Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №14 (октябрь) 2014
Разделы: Психология
Размещена 13.10.2014. Последняя правка: 19.10.2014.
Просмотров - 4432

Теоретические проблемы профилактики аддиктивного поведения студентов вуза

Лазаренко Дмитрий Витальевич

магистр педагогики, кандидат психологических наук РФ, доктор PhD по специальности "Психология"

Филиал РГКП "Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан" по Северо-Казахстанской области

доцент

Антилогова Л.Н., заведующая кафедрой Общая и педагогическая психология Омского государственного педагогического университета, доктор психологических наук, профессор


Аннотация:
В статье обсуждаются проблемы профилактики аддиктивного поведения студентов вуза на теоретическом уровне. Анализируются уровни, формы и методы профилактики аддиктивного поведения студентов вуза.


Abstract:
The article discusses the problem of prevention of addictive behaviors of University students at the theoretical level. Analyzed the levels, forms and methods of prevention of addictive behaviors of University students.


Ключевые слова:
аддиктивное поведение; студенты; профилактика

Keywords:
addictive behavior; students; prevention


УДК 159.922.6

Для того, чтобы предлагать конкретную программу по организации профилактической работы, направленной на предупреждение развития склонности к аддиктивному поведению студентов вуза, необходимо знать, на каком уровне она будет осуществляться. Поэтому следует уточнить содержание уровней, форм и методов профилактики.

В медицинских энциклопедиях дается следующее определение понятия «профилактика»: комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охраны окружающей среды [1].

Ключевыми, на наш взгляд, являются словосочетания «комплекс мероприятий», «обеспечение здоровья» и «устранение причин заболеваний». Но, при этом это все текущие мероприятия, производимые при уже сформированной болезни. Мы же изучаем склонность к аддиктивному поведению, то есть такое образование, когда о болезни (состоянии физической и психической зависимости от аддиктивного агента) говорить не приходится.

Несколько по-иному понимает профилактику А.В. Гоголева: «совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития, сохранение трудоспособности» [2, с. 97].

Здесь также говорится о связанных между собой мероприятиях, но при этом они направлены на предупреждение болезней, что является более важным, нежели устранение причин уже существующих.

В таком же ключе трактует содержание профилактики и Е.В. Змановская, понимая под ней меры превентивного, предупреждающего характера [3, с.161].

Нам в понимании профилактики близки мнения А.В. Гоголевой и Е.В. Змановской, так как мы выявили группы психологических факторов, определяющих склонность к аддиктивному поведению студентов вуза, и, воздействуя на них, можно снизить риск развития данной склонности, предупредить ее развитие.

В различных научных источниках, со ссылкой на В.Т. Кондратенко [4], говорится о том, что ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика, отмечает Е.В. Змановская, направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Задача вторичной профилактики – раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением [3, с.161].

Если Е.В. Змановская говорит о содержании уровней профилактики по отношению ко всему девиантному поведению, то А.В. Гоголева, несколько иначе трактуя содержание данных уровней профилактики, говорит относительно аддиктивного поведения.

Первичная профилактика злоупотребления ПАВ включает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждаю­щих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих бо­лезненную зависимость. Вторичная профилактика зло­употребления ПАВ включает в комплексе социальных, об­разовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни. Под третич­ной профилактикой злоупотребления ПАВ, или реабилита­цией, понимают комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболеваний, то есть способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного, и возвращение в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности [2, С.97-98].

Как видно из определений, содержание третичной профилактики практически одинаково и включает в себя мероприятия по восстановлению лиц с уже сформированной болезнью. В соответствии с рассмотренными дефинициями нас интересует первичная профилактика, как комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития склонности к аддиктивному поведению у студентов вуза через устранение неблагоприятных факторов.

Мы согласны с Н.В. Вострокнутовым, считающим, что базовыми принципами первичной профилактики должны стать следующие положения:

- зависимость от наркотических, психоактивных веществ легче предупредить, чем лечить;

- целенаправленное внимание следует уделять обучению субъектов жизненным навыкам противостояния среде, которая провоцирует аддиктивное поведение;

- целевое воздействие должно быть комплексным и осуществляться на личностном, семейном и социальном уровнях [5].

В качестве основных форм профилактики девиантного поведения Е.В. Змановская указывает: организацию социальной среды, информирование, активное социальное обучение социально-важным навыкам, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий девиантного поведения [3, С.161-164].

Из перечисленных форм в рамках первичной профилактики склонности к аддиктивному поведению студентов вуза наиболее эффективными, на наш взгляд, являются: а) активное обучение социально-важным навыкам, так как, во-первых, это сообразуется с одним из выделенных выше принципов профилактики аддикций; во-вторых, предполагает реализацию в форме разнообразных групповых тренингов, одним из которых является тренинг ассертивности, представляющийся достаточно эффективным в профилактике склонности к аддиктивному поведению, и может проводиться кураторами студенческих групп в рамках кураторских часов с элементами информирования о возможных негативных последствиях аддиктивного поведения; б) организация деятельности, альтернативной аддиктивному поведению, так как эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте какой-либо деятельности. Учебно-воспитательный процесс вуза предполагает организацию различных мероприятий для студентов не только воспитательного, но и научного характера. Возможными альтернативными формами активности, следовательно, могут быть: познание (написание научных статей, проектов, участие в конференциях, круглых столах и др.), творчество (самоуправление, участие в секциях художественной самодеятельности – театральных кружках, КВН и т. п.), значимое общение.
Таким образом, на основании вышеизложенного предлагаем следующую программу профилактики развития склонности к аддиктивному поведению студентов вуза.

Цель программы – предупреждение развития склонности к аддиктивному поведению у студентов вуза.

Задачи программы:

- психологическое просвещение и сопровождение студентов вуза с целью повышения психологической устойчивости к влиянию аддикций;

- модификация личности студентов вуза с учетом психологических факторов для предотвращения развития склонности к аддиктивному поведению.

Таким образом, можно выделить два этапа в реализации рассмотренных мероприятий: информационно-просветительский и развивающе-коррекционный.

На информационно-просветительском этапе в ходе учебно-воспитательного процесса вуза необходимо:

а) проведение психологической службой вуза круглых столов, мастер-классов по просвещению студентов вуза относительно пагубного воздействия различных аддиктивных агентов;

б) проведение кураторских часов, посвященных информированию студентов (особенно первых курсов) о вредных последствиях аддиктивного поведения;

в) внедрение в образовательном процессе в структуру психологических дисциплин соответствующих тем занятий, посвященных ознакомлению с негативными последствиями аддиктивного поведения, психологических факторов, влияющих на развитие склонности к аддиктивному поведению студентов вуза;

На коррекционно-развивающем этапе целесообразно:

а) проведение психологической службой обучающих семинаров по организации и проведению кураторами элементов психологических тренингов, направленных на модификацию психологических факторов, влияющих на развитие склонности к аддиктивному поведению студентов вуза;

б) управление студенческой группой – назначение склонных к аддиктивному поведению студентов на соответствующие студенческие должности с учетом психологических факторов;

в) вовлечение студентов в научную деятельность через участие в СНО (студенческих научных обществах);

г) проведение со студенческой молодежью в условиях общежитий мини-бесед, диалогов, посвященных развитию общечеловеческих ценностей и свойств личности, препятствующих развитию склонности к аддиктивному поведению.

Библиографический список:

1. Интернет-ресурс http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_medicine
2. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – 2-е изд., стер. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.
3. Змановская Е.В. Девиантология. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
4. Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск, 1988. – 206 с.
5. Вострокнутов Н.В. Первичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. http://www.re-centr.ru/2010-05-21-09-59-12/116-2010-05-21-11-34-45.html




Рецензии:

13.10.2014, 13:55 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья написана грамотно, логично и на актуальную тему. Особо хочется отметить большую работу проделанную научным руководителем. Рекомендуется к публикации.

03.11.2014 19:19 Ответ на рецензию автора Лазаренко Дмитрий Витальевич:
спасибо за сотрудничество !

13.10.2014, 22:36 Юдеева Татьяна Васильевна
Рецензия: Проблема, обозначенная в данной статье безусловно является актуальной.В работе представлен анализ уровней, форм и методов профилактики аддиктивного поведения студентов вуза,что четко определяет ее практическую значимость.Статья рекомендуется к печати.
03.11.2014 19:19 Ответ на рецензию автора Лазаренко Дмитрий Витальевич:
спасибо за сотрудничество !

27.01.2015, 10:47 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Актуально,интересно.Качественный материал.Рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх