основном направлен на закрепление грамматики и усовершенствования навыков письма и чтения. Что же касается упражнений, развивающих говорение или в нашем случае коммуникативную компетенцию, их довольно таки мало.
Учебник дополняют различные материалы, предназначенные для аудирования. Но количество представленных аудиоматериалов не достаточно, поэтому добавленные видео-ресурсы помогут развить не только навыки говорения, но и коммуникативную компетенцию в целом.
В рамках нашего исследования мы попытались создать план урока, который основывается на материалах учебника «Spotlight». Мы выбрали Module3-Schooldays and Work . В данном модуле представлен текст для чтения “Schools around the World”. Данный текст рассказывает о различных типах школ и их основных особенностях. К тексту прилагалась аудиозапись.
В рамках одного из заданий учащимся было необходимо прочитать текст, в котором присутствовали пропуски. Далее, после текста им нужно было выбрать подходящие по смыслу слова, чтобы заполнить эти пропуски, и только в конце им необходимо было прослушать запись текста, чтобы проверить правильность выполнения этого задания.
После детального анализа заданий и упражнений, представленных в уроке, мы пришли к выводу о том, что использование видео-ресурсов помогло бы учащимся лучше понять структуру и особенности школ в различных странах.
К данному уроку мы добавили видео-ресурс об особенностях школьной системы в Великобритании. Данный ресурс был взят с сайта www.youtube.ru. Видео предоставляет учащимся уникальную возможность познакомиться с жизнью, культурой и особенностями образовательной системы в Великобритании. Видео доступно в использовании и понимании, так как включает в себя субтитры, позволяющие использовать этот ресурс для учащихся старших классов. Длительность видео составляет 6:08 минут, что на наш взгляд является наиболее оптимальным, так как учащиеся не будут сильно перегружены большим количеством информации. План-конспект урока состоит из нескольких заданий, которые выполняются как в парах, так и в группах.
Организация заданий на основе видео-ресурсов будет проходить в несколько этапов:
Используя задания рассматриваемого типа на своих уроках необходимо помнить следующее:
Итак, подводя итог, можно сделать вывод о том, что развитие коммуникативной компетенции происходит не естественным путем, а с помощью создания особых ситуаций воздействия. Основной идеей данных ситуаций воздействия является оказание социально - психологического воздействия на личность. Данное воздействие благоприятно влияет на формирование успешной коммуникативной компетенции, а также навыков говорения. Видео-ресурсы являются прекрасным средством формирования данного навыка. Задания на основе видео-ресурсов интересны для учащихся. Они помогают развить не только коммуникативную компетенцию, но и навык работы в парах. Однако, разрабатывая задание нужно помнить, что оно не должно просто интерпретировать то, что можно было сделать и без видео-ресурсов. Учащиеся выиграют, в том случае, если упражнение дает реальную возможность для коммуникации и способствует взаимодействию и сотрудничеству.
Рецензии:
13.10.2014, 10:37 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Тема статьи вполне актуальна. Однако сама работа нуждается в детальной переработке. Стоит обратить внимание на стилистическое оформление, доказательную часть. Ввести собственные выводы, расширить понятийный аппарат, библиографический список и т.д.