филиал Тюменского Государственного Университета в г.Тобольске
студентка
Софронов Вячеслав Юрьевич, доктор истор наук кафедры истории, философии, культурологии, теории и методик преподавания
УДК 433
После прихода в России в 1917 г. к власти большевиков произошла замена практически всех форм управления, что потребовало от правительства новых способов взаимодействия граждан с государством. Поэтому повсеместно на территории Советской России стали появляться новые органы власти.
Созданное в Тобольском округе в 1923 г. Окружное земельное управление руководствовалось в своей деятельности целями и задачами, выдвинутыми советским правительством. Вопросом взаимодействия между государством и крестьянством в период между 1920-30 гг. занимались в своих исследованиях следующие авторы: А.А. Кауфман, Н.Н. Козьмина и Н.П. Огановский, И.В. Яровой, Т.И. Галкина, В.Т. Петрова, В.И. Шишкина, Т.С. Мамсик. Но не нашли отражения события исследуемого периода, происходящие на территории Тобольского округа, куда входили территории Тобольского, Уватского, Дубровного, Черноковского и Байкаловского сельскохозяйственных районов. Данному вопросу и посвящено наше исследование.
По данным отчетов отдела сельского хозяйства Тобольского округа сам округ был сформирован из бывших 3-х уездов: Тобольского, Сургутского и Березовского. Он занимал площадь в 1.200.000 квадратных километров. По своим природным и экономическим условиям, он представлял довольно значительное разнообразие и в сельскохозяйственном отношении, а потому был условно подразделен на 2 части: южную – животноводческо-земледельческую и северную – животноводческую с местными промыслами [1].
Если жители южной части округа занимались преимущественно традиционными видами сельскохозяйственных работ, работая на земле, то в северных регионах основной вид деятельности составляли: рыболовство, скотоводство, оленеводство, пушной промысел, сбор кедровых орехов и ягод. Оседлое население в северных районах главным образом селилось по обширнейшим поймам реки Иртыша и Оби и их притокам, достигавших в отдельных местах во время разлива рек ширину до 20-40 верст [2].
Кроме того, в южных районах округа жители занимались подсобными промыслами: извозным, кустарным, чем существенно пополняли личный бюджет, в то время, как рыбный и пушной промыслы давали весьма незначительные доходы. Система сельского хозяйства южных районов округа определялась в документах исследуемого периода, как «животноводческо-зерновая» с направление животноводства «в сторону молочного скотоводства» [3].
Основные задачи социалистического строительства на селе были определены на Втором Всероссийском Съезде Советов, прошедшем в Москве с 26 января по 2 февраля 1924 г. Для координации направлений своей деятельности на съезд был направлен представитель от Тобольского округа Б.Е. Мариков, который выступил на съезде с докладом. В Тобольском государственном архиве находятся на хранении тезисы его выступления, на основе которых мы можем воспроизвести текст сообщения товарища Б.Е. Марикова.
В своем докладе он в частности сообщил, что общий расход на содержание ОКРЗУ (окружного земельного управления) по смете НАРКОМЗЕМа составляло 29304 рубля. Причем большая их часть, а именно – 22620 руб., – удерживались из местных средств. Из этого числа на зарплату было предусмотрено – 17880 руб., а на прочие расходы– 4740 руб. Таким образом, большая часть выделенных средств (75%) шла на заработную плату персонала ОКРЗУ и лишь 25% планировалось затратить на поездки, агитационные и хозяйственные расходы [4].
При этом заработная плата персонала в агрономическом отделе исчислялась в следующих пределах: окружной агроном 30-40 рублей в месяц, участковый агроном 32-48 руб/мес., сельскохозяйственный техник 26-30 руб/мес., канцелярский работник 24-27 руб/мес. Количество служащих агрономов не было приведено. Зато перечислялось число работников в 1923 г. в ветеринарном отделе: врачей – 2, фельдшеров – 15; а уже в 1924 г. их стало: врачей – 3, фельдшеров – 18.
Как видим, новый управленческий аппарат требовал на свое содержание довольно значительных средств, которые требовалось собрать в основном с местного населения. Новые органы власти еще не имели опыта в подобного рода деятельности, а потому вынесли этот непростой вопрос на Всероссийский Съезд Советов, надеясь на поддержку в этом вопросе центральной власти.
В своем выступлении Б.Е. Мариков также сообщил, что работу ОКРЗУ за 1924 г. отчетный год планировалось вести по следующим направлениям:
Сельскохозяйственный отдел. Общая площадь работ, которая велась в 5-ти сельхоз районах, занимала 12 800 000 десятин. Причем к 1923-24 гг. произошло сокращение посевных площадей в сравнении с довоенными на 7-10 тысяч десятин. Но в тоже время намечалось увеличение посевной площади в 1924 г. (по отношению к 1923 г.) на 3 155 десятин, а по сравнению с 1921 г. на 12 594 десятин.
Там же было приведено процентное соотношение посевных площадей главнейших культур к общей площади посева Тобольского округа:
Выступающий указал, каков планируется валовой сбор по пяти районам округа:
В то время, как общий сбор сена по 5 земледельческим районам округа планировался составить – 6 млн. пудов.
Далее Б.Е Мариков перешел к вопросам животноводства. Работа Тобольского ОКРЗУ в области животноводства велась по следующим направлениям:
«Большие массивы сенокосов в связи с широкими возможностями улучшения кормодобывания и наличие выгонов дают возможности успешного развития животноводства», – подчеркнул докладчик. [5]
Роль животноводства в крестьянских хозяйствах по его словам заключалась в том, что оно дает: «навозное удобрение», позволяет развить маслоделие. При том, планировалось внедрять среди частников коров породы «тавдинка».
Всего в 5-ти земледельческих районах округа по подсчетам ОКРЗУ имелось 24 277 крестьянских хозяйств.
Причем часть из них:
Таким образом, за сравнительно небольшой срок Тобольское ОКРЗУ провело подсчет всех без исключения крестьянских хозяйств округа, выявив главные направления их деятельности.
В своем выступлении докладчик остановился и на прогрессивных видах деятельности земельного управления, которое должно было оказывать посильную помощь мелким собственникам. К ним он отнес в первую очередь, вновь учрежденную агрономическая сеть, возглавляемую специалистами [6]. На тот момент в округе находилось 4 агрономических участка. Их работу в текущем году планировалось организовать следующим образом:
Там же он отметил, что задолженность по ссуде составляет на данный момент 72109 пудов, что в денежном эквиваленте выражается в сумме – 51 432 руб. 99 коп.. Вместе с тем на 1925 г. отсутствуют заявки от граждан на обеспечение их семенной ссудой, что объясняется нехваткой у местного населения средств на ее погашение.
Далее докладчик перешел к положению дел в лесном отделе. На его деятельность необходимо было выделить 10 728 руб. 20 коп., в то время, как поступило лишь 6 060 руб. Был составлен проект лесоустройства на трехлетний срок. Общая площадь работ составляла 225474 десятин. В связи с этим сумма на выполнение лесоустроительных работ на запланированные три года составила 68 559 руб. 90 коп. Уже в первый 1925 год предполагалось провести работы по лесоустройству на 75082 десятин на 22997 руб. Там же он отметил слабое вознаграждение лесного отдела [7].
В отделе по землеустройству постоянное жалование получали лишь служащие канцелярии: счетовод и секретарь. Весь остальной штат землеустроителей оплачивался за счет производимых ими работ. Средняя норма выплаты за 1923 г. составляла около 35 руб. в месяц на человека. Но после введения коллективного договора участковый землеустроитель получал уже 62 руб., землемер 1 разряда 55 р., 2 разряда 46 руб., 3 разряда 42 руб.; помощник землемера 31 руб.; практикант – 28 руб.; зав. отделом 72 руб.
Отделом землеустройства велись следующие работы:
Благодаря проведенным землеустроительным работам стали известны основные площади сельхозугодий округа. Если общая площадь пригодных для использования в тех или иных целях земель составляла 4186,47 десятин, то вся она подразделялась по следующим категориям (данные приводятся в десятинах):
Остановился в своем докладе Мариков и на северных территориях, входящих в округ. За счет рыбной ловли было получено 51 940 руб. 44 коп. Правда, районы Сургутский, Березовый и Обдорский сведения о своей деятельности в управление не подали [8].
Несколько слов докладчик посвятил намеченным управлением задачам по обеспечению округа ветеринарной помощью. Среди них главным он считал «приглашение на участки врачей вместо фельдшеров, организация фельдшерских пунктов, улучшение амбулаторий и обеспечение их медикаментами, расширение предохранительных мер в борьбе с эпизоотиями сибирки».
Подводя итоги мы можем сказать, что выступление товарища Марикова на Втором съезде советов дает общую картину деятельности Тобольского окружного земельного управления. В нем сообщается о перспективах развития округа, какие проблемы стояли перед сотрудниками управления, о недостатках и способах их устранения. И, главное, в документе доклада отражено реальное положение дел сельского хозяйства на территории Тобольского округа, когда советское правительство искало способы и механизмы взаимодействия с его населением.
Рецензии:
10.10.2014, 13:03 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия: Рецензия на статью Горбуновой Алисы Вячеславовны
студентки филиала Тюменского Государственного Университета
в г. Тобольске
Доклад участника II съезда Советов Б.Е. Марикова о деятельности Тобольского окружного земельного управления как документальное свидетельство о положении дел в округе
для научного журнала
«SCI-ARTICLE.RU»
Исследование Горбуновой А.В. посвящено проблемам, с которыми столкнулась Советская власть в начале своего существования. Работа построена логически, материал приводится в хронологической последовательности. Изложение материала в статье соответствует научному стилю.
Как положительный элемент работы следует отметить и то, что автор не только приводит выступление Б.Е. Марикова, но и критически его анализирует. Исследование богато статистическим материалом, что даёт представление о экономическом состоянии Тобольского округа. Сама работа очень интересна.
Заслуживает внимания и библиографический список. Автор проделала большой объем работы в архиве, что даёт право утверждать о научном подходе в исследовании проблемы.
Работа может быть опубликована в журнале, т.к. она соответствует требованиям, предъявляемым к публикации при условии внесения незначительных правок:
1. исправить грамматические и синтаксические ошибки:
стр. 2 «а потому был условно подразделялся на 2 части»
стр. 3 «надеясь на всемирную»
стр. 5 «посвятил намеченных управлением»
2. после приведения статистических данных нет ссылок на источник, поэтому не очень понятно куда относятся цифры, особенно на 5 странице работы.
3. «Подводя итоги мы можем сказать, что хотя нам не известно, выступал ли товарищ Мариков на Втором съезде советов, поскольку стенограмма его выступления не сохранилась, но отложившийся в архиве документ дает общую картину деятельности Тобольского окружного земельного управления.» На мой взгляд, данная фраза не носит научности и для выводов не подходит. Кроме того она не очень соответствует и аннотации.
Доцент, кандидат
исторических наук
УО «Гродненский государственный
медицинский университет» Гресь С.М.
26.10.2014, 18:28 Гресь Сергей Михайлович Отзыв: Спасибо Алиса Вячеславовна за то, что прислушались к замечаниям. Статья рекомендуется к печати. С уважением Гресь С.М. |