Магистр
МБОУ ДОД ДУМ "Икар"
Методист
Кирдянова Анна Александровна, заместитель директора по научно-методической работе
УДК 37
Согласно данным социологии, для начала XXI века одной из характерных тенденций социального развития является рост семейного неблагополучия.
Экономический кризис в последние годы только усугубляет и так достаточно сложное материальное состояние большого количества семей.
Нравственные проблемы общества усложняют систему ценностных отношений в семье, а невысокий уровень педагогической культуры снижает воспитательный потенциал семьи.
Подготовка детей к жизни в обществе – первейшая задача любой образовательной системы. Проблемы разработки адекватных современности учебных программ решаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Ошибки здесь могут дорого стоить всему обществу.
К настоящему времени концепция педагогики претерпела значительную эволюцию, вместе со всем комплексом гуманитарных наук. Огромное значение и в настоящее время имеют труды таких педагогов, как А.С. Макаренко (особенно, что касается взаимоотношений в коллективе).
Системы педагогики развиваются в сторону большей гуманизации, постановки в свой центр собственно ребенка. Давно ушли в прошлое телесные наказания и прочие подобного рода “стимулы”.
Ключевую роль в формировании личности ребенка играет та среда, в которой он растет. И это не только школа или дворовая компания. В первую очередь, это семья.
Семью определяют как ячейку общества. Разумеется, в различные исторические периоды (при господстве различных социально-экономических формаций) существовали разные ее формы.
Эволюция семьи, к примеру, подробно рассматривается Ф. Энгельсом в известной работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. В частности, Ф. Энгельс пишет о несомненной связи возникновения семьи с функцией накопления и передачи по наследству частной собственности. Во времена феодализма также семья являлась основной производительной ячейкой [5].
Разумеется, современная нуклеарная семья (отец, мать, их дети) существенно отличается от многочисленной патриархальной семьи предыдущей формации. Кроме того, ослабли идеологические узы, скрепляющие браки.
Так или иначе, в большинстве случаев именно семья является той средой, где формируется каждый член общества с рождения. Причем, это формирование не всегда носит положительный характер [1].
С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы.
Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями. Они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей [2].
А.С. Макаренко говорил, обращаясь к родителям: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <…> Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям и всей стране».
Так или иначе, многие родители целенаправленно способствуют возникновению тех или иных предпочтений или установок личности детей. Каждый человек есть продукт среды, в которой он формировался.
Ясно, что воспитание детей должно предваряться воспитанием самих родителей, чему в настоящее время не предается достаточного значения.
Задача внешних сил здесь заключается в развитии внутрисемейного воспитательного потенциала.
Эта задача лежит не только на общеобразовательных учреждениях (где может быть развита работа с родителями), но и на учреждениях дополнительного образования. Именно последнее предполагает достаточно гибкую и приспособляемую к нуждам семьи социально-педагогическую систему [4].
В работе школ, лицеев и гимназий, ограниченных своими учебными программами и планами данное направление не является приоритетным.
В свою очередь, учреждения дополнительного образования могут разрабатывать проекты, целиком направленные на развитие воспитательного потенциала внутри семьи.
В них присутствует как формализованный, так и неформальный компонент воспитания, интегрированные в общую систему [3].
На первый взгляд, во многих городах РФ существуют разнообразные варианты школы родителей. Есть и множество онлайн-курсов, тренингов, иных программ. В большинстве случаев, однако, они касаются беременности и первых лет жизни ребенка. А остальные часто бывают так или иначе ангажированы.
Среди изученных программ для основного образования – авторская программа “Уроки семейного воспитания” Т.В. Петришина, Л.В. Путря, Т.Н. Чернова, В.В. Ященко. Она ориентирована на младших школьников и их родителей и предполагает занятия с их родителями.
Также была изучена программа по работе с родителями “Воспитываем вместе” Э.А. Сызранцевой, “Содружество школы и семьи” К.А. Митькиной.
В сфере дополнительного образования – “Семейный мир” Е.В. Горбачевой и др.
Все эти проекты были победителями II Всероссийского конкурса “Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе!”, проводимого ФИРО в 2011 г.
Во многих из них не хватает комплексного подхода, нет многообразия деятельности (в том числе творческой и акционистской). Иногда эти проекты излишне специализированы, посвящены одному или нескольким аспектам семейных взаимоотношений – например, психологическому.
В связи с этим, проблема совершенствования воспитательных и родительских функций в нашем обществе остается актуальной.
В МБОУ ДОД ДУМ “Икар” (г. Тольятти, Самарская область) в настоящее время функционирует “Школа для родителей “Мы вместе”. Именно там осуществляется комплексный подход к подготовке родителей, социокультурная система развития воспитательного потенциала семьи.
Проект предполагает работу со всеми типами семей.
Основной этап проекта содержит комплекс мероприятий и различных организационных форм работы с целевой аудиторией по следующим направлениям сетевого проекта:
1.Организация семейной творческой мастерской:
-проведение серии мастер-классов для семей различных социальных категорий по декоративно-прикладному искусству, хореографии, по фольклорному творчеству, вокальному искусству и информационным технологиям.
-занятия для родителей по обучающей программе «Повышение компьютерной грамотности в области ИКТ» (80 часовой курс).
2.Психолого-педагогическая поддержка семьи:
-занятие-тренинг «Я – эффективный родитель»;
-организация совместных занятий детей и родителей, направленных на удовлетворение личностных потребностей семьи;
-психологическое консультирование семей;
-психопрофилактическая и развивающая работа с семьей.
3.Подготовка и поддержка граждан, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей:
-реализация курса «Подготовка к приемному родительству» (48 часовой курс);
-проведение клубных встреч приемных семей.
4.Проведение социокультурных мероприятий с семьями различных категорий:
-праздничный концерт, посвященный Дню матери;
-фольклорный праздник «Масленица»;
-фестиваль семейного творчества «Талантов акварель»;
-привлечение семей к участию в социальных акциях и конкурсных мероприятиях различного уровня;
-проведение семейных экскурсий.
5.Правовая поддержка семьи:
-проведение круглых столов по правовой защите детей;
-оказание юридических консультаций по запросу семей;
-организация профилактических бесед с семьями с привлечением социальных служб и правоохранительных органов.
6.Волонтерская деятельность:
-привлечение родителей к участию в волонтерской деятельности различной направленности (социальной, экологической и т.д.);
7.Здоровьесберегающая деятельность:
-создание и распространение методических памяток, буклетов, брошюр по вопросам здоровья;
-беседы, лектории с родителями на тему здоровьесбережения;
-встреча с приглашенными специалистами (медицинскими работниками);
-организация Дней здоровья с участием детей и их родителей;
- мастер-классы по парикмахерскому искусству, косметологии и визажу, фитнесу, методам оздоровления организма;
-проведения семейных спортивных праздников и эстафет.
8.Информационное обеспечение проекта:
-создание единого банка информации в рамках проекта (правовые документы, информационные, методические, диагностические, отчетные материалы, фото- и видеоматериалы);
-использование информационно-коммуникационных технологий;
-обратная связь со всеми участниками проекта (Форум сайта);
-размещение рекламных, агитационных, отчетных материалов в городских СМИ и других печатных изданиях.
Обучение и поддержку семей в рамках проекта осуществляют квалифицированные специалисты: педагоги-психологи, юрисконсульт, педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы, и другие привлеченные специалисты.
К тому же, родители получают комплект раздаточного материала – памятки, информационные бюллетени, буклеты, календари, методические статьи и т.д.
В реализации проекта “Школа для родителей” осуществляется взаимодействие со многими организациями г. Тольятти, такими как городские службы, общественные организации, поликлиники, учреждения начального и среднего образования, различные СМИ и др.
В результате деятельности “Школы для родителей” было отмечено – повышение уровня воспитательного потенциала семей г. Тольятти, оказание семьям разнообразной помощи (психолого-педагогической, юридической, социальной), привлечение школ, накопление методических материалов, а также создание информационно-образовательной среды.
Имеются также некоторые предложения по дальнейшему развитию программы “Мы вместе”.
К примеру - мастер-классы по настольным играм (уже имеющимся и самостоятельной разработке новых вариантов). Это способствовало бы развитию креативности, а также укреплению внутрисемейных взаимоотношений.
Планируется и реализация программы дистанционного обучения в школе родителей. Для этого будет создан раздел на сайте организации (ikar.net.ru) с регистрацией и видеокурсами по всем направлениям школы родителей. Также будут представлены контактные данные (телефоны и e-mail) всех педагогов.
Инновационная значимость проекта заключается в комплексном и многостороннем подходе к обеспечению развития воспитательного потенциала семьи. Он не оставляет без внимания ни один аспект этой задачи.
В современных условиях такие проекты, как “Школа для родителей “Мы вместе” выполняют важную функцию. Они не только обеспечивают улучшение внутрисемейных взаимоотношений, но и способствуют сотрудничеству межсемейному, а также между семьями и общественными организациями.
Так формируется социокультурная система, развивающая воспитательный потенциал.
Сообщение семей в “Школе для родителей” может вызвать нечто вроде “цепной реакции” улучшения этого потенциала. Взаимодействуя при совместном участии в деятельности проекта, семьи улучшают воспитательный потенциал друг друга. МБОУ ДОД ДУМ “Икар” при поддержке различных организаций города обеспечивает благоприятную среду для этого процесса.
Эффект достигается с помощью комплексности и многогранности проекта.
Результаты реализации проекта “Школы для родителей “Мы вместе” подтверждают ее инновационную значимость.
Рецензии:
14.10.2014, 22:34 Горбатюк Роман Михайлович
Рецензия: Статью можна рекомендовать к публикации
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий