Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Маркетинг
Размещена 15.10.2014. Последняя правка: 15.10.2014.
Просмотров - 4387

Маркетинговые исследования услуг агро- и экотуризма г. Могилева и Могилевской области

Буслаева Ксения Владимировна

специалист

Белорусско-Российский университет

студент

Шеробурко Елена Николаевна, старший преподаватель ГУ ВПО Белорусско-Российский Университет, кафедра маркетинг и менеджмент


Аннотация:
Туризм является важной частью внешнеэкономической деятельности многих развитых и развивающихся государств. Эта отрасль относится к числу высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. Для Республики Беларусь очень важным является развитие данного направления. Из всего сектора услуг, туризм имеет наиболее высокий потенциал развития в Беларуси, где был отмечен 135%-ый рост объема туристических услуг за последний год – намного больше, чем в розничной торговле, обслуживании населения и сельском хозяйстве. [1] Туристы из разных стран выбирают сегодня отдых в Беларуси как наиболее выгодный и комфортный вариант проведения времени в отпуске или на выходных. Данном исследование позволит исследовать предложение туристических услуг на рынке и выявить портрет потенциального потребителя. На основе выводов были предложены рекомендации по совершенствованию и модернизации.


Abstract:
Tourism is an important part of foreign economic activity in many developed and developing countries. This industry is one of the most dynamic and highly profitable industries. The development in this direction is a very important for the Republic of Belarus. Tourism has the highest potential for development in Belarus in/of all the services sector. The increase was marked in 135% in the content of tourist services in the last year - much more than in the retail trade, catering and agriculture. Tourists from different countries are choosing to spend their holidays in Belarus because it is the most convenient and comfortable option of spending time in holidays or days off. This study has allowed to explore the proposal of tourist services in the market and identify the portrait of a potential customer. The recommendations for the improvement and modernization were made based on the findings.


Ключевые слова:
Агро- и экотуризм; анкетирование; прогнозирование; исследование; выборка; описательный и кластерный анализ

Keywords:
An Agro and eco-tourism; a survey; prognostication; a research; a selection; a descriptive and cluster analysis


УДК 379.85

Туризм является важной частью внешнеэкономической деятельности многих развитых и развивающихся государств. Эта отрасль относится к числу высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) доходы от туризма ряда стран мирового сообщества в 2011г. составили (в млрд. евро): Доходы от международного туризма выросли на 5 млрд. дол. США. В США (плюс 13 млрд дол. США – до 116 млрд дол.), Испания (плюс 7 млрд дол. – до 60 млрд дол.), Франция (плюс 7 млрд до. – до 54 млрд дол.),  Таиланд (плюс 6 млрд дол. – до 26 млрд до.) и Гонконг (Китай) (плюс 5 млрд дол. – до 27 млрд дол.). Более того, существенный рост на более дешевых направлениях был отмечен в Сингапуре, России, Швеции, Индии, Республике Корея и Турции. [2]

Целью данной работы является изучить состояние агро- и экотуризма г. Могилева и РБ, и на результатах анализа сформулировать пути модернизации и предложения внедрения новых туристических продуктов.

Рассмотрев особенности туристского рынка Республики Беларусь, можно заключить, что создание конкурентоспособного туристского продукта не возможно без изучения и прогнозирования рынка (поставщиков, клиентов, посредников, широкой общественности и конкурентов), постановки целей и задач, разработки стратегии и тактики, формирования спроса и стимулирования сбыта, анализа и контроля. [3]

Тема агро- и экотуризма достаточно новая на рынке услуг туристических продуктов в г. Могилеве, поэтому данные будут собираться за последние 3 года, чтоб выявить тенденцию растущего спроса.

Данная тема была выбрана в виду ее актуальности: спрос есть, но нет достаточного предложения. Для этого нужно исследовать предлагаемые услуги на рынке, выявить недостатки предложения и сформулировать собственные, более прогрессивные решения, т.е. внедрить новые или обновленные имеющиеся предложения по агро- и экотуризму, для удовлетворения имеющего спроса.

Агротуризм имеет все шансы помочь белорусской деревне и развивать положительный имидж региона и страны в целом, незаметной в настоящее время на мировом туристическом рынке. Однако, положительные перемены возможно лишь в том случае, если агротуризм станет полноправным сектором туристической отрасли РБ.

Для Республики Беларусь очень важным является развитие данного направления. Туристы из разных стран выбирают сегодня отдых в Беларуси как наиболее выгодный и комфортный вариант проведения времени в отпуске или на выходных. Наибольшее количество туристов приезжает в нашу страну из России (94187 чел), Великобритании (3033) , Турции (2768), Германии(2071) , Польши (2027).[4]

Чтобы узнать, есть ли спрос агротуризма в Беларуси был произведен опрос и в результате выявлен большой рынок потенциальных клиентов. В первую очередь это городское население (6,9 млн) и особенно население крупных городов. Так, согласно исследованию ООН, 82% минчан хотели бы совершить экологические путешествия. [5]

Согласно данным Государственного комитета пограничных войск Беларуси, в 2012 году в Беларусь въехало 1,9 млн. иностранных граждан, из которых 460 тысяч целью приезда называли туризм.

Таким образом, потенциальный спрос и ресурсы для развития агро- и экотуризма в Беларуси имеются.

Для правильного и эффективного развития и функционирования туристических предприятий, которые предлагают услуги агро- экотуризма следует разработать  предложения  по формированию эффективной стратегии повышения конкурентоспособности услуг в сфере агро- и экотуризма.

Для решения данной задачи было проведено маркетинговое исследование.

Данный исследовательский проект является описательным, поскольку целью исследования является анализ ассортимента предлагаемых услуг агро- и экотуризма в турагентствах г. Могилева. Т. е. задачи, стоящие перед исследователем, не предполагают сбор информации для формулирования и понимания проблемы, как в поисковом исследовании, а также отсутствует необходимость в проведении экспериментов.

В работе используются как первичные, так и вторичные источники информации.

Методом получения первичных данных является проведение опроса потребителей. Формой опроса, использующейся в работ, является анкета.

Анкетирование позволит оперативно получить структурированные и сопоставимые результаты, анонимность респондентов повысит объективность и искренность получаемых ответов.

Предложенная анкета содержит 27 вопросов, которые представлены в Приложение А. в виде открытых и закрытых вопросов.

После разработки анкеты необходимо определиться с объемом генеральной совокупности и выборки. Выборка формируется произвольным отбором элементов из основы выборки.

Наша выборка ограничиться 50 единицами, которые были выбраны случайно. Это были первые 50 респондентов, которые обращались в туристическое агентство (ТА) Тур-Мастер.

В данной работе используется описательный и кластерный анализ данных. Описательный анализ наглядно представит результаты анкетирования в виде таблиц и графиков. С помощью кластерного анализа можно определить целевые группы потребителей, для которых было бы целесообразно разработать специальное торговое предложение, т.е. уникальную комбинацию инструментов маркетинга.

Анкетирование позволяет оперативно получить структурированные и сопоставимые результаты, а анонимность респондентов повысила объективность и искренность получаемых ответов.

В предоставляемой анкете было задано 27 вопросов, по ответам которых было выяснено: какая группа населения пользуется услугами  агро- и экотуризма; к каким ТА в Могилеве чаще всего обращаются; какими характеристиками должно обладать ТА, чтобы к нему чаще обращались; удовлетворен ли спрос на данный вид туризма.

Как результат анкетирования, спрос и предложение на агротуризм есть, но данный сегмент не до конца развит.

Было выявлено, что только 20% опрошенный не пользуются услугами ТА, 80%, т.к. 40 респондентов иногда или постоянно пользуются услугами ТА. Следовательно, целесообразно продолжать опрос, т.к. спрос на данный вид услуг существует.

Как было выяснено, самый популярный является экскурсия в Европу, что составило 20%, практически столько же – 18%, т.е. 9 респондентов ответили, Что предпочитают пляжный отдых с экскурсией, агротуриз разделил свою позицию по популярность с визовой поддержкой, что составило по 14% или по 7 респондентов.

Можно сделать вывод, что любой отдых популярен, все зависит от стоимости и сезона покупки.

В соответствии с выбранной темой данной научной работой, требовалось выявить популярность услуг агротуризма в г. Могилеве. Были заданы вопросы – пользовались ли услугами агро- и экотрузма, на сколько разработан данный вид услуг, предпочтительные пути совершенствование. Было выявлено, что только 2 респондента (4 %) никогда не пользовались услугами данного рода; 32 респондента считают, что агротуризм можно бы развивать и дальше, что потенциал еще есть и полностью не открыт; 36% респондентов выбрали гастротуризм, как самый привлекательный и интересный вид совершенствования агротуризма, далее следуют тематические туры, повышение уровня обслуживания, снизить стоимость услуг.

Для более углубленного анализа данных будем применять кластерный анализ. Кластерный анализ — метод классификации объектов по заданным признакам. Задача кластерного анализа состоит в формировании групп:

- однородных внутри (условие внутренней гомогенности);

- четко отличных друг от друга (условие внешней гетерогенности).

Целью кластерного анализа в маркетинге является определение целевых групп потребителей, для которых было бы целесообразно разработать специальное торговое предложение, т.е. уникальную комбинацию инструментов маркетинга.

По итогом кластерного анализа, потенциальный портрет нашего потребителя выглядит следующим образом:

Сумма, которую потребитель составит на отдых составит от от 700$ и более, предпочитаемый отдых пляжный с экскурсиями, но периодически (1 раз в 2-4 месяца)  пользуется услугами агротуризма, но считает, что данный вид отдыха не до конца развит, способ развития данный области выбрали внедрение гастротуризма, далее идут тематические туры и повышение уровня обслуживания, доходы потребителя составят от 6 до 10 млн.

Таким образом, для роста конкурентоспособности агро-т и экотуризма  и повышения эффективности туристический  деятельности в Беларуси необходимо решить ряд принципиальных задач. Во-первых, разработать эффективную модель последовательных мероприятий по внедрению нового туристического продукта – гастротуризм, целью которой должна заключаться в приведении структуры предложения в соответствие с меняющейся в настоящий момент структурой спроса (рост требований потребителей к качеству туристического продукта); во-вторых, определить комплекс организационно-экономических условий для формирования устойчивого территориально-отраслевого партнерства взаимосвязанных предприятий и организаций; в-третьих, выработать определенный организационно-экономический механизм функционирования агро- и экотруизма, который позволит с наибольшей результативностью реализовать производственный потенциал ТА РБ.

Решение обозначенных ранее проблем будет способствовать привлечению туристов в нашу страну и формированию положительного имиджа Республики Беларусь в мире. 

Проведя данное исследование, можно с уверенностью сказать, что потенциал туристического рынка РБ полностью не раскрыт, но есть все предпосылки высокому спросу на данном рынки. 80% из опрошенных респондентов дали положительный ответ на то, что население пользуется услугами ТА. 64% из положительно отвечавших респондентов на поставленные вопросы в анкете относительно часто следят за обновлением туристических услуг в ТА. 14% всех респондентов предпочитаю агротуризм всем видам отдыха, и 32% достаточно часть (раз в 2-4 месяца) пользуются услугами агроутризма. Данные цифры показывают хороший результат, что может свидетельствовать о дальнейшем развитии агротуризма в Могилеве.

Таким образом, потенциальный спрос и ресурсы для развития агро- и экотуризма в Беларуси имеются.

Приложение А. Анкета

Уважаемый клиент!

Просим Вас принять участие в исследовании компании «Тур-Мастер».

Данная анкета содержит 27 вопросов, ответив на которые, Вы поможете нам работать лучше.

Пожалуйста, прочитайте вопросы и отметьте те ответы, которые соответствуют Вашему мнению.

  1. Пользовались ли Вы когда-либо услугами туристических агентств?

А) да

Б) нет (переходите к 26 вопросу)

  1. Как Вы считаете, в г. Могилеве достаточно туристических агентств?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

  1. Обращались ли Вы когда-нибудь в туристическое агентство?

А) да, постоянно

Б) да, иногда

В) да, редко

Г) никогда

4.  В какие рекламные агентства вы обращались?

А) Тур-Мастер

Б) Алатан-тур

В) Мара-тур

Г) Альта-Тур

5.  Следите ли Вы за обновлением услуг, предоставляемых туристическими агентствами?

А) да

Б) нет

6.  Как часто Вы следите за обновлением туристических услуг?

А) Раз в месяц

Б) Два раза в месяц

В) Раз в неделю

Г) не слежу вообще

7.  За какую сумму Вы чаще всего приобретаете услугу?

А) До 300 у.е.

Б) От 301-700 у.е.

В) 701-1000 у.е.

Г) 1001-2000 у.е.

Д) больше 2001 у.е.

8.  Какую туристическую путевку Вы чаще всего приобретаете в туристических агентствах?

А) пляжный отдых

Б) экскурсия в Европу

В) Пляжный отдых + экскурсия

Г) экскурсия по РБ

Д) визовая поддержка

9.  Какая форма отдыха Вам нравится больше всех?

А) пляжный отдых

Б) экскурсия в Европу

В) Пляжный отдых + экскурсия

Г) экскурсия по РБ

Д) визовая поддержка

10.  С какой формой туруслуг вы чаще всего встречаетесь (ваши предпочтения, предпочтения друзей, знакомых, реклама об этих  турслугах т.д.)

А) пляжный отдых

Б) экскурсия в Европу

В) Пляжный отдых + экскурсия

Г) агро- и экотуризм

Д) визовая поддержка

11. Оцените от 1 до 5 баллов, насколько Вы будете удовлетворены такими характеристиками работы туристического агентства, как:

Характеристика

11

22

33

44

55

11

Удобство расположение агентства, наличие рядом остановок, парковок

 

 

 

 

 

22

Чистота агентства (приятно находится в агентстве)

 

 

 

 

 

33

Вежливость, доброжелательность сотрудников

 

 

 

 

 

44

Компетентность сотрудников

 

 

 

 

 

55

Внешний вид сотрудников

 

 

 

 

 

66

Качество продукции

 

 

 

 

 

77

Удовлетворенность ассортиментом

 

 

 

 

 

12.  Пользовались ли Вы скидками или различными бонусами, предоставляемыми в туристических агентствах?

А) Да, пользуюсь часто

Б) Да, пользуюсь иногда

В) Нет

Г) Нет, т.к. не было повода

Д) Не хочу, тк не доверяю

13.  Как Вы считаете, какая сфера человеческой деятельности чаще всего пользуется услугами туристических агентств в г. Могилеве?

А) личное обращение (физ лица)

Б) юр лица (корпоративные)

В) образовательные учреждения

Г) государственные организации

14. Предположите, каким образом туристическое агентство может качественно позиционировать себя?

А) рассказывать про клиентов-знаменитостей

Б) выкупать самые заметные и выгодные места и только там размещать свою рекламу

В) специализироваться только в узком кругу туристических услуг

Г) снижать цены на свои услуги и тем самым отбирать клиентов у конкурентов

15.  Какой цвет Вы бы точно увидели?

А) зеленый

Б) красный

В) черный

Г) салатовый

16.  Какой логотип Вам нравится больше всего (вызывает доверие)?

А)  

Б)

В)

Г)

17. Повлияет ли на Ваш выбор стаж работы ТА?

А) да

Б) нет

 18. Если ответ на 17 вопрос был «да», то ответьте на данный вопрос, а иначе пропустите и отвечайте дальше. Сколько лет туристическое агентство должно работать на своем рынке, чтобы Вы  пришли к нему?

А) от 0 до 3

Б) от 3 до 5

В) от 5 до 8

Г) более 8 лет

19. Продолжите высказывание: «Я пользуюсь услугами туристического агентства, потому что…»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

20. Выберите один из предложенных вариантов, дополняющих следующее высказывание: «Если цена на продукт турагенства повысится на 20%, то я…»

А) Все равно куплю данный продукт

Б) попрошу взять услугу в рассрочку

В) попробую найти подобную услугу в других туристических агентствах по более низкой цене

Г) точно не приобрету

21. Чтобы Вы улучшили в работах туристического агентства г. Могилева?

Ответ:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Часто ли Вы пользуетесь услугами агро- и экотуризма?

А) Да, очень часто

Б) Часто (1 раз в месяц)

В) Иногда (1 раз в 2-4 месяца)

Г) Случается (1 раз в полгода)

Д) Никогда

23. Вы предпочитаете находить агродомики самостоятельно или с помощью турагенства?

А. Самостоятельно

Б. С помощью турагентства

В. 50 на 50

24. Удовлетворительно ли в РБ развит данный вид отдыха?

А. Да

Б. Можно было бы лучше

В. Плохо

24. Метода совершенствования агротуризма в РБ:

А. Тематические туры

Б. Гастротуризм

В. Повышение уровня обслуживания

Г. Снизить стоимость услуг

Д. Свой вариант________________

Укажите, пожалуйста, некоторую информацию о себе

26. Укажите Ваш возраст

А) До 20

Б) от 21 до 30

В) От 31 до 40

Г) от 41 до 50

Д) От 50 и выше

27. Укажите Ваш среднемесячный доход

А) До 3 млн р

Б) ОТ 4 до 6 млн р

В) От 6 до 10 млн р

Г) Свыше 15 млн р

Библиографический список:

1. Туры/Агротуризм/ [Электронный ресурс] – Режим доступ: http://greentravel.by/ru/tours/type/28.html
2. Турпром/Новости туризма/ Международные доходы от туризма бьют новый рекорд [Электронный ресурс] – Режим доступ: http://www.tourprom.ru/news/16936/
3. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие / М.А. Жукоа. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2006. - 192 с – 42 - 45 с
4. Национальный статистический комитет Республики Беларусь/ Туризм/ Численность иностранных туристов, организованно посетивших РБ - [Электронный ресурс] – Режим доступ: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/statistics_for_schoolers/14.pdf
5. Информационный центр сельского туризма и отдыха "ИНФО - СТиО"/Агротуризм/Агротуризм как идея в Беларуси [Электронный ресурс] – Режим доступ: http://info-stio.ru/agroturizm/agroturizm-kak-ideya-biznesa-v-belarusi.html




Рецензии:

15.10.2014, 17:02 Короткова Татьяна Леонидовна
Рецензия: Статья интересная, написана хорошим языком Однако хотелось бы, чтобы выводы были более глубокими и иллюстрированными. Статья рекомендуется в печать с небольшими доработками



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх