Студентка
Тюменский Государственный Университет (Филиал г. Тобольск).
Кафедра истории, философии, культурологии и методи
Софронов Вячеслав Юрьевич, Тюменский Государственный Университет (Филиал г. Тобольск). Профессор, доктор исторических наук. Кафедра истории, философии, культурологии и методик преподавания
УДК 433
Поскольку дореволюционная Россия являлась многонациональным государством, то правительство в той или иной степени должно было проводить в жизнь национальную политику, связанную с жизнедеятельностью проживающих в стране народностей. Это относилось и к северным окраинам Тобольской губернии, чем занималась непосредственно губернская администрация и должностные лица, отвечающие за вверенную им территорию. После установления советской власти перед революционным правительством встал вопрос о новых формах управления окраинными территориями молодой республики. На основе этого впервые в общеевропейской истории и был создан новый административный орган (Комитет Севера), призванный не только заниматься жизнеобеспечением малых северных народностей, но и работать на перспективу с целью их дальнейшего общественно-культурного развития.
Первоначально вопросами национальной политики занимался Народный комиссариат по делам национальностей. Но на фоне важных внутренних и внешнеполитических событий проблемы Севера не нашли кардинального и окончательного решения в лице вновь созданного Наркомата национальностей [1].
В связи с этим в 1920 г. при Сибирском революционном комитете был организован Сибирский отдел по делам национальностей (Сибнац), который занимался в основном вопросами растущей иммиграции. Однако в 1921 г. Он был реорганизован в Сибирское бюро. Но и этот орган управления и содействия национальным окраинам просуществовал недолго и был ликвидирован в мае 1923 г. по причинам плохого финансирования и бездеятельности в данном направлении местных властей. В связи с оформлением в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик к проблемам малочисленных народов Севера руководство государства стало относиться с большей степенью ответственности , после чего был взят курс на укрепление унитарного государства и ранжированное национально-государственное строительство.
Новая попытка в этом направлении была предпринята в начале 1922 г., когда при «Отделе национальных меньшинств» Наркомнаца был создан «Полярный подотдел управления туземными народностями Севера», в задачи которого входили:
1. организация управления первобытными племенами (так в тексте документа);
2. всестороннее изучение жизни и быта;
3. урегулирование ряда экономических вопросов.
Но свою работу отдел Нацменьшинств, по мнению исследователя А. Скачко, «выполнял весьма неполно»[2]. После его упразднения в 1923 г., управление по делам национальностей было передано новому союзному законодательному органу, а программа упраздненного Полярного подотдела легла в основу работы Комитета Севера[3].
Необходимо пояснить, что в 1923 г., при ликвидации Наркомнаца, руководство отдела нацменьшинств, отмечая сдвиги в развитии Крайнего Севера, обратило внимание ЦК ВКП(б) на то, что 26 малых народностей Севера фактически не пользуются национальным равноправием, которое юридически было им предоставлено Конституцией страны. Поэтому в 1924 г. Был образован новый орган Комитет Содействия народностям северных окраин РСФСР, непосредственно находящийся в подчинении Президиума ВЦИК, более известным под названием Комитет Севера[4].
В состав Центрального Комитета Севера вошли следующие известные государственные и политические деятели: А.С. Енукидзе, Ф.Я. Кон, П.А. Красиков, А.В. Луначарский, С.И. Мицкявичус, Н.А. Семашко, Е.М. Ярославский; а так же ведущие ученые-североведы: В.Г. Богораз, С.А. Бутурлин, Б.М. Житков, Л.Я. Штернберг и др. Председателем Комитета являлся заместитель председателя ВЦИК П.Г. Смидович. При Центральном Комитете были организованы следующие комиссии: административно-правовая, кооперативно-промысловая, финансово-налоговая, научно-исследовательская, оздоровительная, просветительская, путей сообщения и др. [5]
Решение о его учреждении было принято на заседании Малой Коллегии Наркомнаца в апреле 1923 г.[6] Но официально оКомитет был учрежден и зарегистрирован лишь 20 июня 1924 г.[7] Цель создания и деятельности Комитета Севера предусматривала главным образом «вовлечение коренных народов Севера в советское строительство, содействие их экономическому, культурному и политическому развитию и защите их интересов»[8].
Комитет инициировал и разрабатывал основные правительственные решения, касающиеся развития северных регионов, организовывал и контролировал деятельность местных советских и хозяйственных организаций по реализации этих решений. В 1926 г. Президиум ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено разработанное Комитетом «Временное положение об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР», в основе которого лежал органичный для малых народов родовой, принцип организации местных советов. Комитет Севера был подотчетен Президиуму ВЦИК, имел свой бланк и печать. Вместе с тем Комитет Севера издавал ведомственный журнал «Советский Север» (1924-35)[9].
Важно отметить, что Совет Комитета был составлен из представителей 13 учреждений (РАН, РГО, Главное гидрографическое управление, Корпус военных топографов, Северная колонизационная экспедиция, Ученый сельскохозяйственный комитет, Геологический комитет, Главная физическая обсерватория, Комиссия по изучению и использованию Севера при Петроградской научной комиссии ВСНХ, Институт экономических исследований, Отдел новых линий ведомства путей сообщения, Минералогическое общество и Общество естествоиспытателей) [10].
В 1924-26 гг. при Тобольском, Томском, Красноярском, Иркутском окружных, Уральском, Сибирском и Дальневосточном краевых исполкомах, Якутском и Бурят-монгольском ЦИК были созданы региональные комитеты Севера. На расширенных пленумах Комитета Севера с участием представителей местных комитетов, заинтересованных учреждениях и ведомствах, в присутствии делегатов из числа коренных народов обсуждались принципиальные вопросы экономической и социальной политики на Севере[10].
Очевидно, что создание Комитета Севера главным образом было связано с решением проблем малочисленных народов Сибири, что открывало путь к экономическому освоению богатого сибирского края. Судя по материалам, хранящимся в Тобольском архиве, создание первого Комитета Севера в 1920 г. Было вызвано иными причинами. Так, в мае 1920 г. по распоряжению Наркомпроса Академией наук было созвано Совещание по изучению Севера из представителей ведомств Республики, которое приняло решение «о необходимости создания Постоянного Комитета Севера». Комитет был образован при Русском географическом обществе и имел «своей задачей ознакомление всех учреждений, занятых исследованиями Севера, с общей совокупностью предпринимаемых и намечаемых отдельными учреждениями работ и установление между ними самой тесной связи по вопросам: 1) обследований морских побережий и водных путей, к ним прилегающих; 2) промысловым, рыбным, пушным и скотоводческим; 3) лесным, сельского хозяйства, полезных ископаемых; 4) экономическим, статистическим и колонизационным; 5) и другим, связанным с изучением северного края». Кроме того Комитету Севера предоставлялось и «право собственного почина в деле исследования Севера России, для данной цели при нем могут состоять и создаваться вновь подчиненные Комитету учреждения». Следует отметить, что как научно-исследовательское учреждение самостоятельность Комитет официально получил лишь в марте 1921 г. [12]
В ходе районирования, проходившего в 1923 г., на территории Тобольского округа, были образованы Обдорский, Березовский, Самаровский, Кондинский и Сургутский районы. В 1925 г. на территории Уральской области был создан Тобольский Комитет содействия малочисленным народностям севера.
Для выполнения поставленных перед Комитетом Севера задач при исполнительной власти на местах была создана сеть региональных комитетов Севера. Обь-Иртышский Север входил в компетенцию комитетов Севера созданных при Уралоблисполкоме и Тобольском Окрисполкоме. Уральский комитет Севера был создан на основе постановления ВЦИК и СНК СССР от 23 февраля 1925 г. Тобольский комитет Севера был образован по постановлению окружного исполкома от 30 мая 1925 г., на основании постановления бюро Комитета Севера при ВЦИК «Об организации местного комитета Севера в г. Тобольске» от 15 мая 1925 г.[13]
Для представления общей картины использования природных ресурсов на Севере наибольший интерес представляют отчеты территориальных комитетов перед вышестоящими инстанциями, в частности, перед Комитетом содействия народностям северных окраин при ВЦИК и доклады по отдельным вопросам организации хозяйственно-экономической деятельности в регионе[14]. Отчеты имеют достаточно четкую структуру, состоящую из следующих частей: характеристика территории и населения (площадь, численность и плотность населения, его национальный состав); общее состояние хозяйства, его специфика (важнейшие отрасли — промыслы, их значение для экономического развития региона); экономическая характеристика каждого промысла в отдельности (оленеводство, рыболовство, пушной промысел). В отчетах также содержится информация о стихийных бедствиях, результатах научных экспедиций, об организации Приполярной переписи. Доклады дают возможность представить состояние дел в отдельных отраслях более детально. Во многом они носят проблемный характер, уделяя особое внимание трудностям, стоящим на пути развития того или иного промысла и мерам по их преодолению[15].
В фондах Тобольского государственного архива на хранении находится дело «Комитета Содействие Северных Окраин», в котором помещены «Руководящие материалы, копии протоколов заседаний комитета севера при ВЦИК и различных при нем комиссий за 1924-26 гг.»[16]. В них помещены «Инструкции» по выработке положения местных комитетов содействия народностям северных окраин. Там отмечается, что местные комитеты содействия народностям северных окраин учреждаются при указанных в постановлении Президиума ВЦИК исполкомах и ревкомах для содействия планомерному проведению на местах работы по устроению жизни малых народностей Севера в хозяйственно-экономическом, административно-судебном и культурно-санитарном отношениях.
В круг обязанностей местных комитетов Севера входили следующие направления его деятельности:
а) выполнение поручений комитета севера при Президиуме ВЦИК и соответствующего исполкома по делам, касающимся малых народностей севера, живущих на территории, подведомственной этому исполкому;
б) собирание необходимых сведений о жизни и нуждах этих народностей, изучение их истории, культуры и быта;
в) предварительное определение территории;
г) выяснение мероприятий, необходимых для хозяйственно-экономического подъема этих районов, и содействие осуществлению этих мероприятий как путем разработки проектов;
д) разработка и проведение установленных порядком мероприятий, направляющих и подымающих трудовую деятельность каждой малой народности;
е) выработка плана снабжения населения каждого района орудиями промыслов;
ж) выяснение мероприятий, имеющих целью поддержание путей и средств сообщения во всех подлежащих районах;
з) разработка оснований административного и судебного на малых народностей севера, применительно к их быту, и в установленном порядке.
На основе «Постановления» Всероссийского центрального исполнительного комитета севера и народных комиссаров РСФСР было учреждено «Положение о Комитете Содействия Народностям северных Окраин» при Президиуме ВЦИК:
В «Положении» указывается, что: «Комитет содействия народностям северных окраин» ставит перед собой задачу содействовать планомерному освоению малых народностей севера в хозяйственно-экономическом, административно-судебном отношениях. Региональные комитеты севера имели право вводить своего представителя в местные комитеты и утверждать председателя[17].
В тех же «Инструкциях» прилагаются тезисы о методах подъема туземной северной культуры. В них излагается, как и в какой последовательности необходимо вести местным комитетам свою работу. Поскольку обычные методы административной, экономической и культурной работы не применимы на северных окраинах, т. к. громадные расстояния, редкость и малочисленность кочевий, трудность передвижения и отсутствие производственных предприятий и оседлых опорных пунктов, то все это не позволяет вести их планомерного обслуживания. К тому же следует учитывать тяжелые экономические, климатические условия, а в добавлении к ним «невыносимая хищническая, некультурная атмосфера совершено не дают возможности нормальной работы одиночным работникам, туда попавшим»[18]. А потому, считают авторы «Инструкций» «единственный надежный путь устроения севера заключается в возможности соединения в одних различных экономических пунктах, судебно-административных и культурных начинаний». На основе этого «базы должны быть образцовыми начинаниями севера, интегральными для данного края: включать в себя больницу, школу с интернатом, магазины».
Эти так называемые «базы» должна нести на себе следующие функции:
- продовольственно-кооперативную;
- врачебно-ветеринарную;
- культурно – просветительную;
- научно – исследовательскую;
Кроме того они должны оказывать экономическую помощь населению, снабжать «туземцев» продуктами и всем необходимым, врачебной помощью, проводить кооперацию. Причем «кооперирование должно производиться на основе действительных бытовых и экономических особенностей и преследовать цели оказания реальной помощи населению».
Указывается, что «заведующий базой должен быть лицом, политическим достаточно компетентным». Всем работникам баз должны предоставляться необходимые материальные льготы. На базе должно находиться определенное число оленей для передвижения не менее 300 голов по цене 30 рублей за одного[19].
Центральный Комитет Севера был обеспокоен оказанием медицинской помощи народам севера, для чего был привлечен «Наркомздрав», приславший для ознакомления на местах свои собственные тезисы. В них говорится: «Народности крайнего севера, разбросанные на огромной территории почти лишены самых основных видов медицинской помощи.
На очередном заседание Бюро комитета севера при президиуме ВЦИК от 28-го ноября 1925 г. протокол № 27 присутствовали: Т. Т. Смидович, Красиков, Скачко, Диманштеин, Клингер, Виленский – Сибиряков, Трояновский, Мухтаров, Цветков, Малиновская и Стасевич. При этом было постановлено:
1. В срочном порядке разработать положение о снабженческих магазинах, для чего использовать имеющиеся материалы о хлебозапасных магазинах дореволюционного времени.
2. Конкретизировать весь материал к вопросу о школьной программе.
3. Выяснить в военном ведомстве, какое количество винтовок «Бердана» и патронов к ним имеется в наличии, а также возможность и условия их получения.
13 апреля 1925 г. было проведено совещание комиссии путей сообщения, комитета севера при президиуме ВЦИК, где рассматривался вопрос об организации путей сообщения на севере Сибири. На нем присутствовали: В. В. Фомин, Л. П. Серебряков, М. Чернов, М. Камелов, В. Эвальд, Диамов, Е. К. Малиновская, Д. Янович и П. Сосунов. Совместное решение было принято о проведении «надлежащей проработки к следующему заседанию комиссий впредь до разрешения вопросов судоходства в Западной Сибири».
В 1928–29 гг. с помощью работников Комитета в округе был создан ряд кооперативных рыбацких и охотничьих артелей, а также 2 оленеводческих коммуны и 1 крупная кустарная артель в Обдорске, в которой трудились.150 женщин из числа аборигенов.
По инициативе членов Комитета в Обдорске (Салехарде) был организован Бактериологический Институт и ряд зоотехнических пунктов в целях борьбы с тяжелой эпидемиологической обстановкой в районах Крайнего Севера, связанной с заболеванием оленей. Кроме того были внедрены среди местного населения новые, более совершенные способы: лова рыбы, ее транспортировки и обработки (засолка и консервирование). С целью воспроизводство поголовья пушных зверей Госторгом был организован крупный звериный питомник[20]. По линии социально-культурных мероприятий организована сеть школ (часть из них с интернатами) для остяков, вогулов и самоедов, в которых обучалось 350 человек из числа аборигенного населения. На Северном Отделении Тобольского педагогического техникума обучается 75 туземцев; в Ленинграде на Северном Рабфаке 25 туземцев Тобольского Севера.
Кроме того в 1929 г., была проведена ликвидация неграмотности среди 200 «туземцев». Заметное развитие в тот же го получила радиофикация «туземных районов», в которых насчитывается свыше 10 радиоустановок установок. По радио из Свердловска велись радиопередачи в национальные районы, присылались журналы и газеты, и регулярно проводились так называемые «радиомитинги». По линии здравоохранения работало 10 врачей; из них 4 — в трех специальных отрядах Наркомздрава и Общества Красного Креста. В административном плане власти старались сохранить прежний уклад, основанный на патриархальных традициях. В связи с этим по данным отчетов Комитета в северных округах насчитывалось 45 родовых образований. Вместе с тем там же было организовано 11 районных национальных исполкомов, из которых 2 кочевых и 2 полукочевых. Членами правления в них были исключительно представители аборигенного населения.
В 1932 г. на конференции Госплана СССР по проблемам Севера П.Г. Смидович сказал, что в связи с организацией национальных округов и районов, созданием на северных территориях своих исполкомов, Комитет Севера в скором времени, выполнив свою историческую миссию, прекратит своё существовании. 20 июля 1935 г. Президиум ВЦИК, отметив большую работу, проведённую Комитетом Севера за время его существования и учитывая, что в результате этой работы были созданы необходимые предпосылки для дальнейшего хозяйственного и культурного развития народностей Севера, упразднил этот орган. Функции Комитета Севера были переданы Главсевморпути при СНК СССР, а на местах – ЦИК АССР, краевым и областным исполкомам.
Подводя итоги, следует указать, что за 11 лет существования Комитета Севера были сделаны первые, самые трудные шаги для дальнейшего развития 26 малых народностей Севера. Комитет Севера сыграл важную роль в формировании национально-государственной политики в отношении малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Благодаря его деятельности, при проведении социально-экономических преобразований в этих районах во многом удалось учесть национально-культурные особенности и интересы коренных народов. Комитет Севера способствовал развитию просвещения и здравоохранения, решал задачи подготовки и воспитания национальной интеллигенции. Было образовано 9 национальных округов и 15 национальных районов, созданы органы Советской власти. Проведена первая перепись населения народностей Севера. Члены Комитета Севера формировали новый жизненный уклад малых северных народностей. Введение родового самоуправления и собственного туземного суда с достаточно широкими полномочиями, подъем национального самосознания, организация сети так называемых культбаз и строительство постоянных поселков, налаживание оседлого быта кочевых племен, создание школ-интернатов, врачебных, ветеринарных и зоотехнических пунктов, посылка подвижных отрядов Красного Креста .
В 1926-29 гг. в отдаленных районах открыто 105 хлебозапасных магазинов, в том числе на Тобольском Севере – 15, в Восточной Сибири – 25, в Якутии – 31. На их организацию и содержание отпущено 912,4 тыс. руб. В 1925 и 1928 гг. приняты правительственные постановления о существенных налоговых льготах и в отдельных случаях о полном освобождении от налогов малочисленных народов Севера.
Внедрялись новые принципы экономической жизни, северные народности освобождались от налогов, налаживалась государственная торговля, снабжение необходимыми товарами и продовольствием, организовывался сбыт предметов промысла. Благодаря деятельности Комитета Севера, было налажено снабжение населения необходимыми орудиями промысла. Частную торговлю вытеснила государственная кооперация. Большая работа была проделана по подъему охотничьего и рыбного промыслов, проведено земельно-водное устройство населения, то есть земельные и водные угодья были закреплены за конкретными племенами охотников или рыболовов. К 1935 г., когда Комитет Содействия народностям северных окраин был ликвидирован, на севере уже работало 466 начальных школ, 7 техникумов. Особый институт народов севера был создан в Ленинграде. Благодаря деятельности Комитета Севера при ВЦИК в жизни северных народностей произошли большие перемены. У них появилась своя письменность, литература и искусство. Была создана сеть медицинских учреждений.
Комитет разрабатывал принципы и методику землеустройства в северных районах, оказывал влияние на кредитую политику, организацию кооперации, торговли и снабжения, принял ряд мер для ограждения коренных народов от негативного воздействия переселенцев (контроль над частной торговлей, запрет на продажу спиртных напитков, защита территориальных интересов). Местные комитеты организовывали медицинские отряды, способствовали открытию больниц, фельдшерских пунктов и лабораторий в отдаленных районах; открывали школы и профессиональные учебные заведения. В 1925 г. Комитет инициировал создание культбаз в северных районах. Созданная в составе Комитета Комиссия по организации культбаз определяла место их строительства, контролировала их возведение и функционирование, обеспечивала финансирование. Кроме того непосредственно Комитетом было организовано нескольких экспедиций по изучению природы, истории и культуры.
Рецензии:
9.10.2014, 16:47 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия: Рецензия на статью Ильиной Елены Александровны
студентки
ТГСПА им. Д.И.Менделеева
Деятельность Комитета содействия народностям северных окраин по материалам Тобольского отделения. Вопросы управления малыми народностями Тобольского севера в 1924-1935 годов
для научного журнала «SCI-ARTICLE.RU»
Исследование истории развития северных окраин представляется очень интересной темой. Работа имеет вполне логичную структуру, а содержание работы соответствует заявленной теме. Студентка исследовала значительное количество архивных источников, что даёт возможность говорить о полноте раскрытия вопроса.
Работа Ильиной Е.А. носит научный, аналитический характер. Автор на основе фактологического материала архива рассматривает деятельность Комитета содействия народностям северных окраин по материалам Тобольского отделения. Поэтому с точки зрения научности к исследованию нет вопросов.
Вместе с тем хочется отметить, что в работе имеются некоторые недочёты, которые на мой взгляд необходимо исправить:
1. в тексте имеются грамматические ошибки (стр.3);
2. на мой взгляд, требует усиления аннотация работы, где необходимо определить актуальность и новизну принесённую автором исследования;
3. следует более внимательно отнестись к оформлению списка литературы. Литература оформлена неправильно, внимательно почитайте требования журнала к оформлению источников;
4. ссылки в тексте пронумерованы до 20, а в списке литературы источников только 17.
В целом статья может быть опубликована после внесения изменений.
Доцент, кандидат
исторических наук
УО «Гродненский государственный
медицинский университет» Гресь С.М.
14.10.2014, 16:41 Боровой Евгений Михайлович
Рецензия: Статья посвящена анализу довольно интересной темы - роли советской власти в развитии коренных народов Севера в период 1924-1935 гг. Содержание полностью соответствует аннотации. С использованием широкой базы источников рассмотрена экономическая и культурная политика Комитета содействия народностям северных окраин по материалам Тобольского отделения. Статью можно рекомендовать к публикации!
25.01.2015, 22:33 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: Актуальность темы не вызывает сомнений. Тем более в последнее время снова растет интерес к проблеме освоения северных территорий, укрепления обороноспособности РФ в Арктике. Без поддержки и развития проживающего здесь населения не обойтись. В связи с этим особенно интересен советский опыт, к которому все больше и больше обращаются наши политики и общественные деятели. Рекомендую к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий