Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №13 (сентябрь) 2014
Разделы: Юриспруденция
Размещена 30.09.2014. Последняя правка: 29.10.2014.
Просмотров - 4047

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы и пути их решения

Соколова Людмила Сергеевна

магистр

Некоммерческое партнерство "Северо-Западный Центр по защите авторских прав"

юрисконсульт

Аннотация:
Освещаются проблемы предоставления жилых помещений лицам, относящимся к категории дети-сироты. Рассматриваются проблемы на местном и субъектном уровне.


Abstract:
Highlights the problem of providing premises to persons belonging to the category of orphans. The problems at the local level and the subjective


Ключевые слова:
право; дети-сироты; жилые помещения

Keywords:
law; orphans; living quarters


УДК 342.7

Социальные права граждан установлены в законодательстве большинства стран мира. Защита данной категории прав, на мой взгляд, является одной из самых основных задачей государства. В России можно увидеть закономерности по передаче исполнения и осуществления социальных обязанностей субъектам Российской Федерации. При том, что не всегда этот путь можно считать эффективным.

Конечно, рассматривать полностью весь блок исполнения социальных прав граждан на примере одного не правильно, но хотелось бы обратить внимание на вопрос о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [2] (далее – дети-сироты).

В начале, необходимо отметить, что осуществления данной обязанности субъект Российской Федерации может передать муниципальному образованию, что практикуется в 20 субъектах Российской Федерации, но в Костромской области исполнительный орган власти  на прямую реализует данное право [4].

Дети-сироты одна  из самых незащищённых граждан, не с точки зрения права, а с точки зрения помощи отсутствия законных представителей. И государство, можно сказать, является родителем этим детям. Оно должно помогать обустроиться ребенку не только до совершеннолетия, но и в дальнейшем, получить образование, предоставить жилье. Однако, в некоторых субъектах (Костромская область) существует проблемы с получением долгожданных жилых помещений детьми-сиротами.

Итак, рассмотрим проблемы и пути их решения в реализации социального права на получение жилого помещениями детьми-сиротами на примере Костромской области:

1. Безответственность органов местного самоуправления.

В соответствии с законодательством ответственным лицом, за сохранностью жилого помещения принадлежащего детям-сиротам являются органы местного самоуправления. Они обязаны закрепить и сохранить за ребенком это помещение (в котором ранее он проживал с родителями), в дальнейшем в которое он будет заселен.

Однако на практике встречается такая ситуация, когда квартира, дом, комната признаются аварийными не в результате долгой эксплуатации, а в результате пожара или иного «форс-мажора» (например: дело 2-2/2013, 2-234/2013, 2-750/2013 Свердловского районного суда города Костромы и другие). Возникает вопрос, где были ответственные лица за сохранность этого жилья? И почему органы местного самоуправления не ответственны за несоблюдение своей прямой обязанности?

Для решения такой проблемы, необходимо субъектам передать полномочия на предоставление жилых помещений детям-сиротам органам местного самоуправления, либо установить определенную меру ответственности  органами местного самоуправления за неисполнение обязанности по сохранению и закреплению жилых помещений за детьми-сиротами.

2. Не своевременное приобретение и передача жилых помещений.

В соответствии с законодательством [3] Российской Федерации субъектам на предоставление жилых помещений из федерального бюджета направляются денежные средства.

На практике возникает такая ситуация когда жилые помещения приобретаются не поэтапно с момента предоставления этих средств, а массово, в такой ситуации возникает следующая проблема.

3. Ненадлежащее исполнение должностными лицами обязанности на приобретение благоустроенных, отвечающих санитарным и техническим требованиям жилых помещений.

Рассмотрим данную проблему на примере. Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства города N в 2011 году были приобретены жилые помещения для детей-сирот, которые не отвечали техническим и санитарным требованиям, что оказалось, обнаружено только после совершения сделки. С детьми-сиротами было заключено несколько договоров социального найма, но не один из них так и не заселился [5].

После была проведена прокурорская проверка, по итогам которой прокурор обратился в суд с исковым заявлением о признании недействительными государственных контрактов. Суд апелляционной инстанции удовлетворил требования прокурора [6].

Если обратить внимание на порядок приобретения этих квартир, то можно увидеть, что первая «партия» (все квартиры были куплены в одном доме, путем заключения двух государственных контрактов) была принята путем выезда и осмотра государственным служащим жилых помещений, без обращения к специальным организациям, которые смогли бы оценить приобретаемые квартиры с точки зрения их благоустройства для проживания. Вторая «партия» куплена без осмотра квартир.

Для решения последних двух проблем необходимо постоянное повышение квалификации государственных служащих, обучение, аттестации.

4. Неэффективность прокурорской исковой работы.

В данном пункте необходимо раскрыть особенности исковой процедуры обязания исполнить обязанность субъекта Российской Федерации о предоставлении жилых помещений детям-сиротам.

Сложилась практика обращения прокуроров в интересах детей-сирот об обязании субъект Российской Федерации предоставить жилое помещение. В данном случае возникает вопрос об эффективности и целесообразности выбранного способа защиты права.

Разве не нарушаются права детей-сирот, которые ранее подали документы и стояли в очереди на предоставлении жилого помещения, когда лица, которым в названном порядке удовлетворены исковые требования предоставляются жилые помещения ранее?

В особенности эта процедура потеряла свой смысл после вступления в силу изменений с 1 января 2013 года, где социальный найм был заменен на специализированный. Десятки решений суда на 1 января 2013  года не были исполнены, а средства предоставляемые Российской Федерацией идут на специализированный найм, в таком случае субъект просто не имеет возможности исполнить такое решение суда.

В том числе, необходимо обратиться к вопросу, можно ли рассматривать данные требования в исковом производстве, когда есть отдельная процедура, с помощью которой рассматриваются дела о бездействии органов власти в установленном порядке гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации [1].

Также, можно ли считать решение суда как основу вмешательства в деятельность органов исполнительной власти? В Российской Федерации установлен принцип сдержек и противовесов, можно предположить, что суд, принимая решение, обходит установленные законодательством нормы исполнения, вмешиваясь в деятельность другой ветви власти.

Для разрешения вопроса об обращении прокурора в порядке искового производства об обязании предоставить жилые помещения необходимо издание судебными органами специального разъяснения, которым будет пояснена законность таких требований.

Некоторые субъекты Российской Федерации создают социальные гостиницы для детей-сирот (например, город Манчегорск, Мурманская область). С помощью таких специализированных домов на время решается проблема с жильем. Дети-сироты имеют право проживать в них до получения жилого помещения. Такие меры оказывают положительное воздействие и эффективны.

В заключение необходимо отметить, что проблема неисполнения субъектом Российской Федерации своей обязанности предоставить жилое помещение отдельной категории граждан связана в первую очередь с нарушением норм права, так же причиной является низкая квалификация государственных служащих.

Именно эти проблемы являются основными, с которыми и необходимо бороться путем увеличения ответственности, создания специального органа по проверке исполнения обязанности предоставления жилых помещений и постоянным обучением (повышением квалификации), которое в обязательном порядке должно проверяться с помощью проведения аттестаций (итоговых тестов).

Только неукоснительное соблюдение норм законодательства сможет повлиять на процесс реализации социальных прав.  Следовательно, основой является исполнительный орган власти, орган местного самоуправления, осуществляющий свои полномочия строго в соответствии с законом.

Библиографический список:

1. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 02.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.10.2013) // Российская газета, № 220, 20.11.2002.
2. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // Российская газета, № 248, 27.12.1996.
3. Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 № 167 (ред. от 03.10.2009) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» // Российская газета, № 63, 28.03.2007.
4. Закон Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО (ред. от 04.03.2013) «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (принят Костромской областной Думой 08.12.2005) // СП - нормативные документы, № 1, 23.12.2005.
5. Решение суда первой инстанции по делу 2-105/2013 ~ М-24/2013 // http://rospravosudie.com/court-galichskij-rajonnyj-sud-kostromskaya-oblast-s/act-400020136.
6. Сделки по покупке негодного жилья для сирот в Костроме признаны недействительными // http://riarealty.ru/news_house/20131001/401476342.html#ixzz2gh0mnk00




Рецензии:

16.10.2014, 9:41 Бойко Наталья Николаевна
Рецензия: Избранная тема актуальна, имеет научную ценность и рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх