бакалавр
СПБГУ
студент
Василькова Валерия Валентиновна, доктор философских наук, профессор кафедры социологии культуры и коммуникации СПбГУ
УДК 31
Краудсорсинг в настоящее время активно развивается в качестве технологии для решения любого вида проблем и задач, стоящих как перед бизнесом, так и перед государством и обществом в целом. В рамках технологии краудсорсинга решение задачи передается распределенной и очень многочисленной группе людей, за счет чего стоимость и время достижения результата радикально снижаются
Истоки технологии:
Общество сегодня, говоря словами Мануэля Кастелься, переходит в информациональную эпоху. На самом деле трудно подвергнуть сомнению тот факт, что информация и процессы ее анализа, обработки, передачи и приема в современном обществе играют ключевую роль. Весомая роль информация и развитие технологий обуславливают информациональный переход общества, более того по мнению Кастельса этот переход детерминирован революцией в информационных технологиях, которая в свою очередь создает фундамент для новой мировой технологической системы. Революция в информационных технологиях является "отправным пунктом в анализе сложностей становления новой экономики, общества и культуры"[1]. Данные изменения влияют как на социальную, так и на экономическую структуру общества: вертикальноориентированные структуры начинают замещаться гибкими и горизонтальноориентированными сетями. Данные трансформации меняют не только структуры различных систем, но и мышление рядового человека. То есть влияние технологической революции и информатизации проявляется во всех сферах жизни общества, начиная с геополитики крупных государств и заканчивая повседневной жизнью людей. Труд Мануэля Кастельса и его идея сетевого общества, как раз и объясняют возникновение такого явления, как краудсорсинг.
Ранее было заявлено, что сетевые изменения в рамках общества меняют мышление индивидов внутри толпы. Более того формируются новые поколения людей совершенного другого рода: инициативные, активные, быстро и гибко мыслящие, воспринимающие весь мир без границ, желающие что-то изменить, интегрированные в интернет-технологии [2]. По-моему мнению, это тот самый потенциальный пласт участников, своего рода «топливо» для развития краудсорсинг-проектов, и бизнес начинает осознавать это и умело привлекать молодежь к участию в краудсорсинг проектах.
Концепция краудсорсинга:
Джефф Хау в своей статье“The rise of crowdsorsing” [3], впервые вводит термин «краудсорсинг» в обиход и описывает данную технологию.
Краудсорсинг — передача некоторых производственных функций неопределённому кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий.
В своей работе под названием «Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса / Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business»[4] Хау приводит истоки зарождения концепции краудсорсинга. Данные истоки автор связывает с работой программистов, которые трудились над созданием операционной системы Linux, системы которая была основана на открытом коде и для своего развития требовала труда многих программистов, создатели системы не имели средств для того, чтобы нанять работников, поэтому сделали ставку на любителей, энтузиастов, которые согласились работать за идею и это сработало. Данное достижение Хау связывает с именем Кена Томпсона – программиста, который разбил работу над системой Linux на модули и отдал ее «толпе» программистов. Это было больше чем, просто привлечение людей для получения выгоды, это был проект энтузиастов, вдохновленных идей. Далее Хау приводит другие примеры применения данной
коммуникативной технологии: создание и функционирование Wikipedia, платформы iStockphoto, но отправным пунктом остается создание программистами ОС Linux по уникальной методике, предложенной Кеном Томпсоном.
Инновационный потенциал технологии:
Дэн Бэйкер в своей статье «Инновация модели бизнеса через «краудсорсинг» с использованием социально сетевых платформ»[5], описывается новую технологию менеджмента инноваций, основанную на привлечении к генерированию идей по решению проблемы организации творческого потенциала людей вовне организации с помощью социальных сетей связи. Таким образом, краудсорсинг трансформируется из своего изначального состояния в новое. Изначально, например, в программировании системы Linux, краудсорсинг – это работа в рамках одного проекта многих пользователей, они вносят не только свои идеи, но они реально работают над проектом и они вдохновлены идеей. Бизнес же трансформировал первоначальных смысл краудсорсинга под свои нужды и использует краудсорсинг как инструмент для поиска оригинальных идей, инструмент для «выкачивания» идей из толпы. В введении данной статьи Бэйкер подтверждает идеи Кастельса, о которых говорилось ранее: «Но в последнее время компании во всех производительных отраслях начали преобразовываться из организаций иерархических, действующих на основе административно-командных принципов, в организации с самоуправляющимися подразделениями, где традиционные вертикали власти становятся менее существенными». И эти новые организации делают акцент на менеджменте снизу-вверх, что позволяет любым работникам компании внести свой вклад в развитие компании. Назвать такую модель можно «краудсорсинг внутри организации», но некоторые компании шагнули дальше, они раздвинули стены и вступили в диалог с разнообразными источниками идей: потребителями, партнёрами и даже с конкурентами, - Генри Чезброу назвал данную модель – открытая инновация [6], а
краудсорсинг в данном случае выступает инструментом для поиска этих инноваций. В статье он описывает плюсы, которые дает краудсорсинг для бизнеса: это дешевизна, это выход на огромную аудиторию, как специалистов, так и любителей из вне, это новые идеи, которые приводят к инновационным решениям, которые помогают осуществлять грандиозные проекты, это скорость с которой решаются проблемы, это вовлечение потребителей в деятельность компании. Также Бэйкер выделил плюсы для толпы: возможность получения денежного вознаграждения, возможность донести и реализовать свои идеи, возможность почувствовать себя частью проекта. Более того, Бэйкер приводит примеры компаний, которые организовывают свой бизнес на краудсорсинге: InnoCentive - площадка на которой представлены тысячи различных экспертов, созданная фармацевтической компанией Eli Lilly. Когда крупные компании – Proctor & Gamble, BASF и другие – сталкиваются с исследовательской проблемой, то они могут получить за определенную сумму доступ к глобальной сети InnoCentive, охватывающей более 100 000 экспертов, предлагающих решение в надежде стать победителем. Более того, Эрик фон Хиппель, Сусуму Огава и Йерун де Йонгв в статье The Age of the Consumer-Innovator [7] рассуждают о том, что потребители стали мощным источником инновационных идей, приводят ряд преимуществ, которые получают потребители товаров и услуг, и их производители используя технологию краудсорсинга.
Манипулятивный потенциал технологии
Изначально идея краудсорсинга была романтичной – это была не просто работа над проектом, а работа над проектом энтузиастов, вдохновленных идей. Бизнес же трансформировал романтичную идею под свои реалистичные нужды и использует краудсорсинг как инструмент для получения прибыли и вовлечения масс. Таким образом происходит следующее: некие люди получают выгоду за счет других людей, которые об этом даже не догадываются и не задумываются, так как для этих людей формируется ложная мотивация, ложная реклама, ложные посылы. Во
многих подобных проектах активно используется манипулятивная информационная модель коммуникации Шеннона. Источник – организации, выходят в интернет, а чаще всего в социальные сети (канал), ведут активную рекламу, позиционирующую свой проект, как честный и открытый для идей других, воздействуют на ценности пользователей (реципиентов) и вовлекают их в свои проекты, ожидая отдачи (обратной связи) для усовершенствования своего продукта.
Заключение:
Разобрав истоки технологии, ее концепцию, ее инновационный и манипулятивный потенциал можно заключить следующее: краудсорсинг – это, безусловно, новый способ самореализации людей, это попытка корпораций и властных структур открыть доступ умной толпе к активной преобразующей деятельности. Однако, не всегда краудсорсинг-проекты такие, какими их представляют потребителю, пользователю, работнику, гражданину. Чаще всего – инновационность данной технологии и ее уникальность используют для создания ложного дискурса, который позволяет вовлечь в проект доверчивых людей и использовать их идеи для получения выгоды, к тому же сделать это так, что вовлеченные участники не будут об этом догадываться.
Рецензии:
26.09.2014, 9:32 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья интересная.Нужно дополнит следущие анексы:
1.Характер диалогичного режима...
2.Специфика генерирования идеи...
3.Связь прийома с других интерактивных методов и в основном с коучинг.
4.Возможности управления процесса систематизации лучших и оптимальных идеи.
26.09.2014, 12:12 Оганян Карина Каджиковна
Рецензия: Статья интересна и представляет актуальность. Однако, требуется некоторая доработка: нет социологического анализа понятия и проблемы социальной технологии, и каким образом эта технология относится к социальным......; не хватает рассмотрения управленческого аспекта этой технологии.....В целом, с учетом доработки, статья может быть рекомендована к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий